РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 6 КЛАССА
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Долганина Мария Михайловна

        Настоящая Программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. 

     Программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rus.yaz_6_kl.doc582.5 КБ

Предварительный просмотр:

        ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида»

   СОГЛАСОВАНО:      

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Т.В. Колтунова

_____________ 2014г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № _________________ 2014г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор образовательной организации

______________ В.И. Часнык

_______________  2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ    6 КЛАССА

НА  2014 -2015  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. 

Разработчик программы:

Долганина Мария Михайловна,

учитель русского языка и чтения.

Педстаж - 27 лет,

высшая  квалификационная категория

с. Александровское

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………………….

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы

          по письму и развитию речи…………………………………………………………

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по письму и развитию речи ………………………………………………………………...

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по письму и развитию речи …………………………………...

3.Учебно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи ……………

4. Планируемые результаты освоения обучающими с ограниченными возможностями здоровья предмета «Письмо и развитие речи»…………………………………………….

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения…………

 

           

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету  «Письмо и развитие речи» в 6 классе составлена в соответствии с   нормативно – правовыми  документами:

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету  «Письмо и развитие речи»:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

2. Конституция Российской Федерации (1993 года).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

5. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

6.  ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897).

7.  ФГОС  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).

8. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

9. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

10. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

12. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

13. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

14. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

15. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

16.  Учебный  план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-9 классы) ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»  на  2014-2015 учебный  год.

  17.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.

18. Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1982. - №4. – с.17 – 23.

19. Методическое письмо «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I – VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» от 14 октября 1983 года №263-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1983. - №31. – с.14 – 31.

 1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по письму и развитию речи.  

        Настоящая Программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.  

     Программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Уроки письма и развития речи в 6 классе проводятся 4 раза в неделю.

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе, поэтому на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20-50% учебного времени.

Программа ориентирована на то, чтобы дать обучающимся, воспитанникам хотя элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания.

Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей.

Структурно и содержательно программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков развития устной речи в 5 классе и рассчитана на 136  часов в год,  4 ч в неделю.

1.3. Адресат: рабочая учебная программа предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   6  класса   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        1.4. Срок реализации настоящей программы по предмету «Письмо и развитие речи» - 1 учебный год.

       1.5. Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6    класса   детализирует и раскрывает содержание ФГОС основного общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», проекта ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Письмо и развитие речи».

1.6.Цель уроков письма и развития речи:

 формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся, воспитанников и облегчения их адаптации после окончания школы. Практическая направленность программного материала – нацеленность на формирование у обучающихся, воспитанников речевых навыков.

1.7 Задачи уроков письма и развития речи:

1. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

2.  Повысить уровень общего развития обучающихся, воспитанников;

3. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

4. Развивать нравственные качества школьников.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

1.8. Основополагающие принципы. 

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы:

- принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 

- коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья по письму и развитию речи.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.  

2.1. Методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты 

2.2.Формы работы- урок. Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 6 класса коррекционной школы VIII вида, включает 136 часов в год.  Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно  уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться)  в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися, воспитанниками. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Основными формами контроля достижений учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

2.3. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

2.4. Типы уроков:

- изучение нового материала и первичного закрепления;

- комплексное применение знаний и умений;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

- контроль и коррекция умений и навыков;

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-викторина,  урок-игра и др.)

2.5. Межпредметные связи:

  • русский язык- СБО (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
  • русский язык — ИЗО (закрепление навыка описания картин);
  • русский язык — чтение (письменные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристик); 
  • русский язык – математика (написание названий чисел, поиск нужной страницы в учебнике;
  • русский язык – природоведение (самостоятельное описание картин природы, явлений природы).

2.6. Примерная тематика.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников 6 класса развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Значительное место в курсе русского языка 6 класса отводится изучению частей речи, использования их в речи, а также практическому закреплению наиболее распространённых правил правописания слов.

Прививаются навыки делового письма в написании объявления, письма, заметки.

Особое внимание уделяется графическим навыкам - четкому и аккуратному письму.

3.Учебно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи в 6 классе


Дата

Тема урока

Кол. час.

Тип урока

Коррекционные задачи

Словарь

Виды по развитию речи

Повторение

Оборудование

Домашнее задание

Повторение

1

Предложение. Подлежащее и сказуемое

1

Изучение нового материала и первичного закрепления

Коррекция навыков соотносительного анализа

подлежащее сказуемое

Определение главных членов предложения

Предложение

Таблица №1 «Члены предложения» ММО

Выуч. Правило на с. 4, 5, упр.3

2

Предложения нераспространённые и распространённые

1

Комбинированный

Коррекция навыков соотносительного анализа, распознавание

хозяин

Составление нераспространённых и распространённых предложений

Подлежащее и сказуемое

Таблица №5 «Предложение»

ММО

Выучить правило на с. 6, упр. 9

3

Однородные члены предложения

1

Комбинированный

Коррекция навыков анализа и синтеза, распознавание

однородные

Составление предложений с однородными членами

Главные члены предложения

Таблица Р3-2 «Однородные члены предложения» ММО

Выучить правило на с. 10, упр. 14

4

Перечисление без союзов и с союзом и

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления

фанера

Составление предложений по схеме

Однородные члены предложения

Схемы предложений ММО

Выучить правило на с. 11, упр. 18

5

Диагностическая контрольная работа

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти

Диктант

Текст

Повторить члены предложения

6

Работа над ошибками.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Работа с деформированным текстом

Главные и второстепенные члены предложения

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

ЗВУКИ И БУКВЫ

7

Звуки и буквы

1

Изучение нового материала и первичного закрепления

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

гербарий

поленья

Работа по иллюстрации на с. 14

Алфавит

Таблица «Гласные и согласные звуки» ММО

Выучить правило на с. 15, упр.19

8

Алфавит. Предупредительный диктант

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе сравнения

телеграмма

Звукобуквенный разбор слов

Гласные и согласные звуки

Таблица №2 «Звуко-буквенный разбор слов» ММО

Выучить правило на с. 16, упр.20

9

Слова с разделительным  ь

1

Комбинирован

ный

Коррекция логического мышления.

Различение

перрон

Подбор слов с разделительным мягким знаком

Гласные и согласные звуки

Таблица «5 «Звуко-буквенный разбор слов» ММО

Выучить правило на с. 17, упр.23

10

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

1

Комбинирован

ный

Коррекция внимания

Анализ, синтез

антенна

Составление словосочетаний

Корень слова

Таблица №8 «Корень слова» ММО

Выучить правило на с. 17, упр.25

11

Правописание непроизносимых согласных, звонких и глухих согласных

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция зрительного и слухового восприятия

Анализ, синтез

ненастье

Озаглавливание текста

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

Таблица Р2-3 «Корень слова» ММО

Повт. правило на с. 17, упр.28

12

Сочинение «Осень» (упр.30)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления. Внимания, вербальной памяти

перелётные

Сочинение

Работа над сочинением

Памятка «Как писать сочинение» ММО

Дописать сочинение

13

Практические упражнения. Гласные и согласные звуки.

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

тайга

Продолжение сказки

Правописание непроизносимых согласных

Таблица «Гласные и согласные звуки» ММО

Повт. правило упр.32

14

Практические упражнения. Звуки и буквы.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления. Внимания, вербальной памяти

грамота

Ответы на контрольные вопросы на с. 24

Гласные и согласные звуки.

Таблица №2 «Звукобуквенный разбор слов» ММО

Отвечать на вопросы на с. 24

15

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить члены предложения

16

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Работа с деформированным текстом

Главные и второстепенные члены предложения

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

СЛОВО.  СОСТАВ СЛОВА

17

Состав слова. Однокоренные слова

1

Изучение нового материала и первичного закрепления

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

Классификация

суффикс

Составление предложений по иллюстрации

Корень слова

Таблица Р2-4 «Состав слова» ММО

Выучить правило на с. 26, упр.37

18

Корень, приставка, суффикс, окончание

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

мужчина

женщина

Подбор однокоренных слов, составление предложений

Части речи

Таблица №7 «Состав слова ММО

Выучить правило на с. 29, упр.42

19

Образование слов с помощью приставок. Словарный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

имена суффикс

Образование слов с помощью приставок.

Состав слова

Таблица «Приставки» Р2-7 ММО

Выучить правило на с. 30, упр.42

20

Образование слов с помощью суффиксов

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения, сравнения

походка

Образование слов с помощью суффиксов

Образование слов с помощью приставок

Таблица Р2-9 «Суффиксы» ММО

Выучить правило на с. 30, упр.45

21

Практические упражнения. Образование слов с помощью суффиксов

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе классификации

словообразование

Работа над деформированным текстом

Суффикс

Таблица «Суффиксы» ММО

Выучить правило на с. 33, упр.49

22

Правописание окончаний

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

окончание

Определение главной мысли текста

Состав слова

Таблица «Состав слова» ММО

Выучить правило на с. 34, упр.52

23

Практические упражнения. Разбор слов по составу. Объяснительный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

семена

Объяснение смысла пословиц и поговорок

Состав слова

Таблица Р2-3 «Состав слова» ММО

Выучить правило на с. 36, упр.55

24

Практические упражнения. Состав слова.

1

Обобщающий

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

телеграмма

Сочинение рассказа по данному началу (с.38)

Окончание

Таблица № 16 «Состав слова» ММО

Отвечать на вопросы на с. 38,39

25

Правописание безударных гласных в корне слова

1

Изучение нового материала и первичного закрепления

Коррекция внимания и восприятия

проверка

Составление правил беседы

Корень слова

Таблица «Безударная гласная в корне» ММО

Выучить правило на с. 41, упр.60

26

Практические упражнения. Правописание безударных гласных в корне слова. Словарный диктант

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе анализа и синтеза

глобус

Составление концовки рассказа

Состав слова

Таблица №4 «Безударная гласная в корне» ММО

Повторить правило на с. 41, упр.63

27

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

1

Комбинирован

ный

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

середина

Подбор слов, противоположных по смыслу

Правописание безударных гласных в корне слова

Таблица «Звонкие и глухие согласные в корне» ММО

Выучить правило на с. 44, упр.67

28

Практические упражнения. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция внимания

сейчас

теперь

Составление начала и конца письма

Корень слова

Таблица № 4, 9 «Звонкие и глухие согласные в корне» ММО

Повторить правило на с. 44, упр.69

29

Непроизносимые согласные в корне слова

1

Комбинированный

Коррекция слухового и зрительного восприятия

здравствуй

Составление предложений со словами

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Таблица № 12 «Непроизносимые согласные в корне слова» ММО

Выучить правило на с. 46, упр.73

30

Практические упражнения. Непроизносимые согласные в корне слова

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

праздник

Письмо по памяти

Непроизносимые согласные в корне слова

Таблица №12 «Непроизносимые согласные в корне слова» ММО

Повторить пр. на с. 46, упр. 78

31

Практические упражнения. Гласные и согласные в корне слова

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

перрон

Работа по иллюстрации на с. 50

Ответы на вопросы на с. 51

Гласные и согласные в корне слова

Таблицы с орфограммами в корне слова ММО

Отвечать на вопросы на с. 51,52

32

Контрольный диктант по теме «Гласные и согласные в корне слова»

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить члены предложения

33

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Составление предложений со словами

Главные и второстепенные члены предложения

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

34

Приставка и предлог

1

Изучение нового материала и первичного закрепления

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

середина

Ответы на вопросы

Состав слова

Таблица Р2-7, Р2-8 «Приставка и предлог» ММО

Выучить правило на с. 52, упр.84

35

Практические упражнения. Приставка и предлог

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе анализа и синтеза

хомяк

Составление краткого пересказа по вопросам

Приставка и предлог

Таблица Р2-7, Р2-8 «Приставка и предлог» ММО

Выучить правило на с. 52, упр.86

36

Разделительный ъ после приставок

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

болото остров

Образование новых слов с помощью приставок

Приставки

Таблица № 11 «Разделительный ъ» ММО

Выучить правило на с. 57,58, упр.92

37

Единообразное написание приставок на гласный

1

Изучение нового материала и первичного закрепления

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Анализ, синтез

договор

Описание признаков осени

Разделительный ъ после приставок

Таблица № Р2-7 «Приставки» ММО

Выучить правило на с. 59, упр.98

38

Единообразное написание приставок на согласный

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

выкройка

Составление из слов предложений

Приставки на гласный

Таблица № Р2-7 «Приставки» ММО

Выучить правило на с. 64, упр.101

39

Практические упражнения. Правописание приставок

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция вербальной памяти

Анализ, синтез

салфетка

Придумывание начала и конца рассказа

Приставки на согласный

Таблица «Приставки на согласный» ММО

Повторить  правило на с. 64, упр.107

40

Практические упражнения. Деловое письмо: объявление

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Анализ, синтез

объявление

Составление объявлений

Деловое письмо

Образец объявления ММО

Написать объявление по плану по упр. 108

41

Практические упражнения. Гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

объедки

Определение орфограмм на пройденные правила

Гласные и согласные в корне слова.

Таблицы по теме № Р2-5, р2-11, Р3-16 ММО

Отвечать на вопросы на с. 71

42

Контрольный диктант по теме «Правописание приставок»

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить члены предложения

43

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Составление предложений со словами

Состав слова

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

ЧАСТИ РЕЧИ

44

Части речи

1

Изучение нового материала и первичного закрепления

Коррекция логического мышления.Классификация.

Анализ, синтез

добыча

Определение частей речи

Восстановление последовательности событий

Части речи

Таблица Р2-22 «Части речи» ММО

Выучить правило на с. 73, упр.116

45

Значение имени существительного

1

Изучение нового материала и первичного закрепления

Коррекция зрительного и слухового восприятия

Анализ, синтез

богатство дворняжка

Восстановление текста сказки по существительным

Имя существительное

Таблица «Имя существительное как часть речи» ММО

Выучить правило на с. 78, упр.124

46

Имена собственные Творческий диктант

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

Классификация

собственные нарицательные

Объяснение происхождения названий улиц

Значение имени существительного

Таблица «Имя существительное как часть речи» ММО

Выучить правило на с. 80, упр.127

47

Мягкий знак после шипящих у имён существительных

1

Комбинированный

Коррекция

зрительного и слухового восприятия.

смородина

Составление предложений по словосочетаниям

Собственные и нарицательные сущ-е

Алгоритм «Имя существительное» ММО

Выучить правило на с. 82, упр.130

48

Склонение имён существительных в единственном числе

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

недра

Постановка вопросов к словам

Мягкий знак после шипящих у имён существительных

Таблица №7, Р3-3 «Падежи» ММО

Повторить правило на с. 84, 85, упр.135

49

Правописание безударных падежных окончаний

1

Комбинированный

Коррекция  памяти, мышления на основе узнавания, различения

медаль

Письмо по памяти

Падежи существительных

Таблица Р3-8 «Падежи» ММО

Повторить правило на с. 86, упр.140

50

Практические упражнения Правописание окончаний в Р.П., Д.п., П.п.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания на основе узнавания, различения

солдат

Дополнить предложения

Падежи существительных

Таблица Р№3-8 «Падежи» ММО

Выучить правило на с. 88, 89, упр. 145.

51

Практические упражнения Правописание окончаний в Т.П.,  П.п.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

добыча

Составление предложений из слов

Правописание безударных падежных окончаний

Таблица «Правописание падежных окончаний» ММО

Повторить падежи и упр. 150.

52

Практические упражнения. Склонение имён существительных в единственном числе

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

лиственница

Ответы на вопросы

Падежи существительных

Таблицы по теме № 14 ММО

Отвечать на вопросы на с. 95,96,97

53

Промежуточный контрольный диктант

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить члены предложения

54

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Составление предложений со словами

Имя существительное

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

55

Склонение имён существительных во множественном числе

1

Изучение нового материала и первичного закрепления

Коррекция зрительного и слухового восприятия

директор инженер

Изменение предложений

Падежи существительных

Таблица №7 «Падежи» ММО

Выучить правило на с. 97, упр. 159

56

Правописание безударных падежных окончаний существительных множественного числа Предупредительный диктант

1

Комбинированный

Коррекция мышления на основе узнавания, различения

лайнер

Составление словосочетаний и предложений

Падежи существительных

Таблица Р3-3 «Падежи» ММО

Повторить правило на с. 100, упр. 161.

57

Дательный падеж существительных множественного числа.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция восприятия

доспехи

Сравнение словосочетаний

Правописание безударных падежных окончаний существительных

Таблица «Падежи» ММО

Выучить правило на с. 101, составить предложения по упр. 162

58

Творительный падеж существительных множественного числа.

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

ставни крынки

Составление предложений

Дательный падеж существительных

Таблица «Дательный падеж имен существительных» ММО

Выучить правило на с. 102, заполнить таблицу по  упр. 167

59

Предложный падеж существительных множественного числа

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

небеса

Постановка вопросов к словам

Творительный падеж существительных

Таблица «Творительный падеж имен существительных» ММО

Выучить правило на с. 104, упр. 170

60

Родительный падеж существительных множественного числа

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания

Анализ, синтез

помидоров

Работа над иллюстрацией

Предложный падеж существительных

Таблица «Родительный падеж имен существительных» ММО

Выучить правило на с. 105, 107,  упр. 175

61

Практические упражнения. Падежи имён существительных множественного числа

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

пастбище желуди

Составление предложений из слов

Падежи имён существительных

Таблица № 7, Р3-3 «Падежи» ММО

Выучить правило на с. 111,  упр. 175

62

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить члены предложения

63

Работа над ошибками

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Составление предложений со словами

Падежи существительных

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

64

Практические упражнения. Изменение существительного по числам и падежам

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция мышления.

Анализ, синтез

чудовище кефир печенье

Составление заметки о правилах поведения

Падежи имён существительных множественного числа

Таблица №Р3-13 «Число ММО

Выучить правило на с. 111,  упр. 181

65

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном числе

1

Комбинированный

Коррекция восприятия

перрон шоколад сметана

Составление словосочетаний и предложений

Изменение существительного по числам и падежам

Таблица «Число имён существительных» ММО

Повторить правило на с. 111,  упр. 186

66

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только во множественном числе

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

депутат председатель

Подбор предложений, близких по смыслу

Имена существительными, употребляемыми только в единственном числе

Таблица № Р3-3 «Число имён существительных» ММО

Повторить правило,  упр. 190

67

Изложение  рассказа «Мороз» (устная работа) с.116

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция вербальной памяти, анализ

Развитие речи

ущелье иней

Устное изложение текста, составление плана

Работа над изложением

Памятка «Работа над изложением» ММО

Дописать изложение в черновиках

68

Изложение  рассказа «Мороз» (письменная работа) с.116

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления, вербальной памяти, анализ

Развитие речи

стайка стёкла

Письменное изложение текста

Памятка «Работа над изложением»

Повторить число и падежи существительных

69

Практические упражнения. Склонение имени существительного

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция мыслительной деятельности.

Анализ, синтез

ширь

Ответы на вопросы на с. 118

Число и падежи  имени существительного

Таблицы № Р3-10 по теме ММО

Ответы на вопросы на с. 118

70

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить члены предложения

71

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Составление предложений со словами

Имя существительное

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

72

Понятие об имени прилагательном Значение имени прилагательного в речи

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция зрительного и слухового восприятия

Анализ, синтез

командир

рапорт

Составление словосочетаний

Части речи

Таблица «Имя прилагательное» ММО

Выучить правило на с. 121, упр 196.

73

Практические упражнения. Имя прилагательное.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

прилежный

Распространение предложений

Значение имени прилагательного в речи

Таблица «Имя прилагательное» ММО

Повторить правило на с. 125, упр.201

74

Изменение имён прилагательных по родам

1

Комбинированный

Коррекция мышления на основе узнавания, различения

океан

Поставить вопросы к прилагательным

Имя прилагательное.

Таблица «Род имён прилагательных» ММО

Выучить правило на с. 127., упр.204.

75

Имена прилагательные женского и мужского рода

1

Комбинированный

Коррекция мышления на основе классификации

верхолаз

Составить описание по данным словосочетаниям (у.207)

Изменение имён прилагательных по родам

Таблица Р2-15 «Род имён прилагательных» ММО

Выучить правила на с. 128, 130, упр. 210

76

Имена прилагательные среднего рода

1

Комбинированный

Коррекция мышления на основе узнавания, различения

шоссе

Распространение предложений

Имена прилагательные женского и мужского рода

Таблица № 13 «Род имён прилагательных» ММО

Выучить правило на с. 131, упр.215

77

Практические упражнения. Род имён прилагательных

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

картофель

Определение рода прилагательных по окончанию

Имена прилагательные среднего рода

Таблица «Род имён прилагательных» ММО

Выучить правило на с. 133, упр.218

78

Изменение имён прилагательных по числам

1

Комбинированный

Коррекция восприятия

сосед

Замена выражений прилагательными

Имена прилагательные среднего рода

Таблица Р2-16 «Число имён прилагательных» ММО

Выучить правило на с. 136, 137, упр.224

79

Умение различать число и род прилагательного по существительному Объяснительный диктант

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

безделье

Объяснение смысла пословиц

Число имён прилагательных

Таблица «Число и род имён прилагательных» ММО

Выучить правило на с. 137, 139, упр.229

80

Выборочное изложение «С любовью к природе» с.140.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания и вербальной памяти.

Анализ, синтез

аллея семена снегири ныряют неспроста вестники

Описание внешнего вида и повадок снегиря

Работа над изложением

Памятка «Составление плана» ММО

Дописать изложение в тетрадь

81

Практические упражнения. Согласование имён прилагательных с существительными

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

медведь

Составление рассказа «В ожидании праздника»

Число и род имён прилагательных

Схемы по теме ММО

Отвечать на вопросы на с. 145

82

Склонение имён прилагательных в единственном числе

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция зрительного и слухового восприятия

склонение

Постановка вопросов к прилагательным и определение падежа

Падежи имён прилагательных

Таблицы Р3-19 падежей м., ср, ж. родов ММО

Выучить правило на с. 149, упр. 243

83

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

мавзолей трибуна

Подбор подходящих по смыслу прилагательных

Склонение имён прилагательных в единственном числе

Таблицы Р3-19 падежей м., ср,  родов ММО

Выучить правило на с. 151, упр. 248

84

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Предупредительный диктант

1

Комбинированный

Коррекция  аналитико-синтетической сферы на основе упражнений

прекрасный

Объяснение смысла пословиц

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

Таблицы № 13 падежей м., ср, . родов

ММО

Выучить правило на с. 153, упр. 253

85

Практические упражнения. И.п, В.п. и Р.п имён прилагательных

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция мышления. Анализ.

Синтез.

Узнавание и различение

колокольчик дятел

Ответы на вопросы

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

Таблицы Р2-17 падежей м., ср, . родов

ММО

Выучить правило на с. 155, упр. 257

86

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Комбинированный

Развитие слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и воспроизведении

разбойник

Описание волка

И.п, В.п. и Р.п имён прилагательных

Таблицы падежей м., ср, . родов

ММО

Выучить правило на с. 158,159, упр. 262

87

Практические упражнения Д. п. имён прилагательных м. и ср. рода. Деловое письмо: письмо другу

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция восприятия и мышления. Анализ

Синтез.

календарь

Дополнение предложений, замена прилагательных более точными.

Составление письма

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

Таблицы падежей м., ср, . родов. Образец письма ММО

Выучить правило на с. 160, упр. 267

88

Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

хозяин

Работа  с деформированным текстом

Д. п. имён прилагательных м. и ср. рода.

Таблицы падежей м., ср, . родов

ММО

Выучить правило на с. 163,164, упр. 271

89

Практические упражнения. Р.п., Д.п., Т.п. имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция  аналитико-синтетической сферы на основе упражнений

интересный

Работа  с деформированным текстом

Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

Таблицы Р2-17 падежей м., ср, . родов ММО

Выучить правило на с.,164, упр. 276

90

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Комбинированный

Развитие слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и воспроизведении

апельсин

Подбор нужных прилагательных в пословицы, объяснение их смысла

Падежи имен прилагательных

Таблица Р3-20 «Падежи имен прилагательных» ММО

Выучить правило на с.,168, упр. 280

91

Практические упражнения. Предложный  падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

мандарин

Составление предложений из слов

Падежи имен прилагательных

Таблица Р2-15 «Падежи имен прилагательных» ММО

Выучить правило на с.,170, упр. 285

92

Практические упражнения. Падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция  аналитико-синтетической сферы на основе упражнений

агроном

Работа над  цветной иллюстрацией М.Врубеля «Пан»

Падежи имен прилагательных

Цветная иллюстрация М.Врубеля «Пан» ММО

Повторить падежи, упр. 293

93

Практические упражнения. Деловое письмо: составление заметки (упр. 296)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция восприятия, внимания, образного мышления

заметка покров лиственный поиск

Составление заметки по данному плану и словосочетаниям

Деловое письмо

Образец заметки

Дописать заметку по упр 296

94

Контрольный диктант по теме «Правописание имён прилагательных м. и ср. рода»

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить падежи прилагательных

95

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Составление предложений со словами

Падежи прилагательных

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

96

Склонение имён прилагательных женского рода

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

розовогрудый

Сравнение  предметов по признакам

Правописание имён прилагательных м. и ср. рода

Таблица № 11 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО

Выучить правило на с.,179, упр. 300

97

Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

Комбинированный

Коррекция зрительного и слухового восприятия

оборона

Ответы на вопросы по тексту

Склонение имён прилагательных женского рода

Таблица Р2-15 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО

Выучить правило на с.,181, упр. 305

98

Практические упражнения Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имён прилагательных женского рода. Словарный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания.

Анализ, синтез

гербарий

Ответы на вопросы по тексту. Работа над иллюстрацией

Р., д., т., п. падежи имён прилагательных женского рода

Таблица № 13 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО

Повторить правила на с. 181, Упр. 312.

99

Изложение  рассказа  «Чем пахнет весна» (устная работа)  (у.315)    

 

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция вербальной памяти, мышления, внимания.

Анализ, синтез

Развитие речи

вышина сосульки забулькали

Выбор из каждой части словосочетаний, связывание  их с пунктами плана

Как писать изложение

Текст и план изложения, ММО

Дописать изложение

100

Изложение  рассказа  «Чем пахнет весна» (письменная работа)  (у.315)    

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция вербальной памяти, мышления, внимания.

Анализ, синтез

Развитие речи

трещат местность пашня

Составление связных высказываний

Как писать изложение

Текст и план изложения,

Падежи имен прилагательных ж. рода

101

Винительный падеж имён прилагательных женского рода

1

Комбинированный

Коррекция восприятия основе узнавания, различения

капель

Описание признаков весны. Письмо по памяти

Падежи имен прилагательных ж. рода

Таблица № 13 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО

Выучить правило на с. 189, упр. 321

102

Практические упражнения. Винительный падеж имён прилагательных женского рода.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

конфета

Работа с деформированным текстом

Винительный падеж имён прилагательных женского рода

Таблица Р3-20 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО

Повторить  правило на с. 189, упр. 326

103

Винит. и творит. падеж имён прилагательных женского рода

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция внимания на основе узнавания, различения

сервиз

Ответы на вопросы

Падежи имен прилагательных ж. рода

Таблица «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО

Выучить правило на с. 189, упр. 332

104

Сочинение по картине «Богатыри»(устная работа)  (у.339)

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, восприятия, мышления.

Анализ, синтез

войско вражеское булатный чужеземный

Работа по цветной репродукции В.Васнецова «Богатыри»

Цветная репродукция В.Васнецова «Богатыри»

Памятка «Работа над сочинением» ММО

Записать сочинение в черновиках

105

Сочинение по картине «Богатыри» (письменная работа)  (у.339)

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция вербальной памяти

Анализ, синтез

весть защитник

Составление связных высказываний

Цветная репродукция В.Васнецова «Богатыри»

Памятка «Работа над сочинением»

Повторить падежи прилаг. Ж. р.

106

Практические упражнения. Склонение имени прилагательного

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

инструмент

Определение основной мысли текста

Падежи имен прилагательных ж. рода

Иллюстрации, Таблица Р3-20 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО

Повторить падежи, упр. 345

107

Практические упражнения. Склонение имени прилагательного

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

бусинки

Ответы на вопросы

Падежи имен прилагательных ж. рода

Таблица №11 «Падежи имен прилагательных ж. рода» ММО

Повторить падежи, отвечать на вопросы на с. 204, 205

108

Контрольный диктант по теме «Правописание имён прилагательных женского рода»

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить падежи прилагательных

109

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Составление предложений со словами

Падежи прилагательных

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

110

Склонение имён прилагательных во множественном числе Предупредительный диктант

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция зрительного и слухового восприятия

приветливый

Объяснение смысла выражений

Падежи прилагательных ед.ч.

Таблица Р3-11 «Падежи прилагательных мн..ч.» ММО

Выучить правило на с. 207, упр. 349

111

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

разбойник

Ответы на вопросы по тексту

Падежи прилагательных мн..ч.

Таблица Р3-11 «Р., п. падежи имён прилагательных.» ММО

Выучить правило на с. 209, упр. 353

112

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Комбинированный

Коррекция мышления на основе узнавания, различения

космонавт

Распространение предложений

Р., п. падежи имён прилагательных

Таблица Р3-11 «Д, т. падежи имён прилагательных.» ММО

Выучить правило на с. 211, упр. 358

113

Практические упражнения. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция памяти, внимания.

Анализ, синтез

экватор

Составление продолжения разговора

Д, т. падежи имён прилагательных

Таблица Р3-20  «Падежи имён прилагательных мн.ч.» ММО

Повторить падежи, упр. 363

114

Практические упражнения. Правописание прилагательных множественного числа Объяснительный диктант

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

открытие

Подбор подходящих по смыслу прилагательных

Падежи имён прилагательных мн.ч.

Таблица Р3-11 «Падежи имён прилагательных мн.ч.» ММО

Повторить падежи, упр. 370

115

Практические упражнения. Работа с деформированным текстом (у.372)

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция мышления. на основе узнавания, различения

ручеек

Работа с деформированным текстом

Падежи имён прилагательных мн.ч.

Таблица Р3-11 «Падежи имён прилагательных мн.ч.» ММО

Повторить падежи, упр. 375

116

Практические упражнения. Падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода

1

Комбинированный

Коррекция памяти, внимания.

Анализ, синтез

теперь

Ответы на вопросы

Падежи имён прилагательных мн.ч.

Таблица «Падежи имён прилагательных мн.ч.» ММО

Повторить падежи, упр. 377

117

Практические упражнения. Работа по картине (упр. 376)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Анализ, синтез

смородина

Составление связных высказываний

Работа по картине

Репродукция В.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» ММО

Отвечать на вопросы на с. 224, 225

118

Контрольный диктант по теме «Правописание имён прилагательных множественного числа»

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить падежи прилагательных

119

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Составление предложений со словами

Падежи прилагательных

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

120

Предложение

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция восприятия.

Анализ, синтез

предложение

Составление предложений по иллюстрации

Нераспространённые и распространённые предложения

Таблица №5 «Предложения» Схемы предложений

ММО

Составить по 4 нераспр. И распр. предложения

121

Однородные члены предложения Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция зрительного и слухового восприятия

Анализ, синтез

балкон пожалуйста

Дополнение предложений

Главные и второстепенные члены

Таблицы №Р3-2 Схемы предложений

ММО

Выучить правило на с. 228, упр. 385

122

Союзы а, но в предложении с однородными членами

Комбинированный

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

экватор

Определение однородных членов

Однородные члены предложения

Схемы предложений

ММО

Выучить правило на с. 230, упр. 391

123

Перечисление с одиночным союзом и. Предупредительный диктант

1

Комбинированный

Коррекция восприятия, мышления.

Анализ, синтез

материал

вытачка

Объяснение смысла пословиц

Союзы а, но в предложении с однородными членами

Таблица «Однородные члены предложения» Схемы предложений ММО

Выучить правило на с. 233, упр. 396

124

Практические упражнения. Перечисление без союзов

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция внимания.

Анализ, синтез

ярмарка

Работа по репродукции Б.Кустодиева «Ярмарка»

Перечисление с одиночным союзом и.

Репродукция картины Б.Кустодиева «Ярмарка

ММО

Повторить правила, упр 400

125

Итоговый контрольный диктант

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить предложение

126

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Составление предложений со словами

Однородные члены предложения

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

127

Сложное предложение

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Анализ, синтез

фонтан

Составление предложений

Однородные члены предложения

Таблица № 4 «Сложное предложение» ММО

Выучить правило на с. 237, 404

128

Сложное предложение с союзами и, а, но

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

стрекача

Соединение предложений с помощью союзов

Сложное предложение

Таблица № 4  «Сложное предложение» ММО

Выучить правило на с. 241, упр. 409

129

Практические упражнения. Бессоюзное предложение. Объяснительный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения

льдины

Составление конца истории, работа  по картинкам

Сложное предложение с союзами и, а, но

Таблица № 4 «Сложное предложение» ММО

Повторить  правило на с. 241, 413

130

Обращение Знаки препинания при обращении

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция зрительного и слухового восприятия

пожалуйста

Дополнение предложений обращением

Бессоюзное предложение.

Таблица №6 «Обращение» ММО

Выучить правило на с. 241, упр.417

131

Практические упражнения. Знаки препинания при обращении

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания

лекарство

Работа по рисункам

Обращение Знаки препинания при обращении

Таблица № 6 «Обращение» ММО

Выучить правило на с. 241, упр.421

132

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»

1

Контроль и коррекция умений и навыков

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить сложное предложение

133

Работа над ошибками

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Составление предложений со словами

Сложное предложение

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

134

Практические упражнения. Сложное предложение.

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления, внимания

родина

Ответы на вопросы

Сложное предложение.

Таблица №4 «Сложное предложение» Таблица «Обращение» ММО

Отвечать на вопросы на с. 252, 253

ПОВТОРЕНИЕ

135

Состав слова. Правописание окончаний имён существительных

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция памяти, внимания

корень суффикс приставка окончание

Работа с деформированным текстом

Состав слова

Таблицы Р2-4. Р2-21, № 7  по теме «Состав слова» ММО

Повторить правила, упр. 431

136

Род, число, склонение имён существительных, имён прилагательных

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция мыслительной деятельности

склонение падеж

Составление краткого пересказа текста

Род, число, склонение

Таблицы по теме


4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета «Письмо и развитие речи» в 6 классе.

В 6 классе 11  обучающихся, одна из которых обучается по индивидуальным программам на дому. Около 17% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 67% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 17% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.

При оценивании сформированных знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья  6 класса  учитываются три группы обучающихся:

I

II

III

У этих обучающихся правильное каллиграфическое письмо, развито умение различать гласные и согласные, ударные и безударные. Они умеют анализировать слова по звуковому составу. Они могут писать под диктовку, делить слова на слоги, переносить слова по слогам, составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Все задания они могут выполнить самостоятельно, только изредка им необходима незначительная активизирующая помощь в виде побуждений («Подумай»). Эти школьники не испытывают больших затруднений при изменении заданий, они используют прошлый опыт для приобретения новых знаний.

Ученики пишут под диктовку, допуская орфографические ошибки. Эти дети затрудняются составлять предложения по сюжетным картинкам, выполнять грамматические задания. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие обучающиеся определяют с помощью учителя. Они  имеют навык работы с алфавитом, умеют списывать рукописный и печатный текст. Умения распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,   ставить различные знаки  препинания в конце предложения на стадии формирования.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи взрослого. Без учителя дети не в состоянии сделать элементарные выводы и обобщения. У них снижен темп работы, они допускают ошибки, которые могут быть исправлены только с помощью. С простыми заданиями учащиеся справляются успешно, в основном безошибочно. В более трудных случаях допускают ошибки и самостоятельно найти их не могут, исправляют их только с помощью учителя.

У учеников наблюдается полное отсутствие внимания к написанию. Они пишут так, как слышат и произносят. Требуются многократные упражнения для развития у них умения видеть разницу в произношении и написании слов. Самостоятельно сделать какие-либо выводы эти ученики не могут. Они не овладевают учебным материалом в процессе фронтального объяснения, требуют значительного времени для подготовки к овладению новыми сведениями. Все обучение этих школьников должно происходить путем подробного объяснения учителя с использованием разнообразных приемов и подкрепляться большим количеством примеров.

Кузьменко А.,

Ясикова Н., Холопов Т., Гуденко С., Иванченко В. Ситников С., Заболоцкая Н.,

Гвоздикова Л., Амирханов Х., Джабраилов Р.

На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.

Основными формами контроля достижений учащихся являются:

тренировочные упражнения,

словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты,

письмо по памяти,

грамматический разбор,

подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения,

в конце каждой темы проводится контрольная работа.

    В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

    Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных  повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Критерии оценки достижения обучающихся, воспитанников

Объём письменных работ в 7 классе:

диктант – в начале года 75 слов, в конце года – 80 слов;

сочинение и изложение – 50 слов.

Оценка письменных работ:  «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - 6-8 ошибок,   «1» - более 8 ошибок                                                                                            

За одну ошибку считается:

А) - повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- 3 однотипные ошибки, каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

-Б) две негрубые ошибки:

- повторение в слове одной и той же буквы;

- недописанное слово;

- пропуск одной части слова при переносе;

- повторное написание одного и того же слова в предложении;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- все однотипные  специфические ошибки: замена гласных, пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, грубое искажение структуры слова.

- При наличии 3 исправлений оценка снижается на 1 балл.

Исправляются, но не учитываются: 

-ошибки на  ещё не изученные разделы орфографии и пунктуации;

-единичный случай пропуска точки в предложении, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

-единичный  случай замены одного слова без искажения смысла;

-дисграфические (специфические) ошибки: смешение и замена букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования; ошибки по графическому сходству; нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановка отдельных слогов или частей слова).

Оценка за грамматический разбор:

«5» -разбор выполнен осознанно, без ошибок или допущены исправления;

«4» - материал усвоен, допущены 2-3 ошибки;

«3» - материал усвоен недостаточно, 4-5 ошибок или не справился с 1 из заданий; «2» - плохо усвоен материал, не выполнено большинство заданий;

«1» - ни одно задание не выполнено.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

К концу года обучающиеся, воспитанники 6 класса должны:

знать:

  • способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.

 уметь:

  • правильно обозначать звуки буквами на письме;
  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
  • проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
  • разбирать слово по составу;
  • выделять имя  существительное и имя прилагательное как части речи;
  • строить простое распространенное предложение с однородными членами;
  • связно высказываться устно и письменно (по плану);
  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Письмо и развитие речи» в 6 классе.

5.1. Технические средства (мультимедийное оборудование).

  1. Ноутбук  «hp».
  2. Интерактивная доска SereerMedia.
  3. Проектор  Digital Proyector Proyecteur digital .
  1. Печатные пособия, таблицы:

1. Комплект наглядных пособий. 4 класс. Русский язык. Часть 1 Издательство «БАЛАСС».

2. Комплект плакатов. Русский язык 2-3 классы из 3 частей по (12 плакатов) часть 1

3. Таблицы по грамматике для начальных классов (14 частей)

4. Таблицы.  Грамматика русского языка и математика в таблицах. 2 класс. Русский язык.

  1. Таблицы. Русский язык. Начальная школа. Издательство «Дрофа», Тульская типография, 2003.

5.3. Литература

  • Учебник для 6 класса «Русский язык», авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, 8-е издание, Москва «Просвещение» 2014.
  • А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» ВЛАДОС, Москва, 1999г.
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.   «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-классы в двух сборниках», ВЛАДОС, Москва,  2011г.
  • Интернет-сайты:

www.school-collection.edu.ru

http://zavuch.info/forums.html

http://www.gramma.ru

http://www.openclass.ru

http://www.gramota.ru

http://korped.rkc-74.ru

http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

Разработчик программы:

Долганина Мария Михайловна,    

учитель русского языка и чтения.                  ________________          Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование «Письмо и развитие речи» 6 класс

Календарно-тематическое планирование  «Письмо  и развитие речи»  6 класс № п.Тема урокаКоличество часовДатаОборудованиеСловарьЦели и задачиКоррекционные цели1Повторение Прост...

Тематическое планирование по письму и развитию речи, 4 класс

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы. Под ред. В.В.Воронковой 2009 г. Автором  учебного...

Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».

Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

Конспект урока по письму и развитию речи (3 класс)

Тема: "Правописание слов со слогами жи-ши"...

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...

Рабочая учебная программа по предмету «Письмо и развитие речи» 5 класс по учебнику Н.Г.Галунчикова. Э.Я.Якубовская

Программа рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год.Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особе...