Урок усвоения новых знаний по теме: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Чинянина Светлана Владимировна

Цели урока:

            Знать:

1.      определение деепричастного оборота;

2.      понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное.

            Уметь:

1.      находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания,

2.      использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_usvoeniya_novykh_znaniy_po_teme_deeprichastie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок усвоения новых знаний по теме: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

        Знать:

  1. определение деепричастного оборота;
  2. понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное.

        Уметь:

  1. находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания,
  2. использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке вы вспомните, что изучали ранее о   деепричастии, познакомитесь с деепричастным оборотом.

  1. Подготовка к объяснению нового материала.
  1. Беседа  с классом.

- Что такое деепричастие? (Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав? – как? когда?, обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.)

- Признаки каких частей речи имеет деепричастие?  (глагола и наречия)

- От какой части речи образуется деепричастие? (От глагола)

- Каким членом предложения является деепричастие? (обстоятельством, как и наречие)

- Как расставляются знаки препинания при деепричастии?  (оно выделяется запятыми)

- Назовите еще одну часть речи, которая образуется от глагола и имеет его признаки. (Причастие)

  1. Наблюдение.

Учитель: Прочитайте текст (написан на доске). Определите его тему, основную мысль.

        Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца… Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М. Пришвин)

Учитель: Какие действия совершает тетерев?

 

Учитель: Найдите в тексте деепричастия. Помните, что они обозначают   добавочное действие при основном.

             -   Какое значение в данном тексте имеют деепричастия: устроившись, показав, завидев?

             -   Почему в предложениях эти деепричастия не отделены запятыми?

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Попробуем вместе ответить на этот вопрос. Установите связь между деепричастиями  и зависимыми словами:

                 Устроившись где? (на этом мостике ближе к ели)

             Показав что? (свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья)

                 Завидев что? (солнце над болотными, жалкими елочками)

Вывод 1:  деепричастия могут иметь зависимые слова.

Учитель: Изучая тему «Причастие», вы познакомились с понятием причастный оборот. Вспомните, что такое причастный оборот.

Я предлагаю вам самим сформулировать определение деепричастного оборота.

Вывод 2: деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

Учитель: Каким членом предложения является деепричастие? (обстоятельством)

Учитель: Деепричастный оборот в предложении является ….

Вывод 3: В предложении деепричастный оборот   является обстоятельством.  

Учитель: В каких случаях деепричастный оборот выделяется запятыми: в позиции перед определяемым словом, после него, и в той, и в другой? (Обращаемся к тому ж тексту.)

                                         д/о                                                                    х

Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул

           

         х                                                             д/о

подпрыгнул на своем мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья,..

                                                         

                                                             

Вывод 4: В предложении деепричастный оборот всегда обособляется, т.е. выделяется запятыми.

  1. Закрепление нового материала.
  1. Задание по тексту, написанному на доске: выписать деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся.
  2. Работа с учебником.

Упр.  235: списать предложения, найти в них деепричастные обороты, установив связь с глаголом. Определить место деепричастного оборота в предложении. Подчеркнуть д/о как член предложения.(Выполняется с комментированием по цепочке.)

  1. Упр. 236: соотнесение предложений со схемами.
  2. Прочитайте предложения,  правильно соблюдая интонацию. Найдите в них деепричастные обороты. Запишите предложения в тетрадь, расставив знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

1) По мостовой взметая пыль шел грузовой автомобиль. (С.Я.Маршак)

2) Челкаш оскалив зубы приподняв голову огляделся вокруг и прошептав что-то снова улегся. (М.Горький)

     Проверка: один ученик расставляет знаки препинания на доске, объясняя; класс оценивает выполнение задания, сверяет.

  1.  Достраивание  предложений: подобрать подходящие по смыслу зависимые слова. Записать предложения, расставив знаки препинания; подчеркнуть д/о как члены предложения:

Побывав (где? когда?)… ребята захотели устроить у себя стадион.

Увидев (что? где?)… Петя вскочил и закричал: «Ура! Победа!»

На ледяной арене стадиона, скользя (как? почему?)… показались юные фигуристы.

Задание выполняется самостоятельно с последующей коллективной проверкой.  

  1.   Устное упражнение на исправление ошибок.

Учитель: При употреблении в речи деепричастий надо помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.

- Можно ли сказать?

Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа.

  (Кто подъезжал? Что слетело?)

Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне…

(Кто с кем прощался?)

Подходя к лесу, мне стало холодно.

- Как можно исправить ошибки?

1.Когда я подъезжал к сией станции, у меня слетела шляпа.

2. Подъезжая к сией станции, я потерял шляпу.

1.Прощаясь, один из друзей сказал мне…

2. Когда я прощался с друзьями, один из них сказал мне…

Мне стало холодно, когда я подходил к лесу.

        

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Что такое деепричастный оборот?  

Чем является в предложении?

Как он выделяется в предложении?

 

  1. Домашнее задание.

В учебнике «Теория»: п. 143.

Упр. 244.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – усвоения новых знаний. Тема: Звуки вокруг нас. Источники звуков.

Данный урок является первым-ознакомительным уроком в разделе звуковые явления, в котором предусмотрено  4 часа (Звук вокруг нас. Источники звука. Распространение звука. Инфразвук и ультразв...

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1)

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1)Автор: Звербулис Наталья Борисовна, ГБОУ Гимназия№227 Фрунзенского района Санкт-ПетербургаКраткий конспект урока (без...

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1) Презентация к уроку

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» Презентация к уроку с видеофрагментом (видеофрагмент доступен по ссылке с nsportal)...

Тема урока: Теорема Виета. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Класс: 8

Цель урока:«открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами,научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.р...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Урок математики, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема урока: «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы».

Цели урока:- познакомить с песочными и солнечными часами; учить отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?».Планируемые результаты: Предметные:- научить измерять и выражать продолжительно...