Урок-обобщение по теме "Грамматические секреты причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кильмаматова Зания Мубараковна

Данный урок-расследование поможет учащимся в игровой форме изучить тему "Причастие", понять - это самостоятельная часть речи или особая форма глагола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Данный урок-обобщение по теме «Грамматические секреты причастия» поможет учащимся расследовать дело «Причастие — это самостоятельная часть речи или особая форма глагола», узнать новые сведения об этой удивительной части речи. Сегодня это тема урока может вызвать много разногласий среди учёных, поэтому  причастие для ребят — загадка. Так попробуем её разгадать!

 

        Тема урока: «Грамматические секреты причастия»

Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал;

                расширить знания о причастиях как основных признаках глагола;

                повторить правописание причастий и пунктуацию в предложениях с                 причастным оборотом;

                развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок-обобщение и систематизации знаний .

Оборудование: проектор, ноутбук, раздаточный материал.

                                                         Причастие — это часть речи,                                                                 причастная глаголу в образе                                                                         прилагательного.

                                        

                                                                                В .И.Даль

                                Ход урока

1.Организационный момент. До начала урока проверить наличие книг , тетрадей, учебных принадлежностей, раздать карточки.

2.Слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. А причиной тому является причастие. Причастие, как вы уже сумели заметить на уроках,-самая удивительная часть речи, вызывающая до сих пор много разногласий среди ученых. А у  вас, я думаю, тем более. Попытаемся сегодня  вместе провести собственное расследование по делу: «Причастие-это самостоятельная часть речи или форма глагола. Грамматические секреты причастия».

        Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока.

        Владимир Иванович Даль сказал, что «Причастие — это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Попытаемся доказать это утверждение.

        И прежде чем завести дело на «Причастие», давайте вспомним об этой особе всё, что знаем: грамматическую биографию, версии её названия и портрета для определения «личности».

        Вы, ребята, должны были дома поработать с «Толковым словарем Ожегова», дополнительной литературой, интернет-ресурсами для того, чтобы больше узнать об особе Причастие и написать небольшие творческие работы на одну из заданных тем.

А вам, уважаемые эксперты, в конце урока нужно будет оценить вуступления и ответы своих одноклассников. Для этого необходимо на уроке слушать  внимательно и ставить баллы отвечающим на своих листах.

        Пожалуйста, вам слово, эксперты

.

                        3.Актуализация опорных знаний.

                1)Выступление группы «Экспертов»

                                План

        -.Биография Причастия.

        -Версия о том, почему оно так названо.

        -Герб Причастия:

                а)Причастие-волна;

                б)Причастие-рябина.

2)Зачитываются творческие портреты Причастий (проверка домашнего задания).

                        Биография Причастия

        Родился я в стране Грамматика. Отец-Глагол, у которого я унаследовал вид (совершенный и несовершенный) и время (настоящее и прошедшее). Заметьте, будущего времени не имею.  Мать-Прилагательное. У неё я перенял способность изменяться по родам, числам и падежам. Поэтому часто меняю свой характер. Бываю то действительное, то страдательное. В отличие от родителей имею свои приметы: обозначаю признак действия, имею характерные суффиксы (-ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-,-ом-,-им-,-ем-,-вш-,-ш-,-нн-,-т-,-енн-).

        А проживаю я в данный момент по адресу: страна Грамматика, город Морфология, улица Прилагательная, школа№1 в 7 в классе.

                                        История названия

        Почему Причастие имеет такое странное название? Этот вопрос заставил задуматься и меня. И, наверное, не случайно. При- приставка, «при глаголе», так как особая форма глагола, но обозначает признак действия. Таким образом, приставка при- объясняет промежуточное положение этой части речи. Значит, Причастие находится «при прилагательном» и «при глаголе». А корень -часть- обозначает, что Причастие-это часть глагола, так как от него образовано.

                                        Причастие-волна

        Когда я произношу слово «Причастие», у меня перед глазами появляется следующая картина: вода, высокая подмигивающая волна, летящая в безграничгом море навстречу  небу, солнцу. А это огромное зелено-голубое море и есть Грамматика.

        Вы спросите, почему волна? Потому что главное, как мне кажется, в Причастие-это движение, скорость, стремительность, так как образовано оно от глагола, а у прилагательного берет признак, качество этого движения: летящий, несущийся в прекрасное далеко.

        У меня Причастие может быть действительным (когда само совершает действие): несущаяся, и страдательным(когда действие испытывает со стороны): подгоняемая ветром волна.

        Таким образом, Причастие- это форма глагола.

        

Учитель: Ребята, в работе прозвучало словосочетание «безграничное море». А как вы понимаете значение этого выражения?

        

        Словарная работа:

Безграничное (море) — не имеющее видимых границ, бескрайнее, бесконечное («Толковый словарь Ожегова»).

Учитель:Запишите, пожалуйста, значение слова в тетради.

        

                                        Причастие-рябина

        

        Для меня Причастие-это роскошное дерево рябина осенью. Объясню почему. Плодородная земля, на которой растет и крепчает рябина, взрастила разные части речи. Глагол-это ствол дерева(главный во всём) появился и вырос на этой земле. Для Причастия глагол-это основа, туловище. А у тела должно быть сердце. Им и является прилагательное, наполненное признаками, качествами. Резные листья рябины-признаки глагола: вид и время, а красные гроздья рябины-признаки прилагательного: род, число, падеж.

        Таким образом, у Причастия много ещё не разгаданных тайн, которые нам предстоит разгадать и на этом уроке.

Учитель: Ребята, в работе прозвучало словосочетание «роскошное дерево». А как вы понимаете значение этого выражения?

                        Словарная работа

Роскошное ( дерево) — прекрасное, сочное, обильное листвою дерево («Толковый словарь живого великорусского языка»-В.Даль).

Учитель: Запишите, пожалуйста, значение слова в тетради.

        Слово учителя. А мне хотелось бы добавить  следующие сведения о Причастии. Эксперты доказали, что Причастие образуется от глагола  и пользуется его признаками(вид и время). Но сохраняет он, ребята, также как и у  глагола  переходность и возвратность. Например, построенный дом ( причастие «построенный» согласуется с сущ. дом  в В.п., ед.ч., м.р.)-переходное, невозвратное.  Заметьте, что только от переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Стелющиеся растения- действ., возвратное, непереходное (причастие согласуется с сущ. во мн. ч., И.п.)

                                Основная часть урока

Учитель: Давайте поблагодарим группу «Экспертов» за слаженную работу, познавательную информацию и перейдем к практической части.

У вас на столах для каждой группы индивидуальное задание.

1 группа получает задание повышенной сложности.

1.Прокомментировать выбор суффикса.

        ЗависЯЩие-зависеть, искл. 2спр., действ., н.вр.;

        молоТый-молоть, 1 спр., страд., пр.вр.;

        красиВШий-красить, 2 спр., действ., пр. вр.;

        сорваННый-сорвать, 1спр., страд., пр. вр.;

        читаЕМый-читать, 1спр., страд., н.вр..

Проверить по слайдам!

2 группа получает задания средней сложности.

2.Образовать от данных глаголов причастия. Указать спряжение глаголов.

        Писать- 1 спр.-пишущий;

        строить- 2 спр.-строящий;

        лечить- 2 спр.- лечащий;

        замесить-2спр.-замешенное;

        намаслить-2спр.-намасленный;

        выслушать- 2спр., искл. -выслушанный

Проверить по слайдам!

3 группа получает задания базового уровня.

3.Выписать причастия с  суффиксом -ЮЩ-.

        -Лечащий (врач)-лечить-2спр..

        -Жалящие (осы)-жалить-2спр.

        -Колющие (дрова)-колоть-1спр..

        -Поющие  мальчики)-петь-1спр..

        -Стелющиеся (растения)-стелить-искл. 1спр..

        -Терпящие (кораблекрушение)-терпеть-искл. 2спр.

Проверить по слайдам!

4.Записать под диктовку.  Объяснить знаки препинания в предложении.

        

        Багряная листва, покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моей ногой.

        [ сущ.,/прич.обор./,...].

        ? Когда в предложении причастный оборот выделяется запятыми?

(Если перед ним есть определяемое слово)

        ?Где в предложении может стоять причастный оборот?

 начале, середине и конце)

5.Спишите предложения, раскройте скобки и выберите правильный ответ. Объясните знаки препинания и орфограммы. Составьте схему второго предложения. Подчеркните причастия как члены предложения.

а) Митраша ра(с,з)глядывал прямо на него (надвигавшаяся -надвигавшуюся) фигуру, своими оч..ртаниями (напоминавшая -напоминавшими) назва(н,нн)ого   брата.

б) Старая дорога, заросш... кудрявой муравой, ух..дила в бе(с,з)конечную русскую даль.

                […. сущ.,/прич.об./,...].

в)Брюки его были измяты вытянуты на коленях  дли(н,нн)ые  волосы ра(с,з)трёпаны.

Учитель: Ребята, кто из вас знает значение слова «мурава»? В «Толковом словаре Владимира Ивановича Даля» дается следующее толкование:

                Словарная работа:

Мурава — луговая трава, сочная, густая травка на корню («Толковый словарь живого великорусского языка»-2-е издание 1800-1802гг В.Даля)

Запишите в тетради.

Учитель: А теперь расслабьтесь, сядьте удобнее, положите ручки  и ответьте на вопросы.

6.Физкультминутка. Ответьте на вопросы.

        ?Как мы скажем...

-об ученике, который пилит...(пилящий);

-о мяче, который летит...(летящий);

-о ребенке, который плачет...(плачущуй);

-о помидоре, который краснеет...(краснеющий);

-о море, которое бушует...(бушующее);

-о солнце, которое заходит за горизонт...(заходящее).

  1. 7.Проверочная  работа. (Работа с учебником ,упр.136).

Учитель:-В конце урока  соберу тетради на проверку.

Задание:1гр.Выпишите из предложений причастные обороты с                         определяемыми словами.

  1. 2гр.Выпишите из предложений 1-3 слова с пропущенными буквами и прокомментируйте орфограммы.

3гр.Выпишите из предложений 1-3 причастия и прокомментируйте суффиксы.

       

(Ответы только для учителя)

 

             

[]1гр.№3 Заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей;

        №4 дождь, не прекращающийся в течение целого часа;

        №7 домик, стоящий на высоком берегу.

   

2гр.         Незабываемое (синоним - сильное, яркое, неизгладимое);

        впечатление-непроверяемая гласная в корне -е;

        оставила-оставить-на -ить-2спр.;

        началась-начало-проверяемая гласная в корне;

        заря-чередующийся корень -пишу -а- в безударном положении;

        ещё не закрытая- пишу не- раздельно, так как есть слово «ещё»;

        (тучей какой?) приближающейся;

        озаряла-чередующийс корень-пишу -а- в безударном положении.

3гр.Незабываемое-незабывать,на -ать, 1спр., наст. вр., действ., суф.-ем-;

(не )закрытая-закрыть,на -ыть,1спр.,прош. вр., страд., суф.-т-;

приближающейся-приближаться, на -ать, 1спр., наст. вр., действ., суф1гр.№3 Заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей;

.-ющ-.].-ющ-.]

        Учитель: В начале урока мы с вами начали расследование по делу «Причастие-это форма глагола или самостоятельная часть речи. Грамматические секреты причастия». Давайте попробуем сделать вывод

Примерные ответы детей

1.Я считаю, что причастие-это особая форма глагола, которую можно назвать и самостоятельной частью речи, потому что, во-первых, оно образовано от глагола, а, во-вторых, выполняет в предложении синтаксическую роль-может быть определением( в полной форме) либо сказуемым( в краткой форме).

2.На мой взгляд, грамматические секреты Причастия мы почти расследовали: в отличие от других частей речи оно имеет особые приметы: 1)обозначает признак действия; 2) имеет необычные суффиксы; 3)и живет всё-таки в стране Морфология. В.Даль сказал: «Причастие-это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»

Таким образом, Причастие можно назвать и самостоятельной частью речи, и особой формой глагола.

Учитель: Поведем итоги урока.

        Закончите предложения:

1.Сегодня на уроке я повторил(а)-        …

2.Сегодня на уроке я узнала-  …

Примерные ответы:

  1. Сегодня на уроке я повторила морфологические признаки глагола, правописание суффиксов причастий, пунктуацию в предложениях с причастным оборотом.
  2. Сегодня на уроке я узнала, что причастие можно рассматривать как особую форму глагола и самостоятельную часть речи.
  3. Сегодня на уроке я узнала, что причастие  бывает переходным и непереходным, возвратным и невозвратным.

Учитель: Не могу не согласиться с вами. Я надеюсь, что мы ещё не раз вернемся к этому вопросу.

Оценки за урок: Ребята, а теперь оцените работу своих одноклассников.

-Ну а я оценю ваши работы в тетрадях.

Домашнее задание:1) Напишите сочинение-описание предмета, где используются причастия.                                                                                 2) Составьте словарную диктовку по теме «Причастия», используя произведения М.Ю.Лермонтова.                                                                        3) Выпишите из произведений М.Ю.Лермонтова 5 предложений с причастными оборотами.

PS Морфологический разбор причастия

  1. 1.Меняющиеся (какие?)-причастие

2.Н.Ф. Меняющийся;

пост.:несов.в., действ. н.вр., возвр.;

непост.: во мн.ч., И.п., полное.

3.Картины (какие?) меняющиеся (определение)

                Спасибо за работу!

Автор: Кильмаматова Зания Мубараковна, учитель русского языка и литературы высшей каегории  МБОУ СОШ №1 с.Кандры Туймазинского района РБ, заказать свидетельство о публикации обязательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Обобщение изученного по теме "Причастие" в 7-ом классе.

В разработку урока входит конспект, составленный с учетом новых требований по развитию УУД. ...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие" "Путешествие с препятствиями через лес причастий"

Урок построен в форме путешествия (по карте Леса Причастий). Каждый ученик,преодолевая очередное препятствие , получает индивидуальное задание....

Презентация к уроку обобщения "Это интересное причастие".

Данный материал представляет собой занимательные игры по теме " Причастие". Можно использовать как на уроке русского языка, так и во время проведения внеклассных мероприятий....

Осенние причастия. Урок обобщения по теме "Причастие"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие"....

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...

Презентация к уроку «Урок-обобщение «Причастие. Деепричастие. Наречия»

История в текстах, посвящённых Дню воинской славы России — Дню снятия Блокады города Ленинграда...