"Спасибо тебе, бабушка!" Урок обучения написанию художественного портрета
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок  «Спасибо тебе, бабушка!» (7 класс)  развивает речевые навыки по созданию портрета, обучает сравнению и сопоставлению различных информационных источников (музыкальный портрет-песня «Бабушка» «Любэ», живописный портрет А.М.Шилова «Бабушка», иллюстрация М.Мазурина к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», стихотворный портрет А.Царевой «Моя бабушка»).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. РР «Спасибо тебе, бабушка!»

Задачи: развивать речевые навыки по созданию портрета, формировать личностное восприятие,

             обучать сравнению и сопоставлению различных информационных источников,

             воспитывать уважительное и бережное отношение к старшему поколению.

Круг рассматриваемых вопросов:  портрет в литературе и живописи, словесный портрет в прозе и лирике, художественные детали, авторская позиция, читательское восприятие; синонимы, метафора, сравнение, эпитеты, части речи, члены предложения, орфограмма и пунктограмма.

                                                 Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой. (На фоне песни группы  «Любэ»)

-  Возможно, кто-то поспорит со мной, но я уверена: у кого нет бабушки, тот обижен судьбой. Я благодарна своей бабушке Поле. Бабушка – это чудо. И никак иначе! Ей можно пожаловаться, и она не скажет «сама виновата», а просто пожалеет. Сказки читает, сладости покупает, гулять водит, игрушки дарит. Только ей можно объяснить, почему забор зацепился за штаны, грязь к носу прилипла, пластилин по стене размазался. Она все поймет. Конечно, если она всамделишная.

   Именно о таких бабушках написаны картины, книги, стихи, песни.  И сегодня мы вглядимся в портреты, созданные взрослыми талантливыми внуками, почувствуем их признательность и любовь, подумаем о роли бабушек в нашей жизни и тоже попробуем выразить им  свою благодарность.

     2. Работа с терминологией.

- Вспомним определение портрета.

? Что такое портрет? Уточняем наши знания. ВНИМАНИЕ  на экран.

Т.Л. Теория литературы.

Портрет (фр. – изображение) – изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении (Краткий словарь литературоведческих терминов в учебнике-хрестоматии «Литература. 6 класс).

  1. Интеллектуальная разминка – лексический аукцион.

- Добавлю: в словесном портрете можно указать возраст, социальное положение, описать походку, жесты, мимику, улыбку, прическу. Но важно выделить характерные именно для этого человека черты.  Солнышки мои, скажите, а какая часть речи наиболее употребительна в портретах?

                                                                  Имя прилагательное.

- Проводим интеллектуальную разминку.  Подбираем прилагательные (красивые, интересные) к деталям портрета.

? Какая может быть у бабушки ПОХОДКА? ЗАПИШИТЕ 1-2 прилагательных из названных. РУКИ? ПРИЧЕСКА? УЛЫБКА? ГЛАЗА? ВЗГЛЯД? В улыбке, глазах, взгляде бабушки отражается ее душа.

? Назовите главное, на ваш взгляд, внутреннее качество вашей бабушки. ЗАПИШИТЕ

- СЛОВО-ОБОБЩЕНИЕ.  У бабушки золотые руки, золотое сердце. Золотая бабушка.

? Что за средство выразительности? Да, метафора.

  1. Прослушивание песни «Бабушка» - анализ ИВС

- Сейчас мы слушаем песню «Бабушка» в исполнении группы «Любэ». Обращаемся к раздаточному материалу. Слушаем песню и  в тексте находим ИВС (отметьте карандашом).

                            2-й куплет: сердце болит – м, слово хорошее –э., скромный гостинец – о, положит тайком – э.

                             3—й куплет: комната светлая (свет души) ,

                              Молитва беззаветная, молитвой согрет.

? Какими словами выражено авторское отношение к бабушкам?

                              Бабушка, я люблю тебя; прости, если что-то не так;

                              Обращение – отрада моя.

? ОТРАДА – устаревшее слово. Какое современное однокоренное слово можете назвать? Радость.

ЗАПИШИТЕ СС, выражения, которые вам понравились.

       5. Рассматривание живописного портрета – словесное описание картины А.М.Шилова «Моя бабушка».

- А сейчас от музыкального признания дорогому человеку мы перейдем к признанию молчаливому, бессловесному, живописному.

ОТКРОЕМ пособие, стр. 40-41.

- Прочитаем комментарий. На  какие портретные детали обращается внимание читателя? (морщины, седина).

- Портрет незнакомой старой, некрасивой(?) женщины. Но такой узнаваемой! Что восклицали многие, глядя на портрет?  «Да это же моя бабушка!» Работа над интонированием.

- Выполняем задание № 2.

? О чем говорит ее взгляд? Поза?

- Обратите внимание на колорит картины. Темный, но теплый коричневый фон с зеленоватым оттенком гармонично окутывает силуэт бабушки, высвечиваются руки и лицо мудрой, доброй, терпеливой женщины.

   6. Сопоставление картины А.М.Шилова «Моя бабушка», иллюстрации М.Мазурина к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», работа с текстом рассказа – формулирование личностного восприятия.

- ВНИМАНИЕ на экран. Что общего в живописном изображении бабушек? Различия?

- Прочитаем литературный портрет бабушки Екатерины Петровны.

Внешний облик представлен только этим фрагментом.

                «…И тут я увидел …еще одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки, крест-накрест  завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука только по случаю поездки в город или по большим праздникам. Да это ж бабушка!»

? С каким чувством герой восклицает последнюю фразу?  СТРАХ. БОЯЗНЬ РАЗОБЛАЧЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. Выразите в интонации.  

? Что описывает автор в портрете? Только ОДЕЖДУ.

? Почему В.П.Астафьев не дает внешнего портрета бабушки мальчика? Каждый читатель представляет  свою бабушку. Посмотрим еще раз на иллюстрацию.  Кто хоть однажды вот так же виновато не мог поднять глаз? Чья бабушка вот так же сурово не отчитывала и в то же время не потчевала блинами-пирогами?

? Какие слова из песни «Любэ» мог бы произнести мальчик?

                                            Прости,  если что-то не так. Запишем.

   7. Комплексный анализ стихотворного авторского текста.

- Как важно вовремя извиниться, попросить прощения, выразить благодарность, сказать «спасибо, родная», «я люблю тебя»!

Помните, перед Днем  влюбленных на стене Откровения расцвело сердце признаний наших одиннадцатиклассников? Сейчас вы услышите строки о бабушке из признания Алены Царевой из 11А.

? С каким чувством говорит о своей бабушке Алёна? Какие черты внешнего облика запечатлела в стихах?

(читает ученица, слайды презентации)

- Выполняем задание № 3  в раздаточном материале.

Хочу признат?ся: я люблю…

И плечи бабушк.. усталые,

Глаза ее г..рячие, упрямые,

Которые украдкой часто

Смотрели бер..жно, с опаской.

Ее волос пр..ятных седину

И голоса св..тую хр..потцу,

Хочу признат?ся,  я люблю.

1.  Объясните пропущенные орфограммы.

2.  Назовите ряды однородных членов (определения, обстоятельства, дополнения)

Запишите СС с эпитетами (плечи усталые, глаза горячие, упрямые, смотрели бережно, волос приятных, святую хрипотцу) .

3. Выделите окончания. Почему нет окончания у слова «бережно»?

8. Обобщающее слово учителя (на фоне «золотого сердца» из фотографий)

- Вот они - берегини, хранительницы нашего детства.  Бабушки отдают нам самое лучшее: ласку, заботу, любовь, мудрость жизни.

       Бабушка А.С.Пушкина Мария Алексеевна научила маленького Сашу говорить и читать по-русски, бабушка М.Ю.Лермонтова, опасаясь за здоровье внука,  возила его на Кавказ,  хлопотала о царском снисхождении к опальному поэту, бабушка Максима Горького спасла его живую душу в «свинцовых мерзостях жизни».  

      Скажем же всем бабушкам  «Спасибо!».

9. Домашнее задание.

Творческая работа  «Спасибо тебе, бабушка!» (портрет, характерные черты, признательность).