Сопоставительный анализ культурного наследия русского и тувинского народа.
статья по русскому языку на тему

Теоретическое обоснование. Наша школа в течение нескольких лет работает по внедрению в жизнь здоровьесберегающих технологий. Работа над этой проблемой натолкнуло меня на мысль, что здоровье детей мы, учителя словесники, должны рассматривать с разных сторон: в физическом плане; в интеллектуальном плане; в нравственном плане; в социальном плане; в эмоциональном плане. Быть здоровым – это значит быть здоровым не только в физическом плане, но и в нравственном. Здоровый, душой и телом – счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от жизни, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать», воспитать. Этого требует от нас современное общество, конечно же, и правительство. В одном из последних обращений к Федеральному Собранию Президент России Д.А.Медведев, особо отметил, что школа должна содействовать не только воспитанию широкообразованной, творческой, инициативной личности, но и высоконравственной. Значит, учителя должны развивать у учащихся опыт осмысленной деятельности. А этого можно достичь, только возрождая традиции, укрепляя нравственное начало. И в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивается значение образования на современном этапе развития страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название материала: Сопоставительный анализ культурного наследия русского и  тувинского народа.

Автор: Оюн Т. Ш.

Название организации: МОУ  СОШ  с.Сосновка, Тандинского кожууна

Ключевые слова: Изучение традиций и обычаев русского и тувинского народа.

Краткая аннотация:  учет особенностей функционирования и развития русского и тувинского языков в преподавании русского языка и литературы. Сопоставительный анализ.

Теоретическое обоснование. Наша школа в течение нескольких лет работает по внедрению в жизнь здоровьесберегающих технологий. Работа над этой проблемой натолкнуло меня на мысль, что здоровье детей мы, учителя словесники, должны рассматривать с разных сторон: в физическом плане; в интеллектуальном плане; в нравственном плане; в социальном плане; в эмоциональном плане. Быть здоровым – это значит быть здоровым не только в физическом плане, но и в нравственном. Здоровый, душой и телом – счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от жизни, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать», воспитать. Этого требует от нас современное общество, конечно же, и правительство. В одном из последних обращений к Федеральному Собранию Президент России Д.А.Медведев, особо отметил, что школа должна содействовать не только воспитанию широкообразованной, творческой, инициативной личности, но и высоконравственной. Значит, учителя должны развивать у учащихся опыт осмысленной деятельности. А этого можно достичь, только возрождая традиции, укрепляя нравственное начало. И в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивается значение образования на современном этапе развития страны.

Выпускник школы должен обладать нужными знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями, осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, исследовательскую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентирами и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми личностно-ориентированными технологиями обучения, в том числе информационными, быть готовым к межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, уметь избегать и преодолевать конфликты.

Поэтому главная цель учителя в современном обществе – развивать способности детей, которые смогли бы в будущем достичь своих профессиональных  и жизненных  целей. Ведь острая конкуренция  на рынке труда требует от человека высокой активности, а это во многом определяется тем, чему  и как человека учили в школе. В наше время успешность в жизни зависит не только от количества «пятёрок», но и от способностей человека активно включаться в рыночные отношения, быстро усваивать и реализовывать информацию, развивать идеи, уметь работать в команде. В конечном итоге – быть востребованным в любой ситуации.

Это и побудило меня осваивать и применять на практике новые педагогические технологии. При организации своей педагогической деятельности опираюсь на мудрость народной педагогики. А это, прежде всего сопоставление на уроках русского языка и русской литературы культурных достижений русского и тувинского народа.

Культура народа – это язык и литература, традиции и обычаи, произведения художественного творчества.

Поэтому моя учебно – методическая проблема: сопоставительный анализ культурного наследия русского и тувинского народа.

Воспитательная проблема: нравственное воспитание учащихся на общечеловеческих и национальных культурных ценностях.

Актуальность. Проблема нравственного воспитания актуальна: современный мир с быстрейшим темпом развития имеет положительные и негативные стороны влияния на подрастающее поколение. Именно поэтому, ведя уроки русского языка и литературы, всегда опираюсь на традиции и обычаи русского и тувинского народа. Сопоставляя религиозные, моральные и нравственные принципы, доказываю ученикам, как много в жизни того, что нас объединяет, что должно помочь нам осознать, что мы, прежде всего люди в самом высоком смысле этого слова. Это поможет им стать более близкими друг другу, более толерантными.

Мои цели и задачи:

- формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний, необходимой для приумножения интеллектуального потенциала;

- формирование способности критически мыслить, анализировать информацию, делать выводы, принимать продуманные решения.

- приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным культурным ценностям, развивая при этом духовные потребности личности;

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала школьника, потребности в систематическом самообразовании;

- создание условий, дающих возможность самоутверждения личности, способности самовоспитания через формирование ценностей жизни, предупреждая отклонения в поведении;

- воспитание школьника в духе демократии, толерантности, межнациональной солидарности и социальной активности;

- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали: доброты, милосердия, веры в созидательные возможности человека.

Решаю данные цели и задачи  в целостном педагогическом комплексе через организацию учебного, воспитательного процесса, разработанной с учётом современных требований, национально – региональных условий. Средством достижения своих целей и задач, считаю, сопоставление культур русского и тувинского народа. Знание  традиций не только своего, но и других народов поможет понять общечеловеческие ценности. В основу моей педагогической деятельности положена идея «диалога культур» учёных-педагогов нашей республики Крас Баир – ооловича и Любовь Петровны Салчак.

Умелое использование на уроках или в воспитательном процессе, в трудовой деятельности сопоставления двух культур одухотворяет педагогический процесс, создаёт у учащихся положительный эмоциональный настрой – это и есть основа формирования личности школьника. Человек должен знать свою родословную, историю своего народа, и конечно историю, традиции того народа, с которым живет по соседству. В процессе изучения культур  русского и тувинского народа у учащихся формируется основы жизненной деятельности: Добро, Истина, Красота, Дружба и Любовь.

Информация о национальной одежде, об обычаях и традициях, о пословицах, поговорках, об изделиях мастеров декоративно-прикладного искусства вносит в процесс обучения живость, расширяет границы познания, осуществляется интернациональное воспитание. Ученик включается в творческий процесс, стимулируется поиск и фантазия. Происходит адаптация  к современной многокультурной среде.

Доцент кафедры  педагогики и психологии ТГУ  Любовь  Петровна Салчак в одном из статей в « Тувинской правде» писала: « Предполагается в процессе обучения, воспитания, общения вырабатывать у учащихся терпимость к культурным различиям, готовность принять и понять нестандартность  личности, отличительность, учить проявлять интерес к любому человеку, как к представителю другого языка, других традиций, формировать умение контактировать, сотрудничать уважать, жить в мире и согласии со всеми». Учитель должен воспитывать учащихся не только как представителя своего народа, своей культуры, но и как представителя России и мирового сообщества. Нужно приобщать школьника к общечеловеческим ценностям, творческому процессу.

Для того чтобы выполнить новые задачи, вношу в учебные планы коррективы. Начиная с пятого класса, на уроках знакомлю с произведениями фольклора, декоративно-прикладным искусством обоих народов, изучением народной вышивки, национальных тувинских орнаментов. Внеурочные мероприятия позволяют знакомить учащихся с русскими и тувинскими народными традициями, праздниками и обычаями. В средних и старших классах внесла небольшие изменения в программы по русскому языку, литературе.

Примерное планирование уроков сопоставительного анализа

 Произведения русского народа

Произведения тувинского народа

Русские народные сказки

Тувинская народная сказка (по выбору учителя)

Былины

Сказание об Амыр-Санаа

Русские народные обрядовые песни

Тувинские народные обрядовые песни

Воспитывающая роль русских народных пословиц

Воспитывающая роль тувинских народных пословиц

«Детство» М. Горький

Образ Алеши

«Повесть о светлом мальчике» С.Сарыг-оол. Образ Ангыр-оола

О народных промыслах

П.Бажов «Горный мастер». Образ Данилы

М. Кенин – Лопсан «Танец козерога», газетные материалы

Образ М.Черзи

Стихи в прозе

И.С. Тургенев «Русский язык». «Как хороши, как свежи были розы…»

Э. Мижит «Мрак», «Превратности судьбы»

Судьбы людей во время стихийных бедствий

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Отрывок о наводнении на Неве

К-Э. Кудажы «Улуг-Хем – неугомонный» отрывок о наводнении на Енисее

А. Островский «Гроза»

Образ Катерины

В. Кок-оол «Хайыраан бот»

Образ Кары

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

К-Э. Кудажы

«Улуг-Хем – неугомонный» Образ Анай-Кары

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» Образ Матрены Тимофеевны

С.К. Тока «Слово арата»

Образ Тас-Баштыг

М. Горький «Мать»

Образ Ниловны

К-Л. Монгуш «Тувинка»

Образ Кулча

Религиозные праздники осознание в них нравственных сущностей

Рождество, Пасха. Масленица.

Освещение аржаан и др.

В. Жуковский «Светлана»

Виды гадания русского народа

Виды гадания тувинского народа

к/ф «Гадание на бараньей лопатке»

Встреча Нового года

Шагаа по лунному календарю

Воспитание культуры внешнего вида

Русская национальная одежда

Тувинская национальная одежда

Русские головные уборы

Тувинские головные уборы

Украшения русского национального костюма

Украшения тувинского национального костюма

Виды вышивки в русской национальной одежде

Орнамент. Цвет и его значение

Культура и быт, жилище, уклад жизни русского народа.

Культура и быт. Жилище уклад жизни тувинского народа

«Хлеб всему голова» (внеклассное чтение)

Блюда из черствого хлеба

Применение пшеницы в народной медицине

Участие русского тувинского народов в Великой Отечественной войне

Произведения русских писателей о ВОВ

Помощь фронту, о тувинских добровольцах Монгуш К-Л. «Настигающий птицу», К-Э. Кудажы «Одиннадцать»

Любовная лирика А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтова

Любовь в поэзии тувинских поэтов

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Образ Емельяна Пугачева

А.Емельянов «Шестьдесят богатырей»

Занятия творческого объединения

Дымковские и филимоновские игрушки

Лепка из глины, игрушек в национальных костюмах

Темы для диспутов и сочинений

  1. «Русский язык – язык дружбы»

- О дружбе русского и тувинского народов, о взаимопонимании и взаимопомощи.

  1. «Красота души народа – в характере, самобытности национальной одежды»

- Что необычного в национальной одежде русского и тувинского народа, его воспитывающая роль

  1. «Искусство моего народа»

- О народном творчестве, о знаменитых людях

  1. «В мире музыки»

-  Роль музыки в жизни человека ее воспитывающая роль, русская, тувинская классическая музыка, русский фольклор и горловое пение.

  1. «Волшебный мир театра и кино»

- О развитии тувинского театра и кино, постановка пьес, русских и тувинских писателей в тувинском драматическом театре.

  1. «Стоит ли прожигать жизнь?»

- О человеческой личности, о самовоспитании, о месте человека в современном обществе, воспитание детей в русских и тувинских семьях.

  1. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон)

- Отношение к родителям в русских и тувинских семьях, что хорошего, о воспитывающей роли.

  1. «Традиции моего народа»

- О семейных традициях, обычаях, религиозных праздниках.

  1. «По одежде встречают, по уму провожают» (пословица)

- О развитии моды, о ведущих модельерах России, мира о месте одежды в жизни человека.

  1.  «Тувинский орнамент и русская вышивка»

- Символы орнаментов, значение вышивки, для чего применялась, и какие еще функции выполняет орнамент и вышивка.

Перед диспутом проводим предварительные работы: вместе собираем материал, газетные вырезки, высказывания великих людей, ищем пословицы. Творческие группы создают проекты, печатают плакаты, таблицы, опорные схемы, составляют ребусы, кроссворды, чайнворды.

Цель этих тем: развитие речи учащихся; научить умению непринуждённо вести беседу; доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Эти темы расширяют кругозор учащихся, и имеют большое воспитательное значение.

Сопоставляя культуру русского и тувинского народа, учитель в свою очередь получает возможность создавать благоприятные условия для организации работы при изучении материала, он использует современные технологии. Среди современных технологий обучения я выбрала технологию критического мышления, создавая с её помощью своим ученикам условия для формирования учебно – познавательных умений, приобретения опыта работы с полученной  информацией. На своих уроках, я часто пользуюсь такими приёмами:

- приём «знаем – хотим узнать – узнали»;

- составление кластера;

- составление синквейна как способа синтеза и обобщения информации;

- составление «толстых» и «тонких» вопросов.

Важно помнить, что критическое мышление не формируется в результате передачи готовых рецептов. Учитель не механический проводник информации, а партнёр в учебном процессе, при этом учащиеся активны и взаимообучаемы.

Первый приём («знаем - хотим узнать - узнали») можно использовать при обобщении пройденного материала на уроках русского языка и литературы в 5- 11 классах.

Составление кластера: особенно удачно идет этот прием на уроках литературы и русского языка в средних классах.

Кластер как графический прием систематизации материала выделяет смысловые единицы текста и графически оформляется в определенном порядке.

Прием может быть применен на любых занятиях для систематизации имеющей информации и выявления возможных областей недостаточного знания.

Предлагается выписать ключевые слова по изучаемой теме и графически изобразить логические связи между этими понятиями.

На конце урока часто пользуюсь приёмом «Синквейн» как средством систематизации, обобщения.

На дом даю составлять «толстые» и «тонкие» вопросы.

Заключение.

Таким образом, сопоставляя культуру обычаи, традиции русского и тувинского народов, передавая свои знания ученикам, учитель тем самым помогает последующим поколениям приобщаться к общенациональной культуре, к его нравственно-этническим ценностям.

Необходимо отметить, для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для него сегодня важно, а что нет.

 В настоящее время в нашей стране постоянно возрастает интерес к прошлому страны. Стремление общества спасти и возродить традиции вселяет надежду на возвращение былого могущества и великого будущего нашего отечества.  Поэтому мы можем сделать вывод, что возрождение народной культуры в нашей стране – поможет в дальнейшем формировании творческой личности учащихся.

Список использованной  литературы:

  1. Барская Н.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи - М.,1993г.
  2. Бирюкова      А.И.       Методические       рекомендации       по      литературе. Каф. литературы ТГУ.
  3. Вайнштейн «Мир кочевников в Центре Азии». М., 1991г.
  1. Ветцель   К.Н.   Этика   и    педагогика   творческой   личности   (проблемы нравственного воспитания) М., 1911-1912. стр.546.
  2. Кыргыс Е.К. Идик бакта эжик ырак. Шын -1988, февр.14
  3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1974
  4. Маннай-оол  М.Х. Тываларнын чанчыл болгаш  депшилгелиг езулалдары (материалы конференции) Кызыл-1991г.
  5. Монгуш К-Л.Б. Тыва улусчу ужурлар - Кызыл,1994г. стр.93-95.
  6. Осетрова Е. Живая Древняя Русь - М., 1984г.
  7. Ю.Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев - М..1969г
  8. Рожкова Е., Макоед Л. Изобразительное искусство. М., 1969г.
  9. Салчак К.Б., Салчак Л.П. Тыва улусчу педагогиканын хогжулдези. – Кызыл, 1984г.
  10. Семейная обрядность народов Сибири - М: Наука-1980г.
  11. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения - М., 1963г., стр.73
  12. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. Соч. т.2, -М., 1948, -С.122
  13. Экба Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальной

школе. С-П, 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Культурное наследие коми народа"

Проект отражает связь УНТ с коми литературой, музыкой, театром, живописью и прикладным искусством. Знакомство с бытом и традициями коми народа, выступление Ухтинского Центра коми культуры....

Слайдшоу по теме:Культурное наследие народов мира.(материалы для занятий по ИЗО и ДПИ).

Аппликации и рисунки,выполненные детьми на занятиях ИЗО и ДПИ по теме:Культурное наследие народов мира"....

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан» Ученик 8Б кл. МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк Республики Башкортостан

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан»«Духовно-нравственные ценности  в современном обществе»(Национальные традиции   декор...

«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»

Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....

Презентация "Сопоставительный анализ имен прилагательных русского и осетинского языков"

Сопоставительный анализ имен прилагательных русского и осетинского языков...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа «Земля русская»

Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.Задачи:Расширять и углублять представление о национальном костюме, его особенностях.Расширять кр...

«Русский язык - историко-культурное наследие и достояние русского народа»

laquo;Русский язык - историко-культурное наследиеи достояние русского народа»Актуальность выбранной темы  обусловлена  тем, что неотъемлемым показателем  жителя Северной сто...