Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Познакомить учащихся с придаточными определительными; формировать умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением; закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП и составлять схемы предложений с придаточными определительными; формировать умение правильно употреблять в речи СПП с придаточными определительными, производить их синонимическую замену (если это возможно), конструировать СПП с придаточными определительными.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Цели урока:

  1. Обучающие:

–  познакомить учащихся с придаточными определительными;

–  формировать умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением;

– закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП и составлять схемы предложений с придаточными определительными;
–  формировать умение правильно употреблять в речи СПП с придаточными определительными, производить их синонимическую замену (если это возможно), конструировать СПП с придаточными определительными.

  1. Развивающие:

- развивать навыки исследовательской деятельности.

         

  1. Воспитывающие:

– воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

– воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях    работы в группах.

Оформление и оборудование урока:

- компьютер;

- видеопроектор

На доске: (в слайдах)

- тема урока.

Тип урока: изучение нового материала (урок с применением ИКТ).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

        Прочитайте утверждения (распечатка на каждой парте).  Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.

  • Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.
  • Придаточное предложение всегда стоит после главного.
  • Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
  • Части сложноподчиненного предложения равноправны.
  • Союзное слово не является членом предложения.
  • Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
  • Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

Ответ: 1010011.

Какое сочетание цифр получилось у вас при ответе?  Прочитайте все верные утверждения.

Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

III. Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. Определите виды данных предложений (ПП, ССП, СПП, БСП). (Знаки препинания не проставлены)

  1. Безветрие и все небо залито ровной синевой.
  2. Мы ночевали в гостинице где уже останавливались.
  3. В воздухе чувствовался травяной запах плывущий с полей.
  4. О человеке к которому я направился ходят легенды.
  5. Зазеленел листок стал пригож лесок.
  6. Майор спросил где находится штаб.
  7. Увидев дом  возле железной дороги я остановился.

Ответ: 1 – ССП, 2 – СПП, 3 – ПП, 4 – СПП, 5 – БСП, 6 – СПП, 7 – ПП.

В4 (ЕГЭ) Среди предложений найдите сложное, одна из частей которого является односоставным назывным предложением. (Предложение № 1)

А10 (ЕГЭ) Какой частью речи является слово ВОЗЛЕ в предложении 7?

1) местоимение;  2) наречие; 3) частица; 4) предлог.

В11 (ГИА) Среди предложений найдите предложение с обособленным определением. (Предложение  № 3)

В2 (ГИА) Из предложений 1 – 4 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне. (Чувствовался.)

IV. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся со сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными. Давайте обратимся к тексту.

В каждом  времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние  дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы.  Ему  нравилась  и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения  и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся   любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

(Из периодической печати)

Работа с текстом:

– Какова тема текста? О чем (о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе)

– Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)

–  Запишите последнее предложение текста и выделите главную и придаточную части графически.

(Слушая ее, мы проникаемся глубокой  любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)

– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).

– На какой вопрос она отвечает? (какой?)

– Выделите грамматическую основу. (которая дарит)

– Постройте схему предложения.

– Найдите другие СПП предложения в тексте. Проанализируйте устно. Постройте схемы.

– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов)

– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами?

(нет).

Работая с текстом, мы с вами, ребята, познакомились с придаточными определительными.

V. Закрепление материала.

1. Упражнение № 90 (устно).

Прочитайте. Составьте схемы 1, 3 и 4 предложений. ○ Можно ли союзные слова что, где заменить словом который?

2. Упражнение № 95 (письменно).

Прочитайте. Правильно ли построены эти предложения? ○ исправьте, заменяя одно из придаточных обособленным определением.

3.

А26 (ЕГЭ) Укажите сложноподчиненные предложения,  придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом.

1) Обычаи, которые регулируют общение людей, появились давным-давно.

2) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.

3) Накануне Всемирного форума по экологии группа ученых, в которую входили лауреаты Нобелевской премии, приняла манифест.

4) Грибоедов в комедии «Горе от ума» поднял ту же проблему, которую потом стали разрабатывать писатели-классики.

VI. Самостоятельная работа

Исправление ошибок, связанных с нарушением структуры предложения. (Нарушение порядка следования частей, отрыв придаточной части от определяемого слова).

1) Которые ещё не сдали деньги на билеты, сдайте.

2) А мальчики вернулись, которые ходили в поход?

3)Я все задания выполнил, которые нам задали.

VII. Рефлексия и подведение итогов урока

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
  • Что особенно понравилось?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4)  правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

VIII. Домашнее задание.

  • § 10 стр. 44,
  • Упражнение № 94 или выписать из произведений художественной литературы 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Урок русского языка в 9 классе.Первый урок по теме....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

презентация к уроку в 9 классе CGG придаточным определительным...

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Данный материал может быть полезен на этапе закрепления материала....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Цель урока:   Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Данный материал представляет собой развернутый конспект первого урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" с заданиями, сопровождается презентацией....

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Урок для 9 класса. Позволяет отработать умение  заменять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными синонимическими конструкциями: обособленными определениями, выраженными при...