Повторение по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Левина Татьяна Владимировна

Цели и задачи урока:

·        Образовательная:  научить применять имена прилагательные в речи; закрепить умения и навыки по правописанию имен прилагательных

·        Развивающая:  продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков, развивать мышление, память, воображение

- Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazykuv_6_kl_tekst.doc52 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Урок: Повторение  по теме «Имя прилагательное»

     Цели и задачи урока:

  • Образовательная:  научить применять имена прилагательные в речи; закрепить умения и навыки по правописанию имен прилагательных
  • Развивающая:  продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков, развивать мышление, память, воображение
  • Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе.

     Эпиграф к уроку

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки,.. блеск красок, силу света, шум и тень садов... Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения... Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

                                                                                               (К.Г. Паустовский)

 Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.                                                        (А.И. Куприн)

                    Ход урока.

 Как вы думаете, что в языке обладает “волшебной” силой?(Слово)

 Сегодня мы с вами поговорим о слове, точнее, об имени прилагательном. И урок этот будет необычным,  чувство, настроение, мысль помогает выразить слово, но не простое, а “волшебное”. Имя прилагательное выступит в этой роли. Почему волшебной? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

Какое высказывание могло бы стать эпиграфом сегодняшнего урока.

1. Заполни таблицу.

Часть речи

Имя прилагательное

Общее грамматическое значение

Признак предмета

Морфологические признаки

Падеж, число, род

Начальная форма

Им. падеж, ед. число, муж.род

Как изменяются прилагательные?

По падежам, числам, родам

С какой частью речи согласуется?

С существительным

Синтаксические признаки

Определение

Сказуемое

 

Начинаем наше путешествие. Отправляемся  с вами в зимний лес.

2. Синтаксическая полянка.

Сделать синтаксический разбор предложения.

Невидимой жизнью полнится зимний лес.

3. Работа с текстом

(Чтение текста без прилагательных)

Вставить имена прилагательные.

Однажды зимой мы пошли в лес. В (густом, сосновом) лесу было тихо. Все было покрыто( блестящим )покровом В (холодном) воздухе носились (мелкие белые) пушинки. В   этом (сказочном.) наряде каждая ветка казалась (страшным) чудовищем. Мы долго любовались (чудным зимним ) видом леса.

Какова роль имен прилагательных в тексте?(Украшают текст, делают его ярче, выразительнее, точнее.

Вывод:

Наша речь без прилагательных была бы похожа  на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, делают нашу речь выразительнее.

С прилагательными речь как яркая цветная картина.

Как  называются такие выразительные средства языка?(Эпитеты)

4.Ребята, какие стихотворения, сказки о зиме вы знаете?(Сказки «Снежная королева», «Морозко». «Двенадцать месяцев» и др.

Стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога»,  Зимнее утро», «Зимний вечер»

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(Выпишите имена прилагательные, определите разряд прилагательных, образуйте степени сравнения)

5. Большую роль в нашей жизни играют народные приметы.

Вот некоторые из них. Объясните их  значение.

Снег глубок- год хорош.

Зима снежная- лето дождливое.

Зима морозная- лето жаркое.

Какая форма прилагательных здесь употребляется?

6.С приходом зимы становится голодно   птицам .А как вы помогаете птицам зимой?

Лес наполнился птичьим гамом.

(Сделать морфологический разбор прилагательного)

 Образец морфологического разбора имени прилагательного 

I. Длинный – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета.

II.Морфологические признаки.

1.Начальная форма – длинный.

2. Постоянные признаки:

1) качественное;

2)полное

3.Непостоянные признаки:

1)мужской род;

2) Единственное число;

3) именительный падеж.

III. Имя прилагательное «длинный» согласуется с существительным «рубец», следовательно в предложении выполняет функцию согласованного определения.

7. Идем по лесу и видим на снегу странные следы.

(Объясни написание н нн в прилагательных)

А по лесу звенит без умолку

Комар….ая песня синиц.

Лед….ой ветер проносится над головой.

От ясной ночи остался лишь

Серебр.,,,.ый. холод крыш.

Речка движется и не движется

Вся из лу……ого серебра.

Стоит ветр,,,,,ая погода.

В зеркало залива со,,,,,,ый лес глядит.

8.Задание снеговика.

Самостоятельная работа. Правильно расставить в словах ударение.

Красивее ,кружево, свободнее, спокойнее, удобнее, путепровод ,, добыча ,кухонный, изобретение, копировать ,звонит,прибыл.

9.Мы возвращаемся домой.

 Итоговый тест «Проверь себя»

1. В каком предложении НЕ с прилагательными пишется слитно?

А) Платок вовсе (не)свеж.

Б) У собаки был (не)счастный вид.

В)Погода стояла (не)зимняя.

Г) Он  (не) внимателен ,а рассеян.

2. В каком прилагательном на месте припуска пишется Ь?

А) муч,,,ной

Б)жгуч,,,,

В)собач.,,,я

Г)январ,,,ский

3. В каком прилагательном пишется суффикс –СК?

А)Кавказ,,,Ий

Б)низ,,,,,ий

В)ткац,,,,Ий

Г)дерз,,,,Ий

4. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (темно) синий

Б) (юго)западный

В) (западно)европейский

Г)(шахматно)шашечный

5. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

А)ю,,,а

Б) карто,,,,,ый

В) соломе,,,,,ый

Г) огне,,,,ый

 

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Повторение об имени прилагательном"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка в национальной школе....

Урок в 6 классе "Повторение об имени прилагательном"

Конспект урока может быть использован при повторении сведений об имени прилагательном, полученных в 5-м классе....

Урок-игра по русскому языку в 6 классе "Именины у прилагательного" (повторение изученного о прилагательном).

Повторение изученного о прилагательном в начальной школе. Определение морфологических признаков части речи....

Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

Презентация к уроку "Обобщающее повторение. Тема: "Имя прилагательное".

Дополнительные материалы в виде презентации для интерактивного проведения урока....