Рабочая программа по русскому языку в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Муравьева Марина Валериевна

рабочая программа по русскому языку в 7 классе  рассчитанан на 4 часа в неделю (136 часов в год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_7_klass_136_chasov.docx123.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Волченковская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                                            Утверждаю

                                                                          Директор МБОУ Волченковской СОШ

                                                                                         ________А.И. Устинова

                                                                                                     «____»________________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку  для 7 класса

 (базовый уровень)

Составитель   Муравьева М.В.  – учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2014 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку  составлена и разработана  на основании  «Закона об образовании РФ», примерной Программы основного общего образования по русскому языку   для общеобразовательных школ  2008 года,  и программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов: Баранова М.Т., Ладыженской  Т.А., Шанского Н.М., Москва: Просвещение, 2008., Базисного учебного плана школы на  2013/2014 учебный  год, Федерального перечня учебников на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г., № 1067), Федерального образовательного стандарта 2004 года. Используется  учебно-методический комплект М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. Русский язык. 7  класс, «Просвещение», 2014 год.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

- пояснительную записку

- общую характеристику учебного предмета

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане

- описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- предметные результаты освоения учебного предмета

- содержание учебного предмета

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

- календарно-тематическое планирование

- описания материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Цели обучения преподавания русского языка:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 года в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

 Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ Волченковской СОШ и   миссией школы: 

создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического и творческого развития личности обучающегося.

Важнейшими актуальными  условиями реализации разработанной программы и целесообразности использования авторской программы  М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М. Шанского являются цели и задачи, указанные в основной образовательной программе МБОУ Волченковской СОШ:

Цели:

- обеспечение условий  для становления и развития отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его творческих способностей;

-обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего  образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 Задачи:

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к обучащимся, внедрение системы учета их индивидуальных достижений

-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

     Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.  В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 7 классе в разделе "Повторение пройденного в 5-6 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 7 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Межпредметные связи

Русский язык  тесно связан с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Русский язык  взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках русского языка формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием русский язык  обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Описание места  учебного предмета  «Русский язык» в учебном плане

Программа рассчитана на170 часов (5  часов в неделю), по учебному плану школы на изучение русского языка в 7 классе отводится 136 часов в год  (4 часа в неделю).

Описание  ценностных  ориентиров  содержания учебного предмета «Русский язык»

     Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения русскому языку:

1)      формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)      понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3)      сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4)      овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5)      овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Планируемые предметные результаты  освоения учебного предмета «Русский язык»

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Основными формами и методами контроля за знаниями, умениями и навыками являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, ОК, ПК, контрольных и словарных диктантов, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

 Критерии оценки знаний учащихся.

При проверке знаний, умений и навыков школьников большое значение имеет их объективная оценка, при этом во всех школах должен быть единый подход к определению качества успеваемости. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний выступает в качестве тонкого и весьма острого инструмента воздействия на учащихся. Высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать его. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению. Вот почему время от времени возникают дискуссии, которые то облекаются в форму борьбы с так называемой процентоманией, т.е. с намеренным завышением оценок знаний учащихся, то принимает форму предложений о переводе учащихся из класса в класс независимо от качества их знаний, как это делается в некоторых зарубежных странах.
Было время, когда вообще отрицалась необходимость оценки знаний учащихся, потом были введены две оценки – удовлетворительно и неудовлетворительно. С 1935 г. в школе начала использоваться пятиступенчатая система словесных оценок (отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо), которая в 1944 г. была заменена пятибалльными цифровыми оценками: 5, 4, 3, 2, 1.
Исторический опыт, однако, показывает, что борьба с субъективизмом и процентоманией при оценке знаний учащихся должна идти не в направлении игнорирования успеваемости при переводе их в следующие классы и выпуска из школы, а только путем повышения качества обучения и совершенствования методики проверки и оценки знаний. В этом смысле важно, чтобы учителя придерживались тех общих критериев, которые должны лежать в основе оценки знаний учащихся. В чем же суть этих критериев?
Балл «5» выставляется за такие знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала, б) выделяет в нем главные положения, в) осмысленно применяет полученные знания на практике, г) не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно, д) легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Балл «4» выставляется тогда, когда: а) ученик выявляет знание материала, б) отвечает без особых затруднений на вопросы учителя, в) умеет применять полученные знания на практике, г) в устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, д) в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Балл «3» выставляется за знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя, б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы, в) допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Балл «2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть
его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки

     

Содержание учебного  предмета  «Русский язык»

Введение. Русский язык как развивающееся явление.

Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис и пунктуация. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография.  Морфология и орфография. Текст.  Стили литературного языка.

Причастие.  Причастие как часть речи. Р.р. Публицистический стиль.  Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.  Действительные и страдательные причастия.  Краткие и полные страдательные причастия.  Действительные  причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.  Действительные причастия прошедшего времени.  Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в  суффиксах страдательных причастий настоящего времени.  Страдательные причастия прошедшего времени.  Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.  Одна и две буквы Н  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.  Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.  Морфологический разбор причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.  Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.  Повторение и обобщение изученного о причастии.  

Деепричастие.  Деепричастие как часть речи.  Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями.  Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.  Обобщение и систематизация сведений о деепричастии.  

Наречие.  Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий.  Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е. Буквы Е_И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.  Одна и две буквы Н в наречиях на О_Е. Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.  Дефис между частями сложных наречий.  Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.  Мягкий знак после шипящих на конце наречий.  Повторение и обобщение изученного о наречии.

Категория состояния.  Категория состояния как часть речи.  Морфологический разбор категории состояния.  Повторение и обобщение изученного о категории состояния.

Служебные части речи. Предлог.  Предлог как часть речи.  Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги.  Простые и составные предлоги.  Морфологический разбор предлога.  Слитное и раздельное написание предлогов.  Повторение и обобщение изученного о предлоге.

Союз. Союз как часть речи.  Союзы простые и составные. Союзы сочинительные и подчинительные.  Запятая между предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы.  Роль сочинительного союза И в простом предложении  с однородными членами и с сложном предложении.  Подчинительные союзы.  Морфологический разбор союзов. Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Повторение и обобщение изученного по теме «Союз».

Частица.  Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы.  Раздельное и дефисное написание частиц.  Морфологический разбор частиц.  Отрицательные частицы не И ни.  Различение на письме частиц НЕ и НИ.  Различение частицы НЕ и приставки НЕ.  Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. Повторение изученного о частицах.

Междометия.  Междометия как часть речи.  Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.  Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи.  Фонетика, Графика,  Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование.  Морфология. Орфография. Синтаксис и пунктуация.

Тематическое планирование по русскому языку

Введение (1  час)

Повторение пройденного в 5 классе (8+1 ч )

Морфология.  Орфография. Культура речи.

Причастие (23 ч+2 ч)

 Деепричастие  (10 ч + 1 ч)

Наречие  (22 ч +4 ч)

Категория состояния  (3 ч +1 ч)

Служебные части речи (1 ч)

Предлог (9 ч +1 ч)

Союз (12 ч +1 ч)

Частица (18 ч + 1 ч)

Междометия. Звукоподражательные слова. (3 ч)

Повторение и систематизация  пройденного в 7 классе (12 ч +3 ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА  В 7 КЛАССЕ.

ВСЕГО: 136  ЧАСОВ  (из расчета 4 часов в неделю)

 

№ урока

 

Тема урока

 

Тип урока

 

Элементы содержания

 

Требования к уровню

подготовки обучающихся

 

Д.з.

Кол-во

час

дата

план

факт

 

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

 

1.

Русский язык как развивающееся явление

Изучение нового материала

Содержание УМК. Русский язык – один из славянских языков. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. Учебное исслед-ние.

Знать содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; историю существования и развития русского языка; основные изменения, происходящие в языке в течение времени.

 

1

 

 

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (8+1)

 

2.

Синтаксис и пунктуация

Комбинированный урок

Синтаксис и пунктуация. Словосочетания и их состав. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Состав предложения. Грамматическая основа. Второстепенные члены предл-ия.  

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препин-я в ПП и СП; «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме.

П.1

П.2

1

 

3

 Лексика и фразеология.

Комбинированный урок

Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями.

П.3

1

 

4.

Фонетика и орфография

 

 

 

Комбинированный урок

Фонетика и орфография. Фонетический состав слов. Орфограмма-буква. Звуковое значение букв. Работа с таблицами «Безударная гласная в корне слова», «Гласная после шипящих в разных частях слова». Учебное исследование.

Знать характеристики звуков, пони-мать и оперировать терминами: сильная и слабая позиция звука; знать орфоэпические нормы и соблюдать их в устной речевой практике.

П.4

1

 

5

Словообразование и орфография

 

 

 

Комбинированный урок

Словообразование и орфография. Состав слова. Морфемный и словообразовательный разбор.

Знать орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях

Уметь различать формы слова и однокоренные слова, составить слово по заданной схеме, дать хар-тику слова, опираясь на схему; работать со словообраз-ным словарем.

П.5

1

 

6

Морфология и орфография

Комбинированный урок

Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор слов. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение.  Учебное исследование.

Знать основные сведения по морфологии, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речиУметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, различать одинаково звучащие морфемы, работать с орф-ким словарем.

П.6

1

 

7

К.Р. № 1. Контрольный диктант (стартовый) по методическому пособию Горашовой

 « Растения»

Урок контроля знаний

 

1

 

8

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Знать классификацию ошибок, особенности орфографического и пунктуационного разбора  предложения.

 

1

 

9.

Р. Р. Стили литературного языка.

Урок развития речи

Стиль речи

( художественный, разговорный, научный, деловой).

Знать изученные стили языка.

Уметь осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности.

Уметь создавать тексты различной стилистической направленности.

П.8

1

 

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ПРИЧАСТИЕ. (23+2)

10

Причастие как часть речи

Изучение нового материала

Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор глагола и прилагательного.

Знать формальные признаки причастия, семантику, морфологические признаки глагола и прилагат., присущие причастиям; о стилистической роли причастий

Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий, различать однокоренные прилагат. и причастия, составлять сл/соч и предложения с причастиями

П.9

1

 

11

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Изучение нового материала

Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных паждежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грам-ские разборы.

Знать нормы согласования причастий с определяемыми словамиУметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса

П.11

1

 

12

Причастный оборот

Изучение нового материала

Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Знать правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова

Уметь различать зависимое и определяемое слово;  конструировать предложения с причастным оборотом

П.12

1

 

13

Выделение причастного оборота запятыми.

Изучение нового материала

Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Пунктуация в предл-х с причастным оборотом. Орфоэпические нормы. Синтаксический разбор предл-ий. Конструирование предложений с причастными оборотами.

Знать правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова

Уметь выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова

П.12

1

 

14

Действительные и страдательные причастия

Изучение нового материала

Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий  

Знать действительные и страдательные причастия.Уметь различать действительные и страдательные причастия

П.14

1

 

15

Краткие и полные страдательные причастия

Изучение нового материала

Страдательные причастия. Полная и краткая форма  страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы.

Знать полные и краткие страдательные причастия.

Уметь различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении

П.15

1

 

16

Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Изучение нового материала

Действительные причастия настоящего времени.

Образование  действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в  суффиксах действительных причастий настоящего времени

Знать способы образования действительных причастий наст. вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий

Уметь опознавать суффиксы действительных и страд-ных причастий настоящего и прошедшего времени ; находить изучаемую орф-му, правильно писать её

П.16

1

 

17

Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок закрепления знаний

Действительные причастия настоящего времени.

Образование  действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в  суффиксах действительных причастий настоящего времени

Знать способы образования действительных причастий наст. вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий

Уметь опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени ; находить изучаемую орф-му и правильно писать её

П.16

1

 

18

Действительные причастия прошедшего времени

Изучение нового материала

Действительные причастия прошедшего времени.  Образование  действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных перед   суффиксами  дейст-ных причастий прошед. времени

Знать способы образования действительных причастий прош. вр.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени

 

П.17

1

 

19

Р.р. Обучающее изложение

Уроки  развития речи

Тема, основная мысль и план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Изложение с изменением лица рассказчика.

Знать памятку «Как писать изложение»

Уметь адекватно передавать содержание текста

 

 

1

 

20

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Изучение нового материала

Страдательные причастия настоящего времени. Образование  страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в  суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Знать способы образования страдательных причастий настоящего  времени.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

П.18

1

 

21

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Практикум.

Страдательные причастия настоящего времени. Образование  страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в  суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Знать способы образования страдательных причастий настоящего  времени.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

П.18

1

 

22

Страдательные причастия прошедшего времени.

Изучение нового материала

Страдательные причастия прошедшего времени.  Образование  страдательных причастий прошедшего времени. Употребление причастий в речи. Закрепление правила правописания Н-НН в прил-х

Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени

П.19

1

 

23

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Изучение нового материала

Правописание  гласных перед  Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени

Знать о правописании гласных в суффиксах страдательных причастий.

Уметь выбрать необходимую орфограмму

П.20

1

 

24

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

Изучение нового материала

Способы различения страдательных причастий прошед. времени и прил-х, образованных от глаголов. Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прил-ных. Устный рассказ на лингвистическую тему.

Знать о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях.

Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм

 

П.21

1

 

25

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прош. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

Практикум.

Способы различения страдательных причастий прошед. времени и прил-х, образованных от глаголов. Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прил-ных.

Знать о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях.Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм

П.21

1

 

26

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Изучение нового материала

Краткие прилагательные, образованные путем перехода причастий в прилагательные.  Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий и в  кратких отглагольных прилагательных.

Знать условия написания одной и двух букв Н в суффиксах кратких  страдательных причастий прошедшего времени и в   кратких отглагольных прилагательных.

Уметь различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания Н-НН в  суффиксах кратких  страдательных причастий прошедшего времени и в   кратких отглагольных прилагательных.

П.22

1

 

27

Контрольный диктант

Урок  контроля

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографические и пунктуационные правила, изученные в данном разделе

Уметь правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия

28

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного

разбора  предложения

Совершенствовать орфографические умения и навыки.

 

29

Морфологический разбор причастий

Изучение нового материала

Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок  морфологического разбора причастия.

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь делать морфологический разбор причастий

П.23

1

 

30

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Изучение нового материала

Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием НЕ. Условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Причастный оборот.

Знать условия слитного и раз-дельного употребления НЕ с причастиями

Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

П.24

1

 

31

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Практикум.

П.24

1

 

32

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Изучение нового материала

Правило правописания гласных Е-Ё после шипящих в  суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

 

 

Знать условия выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр

Уметь применять орфограмму применительно к разным частям речи и разным морфемам

П.25

1

 

33

Повторение и обобщение изученного о причастии.

Практикум.

Причастие. Морфологические и синтаксические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Правописание причастий. Морфологический разбор причастий.

Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографические и пунктуационные правила, изученные в данном разделе

Уметь правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия

 

 

1

 

34.

Р.р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»

Уроки  развития речи

 

 

Описание внешности человека. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.

Знать структуру сочинения-описания

Уметь выбирать языковые средства в зависимости от темы текста и основной мысли

 

1

 

 

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10+1)

 

35

Деепричастие как часть речи

Изучение нового материала

Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий.

Знать глагольные и наречные признаки деепричастия, нормы употребления деепричастий в речи

Уметь находить деепричастия в тексте, употреблять деепричастия в речи

П.26

1

36

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Изучение нового материала

 

Деепричастный оборот. Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме запятыми.  Деепричастный оборот  как член предложения. Конструирование предложений с деепричастными оборотами.

 

Знать понятие  деепричастный оборот.

Уметь распознавать  деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; подчеркивать деепричастные обороты как члены предложения.

П.27

1

37

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Изучение нового материала

Правило правописания НЕ с деепричастиями. НЕ с разными частями речи.

Знать правило написания НЕ с деепричастиями.

Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами

П.28

1

38

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Изучение нового материала

Способы образования деепричастий  совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами

 -В и 0ВШ деепричастий  совершенного вида.

Знать способы образования деепричастий

Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия»

П.29, п.30.

1

39

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Практикум.

Способы образования деепричастий  совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами

 -В и 0ВШ деепричастий  совершенного вида.

Знать способы образования деепричастий

Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия»

П.29, п.30.

1

40

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Практикум.

П.29, п.30.

1

41.

Морфологический разбор деепричастий

Изучение нового материала

Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Порядок морфологического разбора деепричастия.

Знать порядок морфологического разбора деепричастия.

Знать порядок морфолог-ого разбора деепричастия.

П.31

1

42

Р. Р. Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих

лиц картины

 

Урок развитие речи

Рассказ. Композиция рассказа. Творческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения.

Знать приемы систематизации материала

Уметь излагать мысли на заданную тему

 

2

43

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии

Урок повторения и обобщения знаний

Деепричастия.  Морфологические и синтаксические признаки деепричастия.  Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий  

Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания

Умение выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты

 

 

1

44

К. Р. № 3. Контрольный диктантпо теме «Деепричастие» «Чудесная ночь»

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия

Уметь применять пунктуационные правила

 

 

1

45.

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного разбора  предложения

 

1

 

 

НАРЕЧИЕ (22+4)

 

46

Наречие как часть речи

Изучение нового материала

Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий.

Знать общее значение, морфологич. признаки и синтаксич. роль наречий

Уметь опознавать наречия в сл/соч и предложении на основе учета их грамм-ского значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении

П.32

1

47

Смысловые группы наречий

Изучение нового материала

Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. Конструирование предложений с наречиями.

Знать значения, выражаемые наречиями.

Уметь находить в тексте наречия и определять их значения.

П.33

1

48

Р.р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег»

Урок развития речи

Творческая история картины  И. Попова «Первый снег». Репродукция картины. Сочинение   в форме дневниковых записей. Стиль и тип речи. Языковой материал.

Умение составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу

 

1

49

Степени сравнения наречий

Изучение нового материала

Сравнительная и превосходная степени сравнения наречий. Способы их образования. Простая и составная формы сравнительной степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени

Знать способы образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. роль наречий в предложении.

Уметь образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилагательных.

П.34

1

50

Морфологический разбор наречий

Изучение нового материала

Морфологические и синтаксические признаки наречий. Порядок морфологического разбора наречий.

Знать план и образец морфологического разбора наречия как части речи.

Уметь характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., глаголами

П.35

1

51

Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»

Урок развития речи

Рассуждение как тип речи. Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал.

Умение создавать текст-рассуждение на заданную тему

 

1

52

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и- е

Изучение нового материала

 

Правописание НЕ с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е. грамматические разборы. Устное высказывание на лингвистическую тему.

 

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями 

П.36

1

53

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицат-ных наречий

Изучение нового материала

Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наречий. Правописание гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

Знать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-.

Уметь писать НЕ и НИ с разными частями речи

П.37

1

54

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Практикум.

П.37

1

55

Одна и две буквы н в наречиях на

–о и –е

 

Изучение нового материала

Правописание одной и двух букв Н в наречиях на –о и –е. различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий. 

Знать условия выбора написания Н и НН

Уметь писать слова с Н и НН

П.38

1

56

Одна и две буквы н в наречиях на

–о и

Практикум.

П.38

1

57

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Изучение нового материала

Условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе, окончании в разных частях речи.

Знать условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий

Уметь писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи

П.40

1

58.

К. Р. № 4. Контрольный диктант «Первая гроза»

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия

Уметь применять пунктуационные правила

 

1

59

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного разбора  предложения

 

1

60.

Буквы о и а на конце наречий

Изучение нового материала

 Образование наречий. Условия выбора гласных о и а на конце наречий. Орфоэпические нормы.

Знать условия написания суффиксов наречий

Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А

П.41

1

61.

Р.Р. Подробное изложение с элементами сочинения

Уроки развития речи

Тема, основная мысль и план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту.

Уметь писать подробное изложение

 

2

62

Дефис между частями слова в наречиях

Изучение нового материала

Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прил-ные и местоимения. Орфоэпич-кие нормы. Конструирование предложений с наречиями.

Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи

Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий

П.42

1

63

Р.р. Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Урок развития речи

Творческая история картины «Друзья». Репродукция картины. Настроение картины. Описание внешности и действий человека. Языковой материал.

Умение создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины

 

1

64.

Дефис между частями слова в наречиях

 

 

 

Урок закрепления знаний

Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями

Знать условия написания дефиса в наречиях и других частях речи

Уметь опр-ть способ образ-ния наречий; распознавать  условия написания дефиса между частями слова в наречиях и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения.

 

П.42

1

65.

Дефис между частями слова в наречиях

Урок закрепления знаний

П.42

1

66.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-ных и количественных числительных

Изучение нового материала

Способы образования наречий.  Условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омонимичные им слова других частей речи. Орфоэпические нормы.

Знать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных

Уметь грамотно писать наречия;  определять способ образования наречий; распознавать  условия слитного и раздельного  написания наречий, образованных от сущ-ых и количественных числ-ых;  обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им слова других частей речи.

П.43

1

67.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-ных и количественных числительных

Практикум.

П.43

1

68

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Изучение нового материала

Орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака после шипящих на конце наречий. Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий

Знать условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих

Уметь писать слова с основой на шипящую.

П.44

1

69.

Повторение  и обобщение изученного о наречии.

Комбинированный урок

Морфологические и синтаксические признаки наречий. Правописание и произношение наречий. Морф-кий разбор наречий.

Знать изученный материал

Уметь применять знания на практике

 

1

70

К. Р. № 5. Контрольный диктант «Ива»

 по теме «Наречие»

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Знать изученный материал

Уметь применять знания на практике

 

1

71

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного разбора  предложения

 

1

 

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ(3+1)

 

72.

Категория состояния как часть речи

 

Изучение нового материала

Категория состояния. Общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Употребление слов категории состояния в художественных текстах. Сходство и различия наречия и категории состояния.

Знать о категории состояния как о самостоятельной части речи

Уметь отличать категорию состояния от прилагательных и наречий

 

П.45

1

 

73

Морфологический разбор категории состояния

Изучение нового материала

Морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Морфологический разбор категории состояния и наречия. Различение слов категории состояния, наречий и кратких прил-ных. Конструирование СП со словами категории сост-ния.

Знать порядок морфологического разбора

Уметь разбирать категорию состояния как часть речи

П.46

1

 

74

Р.р. Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский «Обыкновенная земля»)

Уроки развития речи

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Приемы сжатия текста.

Умение учащихся выражать свои мысли, навыки сжатия текста

 

2

 

75

Повторение и обобщение изученного о категории состояния.

Практикум.

Категория состояния. Морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Правописание слов категории состояния. Морфологический разбор слов  категории состояния

Знать изученный материал

Умение определять, к каким группам по значению они относятся

 

1

 

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.)

ПРЕДЛОГ (9 + 1 )

76

Самостоятельные и служебные части речи

Изучение нового материала

Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значениях и употреблении  самостоятельных и служебных частей речи.  Роль служебных частей речи.

Знать самостоятельные и служебные части речи

Уметь определять морфологическую природу слова

П.47

1

 

77

Предлог как часть речи

Изучение нового материала

Служебные части речи.  Предлог.  Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях.  Предлоги и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с помощью предлогов.

Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении.

Уметь различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении.

П.48

1

 

78

Употребление предлогов

Изучение нового материала

Многозначные предлоги.  Употребление предлогов в речи.  Морфологические и лексические нормы русского языка.  Раздельное написание предлогов со словами.  Конструирование предложений и словосочетаний.

Знать о многозначности предлога, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблении предлога с сущ., местоим., числ.

Уметь употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользоваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения различных смысловых отношений

П.49

1

 

79

Непроизводные и производные предлоги

 

 

Изучение нового материала

Непроизводные и производные предлоги. Образование производных предлогов. Употребление производных и  непроизводных  предлогов. Приемы различения предлогов и омонимичных частей речи.

Знать производные и непроизводные предлоги, соотносимые с формами других частей речи.

Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи.

П.50

1

 

80

 

Простые и составные предлоги. Морф-ский разбор предлога

Изучение нового материала

Простые и составные предлоги.  Морфологический разбор предлога

Знать простые и составные предлоги; порядок и образец морф-ого разбора предлога

Уметь разбирать морфологически предлоги.

П.51, п.52.

1

 

81

Р.Р. Сочинение-репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу

Уроки развития речи

Творческая история картины «Детская спортивная школа». Жанровые особенности репортажа. Стиль и тип речи. Языковой материал к сочинению.

Знать  жанровые особенности репортажа;  творческую историю картины (кратко).

Уметь строить связный текст; писать сочинение-репортаж, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики.

 

2

 

82

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Изучение нового материала

Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омонимичные части речи. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов.

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь верно писать производные предлоги

П.53

1

 

83

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Практикум.

П.53

1

 

84

Повторение и обобщение изученного о предлоге.

Урок повторения и обобщения знаний

Предлог.  Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях.  Правописание и употребление предлогов.  Морфологический разбор предлога

Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках

Уметь применять правила правописания и употребления предлогов; выполнять  морфологический разбор предлога

 

1

 

85

К. Р. № 6. Контрольный диктант по теме «Предлог» «Полезные советы»

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Знать изученный материал

Уметь применять знания на практике

 

1

 

86

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Знать классификацию

ошибок, особенности орф-кого и пунктуационного разбора  предложения

 

1

 

СОЮЗ (12+1) 

87

Союз как часть речи

Изучение нового материала

Союз. Морфологические признаки союза и функции.  Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных предл-ний.

Знать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте.

Уметь различать союзы и предлоги

П.54

1

88

Союзы простые и составные

Изучение нового материала

Союзы простые и составные. Запятые между частями сложных предл-ний.

Знать простые и составные союзы.

Уметь различать простые и составные союзы;  создавать предложения с составными союзами

П.55

1

89

Союзы сочинительные и подчинительные

Изучение нового материала

Союзы сочинительные и подчинительные в синтаксических конструкциях разного вида. Сложное предложение. Запятые перед союзами в сложных предл-ниях

Знать о делении союзов на сочинит. и подчинит. и их назначении.

Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; расст-лять знаки преп-я в  СП.

П.56

1

90

Запятая  между простыми предложениями в союзном сложном  предложении.

Изучение нового материала

 

Практикум.

Союзы сочинительные и подчинительные в синтаксических конструкциях разного вида. Сложное предложение. Запятые перед союзами в сложных предл-ниях

Знать о делении союзов на сочинит. и подчинит. и их назначении.

Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; расст-ять знаки преп-ия в  СП.

п.57

1

91

Сочинительные союзы

Изучение нового материала

Сочинительные союзы и их функции.  Группы сочинительных союзов по значению. Сочинительные союзы, употребленные для связи частей целого текста.

 

Знать сочинительные союзы

Иметь навык различения сочинительных союзов, употреблённых для связи частей целого текста

П.58

1

92

Роль сочинительного союза И в простом предл-и с однородными членами и в сложном

пред-ии

Изучение нового материала

Сочинительный союз И  в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Знаки препинания в них. Синтаксический разбор предложений. Конструирование предложений по схемам.

 

Уметь расставлять знаки препинания в  простом предложении с однородными членами и в сложном предложении; определять роль   сочинительных союзов в них; выполнять синтаксический разбор предложений;  конструировать  предложения по схемам.  

П.58

1

93

Подчинительные союзы.

Изучение нового материала

Подчинительные союзы  и их роль в предл-ии.  Группы подчинительных союзов по значению.  Знаки препин-я в сложноподчиненном предл-ии.  Конструирование  сложноподчиненных предл-й

Знать группы подчинит. союзов, их назначение

Уметь  расставлять знаки преп-я в  сложноподчиненных предл-ях; определять роль  подчинительных союзов в них;  конструировать  предложения по схемам.  

П.59

1

94

Морфологический разбор союзов

Изучение нового материала

Союзы простые и составные.  Союзы сочинительные и подчинительные.

Морфологический разбор союзов

Знать порядок морфологического разбора союза

Уметь разбирать союз как часть речи

П.60

1

95

Р.р. Сочинение – рассуждение «Книга – наш друг и советчик»

Уроки развития речи

Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в тексте-рассуждении. Языковой материал.

Знать структуру текста-рассуждения

Уметь писать сочинение-рассуждение

 

2

96

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато

Изучение нового материала

Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато. Различение союзов тоже, также, чтобы, зато и омонимичных наречий и местоимений с частицами.

Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы.

Уметь писать союзы и омонимичные части речи

П.61

1

97

Повторение и обобщение  изученного по теме «Союз»

Урок повторения и обобщения знаний

Морфологические признаки союза и функции.  Союзы сочинительные и подчинительные. Правописание и употр-ние союзов. Морфологический разбор союзов. Знаки препинания в  ПП с однородными членами и в сложном предложении

 

Знать изученный материал

Уметь правильно писать союзы; отличать союзы от  омонимичных частей речи;  расставлять знаки препинания в    простом предложении с однородными членами и в сложном предложении;

 

1

98

К.Р. № 7. Контрольный диктант «Земная поверхность»

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Знать изученный материал

Уметь применять орфографические и пунктуационные правила

 

1

99

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного

разбора  предложения

 

1

 

ЧАСТИЦА (18+1)

 

100

Частица как часть речи.

Изучение нового материала

Частица. Функции частиц.

Знать об отличии частиц от знаменательных частей речи, о сходстве и отличии от служебных частей речи.

Уметь отличать частицы от других частей речи

П.62

1

 

101

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Изучение нового материала

Разряды частиц. Формообразующие частицы, их функции. Различение частиц и омонимичных частей речи. Грамматические разборы. Лингвистические игры.

Знать формообразующие частицы и их функции

Уметь распознавать формообразующие частицы, определять их роль; различать частицы и  омонимичные части речи.

П.63

1

 

102

Смысловые частицы

Изучение нового материала

Смысловые частицы, их функция. Богатство оттенков значения смысловых частиц. Многообразие способов выражения отношения к действительности с помощью частиц. Употребление смысловых частиц в разных стилях речи.

Знать  модальные частицы; богатство оттенков значений модальных частиц

Уметь различать оттенки значения частиц.

П.64

1

 

103

Смысловые частицы

Урок закрепления знаний

Уметь  распознавать смысловые частицы и определять, какой оттенок значения они выражают;

П.64

1

 

104

Раздельное и дефисное написание частиц

Изучение нового материала

Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Различение частиц и омонимичных частей речи.

Знать о раздельном и дефисном написании частиц

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слова.

П.65

1

 

105

Раздельное и дефисное написание частиц

Урок закрепления знаний

П.65

1

 

106

Морфологический разбор частиц

Изучение нового материала

Общее значение и разряды частиц. Морфологический разбор частиц

Знать порядок разбора частицы.

Уметь определять грамм. признаки частиц.

П.66

1

 

107

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Изучение нового материала

Отрицательные частицы и их функции. Употребление частиц НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Конструирование предл-ний с отриц-ными частицами.

Знать отрицательные частицы, их роль и смысловые значения.

Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ Умение осознавать значение и употребление частицы ни

П.67

1

 

108

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Практикум.

П.67

1

 

109

Различение не - ни

Изучение нового материала

Отрицательные частицы и их функции. Употребление частиц НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Конструирование предложений с отрицательными частицами.

Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова).

П.67

1

 

110

Различение не - ни

Практикум.

Умение различать и употреблять отрицательные частицы

П.67

1

 

111

Различение  частицы не- и приставки не 

Изучение нового материала

Частица НЕ и приставка НЕ-. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Знать правила написания НЕ с разными частями речи.

Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). Уметь писать не с различными частями речи

П.68

1

 

112

Различение  частицы не- и приставки не

Практикум.

Частица НЕ и приставка НЕ-. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Знать условия  слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Уметь различать частицу НЕ и приставку НЕ-.

П.68

1

 

113

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

Изучение нового материала

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Условия слитного и раздельного написания НИ с разными частями речи. Конструирование предложений.

Знать особенности различения частицы ни, союза ни-ни, приставки ни

Уметь различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку.

П.69

1

 

114

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

Практикум.

Умение различать и правильно писать ни -частицу, союз, приставку

П.69

1

 

115

Повторение изученного о частицах.

 

Урок повторения и обобщения знаний

Частица. Общее значение и разряды частиц. Стилистические возможности частиц. Правописание частиц. Морфологический разбор частиц

Знать изученный материал

Уметь правильно писать частицы.

 

1

 

116

К.Р. № 7. Контрольный диктант «С.А. Ожегов»  

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Знать изученный материал

Уметь применять орфографические и пунктуационные правила

 

1

 

117

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного

разбора  предложения

 

1

 

118

Р.р. Сочинение- рассказ по данному сюжету

Уроки развития речи

Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи. Материал для сочинения.

Умение связно высказать свои мысли 

Уметь писать сочинение в жанре рассказа

 

2

 

 

МЕЖДОМЕТИЕ (3 ч.) 

119

Междометие как часть речи

Изучение нового материала

Междометие. Производные и непроизводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи. Использование междометий в устной речи и в художественных произведениях.

Знать о междометии как части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи.

Уметь употреблять междометия в роли других частей речи

П.70

1

120

Дефис в междометиях

Изучение нового материала

Дефис в междометиях. Употребление дефиса в разных частях речи.

Знать об отличии междометия от знаменательных и служебных частей речи,  Уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать междометия и расставлять знаки препинания в предл-ях с междометиями.

П.71

1

121

Знаки препинания при междометиях

Изучение нового материала

Знаки препинания при междометиях.  Конструирование предложений с междометиями.

Знать о дефисном написании междометий и о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями.

Уметь писать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями; составлять диалог, включающий междометия

П.71

1

 Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (12+3) 

122

 

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи

Урок повторения и обобщения знаний

Русский язык. Разделы науки о языке.

Знать определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

 

П.71

1

123

 

Р.Р.Текст. Стили речи

Урок развития речи

Текст.  Виды текстов. Стили речи

Знать понятие текст; виды текстов, их признаки; стили речи, их признаки.

Уметь определять принадлежность текста к определенному стилю и типу речи; самостоятельно создавать тексты на заданную тему.

П.72

1

124-125

Р.р. Сочинение на предложенную тему.

Уроки развития речи

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.

Умение определить тему в соответствии с заглавием, составить план, выбрать тип речи и композицию

 

2

126

Фонетика. Графика

Урок повторения и обобщения знаний

Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять  фонетический разбор слова.

П.74

1

127

К. Р. № 8. Итоговый контрольный диктант «Июнь» по методическому пособию Горашевой.

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Знать изученный материал

Уметь применять орфографические и пунктуационные правила

 

1

128

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного

разбора  предложения

Совершенствовать орфографические умения и навыки, оценивать собственную деятельность и деятельность других

 

 

1

129

Лексика и фразеология

Урок повторения и обобщения знаний

Лексика. Словарное богатство языка. Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употребления. Толковые словари.  Фразеология. Стили речи.

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы; определять стили речи; работать со словарями.

П.75

1

130

Морфемика. Словообразование

Урок повторения и обобщения знаний

Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразовательный разбор.

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять  морфемный и словообразовательный разбор.

П.76

1

131

Морфология

Урок повторения и обобщения знаний

Морфология. Часть речи, их морфологические и синтаксические признаки. Орфограммы в разных частях речи.  Морфологический разбор слов. Стилистическая принадлежность частей речи.

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь распознавать части речи; правильно  писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов.

П.77

1

132

Орфография

Урок повторения и обобщения знаний

Орфография.  Части слова.  Орфограммы в разных частях слов.  Орфограммы в разных частях речи.  

Уметь применять на практике правила орфографии,   изученные  в 5-7 классах.

П.78

1

133

Синтаксис

Урок повторения и обобщения знаний

Синтаксис . Словосочетание. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор предложений

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь распознавать ПП и СП; выполнять  синтаксический разбор предложений и словосочетаний.

П.79

1

134-135

Пунктуация

Урок повторения и обобщения знаний

Орфография и пунктуация. Части речи.

Уметь применять на практике правила орфографии и пунктуации,   изученные в 5-7 классах.

П. 80

1

136

Итоговый урок. Выявление уровня развития учащихся.

Материально-техническое  и учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Оборудование: плакаты, таблицы, портреты писателей,  поэтов, мультимедийная установка и ПК, магнитофон, экран на штативе, телевизор, видеомагнитофон, комплекты методической и дидактической литературы, карточки  с заданиями, индивидуальные разрезные карточки.

На уроках предполагается использовать компьютерные презентации при изучении биографий известных лингвистов, при анализе текстов, выполнении тестов, написании сочинений. Также предлагается просмотр видеосюжетов из экранизаций произведений.

Словари: О.С.Ахманова        Словарь омонимов русского языка.      С.И.Ожегов        Словарь русского языка. З.Е.Александрова        Словарь синонимов русского языка.     М.Р.Львов        Школьный словарь антонимов русского языка.   В.В.Иванов        Школьный словарь иностранных слов.  М.Т.Барано Школьный словарь образования слов русского языка.       В.П.Жуков, А.В.Жуков        Школьный фразеологический словарь русского языка.          В.И.Даль        Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах).     А.Н.Тихонов        Словарь русских личных имен.    А.Н.Тихонов        Школьный словообразовательный словарь русского языка.    В.В.Лопатин        Орфографический словарь русского языка: Прописная или строчная?       М.С.Лапатухин и др.        Школьный толковый словарь русского языка.   Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков        Орфографический словарь.     Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская        Краткий этимологический словарь русского языка.   П.А.Лекант, В.В.Леденева        Школьный орфоэпический словарь русского языка. Культура речи   учителя        

Методические пособия: А.А.Мурашов  Филологический анализ художественного текста        Н.М.Шанский,  Ш.А.Махмудов  Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий.        Е.А.Владавская  Русский язык в таблицах:  5-9 класс  С.Е.Крючков. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы        С.С.Петровская. Упражнения по стилистике русского языка И.Б.Голуб.  Виды разборов на уроке русского языка        Е.А.Еремина. Русский язык и культура речи. Учебное пособие        О.Я.Гойхман. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся        . Дифференцированное обучение на уроках русского яз. Занимательно о русском языке.        В.А.Иванова и др. Опрос на уроках русского языка.        Г.А.Богданова. Сборник текстов для проведения устного  экзамена по русскому языку за курс основной школы. Т.М.Пахнова. Методика развития речи на уроках русского языка Н.Е.Богуславская

Дидактический материал: Разрезные карточки с заданиями для индивидуальной работы         Н.О. Крамаренко.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

– репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

– репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

– обучающая программа “Фраза”;

– программа “Домашний репетитор”;

– орфотренажер “Грамотей

Используемая литература

Литература для учителя

1 Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2009.

2 Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. - М., «Просвещение»,2010.

3 Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс- Саратов, издательство « Лицей», 2008.

4 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М. « Айрис пресс» 2010

5 Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка-М., « Просвещение», 2011.

6. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса –журнал «Русский язык в школе», №3, 2003.

7. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса –журнал «Русский язык в школе», №4, 2003.

8. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса –журнал «Русский язык в школе», №5, 2003.

9. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса –журнал «Русский язык в школе», №6, 2003.

10. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса –журнал «Русский язык в школе», №1, 2004

11.  Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса –журнал «Русский язык в школе», №\2, 2004.

12. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 2011.

Литература для учащихся

13. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.,  «Просвещение», 2011.

14. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии-М., «Просвещение», 2011.

15. Иванова В.А. Потиха З.А. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.- Л., «Просвещение», 2008

16. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2012.

17. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных  слов. – М.,  2012

18. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М., «Просвещение», 2000.

19. Тихонов А. Н.Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., «Просвещение», 2008.

20. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М.,2010.

21. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 2011.

 Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________В.Н. Ососкова

«___» __________2013 г.

Согласовано   на заседании Т/О

«Освоение новыми педагогическими технологиями»

Протокол №     от «___» ____________ 2013  г.

Руководитель Т/О   __________ Е.В. Алферова

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

№ п/п

Наименование урока

Дата проведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...