Урок усвоения новых знаний "Как построить график функции y=f(x+l)+m"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Сидоркина Раиса Леонидовна

Как построить график функции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_postroit_grafik_funkcii_yfxlm.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок усвоения новых знаний  «Как построить график функции

             y = f(x+l)+m,  если известен график функции   y = f(x) »

                                       Паспорт урока

1.Класс – 8

2.Профиль – общеобразовательный

 3. Продолжительность – 45 минут

4. Место проведения – кабинет математики

5. Дисциплина – алгебра

6.Тема:  «Как построить график функции  y = f(x+l)+m,  если известен

                график функции   y = f(x) »

7. Тип урока: усвоение нового материала

8.Дидактические средства обучения:  наглядные материалы,  карточки с заданиями для домашней работы, презентация.

9. Форма организации обучения: урок

10. Способ организации: индивидуальная, групповая, коллективная

11. Основной дидактический метод: нагдядно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

12. Частные методы: актуализация знаний, работа с текстом учебника, метод иллюстрации (презентация), контроль, взаимопроверка, беседа.

Оборудование: персональные компьютеры с операционной системой MS Windows XP и табличным процессором MS Excel , видеопроектор.

Цель урока:

- повторить правила преобразований функции

- научиться строить графики вида  y = f(x+l)+m

- закрепить умения, выполнив практические задания

Задачи урока:

1. Образовательные:

дополнить  знания по построению графиков функций ;

закрепить умение применять алгоритмы построения графиков функций в процессе выполнения заданий в обычных и необычных ситуациях;

контроль уровня знаний, умений и навыков обучающихся по теме

2. Развивающие:

развивать умение выделять главное;

обобщать имеющиеся знания;

способствовать развитию кругозора и интереса к предмету, посредством работы с учебными компьютерными программами.

3. Воспитательные:

воспитывать мыслительную активность, самостоятельность;

достигать сознательного усвоения материала обучающимися;

воспитать прилежность и трудолюбие

Ход урока

I. Организационный момент.

Тема урока, цель и задачи.

          Учащиеся записывают тему урока в тетради.

   Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы должны пополнить свои знания по теме построения графиков функций, поэтому мои вам пожелания:

                 Чтобы легче всем жилось,

                 Чтоб решалось, чтоб моглось,

                 Улыбнись, удача, всем,

                 Чтобы не было проблем.

 Повторение последних двух тем

II. Актуализация знаний.  Актуализация знаний учащихся осуществляется в ходе фронтального опроса, повторения алгоритма построения функций вида:

y = f(x)+m   и   y = f(x+l)

Слайд 4.Как построить график функции    y = f(x)+m,   если известен график функции  y = f(x)

Слайд 5. На примере функций

Слайд 6. Правило

Слайд 7. Как построить график функции    y = f(x+l),   если известен график функции  y = f(x)

 На примере функций

Слайд 8.  Правило

III. Объяснение нового материала. Проблемная ситуация.

Тема «Построение графиков функций» является одной из стержневых, пронизывающих фактически все содержание школьного курса алгебры. Теперь предоставляется нам возможность реализовать эту тему не только традиционно, но и через современные технические средства – компьютер. Построение графиков функций можно строить в MS Excel.  К этому времени учащиеся уже строили диаграммы и работали с формулами, знают способы построения графика, основанные на предварительном исследовании свойств линейной функции и квадратичной функции

Слайд 9.  Пример №1 из учебника. Построить график функции

Вопрос (можно выдвинуть гипотезу) : можно ли построить график, применив  поэтапно правила построения  функций  y = f(x)+m   и   y = f(x+l).

Первый способ построения (поэтапно) выполняют 50% учащихся, другая половина выполняет на компьютере (после выполнения вывод записать в тетрадь). Сравниваем графики и скорость выполнения задания.

Учитель контролирует работу обеих групп.

                                   Ход выполнения задания.

Устно проговариваем три этапа, открываем слайд №10.

 Один учащийся выполняет задание у доски.

Слайд 10.  

 Осуществим построение по этапам.

Первый этап. Построим график функции

Второй этап. Сдвинув параболу   на 2 единицы вправо, получим график функции

Третий этап. Сдвинув параболу   на 3 единицы вниз, получим график функции  

                                    Сравнение результатов.

Слайд 11.  Решение.

Слайд 12.  Замечание. Построение трех графиков занимает много времени, поэтому существует другой способ построения графиков функций: «привяжем функцию                 к новой системе координат» с центром в точке (2;-3) и получим по контрольным точкам требуемый график. (Коллективная работа).

                  После выполнения учитель открывает

Слайд 13. Наглядная иллюстрация, выполненная в Power Point,

 должна  заинтересовать обучающихся своей необычностью построения.

Слайд 14. Вывод. ( алгоритм №1 и алгоритм №2)

Слайд 15. Самостоятельная работа.

     I вариант. 1). Построить график функции

если известен график функции

   2) №21.2. Постройте в одной системе координат графики функций:

  а)            и

3)№21.4. а)        и

 

4)№21.5.График какой функции получится, если:

А) параболу                          перенести на 3 единицы влево и на 4 единицы вниз;

Б)

II вариант. 1)

2) №21.2. Постройте в одной системе координат графики функций:

     в)                     и

3) №21.4. в)        и

Ученикам дается выбор решения (алгоритм 1 или 2, либо на компьютере, если это компьютерный класс).     

Слайд 16.  Решение

Физкультурная минутка.

Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали (ходьба на месте)
На носочках потянулись (руки вверх)
А теперь назад прогнулись (прогнуться назад)
Как пружинки вы присели (присесть)
И тихонько рядом мы за парты сели (выпрямиться и сесть).

Слайд 17. Построить график функции 

Каким способом можно прийти к виду

Слайд 18. ОТВЕТ. Строим график, используя алгоритм №2.

Упражнения из учебника.

 Делимся на группы: те, кто сидел за компьютером, садятся за парты и решают задания, применяя алгоритм 2. Другие  решают за компьютером.

Далее проходит взаимопроверка (например, выбирается пара - выполняющий на компьютере и сидящий за партой). Ученики ставят оценки товарищу.

Слайд 19.   Домашнее задание   

  1. Построить графики функций

  1. 2. Упражнения № 19.7, 19.9, 19.21(а,б)            

 Дополнительная информация. Для самопроверки можно воспользоваться программой    Advanced Grapher  или Построение графиков функций онлайн

VII. Итог урока.

1.Что нового узнали на уроке?

2. Был ли, на ваш взгляд, наш урок уроком усвоения знаний?

3.Что нового по данной теме можете предложить?

     Оценки.

VIII. Рефлексия.

- У каждого из вас ребята на столе карточки. Уходя с урока, прикрепите на доску одну их них.

Урок был полезным и плодотворным для меня. Я получил заслуженную оценку, и понял весь материал.


Урок был интересен и полезен, я принимал активное участие, мне было легко и  комфортно.


Пользы от урока я получил мало, я не очень понимаю материал, мне это не интересно и не понятно.

Слайд 20. Спасибо за урок

                 - Спасибо за творческую работу. Желаю дальнейших успехов!

Литература

  1. Мордкович А.Г.Алгебра.8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учеб. для общеобразоват.учреждений. – 6-е изд. – М.:Мнемозина, 2009. – 223 с.:ил.
  2. Мордкович А.Г.Алгебра.8 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник  для общеобразоват.учреждений.
  3. Программа "Алгебра 7-9 классы" под ред. Мордковича А.Г.М "МНЕМОЗИНА" 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Как построить график функции y=mf(x), если известен график функции y=f(x)"

Используя презентацию, научить строить графики функции вида y = mf(x), если известен график функции y=f(x). При усвоении материала главную роль играют наглядность - слайды. Учитель использовал сл...

Урок закрепления изученного по теме "Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)."

Данный урок поможет в игровой форме закрепить умение строить графики функций, используя алгоритмы параллельного переноса графика функций и построения дополнительной системы координат....

Презентация к уроку "Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)".

В данной презентации показаны способы построения графиков функций с использованием алгоритмов параллельного переноса графиков основных функций....

"Как построить график функции y=f(x+l) и график функции y=f(x)+m, зная y=f(x)"

Презентации к урокам по теме "Как построить график функции y=f(x+l) и график функции y=f(x)+m, зная y=f(x)" могут быть использованы в 8,9 классах как при изучении нового материала , так и при работе с...

Как построить график функции y=f(x+1)+m, если известен график функции y=f(x)

Разработка урока по теме "Как построить график функции y=f(x+1)+m, если известен график функции y=f(x)", 8 класс будет интересна  для учителей....

Урок по теме «Как построить графики функций y=f(x)+m, если известен график функции y=f(x)?»

Урок изучения нового материала в 8 классе по УМК Мордковича А. Г. по теме «Как построить графики функций y=f(x)+m, если известен график функции y=f(x)?» представлен конспектом и презентацией. Дидактич...