Тема урока: Теорема Виета. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Класс: 8
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Лукина Татьяна Анатольевна

Цель урока:

  • «открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами,
  • научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.
  • развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала
  • установить связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами, формировать у учащихся навыков применения теоремы Виета и теоремы обратной теореме Виета;
  • формировать навыки исследовательской работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_teorema_vieta_0.doc56 КБ
Office presentation icon razlozhenie_mnogochlena_na_mnozhiteli_7_kl_1.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Теорема Виета.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Класс: 8

Учитель: Лукина Т.А.

По праву достойна  в стихах быть воспета

О свойствах корней  теорема Виета.

Цель урока: 

  • «открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами,
  • научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.
  • развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала
  • установить связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами, формировать у учащихся навыков применения теоремы Виета и теоремы обратной теореме Виета;
  • формировать навыки исследовательской работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа.

Фронтальный опрос:

  1. Какое уравнение называется квадратным?
  2. Какое уравнение называют неполным? Приведенным?
  3. Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
  4. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
  5. Сколько корней имеет каждое из предложенных уравнений?

Выпишите в правый столбик  уравнения, которые являются полными, а в левый столбик  - приведёнными.

1) х² + 4х – 7 = 0          6) х² + 5х – 1 = 0

2) 3х² - 5х + 19 = 0       7) 2х² + 6х = 6

3) 7х² - 14  = 0              8) х2 + х - 20 = 0

4) х2 + 10х + 9 = 0        9) х2 + х - 72 = 0

5) 6х2+11х+24 = 0      10) х² – 13х  = 0

  1. Исследовательская работа (в группах по 3-4 человека)

Решите уравнения и заполните таблицу

уравнение

p

q

x1

x2

x1+x2

x1 · x2

x²-7x+12=0

x²+5x+6=0

x²+10x-39=0

x²-8x-33=0

x‎²-10x+25=0

x²+4x+4=0

2х² + 6х – 6=0

Выводы по таблице:

Все уравнения ______________, так как а=___

Сумма корней x1 + x2 равна  коэффициенту ________

Произведение корней x1x2   равно коэффициенту __

  1. Проанализируем результаты.
  • Назовите вид квадратных уравнений, записанных в таблице. (Все уравнения приведенные.)
  • Ребята, я попрошу вас сравнить произведение корней с  коэффициентами уравнения. Какую особенность вы подмечаете?  
  • Сравните сумму с коэффициентами уравнения
  • Какую закономерность вы заметили?
  • Какое утверждение можно сформулировать?

(Сумма корней приведенных уравнений равна второму коэффициенту, взятому с   противоположным  знаком Произведение корней приведенных  квадратных уравнений равно свободному члену.)

  1. Формулировка прямой теоремы Виета и её доказательство

Теорема Виета: Если х  и х  - корни уравнения x  +px+q=0, то справедливы   формулы:  x +x =-p                             x *x =q

 Верна также и обратная теорема Виета:

Обратная т. Виета: Если числа p, q, x1,x2 таковы, что x +x =-p, x *x =q ,

 то x1 и x2 - корни уравнения x +px+q=0

(доказательство прямой теоремы, желающие дома самостоятельно могут доказать обратную теорему)

Немного о биографии Франсуа Виета

Франсуа Виет (1540-1603)-создатель буквенного  исчисления, крупнейший  французский математик  XVI века. Юрист по образованию, Виет увлекался астрономией и занимался усовершенствованием тригонометрических таблиц. Виет был советником короля Генриха  III, которому помог в расшифровке переписки его врагов с испанским двором, он раскрыл тайну шифра, состоявшего из  500знаков.  Свои алгебраические идеи Виет изложил в сочинении «Введение  в аналитическое искусство», в котором предложил преобразовать алгебру в мощное математическое исчисление. Виет ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры, он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений.

  1. Практическое применение полученных знаний:

Найдите для каждого уравнения соответствующие корни,  пользуясь теоремой Виета:

а) x2-2x-3=0            и                        x1=0,5       x2=3

b) x2-7x+10=0         и                        x1=-5        x2=-5

c) x2+12x+32=0      и                       x1= 5          x2= 2

d) x2+3x-18=0         и                       x1=-6         x2=-3

e) x2+10x+25=0      и                       x1=-4         x2=-8 

f) 2x2-7x+3=0         и                       x1=-1         x2=3

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание

Задание

Найдите сумму и произведение корней уравнения, не решая его, ответ объясните:

  • х2 + 5х - 6 = 0    
  • х2 - 0,4х -1=0  
  • 2 -7х + 10 = 0
  • 10х2 - 4х -10= 0

Зная один из корней, найти другой:

  • х2 + 10х - 11 = 0  , х1= 1  
  • х2 - х -6=0  , х1=-2
  • х2 -25х +100 = 0  , х1=5  

Определите знаки корней уравнения:

  • х2 + 5х - 6 = 0    
  • х2 - 7х +12=0  
  • х2 + х - 6 = 0    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все уроки, как люди, похожи и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон: Ведь бывают уроки, как радостный праздник, А бывают они, как мучительный сон. В.Троицкий

Слайд 2

Вспомни и допиши формулы сокращенного умножения (а-в)(а+в)= (а+в) 2 = (а-в) 2 = (а-в)(а 2 +ав +в 2 ) = (а+в)(а 2 -ав +в 2 ) = а 2 - в 2 а 2 + 2ав + в 2 а 3 - в 3 а 3 + в 3 а 2 - 2ав + в 2

Слайд 3

Решить уравнение : х -2х + 1= 0

Слайд 4

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения Зиннурова Лилия Данировна

Слайд 5

Выбери верное утверждение Разложение на множители - это Представление многочлена в виде суммы двух или нескольких многочленов Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких одночленов Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов

Слайд 6

Верно ли равенство (устно) а) 0,016-b =(0,4-b)(0,4+b) б) 1+х+х =(1+х) в) 25х +40ху +16у =(5х +4у) г) 3-а =(3-а)(3+а) д) 8+а =(2-а)(4+2а+а)

Слайд 8

Решите уравнение из открытого банка заданий ОГЭ «Федерального института педагогических измерений» 3 Задание №0ABC2A Решите уравнение x +5 x − x −5=0 . 2

Слайд 9

Самостоятельная работа Проверь себя ! 1 вариант 1) с ²-81=(с- 9 )(с+ 9 ) 2) 125- a ³=( 5 - a )( 25 + 5 a + a ² ) 3) m²-20m+ 100 =(m - 10 )² 4) t ³+64=(t+ 4 )( t² - 4t + 16 ) 5) 25x² + 40x +16=(5x+ 4 )² 2 вариант 1) d ²-25=( d - 5 )( d + 5 ) 2) 64- b ³=( 4 - b )( 16 + 4 b + b ² ) 3) x ²-24 x + 144 =( x - 12 )² 4) n ³+125=( n + 5 )( n ² - 5 n + 25 ) 5) 49 x ² + 56 x +16=(7 x + 4 )²

Слайд 10

Домашнее задание Если вы получили оценку «2» или «3» - еще раз повторить формулы и № 33.49, 33.50 Если вы получили оценку «4» - № 33.52, Задание №007196 Решите уравнение х 3 +4x 2 = 9х +36 Если вы получили оценку «5» - Задание №007196 Решите уравнение х 3 +4x 2 = 9х + 36 Задание №05BB7E ( x−4)²+(x+9) ²=2x²

Слайд 11

Спасибо за урок!

Слайд 12

Решите задачу Найдите три последовательных натуральных числа, если известно, что квадрат большего из них на 37 больше произведения двух других чисел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – усвоения новых знаний. Тема: Звуки вокруг нас. Источники звуков.

Данный урок является первым-ознакомительным уроком в разделе звуковые явления, в котором предусмотрено  4 часа (Звук вокруг нас. Источники звука. Распространение звука. Инфразвук и ультразв...

Тема урока: Типы линий Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Цели  урока:Образовательные – закрепить знания, умения и практические навыки при вычерчивании в карандаше вертикальных и горизонтальных линий различного типа, строго соблюдая их конфигурацию и то...

Урок усвоения новых знаний по теме: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Цели урока:            Знать:1.      определение деепричастного оборота;2.      понимать, что д...

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1)

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1)Автор: Звербулис Наталья Борисовна, ГБОУ Гимназия№227 Фрунзенского района Санкт-ПетербургаКраткий конспект урока (без...

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1) Презентация к уроку

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» Презентация к уроку с видеофрагментом (видеофрагмент доступен по ссылке с nsportal)...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Урок математики, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема урока: «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы».

Цели урока:- познакомить с песочными и солнечными часами; учить отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?».Планируемые результаты: Предметные:- научить измерять и выражать продолжительно...