План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Осянина Ольга Геннадьевна

В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_narechie.doc97 КБ

Предварительный просмотр:


 Урок-экскурсия в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». Повторение темы «Наречие».

Тип урока: повторение пройденного материала.        

Цели урока: 

Обучающие, формирование регулятивных УУД:                                                                            - обобщить теоретический материал о наречии;
- создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
- привести в систему знания, полученные учащимися при изучении наречий.                                                                                                  
Развивающие, формирование познавательных УУД:                                                                                    - развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ;                                                                                                                                                  - формировать у них интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий    характер;                                                                                                                                   - развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу;                                                 - совершенствовать речевые навыки учащихся;                                                                                                          - развивать творческие способности детей;                                                                                                                                                       Воспитательные, формирование личностных УУД :
- воспитывать интерес к изучению русского языка;                                                                                                        - совершенствовать культуру речи учащихся.

 Ход урока.

1. Организационный момент.

 Прозвенел уже звонок,
Мы начинаем наш урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
Я экскурсию хочу вам предложить,
Чтоб интересней было наш язык учить.
- Но  вначале я вам предлагаю разгадать кроссворд и определить тему нашего урока.

2.Слайд 1. Задание: заполните клетки наречиями и в выделенном столбике сверху вниз прочтите название части речи. Кроссворд нарисован на доске.

1.

н

а

о

т

м

а

ш

ь

2.

з

а

м

у

ж

3.

п

р

о

ч

ь

4.

н

е

в

т

е

р

п

ё

ж

   

5.

в

с

к

а

ч

ь

6.

н

а

в

з

н

и

ч

ь

7.

н

а

с

т

е

ж

ь

  1. проучить, хранилищ, наотмашь.
  2. замуж, тягач, задач.
  3. прочь, страж, льёшь.
  4. наследуешь, перережьте, невтерпёж
  5. училищ, вскачь, толочь.
  6. молодёжь, забудешь, навзничь.
  7. настежь, передач, блестящ.

- Какое ключевое слово у вас получилось? (НАРЕЧИЕ)
( За правильно разгаданный кроссворд, ребята, вы  получаете билет в музей).

(проверили)

- Мы с вами закончили изучение темы «Наречие».
-Как вы думаете, какова же будет цель нашего урока?
( углубить и расширить знания о наречии как части речи и о правилах правописания наречий).
Слайд 2.  И назовём мы наш урок «Удивительное наречие» .

-Запишите в тетрадях число, тему урока. (запись темы на доске)
-На свете есть много разных музеев, но сегодня я вас приглашаю на экскурсию в музей «Наречие», где много залов, в каждом из которых представлены разные экспонаты.
Первый зал называется «Морфология».

3. Слайд 3  Зал «Морфология».
Итак, мы с вами отправляемся в первый зал - «Морфология», где единственный экспонат- наречие.
-Что такое наречие?
-Назовите морфологические признаки наречия.
-Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак признака, реже – признак предмета.
Наречие не изменяется.
В предложении наречия обычно бывают обстоятельствами, могут быть и определениями.

Слайд 3  - Молодцы. А знаете ли вы , как появилось слово наречие?

Наречие как часть речи

Это интересно!

Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно бытовало ещё в древнерусском языке.

Корень –РЕЧЬ- как бы связывает его с глаголом.

Недаром древние римляне именовали наречие словом, которое в буквальном переводе означает
ПРИГЛАГОЛИЕ.

4. - На какие смысловые группы делятся наречия?

Слайд 4

Заполните таблицу: Таблицы перед вами, вы их должны заполнить словами, которые видите на доске.

^ Сегодня, внимательно, впереди, сгоряча, назло, накануне, неподалёку, нарочно, увеличить вдвое, завтра, теперь. (На доске)

Разряды наречий по значению

Значение.

Вопрос.

Наречие.

Образ действия

 

 

Мера и степень

 

 

Место

 

 

Время

 

 

Причина

 

 

Цель

 

 




-

Назовите наречия, обозначающие время.

- А знаете ли вы, как они произошли?

- Об этом нам расскажет …Иванова Саша.

/ Наречие ТЕПЕРЬ образовалось путём сращения слов ТО ПЕРВО (то первое). В некоторых диалектах до сих пор говорят ТОПЕРЬ, ТОПЕРЕЧА.

/ Наречие СЕГОДНЯ образовалось путём сращения старого указательного местоимения СЕГО (этого) и существительного ДНЯ. Это же местоимение СЕЙ (этот) сохранилось в наречии СЕЙЧАС (этот час).

/Наречие ЗАВТРА произошло в результате слияния предлога ЗА и существительного УТРО. Не так давно, лет 200 тому назад, так и говорили, ЗАУТРА, т. е. на следующий день, после утра. Вспомним слова из стихотворения Лермонтова «Бородино»:…Были все готовы ЗАУТРА бой затеять новый……
 

-А вот всегда ли мы с вами правильно употребляем наречия?

-Как вы думаете, какие речевые ошибки возможны при употреблении наречия?

(Вперед, сначала) подумай, потом отвечай. Отряд двинулся в путь, (спереди, впереди) шел вожатый. Держитесь более (свободно, свободнее). Раздели яблоко (напополам, пополам).

        

Прочитайте правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго.

5. -Сейчас мы с вами посмотрим сценку.

-Почему доктор посоветовал больному учебник ?

Инсценировка «Рецепт»

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В 6 «Бы».

- «Бы?» Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

 - Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

- Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?

- Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учитель в пух и прах хвалит.

- Нормально... В  пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт - учебник грамматики русского языка.

-Почему доктор посоветовал больному учебник ?

 - Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки?

6. Ну а мы с вами отправляемся  в следующий зал. Он называется:

Слайд 6 Зал «Орфография». Изучая эту тему мы познакомились  с новыми орфограммами.


НЕ с наречиями на –О и –Е


НЕ-и НИ- в отрицательных наречиях


-Н- и –НН- в наречиях на –О и-Е


О и Е после шипящих на конце наречий


О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-


Дефис между частями слова в наречиях


Ь после шипящих на конце наречий


7. Ребята , а теперь мы с вами будем работать по группам. У каждой группы будут отдельные задания. На работу отводится всего 5 минут. Каждая группа готовит рассказ о своём экспонате.

Задания по группам:
Слайд 7-8. 1 группа НЕ с наречиями

- правило;
- задание: карточка

1) сделать (не) умело;
2) пришить (не) крепко;
3) выполнить (не) брежно;
4) взглянуть (не) доверчиво, а с подозрением;
5) говорить ничуть (не) весело;
6) далеко (не) ласково;
7) сделать (не) опрятно;
8) произнести (не) громко, а тихо.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

слитно

+

+

+

 

 

 

+

 

раздельно

 

 

 

+

+

+

 

+



Слайд 9-10 2 группа НЕ - и НИ- в отрицательных наречиях
- правило;
-задание: карточка Е или И?
1) Н(…) где, 2) н(…) откуда, 3) н(…) сколько, 4) н(…) куда, 5) н(…) где, 6) н(…) как, 7) н(…)когда, 8) н(…) сколечко, 9) н(…) мало, 10) н(…) чуть.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

 

+

 

 

+

 

+

 

 

 

и

+

 

+

+

 

+

 

+

+

+



Слайд 11. 3 группа -Н- и –НН- в наречиях

-правило;
-задание: карточка
Подберите антонимы с –Н- и –НН- в суффиксах
Идём быстро –
Говорит робко-
Присутствует иногда –
Глядит весело –
Рассказывал ясно, понятно -

слайд 12. Проверяем!

Идём быстро – медле
нно
Говорит робко - увере
нно
Присутствует иногда – постоя
нно
Глядит весело – груст
но
Рассказывал ясно, понятно – пута
но

Слайд 13-14. 4 группа О и Е в наречиях после шипящих

-правило;
-задание: карточка
О или Е?
1) певуч…, 2) свеж…, 3) крепч…, 4) горяч…, 5) неуклюж…, 6) блестящ…, 7) общ…,
8) ужасающ…, 9) колюч…, 10) ещ….
Исключение: ЕЩЁ.

Слайд 15-16. 5 группа О и А на конце наречий с приставками ИЗ -, ДО-, С-

-правило;
-задание: карточка О или А?
1) слев…, 2) доверчив…, 3) досыт…, 4) исправн…, 5) вправ…, 6) досрочн…, 7) запрост…
8) нанов…, 9) издавн…, 10) докрасн….


(после выполнения заданий). Группы готовы? Вам слово.


8. - Обо всех экспонатах этого зала мы рассказали?

- Нет.

- Поговорим мы о них чуть позже, а сейчас я вас приглашаю в картинную галерею.

Слайд 17-18

Репродукции картин Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень»и «Русская зима».

- Перед вами репродукции великолепных картин русского художника Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень» и «Русская зима». Этого художника называют поэтом русского зимнего пейзажа. Рассмотрите его картины.
- Какие чувства вызывают у вас картины?

Перед вами  текст.
Задания для работы:

- Прочитайте текст (один ученик читает текст).

  • Докажите, что это текст.
  • Определите стиль текста.

- К какой из данных репродукций он подходит?

Ты смотришь на картину К. Юона, и потихоньку в твою душу входит весна.

Ещё недавно казалось, что снег навечно заморозил дороги и наглухо сковал реки. Но чуть-чуть пригрело солнышко, и на улице стало по-весеннему празднично. Из-за туч всё чаще выглядывает солнечный луч. Ему невтерпёж растопить лёд на скатах крыш.

Вдоволь насидевшимся в домах людям невмоготу смотреть на это до неузнаваемости голубое небо. Им так хочется выскочить в пальто нараспашку и без оглядки бежать по улицам, на бегу заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся природы. И совсем скоро распахнутся настежь окна соседних дач.



10. Итог урока

-Вспомните цели, которые мы поставили перед собой в начале урока.
- Выполнены ли они каждым из вас?  Поставьте себе оценку на полях тетради карандашом.

Проведем небольшой блиц-опрос, я называю начало предложения, а вы его конец.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает …

И отвечает на вопросы …

В предложении наречия чаще всего бывают …

Наречия делятся на следующие смысловые группы …

В наречиях на –о, -е пишется одна н , если …

На конце наречий после шипящих пишется …

Мягкий знак на конце наречий пишется после шипящих …

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, если …

В отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка …

10. -На сегодня наша экскурсия по музею закончена. Каждый из вас в начале урока получил билет в музей. Корешок билета с домашним заданием остаётся у вас.

За работу на уроке оценки получили:

Благодарю всех за работу!

11. Слайд 20

Для всех, кто любит свой язык

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Мы с нетерпеньем ждём гостей.


Слайд 21^ Домашнее задание

-Напишите отзыв об экскурсии, употребляя степени сравнения наречий.
или

- Напишите небольшое сочинение – миниатюру на тему « Зимний день», используя наречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Повторение по теме «Наречие»

Урок русского языка в 7 классе «Повторение по теме «Наречие» является обобщающим по данному разделу. На уроке используется  педагогическая технология  КОНОП (контрольный опрос учащихся с огр...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение по теме "Наречие".

Яркая, образная презентация к уроку русского языка в 7 классе " Повторение по теме "Наречие" позволяет провести урок динамично, в хорошем темпе и сформировать интерес учащихся к изучаемому предмету....

Урок-игра по русскому языку 7 класс Тема: «Обобщение по теме «Наречие»

Урок  в игровой форме поможет повторить материал по тме "Наречие"....

Конспект и мультимедийное сопровождение к уроку русского языка в 7-ом классе на тему "Наречие как часть речи"

Методический ресурс включает в себя подробный конспект и презентацию к уроку. Тип урока - изучение нового материала. На начальном этапе урока обучающиеся сами формулируют тему и цели урока. В ходе раб...

Урок русского языка для учащихся 7 класса повторение темы "Наречие как часть речи"

Урок повторения темы "Наречие как часть речи".Цели урока:·        систематизировать и обобщить знания о наречии·...

Открытый урок по русскому языку в 7классе "Обобщение изученного по теме "Наречие"".

Урок направлен на обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе....