Урок по теме "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Шибаева Ольга

Цель урока: повторить тему "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот и знаки препинания при деепричастном обороте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот"

    Шибаева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели: обобщить, систематизировать материал по теме, закрепить изученные орфограммы и пунктограммы.

Форма урока: урок-.практикум.

        Ход урока         

Оргмомент.         Учитель проверяет наличие на партах учащихся учебников, тетрадей, письменных принадлежностей.         Учащиеся готовятся к уроку.

1. Взаимоконтроль по вопросам учебника.

2.Анализ предложения.

Котенок играет язычком ботинка и жмурится от удовольствия.

    Подчеркните члены предложения.

    Чем осложнено предложение? Чем выражены однородные члены? Докажите, что это однородные члены (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, соответственно, являются одинаковыми членами предложения, в данном случае – сказуемыми)

Играя с язычком ботинка, котенок жмурится от удовольствия.

    Подчеркните члены предложения.

    Есть ли тут однородные члены? Докажите.

    На какие вопросы отвечают слова “играя”? “жмурится”? От каких слов задаем к ним вопросы?

Делаем вывод, что эти слова отвечают на разные вопросы: как? или что делая? – “играя” и что делает? – “жмурится”. Вопросы к этим словам задаем от разных слов: котенок (что делает?) жмурится, жмурится (что делая? как?) играя. Таким образом, исходя из правила определения однородных членов, данные слова не могут быть таковыми.

    Можно ли с помощью вопроса “что делая?” к слову “играя”, определить, каким членом предложения оно является? Какой вопрос помогает определить, какой это член предложения?

    Чем слово “играя” похоже на глагол? Чем отличается от него?

Делаем выводы: 1) это слово отвечает на вопрос, похожий на глагольный, но не являющийся таковым, 2) слово не имеет привычных глагольных окончаний, 3) не является, как глагол, сказуемым, 4) не изменяется.

    Что обозначает глагол как часть речи? Что обозначает слово “жмурится”? А что обозначает слово “играя”? Содержит ли это слово значение действия? Объясните.

    Какое действие в предложении главное, основное, а какое – добавочное? Попробуем объяснить.

Делаем вывод, что слово “играя” дорисовывает основное действие, которое выполняет котенок, описывает его.

Эта часть речи, которая помогает глаголу, обозначает добавочное действие при нем, называется деепричастием. Термин возник в 18 веке, состоит из 2 частей: дее + причастие = причастность к действию.

Как и причастие, эта часть речи является гибридом. Есть грейпфрут – гибрид лимона и апельсина, есть причастие– гибрид прилагательного и глагола. Так и деепричастие – тоже гибрид двух самостоятельных частей речи – глагола и наречия.

    Замените слово “играя” на глагол. Прочитайте полученное предложение. Почему вы смогли заменить это слово на глагол? От какой части речи оно образовано?

    Есть ли у слово “играя” зависимое слово или зависимые слова? Докажите. Как называется причастие с зависимым словом? Как вы думаете, как называется деепричастие с зависимым словом?

Делаем вывод: деепричастие с зависимым словом– деепричастный оборот, который почти всегда выделяется запятыми, относится к глаголу (о знаках препинания при деепричастном обороте речь будет идти на следующих уроках), в предложении является обстоятельством.

    Назовите деепричастный оборот в нашем предложении. Подчеркните его.

Деепричастие = грамматические признаки глагола (обозначает добавочное действие при глаголе, имеет вид – что Делая? что Сделав? Возвратность. Имеет зависимые слова) и наречия (не изменяется, отвечает на вопрос как?, в предложении является обстоятельством). Деепричастие всегда образуется от глагола.

Подводим итог, обобщая материал о грамматических признаках деепричастия.

        

3.Работа с текстом . Осенью шумно бывает в кедровом лесу. Накапливая  жир ходят по лесу медведи. Бурундуки  дела я запасы на зиму суетятся от зари до зари. Даже хищники, росомаха  и соболь, лакомятся кедровыми орехами. Вытаскивая чужие запасы они  шарят  по  кедровнику оставляя на зеленом мху отпечатки своих лапок. Сорвав шишку и набив зоб орехами кедровка уносит их иногда очень далеко

Однажды нам пришлось наблюдать, как кедровка прятала орехи. Она пролетала  с  шишкой в клюве, затем уселась на камне  и не обращая на нас внимания стала ловко отрывать шелуху глотая орех за орехом. Покончив с шишкой кедровка удивленно посмотрела на нас и срыгнув орехи неумело прикрыла их мхом.         

    Над деепричастиями напишите букву “д”. Найдите зависимые от деепричастий слова. Как называются деепричастия с зависимыми словами? Обозначьте деепричастные обороты.

Итоги урока.         Фронтальная беседа с классом.

    О какой части речи мы с вами сегодня говорили?

    Признаки каких самостоятельных частей речи включает в себя деепричастие? Чем деепричастие похоже на глагол? Наречие? Расскажите.

    Что называется деепричастным оборотом? Может ли деепричастие не иметь зависимых слов? Как оно называется при этом?

Домашнее задание.         Выписать фрагмент из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” (учебник, стр. 191: “А из города уже…” до слов “…не переводя духу…”), подчеркнуть грамматические основы, обозначить деепричастные обороты и одиночные деепричастия. Устно объяснить роль деепричастий в тексте.         Запись в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок по теме: "Обособление деепричастий и деепричастных оборотов"

Эта разработка поможет как закрепить материал, так и познакомить с новой темой, А форма проведения- игра, сделает урок интересным и насыщенным....

Презентация к уроку по теме: "Обособление деепричастий и деепричастных оборотов"

Презентация сделает урок интересным и облегчит труд учителю....

Урок усвоения новых знаний по теме: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Цели урока:            Знать:1.      определение деепричастного оборота;2.      понимать, что д...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур....

Презентация к уроку в 7 классе "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот".

Данный дидактический материал поможет сформировать представление о деепричастии как части речи, познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, научить находить деепр...