Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»
рабочая программа по русскому языку на тему

Рабочая программа «Русский язык» разработана на основе государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы, рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Изучение дисциплины «Русский язык» необходимо для формирования базовых знаний для научно обоснованной и целенаправленной профессиональной деятельности в условиях реформирования здравоохранения.

Рабочая программа рассчитана на 78 аудиторных часов. В паспорте рабочей программы четко определены область применения, место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы по специальности 060501 Сестринское дело, цели и задачи в виде требований к результатам освоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk_na_osn_pp.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИИ ЯЗЫК»

        

2013г.


Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол  № ____   от «___»________г.

Председатель ЦМК _______________

                           /______________/

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________________

/Н.А.Шигина/

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы, рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Разработчик:

Киреева Н.А., преподаватель  


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.        ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с государственным стандартом среднего (полного) общего образования по специальности 060501 Сестринское дело.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу базовых общеобразовательных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен   уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

В результате изучения Русского языка на базовом уровне обучающийся знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки  обучающегося  113 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы  обучающегося  35 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

113

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     теоретические занятия

78

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

     внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка реферата, эссе, сообщений, оформление таблиц, работа с текстом)

35

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта и экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

6

1

1

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Написание рефератов по темам: «Язык и его функции. Русский язык в современном мире», «Язык и культура», «Культура речи. Нормы русского языка».

Раздел 1

Язык и речь. Функциональные стили речи.

12

Тема 1.1.

Стилистика. Виды стилей.

Содержание учебного материала

2

2

1

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Написание рефератов по темам: «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова и др., по выбору)  в изучении русского языка», «Стилистика и синонимические средства языка», «Русское письмо и его эволюция».

Тема 1.2.

Особенности разговорного и научного стиля речи

Содержание учебного материала

2

2

1

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др

Тема 1.3.

Публицистический стиль речи и его назначение.

Содержание учебного материала 

2

2

1

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

 Тема 1.4. Основные признаки художественного стиля речи.

Содержание учебного материала

2

2

1

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

Раздел 2

Лексика и фразеология

10

Тема 2.1.

Словарное богатство русского языка

Содержание учебного материала

2

1

1

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, вомонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Самостоятельная работа обучающихся

Написание реферата по теме «Словари русского языка и сфера их использования»

4

Тема 2.2.

Особенности русского речевого этикета

Содержание учебного материала

2

1

1

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Тема 2.3.

Употребление фразеологизмов речи

Содержание учебного материала

2

2

1

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Раздел 3

Фонетика, орфоэпия, графика , орфография

13

Тема 3.1 Орфографические нормы русского литературного языка

Содержание учебного материала

2

1

1

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

Тема 3.2.

Основные понятия фонетики

Содержание учебного материала

2

2

1

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Тема 3.3. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

Содержание учебного материала

2

2

1

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.

Тема 3.4.

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Содержание учебного материала

2

2

1

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Тема 3.5.

Правописание приставок на З-/С.

1

Правописание приставок на З-/С-. Правописание И-Ы после приставок.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы по теме «Правописание приставок на З-/С»

Написание реферата по теме: «Письмо и орфография. Принципы русской орфографии».

3

Раздел 4

Морфемика , словообразование, орфография

19

Тема 4.1.

Понятие морфемы как значимой части слова

1

 Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

2

1

Тема 4.2

Словообразовательная система русского языка

Содержание учебного материала

2

2

1

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Самостоятельная работа обучающихся

1)Составление таблицы по теме «Словообразовательная система русского языка»

2)Написание  реферата по теме: «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке», «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка».

7

Тема 4.3.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Содержание учебного материала

2

2

1

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Тема 4.4.

Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.

Содержание учебного материала

2

2

1

Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.

Тема 4.5

Правописание сложных слов.

1

Правописание сложных слов. 

4

2

2

Правописание сложных слов.

Раздел 5

Морфология и орфография

23

Тема 5.1.

Имя существительное.

Содержание учебного материала

2

2

1

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Самостоятельная работа обучающихся

Написание реферата по теме:

«Части речи в русском языке. Принцип распределения слов по частям речи»

4

Тема 5.2.

Имя прилагательное.

Содержание учебного материала

2

2

1

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Тема 5.3.

Имя числительное.

Содержание учебного материала

2

2

1

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Тема 5.4.

Местоимение.

Содержание учебного материала

2

2

1

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Тема 5.5.

Глагол.

Содержание учебного материала

2

2

1

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Тема 5.6.

Причастие как особая форма глагола.

Содержание учебного материала

2

2

1

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Тема 5.7.

Деепричастие как особая форма глагола.

Содержание учебного материала

2

2

1

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Тема 5.8.

Наречие.

Содержание учебного материала

2

2

1

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. 

Самостоятельная работа обучающихся

3

Составление таблицы по теме «Правописание –н- и –нн- в различных частях речи»

Раздел 6

Служебные части речи

4

Тема 6.1.

Предлог как часть речи.

Содержание учебного материала

2

2

1

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Тема 6.2.

Частица как часть речи

Содержание учебного материала

2

2

1

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражателей. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Раздел 7

Синтаксис и пунктуация

26

Тема 7.1.

Основные единицы синтаксиса

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

 Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Норма построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Тема 7.2.

Простое предложение

Содержание учебного материала

2

2

1

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Тема 7.3. Второстепенные члены предложения

Содержание учебного материала

2

2

1

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Тема 7.4.

Осложненное простое предложение

 

Содержание учебного материала

2

2

1

Осложненное простое предложение.  Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. 

Тема 7.5.

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них.

Содержание учебного материала

2

2

1

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие межу ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Составление таблицы по теме «Знаки препинания при вводных словах»

Написание рефератов по темам: «Русская пунктуация и ее назначение», «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю», «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация».

Тема 7.6.

Сложносочиненное предложение.

Содержание учебного материала

2

2

1

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Тема 7.7

Сложноподчиненное предложение.

Содержание учебного материала

4

2

1

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2

Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Составление таблицы по теме «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»

Написание рефератов по темам: «Роль словосочетания в построении предложения»,  «Синонимия простых предложений», «Синонимия сложных предложений», «Использование сложных предложений в речи», «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом».

Тема 7.8.

Бессоюзное сложное предложение.

Содержание учебного материала

2

2

1

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

2

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2

2

Всего

113


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета: столы и стулья для преподавателя и студентов, доска классная, шкаф для хранения наглядных пособий, учебно-методические материалы.

Столы ученические - 15шт.

Стулья -30 шт.

Стол преподавателя -1

Стол демонстрационный-1

Стул -1

Доска -1

Шкаф -1

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, колонки, мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации, фильмы).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. 
  2. Стили речи .Учебник для 10-11 кл. общеобразов . учрежд. –М., 2009.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В, Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.Русское слово.
  4. Панхова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2009.

Дополнительные источники:

  1. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга Для учителей. –М., 2008.
  2. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. –М., 2009.
  3. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому Языку. –М., 2009.
  4. Развитие речи . Выразительные средства художественной речи/Под ред Г.С.Меркина , Т.М.Зыбиной. – М., 2008
  5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика . – М., 2008.
  6. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: историческое комментирование. – М., 2008.
  7. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.,2008.
  8.  Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П., Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. -2-е изд.,Испр. И доп. –М.,2009.
  9.  Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. –М., 2008.
  10. Школьный словарь иностранных слов/ Под ред В.В. Иванова -М.,2008.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Усвоенные умения:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

    аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения(ознакомительно-изучающие, ознакомительно-реферативное и др. ) в зависимости от коммуникативной задачи;
  •  извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов  и жанров в учебно-научной ( на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах    общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  •  соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  •   соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждение дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Освоенные знания:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий:  речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и зависимость;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и          
  • пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

- оценка результатов при выполнении домашних заданий;

- оценка выполнения рефератов по нормам современного русского литературного языка;

- оценка правильности и точности заполнения официально-деловых документов;

- оценка понимания текста разных стилей;

- тестирование.

- оценка правильности и точности основных правил русского языка

- оценка результатов выполнения контрольных работ по орфографическим, лексическим, грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам современного русского литературного языка;

- тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по техническим специальностям. Дисциплина «Русский язык и литература» входит в об...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производст...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электр...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.02 «Сталеплавщик» (по типам производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...