Урок-дискуссия "Слово - энергетическое оружие
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Кевбрина Елена Тихоновна

:Познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию. предупреждать упот­ребление учащимися бранных слов, мата; воспитывать культуру речевого поведения во время дискуссии; стимулировать речевую активность; прививать любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo-energeticheskoe_oruzhie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

 

   

СЛОВО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

                                                                               

(Урок-дискуссия  7-9 классы)

                                                                                                                                                                                                             Важнейший способ узнать человека –                                                                                                   прислушаться к тому, как он говорит…                                                                                                     Язык человека - это его мировоззрение                                                                                                                и его поведение, как говорит, так,                                                                                                                                следовательно, и думает                                                                                                                                                                                   Д.С. Лихачев

                                                                            От гнилого сердца и гнилые слова.

Русская пословица

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                               

Цели:  познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию. предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата; воспитывать культуру речевого поведения во время дискуссии; стимулировать речевую активность; прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: выставка книг по культуре речи, стенгазета «Слово - энергетическое оружие», презентация, стихи о слове.

                                         Ход урока-дискуссии

Чтение стихотворений учащимися

1-й ученик        

Ты бросил необдуманное слово…

Ты бросил необдуманное слово…
Но дело сделано – готово…
И хоть жалей уже об этом…
Блуждает это слово где-то…

Ты поменял и мнение своё…
Ошибку выправить готов…
Но слово путешествует твоё…
И скрыть его не хватит слов…

                                Лариса Чепеленко                                                                                  

2-й ученик

 Поосторожней со словами,

...Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень,
Никем не убранный, лежат.

...Поосторожней со словами:
Ведь словом можно и убить...
Прервав, как робкой свечки пламя,
Чужой судьбы живую нить.

...Поосторожней со словами:
Все то, что высказано зря,
Как бумеранг придет с годами,
В груди раскаяньем горя.

...Поосторожней со словами:
В словах — завет, в словах — запрет.
В словах всегда живем мы сами,
А жизнь — одна... Дублера — нет!
                          И.А.Реформатский

3-й ученик.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

                                             М. Матусовский

П. Дискуссия о бранных слонах.

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о важнейшей проблеме современности о сохранении чистоты нашего родного языка. Мы постараемся рассмотреть различные точки зрения на данную проблему.

 В одной из древних рукописей есть такое сказание: был один человек, именитый по званию и добродетельный по жизни, звали его Стефаном. Он имел одну дурную привычку — браниться нечистым словом. Раз пришел он откуда-то домой усталый и расстроенный и с гневом крикнул своему рабу: "Эй ты, диавол, разуй меня!" — И вот, лишь только произнес он эти нехорошие слова, как сапоги сами собой стали с великой силой сниматься, так что затрещали не только голенища, но и самые кости Стефановы...

Стефан начал громко кричать, на его голос сбежались домашние, и тут-то стало всем понятно, что тот, чьим именем назвал Стефан своего раба, сам явился к его услугам и сорвал с него сапоги, сознал и Стефан свой грех и с ужасом взывал бесу: "Иди прочь от меня, злой слуга! не тебя я звал, а раба моего купленного!" Бес удалился, но и сапог уже не было, их потом нашли в непристойном месте... Сказание это очень поучительно. И в самом деле: как не быть около тебя бесу, когда ты поминутно его поминаешь? И как не удалиться от тебя святому Ангелу-хранителю, когда ты постоянно его оскорбляешь? Приятно ли ему, святому и чистому, слушать твои нечистые и богомерзкие речи? Поверь, несчастный сквернослов, что если бы Господь Милосердный еще не покрывал тебя особой Своей милостью, то бес давно уже похитил бы и саму душу твою, как свое достояние

Сейчас  вредная привычка сквернословить приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.

Я представляю вам группы учащихся.

 Первая группа - «Защитники нормы»,

вторая группа - «Противники нормы».

 Предлагаю высказаться каждой группе участников по данному вопросу.

1-й защитник нормы.

В последнее десятилетие культура речи находится на очень низком уровне: люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. Создается такое впечатление, что сквернословит чуть ли не каждый второй россиянин. На нас хлынула лавина бранных слов... Как сказал великий русский просветитель академик Д. С. Лихачев, «общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего». Язык улицы - брань, матерные слова - теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Об этом с болью говорил Дмитрий Сергеевич: «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

1-й противник нормы.

 Сначала напомним присутствующим, что такое норма, чтобы было ясно, против чего мы протестуем.

Норма - это один из многих вариантов языковой единицы, который исторически принят обществом как единственно правильный. Почему же все должны выбирать одинаково и сводить языковое разнообразие к унылой правильности? Каждый имеет право на свое мнение. Пусть говорит так, как ему лично нравится (мы все равно поймем друг друга, ведь эти варианты запрограммировал наш родной язык).

Учитель. Итак, позиция противников нормы ясна: они за разнообразие. Может, согласимся?

 

  2-й защитник нормы. Нет, не согласимся.

(Сообщения учащихся о происхождении слова «брань» и других бранных выражений.)

2-й противник нормы. Выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко его успокоение.

3-й защитник нормы. Да, расслабление необходимо человеку. Расслабление, успокоение ищите в другом: в работе, в друзьях, в спорте, в музыке.

3-й противник нормы. А почему человек должен искать расслабления именно в музыке, спорте? У нас свободная страна. И у каждого человека есть право выбора, как ему расслабляться. Какое же расслабление в работе? На работе мы напряжены! И почему мы должны все время контролировать себя и сдерживаться? Так и до инфаркта недалеко! Ведь это постоянное напряжение! Здоровья не хватит!

4-й защитник нормы. Человек, как часть Космоса, живет такой же жизнью, как и Космос. Например, он является источником энергии. И слово человека - тоже энергия. Эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее - доброй энергией насыщается пространство, и она кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Разновидностью нелитературной речи стал молодежный жаргон - сленг, отражающий стремление молодежи противопоставить себя взрослым. Молодежный сленг в основном отличается эмоциональной лексикой.

Никто, кроме современного человека, не привнес в русский язык столько «прекрасного». Вдумайтесь в эти слова: «Прокатить шнобелем по асфальту! Сморчок, отвянь!». Причем активны и взрослые. Папа в ответ на вопрос: «Что смеешься?» - ответит: «Фишку поймал!», а мама: «Фильтруй базар!». А нынешний малолетка на любое замечание взрослых ответит: «Батон на уши не кроши!». А каким видит человек себя?! «Шнобель» вместо носа, «лупы» вместо глаз, «грабли» вместо рук, а там, где рот, вообще «хлеборезка». Это уже не человек, а помесь какая-то пугала с роботом! А может быть, лучше так:

Блеск в веселых глазах, на губах заиграла улыбка...
Больше света в словах, они трепетны так и нежны.
Счастье хочет войти, но оно неуверенно-зыбко...
Не сворачивай, Счастье! Прошу! Мы друг другу нужны.

ИЛИ

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва укутана в атлас,

С портрета Рокотова снова           

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрыты мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук...

Н. Заболоцкий

4-й противник нормы. Время идет вперед. Старина сейчас уже никого не интересует. Вы часто слышите, чтобы кто-то разговаривал стихами? Да такого человека поднимут на смех, будут показывать на него пальцем, примут за «шизика» или «ботаника». Он нигде не найдет себе друзей, будет одиноким, а это в итоге приведет к психическим сдвигам, проблемам со здоровьем. И где же радость и здоровье, о которых вы так распространялись?

5-й защитник нормы. Нет, не надо постоянно говорить стихами, но есть острая необходимость говорить красивым литературным языком при условии, что вы собираетесь достичь в жизни каких-нибудь успехов. Да, если ваш жизненный максимум - профессия дворника или сторожа в провинциальном городке, вам необязательно отлично владеть литературной речью. Но если вы собираетесь возглавить крупную компанию, стать видным политиком или спортсменом, работать диктором на Центральном телевидении - тогда извольте знать «великий и могучий» русский язык.

6-й противник нормы. Некоторые политики тоже употребляют сленг в своей речи. Например, В. В. Жириновский.

6-й защитник нормы. В. В. Жириновский - образованный человек с двумя высшими образованиями и научной степенью. Не зная литературного языка, он никогда бы их не получил. Жириновский просто создал себе хулиганский имидж для того, чтобы на него смотрели. Он шоумен. Грамотный человек должен это понимать.

 7-й противник нормы. Хорошо, вы нас убедили. Нас не устраивает быть дворниками и сторожами. У нас тоже есть свои жизненные приоритеты. А как быть с теми, кто сквернословит?

 7-й защитник нормы. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе можно было бы противостоять злу.

Эвфемизмы - нейтральные выражения, заменяющие грубое и непристойное. Они помогут избежать конфликтов, неудач, установить отношения, проявить уважение.

Можно сказать «пудрить мозги», а можно - «вводить в заблуждение»; вместо «жирный» - «полный», вместо «сдохнуть» -«умереть».

Учитель. Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен. Давайте попробуем определить болезни языка.

(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей.)

В результате дискуссии на доске появляются следующие записи:

Болезни языка:

• засилье жаргона;

• скудность, однообразие лексики;

•  в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина;

• очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего;

•  иногда встречается неоправданное употребление иностранных слов.

Таким образом, речь засоряется и огрубляется.

Учитель. На ваш взгляд, каковы причины этих болезней? (Обсуждение в группе.)

Отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;

•  бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и ведущая роль на уроке принадлежит учителю;

• в век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству.

 Зачем люди ругаются в наше время?

Ругаться человек может под влиянием самых различных страстей. Но одна из главных причин — распущенность. Вокруг нас — огромное количество людей, которые постоянно употребляют сквернословие, но при этом в полном смысле этого слова ругаются нечасто. Они, используя эту лексику, просто говорят, т. е. общаются

Теперь мат используется для:

1)повышения эмоциональности речи;

2)эмоциональной разрядки;

3)оскорбления, унижения адресата речи;

4)демонстрации агрессии;

5)демонстрации отсутствия страха;

6)демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов:

7)демонстрации принадлежности к «своим» и др.

Учитель.А сейчас обратимся к одному слову.

Стыд - одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться, если он человек. Но мы поговорим о стыде перед словом.

Итак, давайте попробуем ответить на несколько моих вопросов:

- Что такое сквернословие?

- В чем состоит опасность его распространения?

- Какие вы видите пути решение проблемы сквернословия?

(Ответы учащихся.)

Учитель. На этот вопрос отвечают по-разному. Одни утверждают, что это болезнь, как алкоголизм и табакокурение. Другие считают, что это порок, позорящий нацию.

Как считаете вы? Сначала порок, а потом - болезнь. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, - порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Молчание – самый лучший выход для людей, не владеющих своей речью.

Опасно ли распространение сквернословия? Да, оно принимает угрожающие размеры и формы, оно охватило все возрасты и стало опасным. Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату. Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.

У того, кто сквернословит, есть два пути: первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения; и второй путь - духовного роста,самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли дает право выбора - по какому пути идти.

Защитники нормы. Что для этого нужно?

- Не писать слова ненормированной лексики.

- Не печатать (с печатным словом трудно бороться).

- Не даст ничего замена ругательств начальными буквами.

 -Не надо заменять сквернословие словами: «елки-палки»,

«японский городовой», «блин». Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.

Учитель.

Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? Общепринятых рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия.

- Не говорите плохих слов сами.

- Не копируйте других.

-  Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.

- Помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».

III. Рефлексия.                                                 

- О чем мы говорили? Какие вопросы затрагивали?

- Как вы себе отвечаете на вопрос: что такое сквернословие – порок или болезнь?

- Так ли опасно сквернословие, его распространение, на ваш взгляд?

-   Какие  варианты решения проблемы сквернословия для общества вы бы предложили?

- Как эту проблему будете решать для себя?

                                       

 Добрые слова

Ах, как нам добрые слова нужны!

 Не раз мы в этом убеждались с вами,

 А может, не слова – дела важны?

 Дела делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

                                         М. Лисянский

Использованная литература:

http://www.isbranoe.ru/content/poostorozhnei-so-slovami

персональный сайт священника Вячеслава Романова

                   Т.А.Курушина, В.А.Басистая и др. Внеклассная работа в школе.           Русский язык (5-9классы). Интеллектуальный марафон           (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оружие массового поражения. Ядерное оружие.

Понятие о ядерном оружии. Классификация ядер­ных взрывов. Поражающие факторы ядерного взры­ва....

Отчет о реализации социального проекта «Слово – энергетическое оружие»

Целями и задачами проекта являлось воспитание культуры речевого поведения среди подрастающего поколения и создание положительной энергетики между учащимися в техникуме. Материал содержит план проведен...

ДИСКУССИЯ «СЛОВО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ»

ДИСКУССИЯ «СЛОВО  - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ»...

Презентация ко внеклассному мероприятию в 7 - 9 классах "Слово - энергетическое оружие"

Слайды презентации к дискуссии "Слово - энергетическое оружие. Предложенная дискуссия может быть заключительным этапом работы по реализации проекта "Слово - энергетическое оружие"...

Изучение характеристик энергетических установок.Оперативный учет работы энергетических установок

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ МАЛЫХ ГРУППпо дисциплине Основы электротехники...