Сочинение (часть "С"). Памятка
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Клименко Мария Владимировна

Работая над сочинением (часть "С"), надо помнить следующее

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabotaya_nad_sochineniem_pamyatka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Работая над сочинением (часть «С»), надо помнить:

  1. Основная проблема – это та,
  • которая стала объектом раздумий автора,
  • над  которой он в основном размышляет,
  • к которой он неоднократно возвращается,
  • по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
  1. Оценочные слова, помогающие передать впечатление от  прочитанного (без них ваша позиция не считается сформулированной):
  • с удовольствием прочитал(а)…
  • нельзя остаться равнодушным(ой)…
  • к сожалению,..
  • к немалому удивлению узнал(а), что…
  • убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
  • разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
  • оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
  • возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что…
  • интересно то, как автор…

  1. Аргументы в поддержку вашего мнения:
  • ссылки на передачи радио, телевидения, кинофильмы
  • имена исторических деятелей
  • ссылки на признанные авторитеты и их произведения
  • свидетельства очевидцев
  • названия событий
  • цитаты
  • даты
  • различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
  • собственные наблюдения и выводы
  • положения официальных документов
  • различные общественные законы
  • законы природы
  • народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.
  • статистические данные
  • научные данные
  • примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
  • примеры из жизни окружающих

  1. В тексте исследуется, анализируется, поднимается, рассматривается, затрагивается проблема (ЧЕГО? – РОД.ПАДЕЖ) нравственного выбора, экологии, добра и зла и т.д.
  2. Автором проблема может быть:
  • поставлена
  • изложена
  • рассмотрена
  • выдвинута
  • затронута
  • поднята
  • сформулирована
  • исследована
  • проанализирована

  1. Авторская позиция может быть выражена:
  • в названии текста
  • в отдельных предложениях текста
  • через ряд аргументов
  • через риторические вопросы, риторические восклицания
  • через порядок слов
  • через лексические повторы
  • через оценочную лексику
  • через модальные слова и частицы
  • через ряд вводных слов, словосочетаний, предложений
  1. В комментарии не должно быть:
  • Пересказа исходного текста или любой его части
  • Рассуждений по поводу ВСЕХ проблем текста
  • Комментариев о действиях героев текста
  • Общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать ОДНУ из проблем!
  1. Языковые клише:
  • Автор считает, что…
  • Автор утверждает, что…
  • Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.
  • Автору важно убедить читателя в том, что…
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
  • Задача автора – убедить читателей в том, что…
  • Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме:…
  • Автор приводит читателя к мысли о том, что…
  • Решая проблему, автор приходит к следующему выводу:…
  • «…», - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
  • «…», - в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
  • «…», - это высказывание точно отражает позицию автора.
  • «…»,  - вот основная мысль (идея) текста.
  • «…», - именно эта мысль отражает авторскую позицию.
  • … - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
  • «…»,  - в этом предложении звучит прямая авторская оценка.
  • … - все это позволило автору выразить мысль о том, что…
  • «…», - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
  • «…», - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
  • Позиция автора очевидна: «…».

  1. Следите за своей речью, чтобы не допускать этических ошибок!
    Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов, вульгаризмов, арго.
  2.  Как корректно возразить автору, излагая свою позицию:
  • Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
  • Автор, несомненно прав, утверждая, что…, но я убежден(а), что его мнение о… вызовет читательскую дискуссию, так как…
  • Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что…
  • По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что…
  • Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться  с тем, что…
  • Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и другая точка зрения:…
  • Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…
  • Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…
  • Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…

  • Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что…
  • Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…
  • Вызывает сомнение тезис о том, что…
  • Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  • Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  • Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка пишущему сочинение

Рекомендации учащимся 9 -11 классов при написаниии сочинения по литературному произведению. Пункты плана следует освещать в произвольном порядке....

Презентация"Алгоритм работы с текстом.ЧастьС"Подготовка к ЕГЭ

Презентация поможет подготовить выпускников к написанию части С на ЕГЭ....

Памятка для учащихся "Сочинение по литературному произведению? Это просто"

Данная памятка  окажет помощь учащимся в написании сочинения по литературному произведению...

Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор», написанное в жанре памятки для спорщика.

Подготовка к сочинению по картине Ю.Пименова "Спор". Разработка для учителей, преподающие в  8 классе по программе Т.Ладыженской....

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С.2)

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С2.)1. Схема написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему2. Композиционные ча...

План урока по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (частьС)

Данная разработка содержит план урока и раздаточный материал. интерес представляет отрывок из статьи И.Ботова, посвященной проблеме наркомании....

Подготовка к ЕГЭ частьС ( сочинение - рабочий материал)

Даны две формы подготовки к ЕГЭ  часть С(сочинение)....