Урок математики, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема урока: «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы».
план-конспект урока по математике

Котикова Инна Николаевна

Цели урока:

- познакомить с песочными и солнечными часами; учить отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?».

Планируемые результаты:

Предметные:

- научить измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени;

- научить устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью.

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы;

- развивать внимание, умение анализировать;

- осознавать собственные достижения, при освоении учебной темы.

Регулятивные:

- умение ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять работу в соответствии с заданным планом;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

- составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

Оборудование:

А.Л.Чекин. Математика, часть 2. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Тетрадь для самостоятельных работ «Математика в вопросах и заданиях» (автор О.А. Захарова, Е.П. Юдина), рабочая тетрадь.

Математика  2 класс. Поурочные планы по учебнику А.Л.Чекина   «Математика//Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010г.

Проектор, компьютер, мультимедийная доска, презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremya_solnechnye_i_pesochnye_chasy.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Котикова Инна Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей  №1»

Республика Мордовия

р.п.Чамзинка

Технологическая карта урока:

Урок математики, УМК «Перспективная начальная школа»,  Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока: «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы».

Цели урока: 

- познакомить с песочными и солнечными часами; учить отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?».

Планируемые результаты:

Предметные:

- научить измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени;

- научить устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью.

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы;

- развивать внимание, умение анализировать;

- осознавать собственные достижения, при освоении учебной темы.

Регулятивные:

- умение ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять работу в соответствии с заданным планом;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

- составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

Оборудование:

А.Л.Чекин. Математика, часть 2. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Тетрадь для самостоятельных работ «Математика в вопросах и заданиях» (автор О.А. Захарова, Е.П. Юдина), рабочая тетрадь.

Математика  2 класс. Поурочные планы по учебнику А.Л.Чекина   «Математика//Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010г.

Проектор, компьютер, мультимедийная доска, презентация к уроку.

Ход урока:

 Этапы урока Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

1.Организационный.

2 мин

 Определяет готовность учащихся к работе.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Настраиваться на работу.

Регулятивные:

1. Нацеливание учащихся на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний

7

мин.

Начинаем урок с математической разминки.

1. Устный счёт.

- Разгадайте закономерность, по которой составлена таблица, и назовите пропущенные числа.

20

56

64

18

25

27

54

36

5

7

8

9

3

6

3

7

8

6

4

8

8

7

5

4

4

5

9

2. Игра «Цепочка» (на слайде).

3. Решите задачи.

а) Для поездки на работу Катиной маме требуется один час, а папе – 2 часа. Чья поездка занимает больше времени и на сколько?

б) Чтобы очистить овощи и подготовить продукты для приготовления обеда, Катиной бабушке нужен один час, и столько же времени требуется, чтобы сварить еду. Сколько всего нужно времени Катиной бабушке, чтобы приготовить обед?

Отвечают.

Выполняют.

Папина на  1час.

Два часа всего.

Коммуникативные:

1. Умение слушать собеседника, учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

Познавательные:

1. Установление причинно-следственных связей.

2. Умение ориентироваться в своей системе знаний.

3. Постановка учебной задачи

3 мин.

- Расположите по порядку, используя стрелки, и подумайте, что объединяет все эти слова?

- Какая из них наибольшая из представленных на слайде?

А наименьшая?

- Ребята, а можно ли нам сказать, что время – это величина?

- Какие еще единицы измерения времени вы знаете?

- Какой прибор служит для измерения времени?

- Верно ребята, время – это величина. Для измерения времени существует прибор, который называется часы. Одна из единиц измерения времени – один час. Существуют разные часы. Например, электронные и механические, которыми мы чаще всего пользуемся.

- Вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Что нам сегодня предстоит узнать?

Все эти слова объединяет то, что они являются единицами измерения времени.

Год.

Час.

Да

Минута, секунда.

Часы.

О времени, о часах.

О  том, какие еще существуют часы.

Регулятивные:

 1. Умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

2. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

4. Изучение нового материала

 12 мин                            

Работа с учебником.

Работа по рисунку на странице 109.

Миша увидел в книге изображение солнечных часов (вот, оказывается, какие еще существуют часы!) и построил такие же у себя во дворе.

- Рассмотрите солнечные часы. Что они собой представляют?

- Вы догадались, для чего нужны солнечные часы?

- Верно, такими часами люди пользовались  в древности, пока еще не были изобретены механические часы.

- А знаете ли вы как ими пользоваться?

- Мы знаем, что  Земля вращается вокруг своей оси, то кажется, что солнце движется по небосводу. Если вы наблюдательны, то наверняка замечали, что утром солнце «встает» с одной стороны горизонта, а «садится» на противоположной. В полдень же оно находится в самой высокой точке. А замечали ли вы, как при этом «движется» тень от предметов?

- Греки заметили это несколько тысяч лет тому назад и изобрели солнечные часы, которые достаточно точно показывали время, которое определяли по тени от колышка.

- Вернемся к нашему рисунку и прочтем наблюдение Миши за солнечными часами. (Задание №1 на стр. 109 учебника)

«Когда папа ранним утром уходил на работу, Миша отметил положение тени от колышка чертой на песке и стал наблюдать за движением тени. Через некоторое время тень сдвинулась с отмеченной черты и постепенно стала образовывать с чертой все больший и больший угол. Когда тень от колышка стала располагаться на одной прямой с чертой, Миша перестал наблюдать за солнечными часами».

- Расскажите и покажите на рисунке в рабочей тетради на стр. 52, как будет дальше изменяться угол между тенью и чертой.

- Ребята, а как вы думаете, что мог увидеть Миша на солнечных часах на следующее утро, когда вышел во двор вместе с папой, уходящим на работу в то же время?

– Как располагалась тень по отношению к черте?

– Нарисуйте это расположение в тетради.

- То есть за сутки тень от колышка на солнечных часах вернулась в исходное положение. Поэтому иногда сутки называют «круглыми».

- Какие части суток вам известны?

- Скажите, а всегда ли можно определить время по солнечным часам?

- Верно, в пасмурный день нельзя было определить время по солнечным часам. А вот, чтобы определять время ночью, люди в древности использовали звездные часы. Ученые заметили, что все небесные тела кажутся движущимися из-за вращения Земли, и только одна-единственная яркая звезда остается неподвижной. Эта звезда называется Полярной. По положению созвездий относительно этой Полярной звезды и определялось ночное время.

- Ребята, а можно ли по солнечным и звездным часам определить время с точностью до минуты?

- Да, основная сложность в природных часах (солнечных или звездных) состояла в том, что по ним невозможно было определить время с точностью до минуты или секунды.

Так появились водяные и песочные часы, с помощью которых можно было измерить 1, 3, 5, 10... минут. До сих пор в языке сохранились такие выражения: «Ваше время истекло», «Время быстро течет». И только сравнительно недавно появились современные механические, а потом и электронные часы с помощью которых можно определить время с точностью до секунды.

Проведенную окружность, в центре которой расположен колышек.

Для того, чтобы определить время по солнцу.

Отвечают

Отвечают.

Рассказывают, показывают и выполняют задание в тетради.

Они совпали.

Выполняют.

Утро, полдень, день, вечер, полночь, ночь.

Нет, не всегда. Например, в пасмурную погоду нельзя или ночью.

Нет, невозможно.

Познавательные:

1. Постановка и решение проблемы.

2. Умение перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Личностные:

1. Выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

5. Физминутка

1 мин

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик-так. ( наклоны головы то к одному плечу, то к другому)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. ( раскачивание в такт маятника)

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так. (Повороты туловища влево, вправо)

Выполняют.

6. Закрепление знаний.

15 мин.

- Ребята, а вы представляете, как выглядят песочные часы?

Вот так выглядят песочные часы (Учитель показывает). Что они собой представляют?

- Где можно увидеть песочные часы? Приведите примеры таких случаев, когда удобно пользоваться песочными часами.

- Миша впервые увидел песочные часы в медицинском кабинете. Медсестра поставила их перед ним и объяснила, что процедура должна длится до тех пор, пока весь песок из верхней ёмкости не пересыпется в нижнюю.

- Что нужно сделать с песочными часами, чтобы снова ими воспользоваться после того, как весь песок окажется в нижней ёмкости?

Работа в тетрадях на печатной основе.

Выполняем задания в парах №2, 3 на стр. 52 с последующей проверкой.

№2

-Какой промежуток времени прошел, если пятиминутные песочные часы переворачивали 2 раза?

- Какой промежуток времени прошел, если пятиминутные песочные часы переворачивали 4 раза?

Какой промежуток времени прошел, если десятиминутные песочные часы переворачивали 6 раз?

№3

Вычислите значение частного с помощью последовательного вычитания делителя из делимого.

22:11=2

22-11-11=0

24:6=4

24-6-6-6-6=0

40:10=4

40-10-10-10-10=0

125:25=5

125-25-25-25-25-25=0

45:9=5

45-9-9-9-9-9=0

Задание №4 (повышенной сложности) выполняет у доски сильный ученик.

Решите задачу.

Урок длится 45 минут, а перемена – в 9 раз короче урока. Сколько длятся четыре урока и перемены между ними?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что нам для этого необходимо узнать? Как узнаем?

- Сколько длится один урок? Сколько у нас всего уроков?

- Сколько длится одна перемена? Сколько перемен пройдет между четырьмя уроками? И что означает в данном случае слово «между»?

- Можем ли мы теперь узнать, сколько длятся четыре урока и перемены между ними?

Отвечают.

Рассказывают об устройстве песочных часов

В медицинском кабинете. В тех случаях, когда нужно отмерить определенный промежуток времени.

Перевернуть.

10 минут

20  минут

60 минут

Нет. Нужно сначала узнать сколько длится перемена.

  1. 45:9=5 (мин) длится перемена
  2. 45+45+45+45=180(мин)  длятся  4 урока

  1. 5х3=15 (мин) длятся 3 перемены
  2. 180+15=195 (мин)

Ответ: 195 минут длятся 4 урока и перемены между ними.

Коммуникативные:

1. Умение работать в паре.

2. Умение проявлять внимание к суждениям товарищей.

3. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

1. Умение работать в паре.

2. Умение применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

1. Умение выделить необходимую информацию и ранее полученные знания для решения задачи.

2. Умение установить причинно-следственную связь.

7.Итог  урока.

Рефлексия

 3 мин

- Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вернёмся к цели нашего урока, что мы хотели сегодня выяснить?

- Достигли ли мы этой цели? Какие виды часов вы запомнили?

– Какие часы построил Миша?

- Всегда ли можно по ним определить время? И можно ли определить по ним время с точностью до минуты?

– Какие часы используются в медицинском кабинете? Для чего нужны песочные часы?

- Оцените свою работу на уроке.

На столе лежат звёздочки:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите красную.

2. Если иногда были трудности, сомнения – желтую.

3. Если не разобрались в теме – зелёную.

- Посмотрите. Сколько много  красных  звёзд.

-Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

- Спасибо всем за работу!

- Какие бывают часы.

- Да.

Механические, электронные, солнечные, песочные.

Солнечные. Не всегда. Ими пользовались в древности до изобретения механических часов. Мы не можем по солнечным часам определить время с точностью до минуты.

Песочными. Чтобы отмерить определенный промежуток времени.

Дети показывают звёзды. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные:

1. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:

1. Оценивать собственную и коллективную деятельность.

8. Домашнее задание

2 мин.

  1. Выполнить задание №5 на с.52 в рабочей тетради на печатной основе.
  2. Составить и решить задачу по выражению 24 : 4

Записывают

Регулятивные

1. Учиться работать по предложенному учителем плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Тема: Умножение числа 9 на однозначные числа.Цели:1. Завершить построение таблицы умножения, последнего (девятого) столбика.2. Развивать логическое мышление, умения применять изученные столбики из таб...

Урок – усвоения новых знаний. Тема: Звуки вокруг нас. Источники звуков.

Данный урок является первым-ознакомительным уроком в разделе звуковые явления, в котором предусмотрено  4 часа (Звук вокруг нас. Источники звука. Распространение звука. Инфразвук и ультразв...

Технология деятельностного метода. Урок «открытия» нового знания.Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей»

Урок постороен с использованием деятельностного подхода в обучении математики. Урок будет полезен для учителей математики....

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1) Презентация к уроку

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» Презентация к уроку с видеофрагментом (видеофрагмент доступен по ссылке с nsportal)...

Конспект фрагмента урока музыки в 1 классе (этап - первичное усвоение новых знаний). Тема урока: Музыкальная азбука"

Тема: «Музыкальная азбука»Тип урока: урок ознакомления с новым материаломЦель урока: ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты.Задачи урока: познакомить детей с названиями н...

Конспект урока по математике. УМК "Перспективная начальная школа".Тема: «Трёхзначное число-сумма "круглых" сотен и двузначного или однозначного числа»., 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Трёхзначное число-сумма "круглых" сотен и двузначного или однозначного числа».Цели деятельности учителя: ознакомление с записью трехзначного число...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...