«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»
учебно-методический материал по технологии (7 класс)

Панюков Юрий Анатольевич

Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.rar447.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»

 

План работы

  1. Актуальность темы проекта.
  2. Ведение (на кого рассчитан проект, цель, задачи проекта).
  3. История народного искусства, место и роль в нем резьбы по дереву.
  1. Народы уральской языковой семьи, проживающие на территории ХМАО-Югры.  
  2. Культура обско-угорских народов.
  3. Резьба по дереву (бересте), как один из традиционных промыслов обско-угорских народов.
  4. Виды традиционных орнаментов для резьбы по дереву.
  1. Резьба по дереву в образовательной  программе по технологии в разделе «Обработка древесины».
  2. Ожидаемые результаты проекта.

  1. Актуальность.

        Для каждого северянина родина - это необозримые просторы тайги и тундры, бескрайние моря и полноводные реки. Суровые края населяли сильные и мужественные люди. Их труд и подвиги отражены в красочной палитре искусства. В книгах, картинах, поделках убедительно рассказывается о народах Севера, их духовности и уникальной культуре.

        Поэтому важно с раннего возраста воспитывать  любовь к родному краю, знакомя детей с устным народным творчеством на примере сказок, былин, загадок.         На уроках технологии для мальчиков в разделе "Обработка древесины" можно совместить образовательные и воспитательные задачи урока, включив такие темы, как резьба по дереву, работа с берестой. Здесь возможно познакомить обучающихся не только с обработкой древесины, но и включить в сценарии уроков материал по краеведческим темам: "Культура обско-угорских народов", "Резьба по дереву (бересте), как один из традиционных промыслов обско-угорских народов". Это позволит не просто познакомить школьников с культурой и традиционными промыслами местных жителей, но самим поучаствовать в изготовлении  различных поделок и сувениров. Красиво выполненный сувенир (брелок, ваза, и др.) или поделка, например, разделочная доска с национальный орнаментом - приятный подарок для близких. Все это позволяет не только повысить мотивацию к урокам технологии, но привить любовь к родному краю, интерес к культуре коренных народов нашего края.

        Учитывая, что до недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно уделялось внимания национальным особенностям, традициям и обычаям, обращение к этнопедагогике становится наиболее актуальным. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщить детей к народному творчеству - одна из задач современного обучения и воспитания.

  1. Введение.

        Проект предназначен для учителей технологии и педагогов дополнительного образования.

        Цель проекта: воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов на примерах резьбы по дереву и работы с берестой.

        Задачи проекта:

1. Познакомить обучающихся с традиционными промыслами и искусством коренных народов Севера.

2. Сформировать эстетическое восприятие мира и духовные потребности у обучающихся 5-8 классов  посредством обучения резьбы по дереву (бересте).

3. Сформировать навыки выполнения резьбы по дереву (бересте), используя орнаментальное искусство обско-угорских народов.

Успешному овладению школьниками художественным мастерством способствует знакомство их в общих чертах с историей народного искусства, местом и ролью в нем изучаемого ремесла, образцами лучших изделий. 

        

  1. История народного искусства, место и роль в нем резьбы по дереву.
  1. Народы уральской языковой семьи,

проживающих на территории ХМАО-Югры

        Ханты, манси, лесные ненцы живут на территории ХМАО-Югры уже не одну сотню лет. Истоки культуры этих народов теряются в глубине веков. Всё это время коренные малочисленные народы существовали в гармонии с природой. Непроходимая, могучая тайга, долины рек были своеобразной экологической нишей, определяющей быт, уклад, традиционные занятия аборигенов.         Ханты и манси - два близкородственных народа. Их численность на территории ХМАО-Югры составляет порядка 31 тыс. человек.

Угры, этническое имя, называющее ханты, манси и венгров. Впервые У. упомянуты в хрониках как участники похода вестготского короля Алариха на Рим в 410 г. н.э.

Коми-зыряне одними из первых познакомились с предками ханты и манси, назвав их ёгра, егра. Этот термин заимствовали русские, озвучившие его как югра.

Этноним сохранился в названии речки Угра, притока Оки.

Различаются угры обские (ханты и манси) и дунайские (венгры). В русских летописях упоминаются чёрные У. (мадьяры) и белые У. (гунны). Это слово, вероятно, связано с лат. (hungarus), англ. (Hungarian), фр. (Hongrois) названиями венгров (которые сами себя называют magyar — мадьяры).

Югра, древнерусское этническое имя современных обских угров; название страны с обско-угорским населением, территория к Востоку от р. Печора. Первое упоминание о Югре  найдено в Лаврентьевской летописи 1096. Русское заимствование из коми — йегра: манси, вогул.

Финно-угроведы (К. Ф. Карьялайнен) не без основания сравнивают экзогенные этнонимы югра, угре, угрин, венгр, достаточно легко реконструируемые фонетически и интерпретируемые историко-этнически. Этноним Югра закрепился в топонимии: Югорский пролив, Югорский шар, а также в метафорическом наименовании автономного округа — Югория, Югра.

При  крещении Перми московскими ставленником Стефаном появилось новое этническое прозвище вогулы, означающее на языке коми «язычники» (отказавшие от крещения), а на другую часть таежных жителей Урала распространилось прозвище остяки, означающее то же самое

 (язычники), только по-татарски.

        Вогулы – язычники отказавшие от крещения  (на коми языке)

        Остяки – язычники (на татарском языке)

Ханты (самоназвание — хант, хантэ, кантей, рус.ханты), самая крупная угорская этническая общность на территории округа, проживающая по р. Обь, Иртыш, их притокам, а также в Шурышкарском, Пуровском и Приуральском районах ЯНАО, Александровском, Каргасокском районах Томской области. Этнографы делят хантов на 3 группы: северную, южную и восточную, в которой выделяют этнические подгруппы с речными названиями, т.е. по месту их проживания: аганские, васюганские, ваховские, иртышские, казымские, кондинские, нижнеобские, пимские, салымские, среднеобские (сургутские), сынские, тромъеганские, юганские и др.

        У каждого народа своя древняя и богатая история, многовековые традиции и обряды. Северные народы, проживающие на территории ХМАО-Югры, сохранили яркую самобытность, остались верными своим традициям. Передавая знания, культуру, язык, ремесло молодому поколению, они сохраняют для потомков великое историческое наследие.

  1. Культура обско-угорских народов

        Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура — это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.

        В узком значении культура ассоциируется с деятельностью, связанной с искусством — его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д.

        Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

       Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

        Духовная культура, представляет собой любую информацию, которая живёт в коллективной и индивидуальной памяти и может передаваться от одного человека к другому и от одного поколения к другому. Разграничение материальной и Д. к. условно и в основном имеет значение как первичный принцип классификации. На деле любая материальная вещь содержит в себе большой элемент духовного (правила изготовления, пользования, наследования, дарения и т.д.). К Д. к. относят мировоззрение, религиозные взгляды, правовые и моральные нормы и т.д. Под Д. к. понимают систему знаков, усвоение которой обеспечивает погружение в культуру. Культура ханты и манси представляет собой образец нерасчленённости материальной и духовной частей; вещный мир этого народа донёс до нас и практические, и множество символических функций.

        Большая часть обско-угорского населения - это полуосёдлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге. В рыболовстве широко использовались заграждения из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки. Охотились на лося, оленя, боровую и водоплавающую птицу, медведя промышляли лишь изредка. В пушной охоте на первом месте стояла белка. Оленеводство служило, в основном, транспортным целям. По воде передвигались на лодках-долблёнках и калданках, были в ходу и большие дощатые лодки-жилища. Зимой использовали лыжи, ручные, собачьи и оленьи нарты.

        В одежде хантов и манси многие виды были одинаковыми у мужчин, женщин и детей. Зимняя одежда из оленьих шкур - малица, гусь (совик) и парка - шились без разреза спереди и надевались через голову. Летом мужчины носили шабур, халат, кафтан из тканей либо выношенную меховую одежду. Верхняя одежда женщин была только распашной - халат, шуба из оленьих шкур или сборного меха. Нательной одеждой были натазники, штаны, рубахи и платья

        Одна из особенностей культуры обских угров - широкое распространение орнамента. Узорами украшали одежду обувь, рукавицы, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели, мелкие предметы из кости, луки и колчаны, лодки и вёсла, пряжки и многие другие предметы.

        В 20 веке в социально-культурном и экономическом развитии коренных малочисленных народов севера произошли существенные изменения, имевшие некоторые отрицательные последствия. Процессы частичной, а в ряде мест полной утраты родных языков, традиций и обычаев, сложнейшие социально-экономические проблемы, а также их разобщённость на огромной территории, которая характерна для коренных народов ХМАО в современных условиях, поставили под угрозу существование их этнической самобытности и уникальной культуры. В 1990-е годы правительством округа, политиками, национальной общественностью был предпринят ряд важнейших мер, направленных на возрождение, сохранение и развитие традиционных культур. Среди них: возрождение различных обрядов и священных мест. За этот период в округе появилось несколько этнографических музеев, этнооздоровительных центров для детей, фольклорных коллективов.

E:\фото\ком окт\ком окт 075.jpg        

На территории Нижневартовского района насчитывается около 2,5 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера - аганских и ваховских хантов, манси, ненцев занимающихся традиционными видами промыслов. Администрация Нижневартовского района совместно с общественными организациями активно разрабатывает и внедряет программы, направленные на возрождение и поддержание  традиционного образа жизни, развитие оленеводства, обеспечение жильём, получение образования, возрождение языка, таким образом создавая новые эффективные формы передачи молодёжи  опыта предыдущих поколений. Особое место занимают национальные праздники, которые в районе проходят регулярно и имеют десятилетние традиции. "Прилёт вороны", "Праздник осени", "Праздник охотника и оленевода" и "Праздник Обласа".

  1. Резьба по дереву (бересте), как один из традиционных промыслов обско-угорских народов.

        Народные промыслы и ремёсла обско-угорских народов - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью к ним обращаешься. В настоящее время интерес к народному искусству ханты и манси возрос во всём мире, т. к. его привлекательная сторона - это богато орнаментированная одежда и предметы быта. Орнамент - мощный пласт культуры народов ханты и манси. Он богат и многогранен, как сама народная жизнь, и как определённая знаковая система является одним из средств передачи  духовного опыта предшествующих поколений. Вместе с изображением узора передавалась информация, заложенная в орнаменте, и чем глубже были полученные знания, тем больше информации можно было считать с данного знака. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты и манси чрезвычайно устойчив и умирает вместе с вещами. Поэтому одной из важных задач обучения детей народным ремёслам является изучение орнаментального искусства обских угров.

  1. Виды традиционных орнаментов

        Рассмотрим национальные орнаменты на примере орнаментальной системы народов ханты.

        В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.

"медведь"                                           "лягушка"                        "кедровая шишка"  C:\Users\Юрий\Desktop\179.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\175.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\178.jpg

        

           "глухарка"                                         "жук"                                            "выдра"

C:\Users\Юрий\Desktop\176.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\177.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\180.jpg

  1. Резьба по дереву в образовательной программе по технологии в разделе «Обработка древесины»

Цель раздела программы: знакомство обучающихся с наследием художественной обработки дерева, обучение практическим навыкам резьбы по дереву, формирование умения создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;
  • обучить владению инструментом для резьбы по дереву;
  • сформировать представление о народных художественных промыслах коренных народов, проживающих на территории ХМАО-Югры;
  • научить правилам безопасности при обработке художественных изделий;

Развивающие:

  • развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
  • развить художественный вкус, общую культуру личности;
  • развить умение давать оценку своей работе.

Воспитывающие:

  • приобщить детей к истокам народной культуры обско-угорских народов;
  • воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
  • привить любовь к традиционному художественному ремеслу.

Темы занятий предусматривают последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить обучающимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.

Важным этапом на пути создания обучащимися самостоятельных композиций является копирование образцов народной резьбы по дереву (национальных орнаментов). Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных умельцев, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого учениками разрабатываются собственные творческие композиции.

После окончания курса обучения, предусмотренного разделом программы, обучающиеся должны знать:

  • о народных художественных промыслах, расположенных на территории ХМАО-Югры;
  • об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву (бересте);
  • о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;
  • о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
  • правила безопасности при обработке художественных изделий;

Обучающиеся должны уметь:

  • делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
  • разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе традиций искусства обско-угорских народов;
  • владеть инструментом для резьбы по дереву;
  • владеть техническими приемами геометрической резьбы;
  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.

.Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Дата проведения

план

факт

 1

Введение. Народы уральской языковой семьи, проживающие на территории ХМАО-Югры.

2

 

2

Экскурсия в  музей. Знакомство с национальными ремеслами.

2

3

Культура обско-угорских народов. Резьба по дереву (бересте) как один из традиционных промыслов обско-угорских народов.

2

4

Древесина и ее свойства. Породы древесины. Пороки древесины.

2

 

5

Измерительный инструмент резчика по дереву. Инструменты для резьбы, подготовка инструментов к работе. Техника безопасности.

2

6

Основные виды геометрической резьбы.  Отработка приёмов и навыков резьбы.

4

7

Азбука геометрических элементов. Выполнение азбучных элементов.

4

8

Трехгранно-выемчатая резьба. Узор геометрического характера из изученных азбучных элементов. Работа по образцам.

4

9

Виды традиционных орнаментов для резьбы по дереву.

2

10

Орнамент. Симметрия. Создание орнаментов из ранее изученных азбучных элементов на бумаге.

4

 

11

Перенос орнамента на доску. Разметка геометрических орнаментов на доске.

2

 

12

Выполнение несложных изделий в технике трёхгранно-выямчатой  резьбы.

4

13

Механическая обработка древесины.

2

14

Выполнение собственных композиций в материале

12

 

Итого

48

  1. Ожидаемые результаты

1. У обучающихся сформируется  навык выполнения резьбы по дереву (бересте).

2. Обучающиеся познакомятся с  традиционными промыслами и искусством коренных народов Севера, орнаментальным искусством обско-угорских народов.

3. У обучающихся повысится уровень художественного вкуса, трудолюбия, любви к родному краю.        

4. У обучающихся сформируется  эстетическое восприятие мира и духовных потребностей посредством обучения резьбы по дереву (бересте).

5. Обучающиеся приобретут опыт самостоятельного изготовления композиций (готовых изделий).

Используемые источники

  1. Лазарева, С.В.  "Обские угры" Ханты-Мансийск 2002г
  2. Такмаси, Ч.М. "Культура народов севера в лицах" Санкт-Петербург "Просвещение" 2009г
  3. Вадичупова, Т.С. "Истоки народных промыслов и ремёсел" Ханты-Мансийск 2011 г
  4. Величко, Н.И. «Культура обско-угорских народов (декоративно-прикладное искусство)».
  5. Сайт "Этнические орнаменты" http://ethno-ornament.ru
  6. Коротин В.П., Козлова А.П. Художественная обработка древесины. Тюмень ТОГИРРО 1996г.
  7. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М.: Нива, 1994. 352с., ил.
  8. Кожина О.А. О примерных программах по технологии «Художественные ремесла» в 10-11 классах.// Школа и производство, №6,2001, с.61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.

Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка.    Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Консультация по воспитанию любви к родному краю детей старшего дошкольного возраста

В своей консультации знакомлю с приемами и способами воспитания у детей любви к родному краю...

Воспитание любви к родному краю

Консультация для родителей...

Воспитание любви к родному краю посредством изобразительного искусства

Обобщение педагогического опыта по воспитанию любви к родному краю...

Природосообразное обучение учителей методического объединения «ВИТА» - воспитание любви к родному краю

Состав методического объединения предметов естественно-научного цикла.Основные направления деятельности методического объединения.Учебно-методическая деятельность учителей естественного цикла.Учебно-п...