ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ВИД ТЕКСТА. СТРОЕНИЕ ДАННОГО ТЕКСА, ЕГО ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Цель: закрепить умения составлять текст-характеристику человека, использовать соответствующие языковые средства. Тип урока: развитие речи. ТСО: мультимедийная презентация. Ход урока I. Целеполагание. (Демонстрация слайда.) II. Вводное слово учителя. Осуществляется показ слайда. – Люди окружают нас везде: маленькие и большие, добрые и не очень. Они смотрят на нас отовсюду: с городских улиц, с полотен художников, экранов телевизоров… И все такие разные! Как важно понять, что за человек перед тобой. А для этого необходимо просто повнимательнее к нему присмотреться. Зачем? Давайте послушаем одну сказку о Деревьях-Характерах. III. Сказка о Деревьях-Характерах. Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов. – В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера они имели свою особенную, не похожую на других форму. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости. А на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью. Где-то пригибалась до земли от своей Приниженности. А где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу, как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от жадности. А на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми. Зато легкие характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы распилить их. А мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер… А вы хотели бы, ребята? Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки. Итак, сегодня мы и начнем изучать себя. И начнем мы с лица. В народе говорят: «С лица воду не пить». Однако очень часто мы обращаем внимание в первую очередь именно на лицо человека. Даже существует такая наука – физиогномика, суть которой состоит в искусстве определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица. (Показ слайда.) Давайте посмотрим на эти лица. (Показ слайда.) Что мы можем сказать об этих людях? (Высказывания детей.) А теперь обратим внимание на глаза. Недаром говорят, что глаза – это зеркало души. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.) Какими бывают глаза у человека? (Ответы учащихся.) Посмотрите на эти глаза. (Показ слайда.) Охарактеризуйте по глазам состояние людей, представленных на слайде. Нос играет не последнюю роль во внешности и в характере человека. В одной из повестей Н. В. Гоголя нос даже в прямом смысле этого слова оторвался от хозяина и стал вести самостоятельный образ жизни! Кто-нибудь читал это произведение? Советую прочесть – очень интересно! Какая форма носа бывает у людей? (Показ слайда.) Что нос может рассказать о его хозяине? (Ответы учащихся.) Наши губы тоже часто приковывают взгляд. Вот какими они бывают. (Показ слайда.) Форма губ тоже может много рассказать о человеке. А что именно, кто знает? (Ответы учащихся.) Жесты и мимика – важный показатель душевного состояния и нашего характера. То, как мы встали, сели или повернулись, куда положили руку или ногу – все выдает наше Я. Вот несколько жестов. (Показ слайда.) Попробуйте угадать, каков характер человека или что он на данный момент чувствует. (Ответы учащихся.) Еще мы с вами забыли сказать о позе. (Показ слайда.) Охарактеризуйте по позе данного человека. Ну а теперь давайте послушаем те описания, которые подготовили вы. (Ответы 2–3 учащихся.) В заключение урока мне бы хотелось обратиться к высказываниям писателей. (Показ слайда.) • В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов.) • Гибкость ума может заменить красоту. (Ф. Стендаль.) • Красота обманчива. (Томас Гоббс.) – Что вы можете сказать об этом? (Высказывания учащихся.) – Давайте же всегда помнить высказывание А. П. Чехова и, не забывая о внешней красоте, в первую очередь помнить о внутренней. Домашнее задание: привести свои примеры к каждому вопросу (контрольные вопросы, с. 82).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8klass.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ВИД ТЕКСТА. СТРОЕНИЕ
      ДАННОГО ТЕКСТА, ЕГО ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Цель: закрепить умения составлять текст-характеристику человека, использовать соответствующие языковые средства.

Тип урока: развитие речи.

ТСО: мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Целеполагание. (Демонстрация слайда.)

II. Вводное слово учителя.

Осуществляется показ слайда.

– Люди окружают нас везде: маленькие и большие, добрые и не очень. Они смотрят на нас отовсюду: с городских улиц, с полотен художников, экранов телевизоров… И все такие разные! Как важно понять, что за человек перед тобой. А для этого необходимо просто повнимательнее к нему присмотреться. Зачем? Давайте послушаем одну сказку о Деревьях-Характерах.

III. Сказка о Деревьях-Характерах.

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов.

– В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера они имели свою особенную, не похожую на других форму.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости. А на другом была скручена кольцом Лжи.

Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью. Где-то пригибалась до земли от своей Приниженности. А где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу, как воплощение Достоинства.

Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от жадности. А на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми. Зато легкие характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы распилить их. А мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину.

Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер… А вы хотели бы, ребята? Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.

Итак, сегодня мы и начнем изучать себя. И начнем мы с лица.

В народе говорят: «С лица воду не пить». Однако очень часто мы обращаем внимание в первую очередь именно на лицо человека. Даже существует такая наука – физиогномика, суть которой состоит в искусстве определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица. (Показ слайда.) Давайте посмотрим на эти лица. (Показ слайда.) Что мы можем сказать об этих  людях? (Высказывания детей.)

А теперь обратим внимание на глаза. Недаром говорят, что глаза – это зеркало души. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.) Какими бывают глаза у человека? (Ответы учащихся.) Посмотрите на эти глаза. (Показ слайда.) Охарактеризуйте по глазам состояние людей, представленных на слайде.

Нос играет не последнюю роль во внешности и в характере человека. В одной из повестей Н. В. Гоголя нос даже в прямом смысле этого слова оторвался от хозяина и стал вести самостоятельный образ жизни! Кто-нибудь читал это произведение? Советую прочесть – очень интересно! Какая форма носа бывает у людей? (Показ слайда.) Что нос может рассказать о его хозяине? (Ответы учащихся.)

Наши губы тоже часто приковывают взгляд. Вот какими они бывают. (Показ слайда.) Форма губ тоже может много рассказать о человеке. А что именно, кто знает? (Ответы учащихся.)

Жесты и мимика – важный показатель душевного состояния и нашего характера. То, как мы встали, сели или повернулись, куда положили руку или ногу – все выдает наше Я. Вот несколько жестов. (Показ слайда.) Попробуйте угадать, каков характер человека или что он на данный момент чувствует. (Ответы учащихся.) 

Еще мы с вами забыли сказать о позе. (Показ слайда.) Охарактеризуйте по позе данного человека.

Ну а теперь давайте послушаем те описания, которые подготовили вы. (Ответы 2–3 учащихся.)

В заключение урока мне бы хотелось обратиться к высказываниям писателей. (Показ слайда.)

 В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов.) 

 Гибкость ума может заменить красоту. (Ф. Стендаль.) 

 Красота обманчива. (Томас Гоббс.)

– Что вы можете сказать об этом? (Высказывания учащихся.)

– Давайте же всегда помнить высказывание А. П. Чехова и, не забывая о внешней красоте, в первую очередь помнить о внутренней.

Домашнее задание: привести свои примеры к каждому вопросу (контрольные вопросы, с. 82).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Языковые особенности сказа Н.С. Лескова "Левша"

Материалы к уроку литературы в 6 классе...

Языковые особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 11 классе

Урок русского языка в 11 классе, целью которого яляется определение языковых особенностей публицистического стиля, разработан в соответствии с современными подходами к обучению языку - коммуникативным...

Языковые особенности sms-коммуникации

Исследовательская работа учащихся. Выполнила учащаяся 8 а класса МБОУ СОШ № 49 с углублённым изучением английского языка г.Читы. Научный руководитель - Моторкова Инна Валерьевна, учитель русского язык...

Языковые особенности художественного хронотопа в тексте романа В.В. Набокова "Защита Лужина"

Статья посвящена исследованию художественного хронотопа в творчестве В.В. Набокова. Единицей исследования служат лексемы, репрезентирующие скрытые смыслы в ткань повествования. Статья представлена на ...

рекламное объявление как вид текста публицистического стиля; его структура и языковые особенности

Данная  презетнация может быть использована на уроках русского языка в разделах " Стилистика", " Лингвистика текста", " Культура речи...

Характеристика человека как вид текста

Характеристика человека как вид текста...