Англицизмы:угроза или необходимость?
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Мандзяк Наталья Юрьевна

Урок русского языка в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович

Учитель русского языка и литературы

Мандзяк Наталья Юрьевна

Тема:”Англицизмы в русском языке: угроза или необходимость?”

  1. Цели урока: Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Заимствованные слова в русском языке», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  1. Задачи.

Обучающие:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить заимствованные слова в тексте;

формировать умение использовать заимствованные слова в речи;

развить умение определять этимологию заимствованные слов;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и  умения.

Развивающие:

развитие критического мышления обучающихся;

развитие внимания обучающихся ;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

3.Тип урока: урок – диспут; технология критического мышления:

1.      Стадия вызова.

2.      Стадия осмысления новой информации.

              3.      Стадия рефлексии.

4. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

5. Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;

             

6. Структура и ход  урока:

 1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

2. а) Учитель читает эпиграф к уроку слова В. Г. Белинского: "Все народы меняются словами и занимают их друг у друга". Слайд 1.

б) Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

Учитель предлагает самостоятельно  дать определение, что такое                                      заимствованные слова.

                -Учащиеся дают определение.

3.Целеполагание и мотивирование.

-Ученик  читает текст стихотворения  “Бурное новословие” Н.П.Колесникова


У торговцев, у послов

(да в любой газете)

Появилось много слов,

Непонятных, умных слов,

Вот таких, как эти:

Ноу хау, чартер,

Тюнер, плейер, бартер,

Имидж, саммит, зомби,

Картер, брокер, лобби,

Сервис, ксерокс, принтер,

Блейзер, сканнер, спринтер,

Фьючерс, дайджест, рейтинг,

Имидж, спонсор, серфинг,

Шоу, таймер, бизнес,

Брифинг, картридж, клиринг,

Селинг, лизинг, дилинг,

Плоттер, триллер, дилер,

Пейджер, рэкет, киллер…

Нет от них покоя мне

Наяву, да и во сне,

И никак я не пойму,

Что к чему и почему…

- Учитель предлагает задание:

-  Скажите, какого происхождения слова, в нем преобладают?  Как вы определили? Почему вы так решили?

- Ответы уч-ся о признаках английских заимствований:

1)-конечное –инг, -ер,-ор, сочетание –дж,тч- - приметы английского языка.

2)конечное –мен или –ман: спортсмен, шоумен, бизнесмен
Учащиеся определяют тему урока:”Англицизмы в русском языке”Слайд 2


4.Ввод нового материала.

а) Что такое англицизмы?

- Учащиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами на слайде

                                                             Слайд 3

б) Слово учителя

- Учёные считают, что если заимствованная лексика превышает 2-3%, то возможно скорое исчезновение языка. Количество заимствований в русском языке уже превышает 10%! Есть повод задуматься, не правда ли? В 90-е годы ХХ века, в начале ХХI века наблюдается наплыв англицизмов и американизмов. Это связано с тем, что для многих США становятся культовой страной. Молодые люди считают, что использование слов из английского языка стильно, модно, престижно. Но надо признать и другое. Стараясь копировать чужие образцы, мы теряем свою самобытность, родной язык, культуру. Слайд4 (отражает данный материал)

              5. Первичное закрепление  в форме диспута.

Учитель направляет ход диспута, консультирует, предлагает                              высказаться всем присутствующим на уроке

  Ученики  выступают с сообщениями  по теме урока, создают кластер:

Англицизмы:

↓                                 ↓

Необходимость                             Угроза

Слайд 5 (кластер)

-Что вы можете сказать о происхождении этого слова?

Ответ уч-ся: оно английское, судя по наличию –ер (klaster –
“гроздь” , в лингвистике -особый способ расположения материала)

                                       Выступления уч-ся по плану:

  1. Причины заимствования английских слов

     Выступление оппонентов

   2.Функции англицизмов в русском языке, уровни их использования

   3.Сферы функционирования англицизмов

 Слайд6 ,7,8–обобщение сказанного, продолжение создания кластера

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Кушнира. Слайд 9

Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой ...

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы…

Учатся сторожевые рычать по-английски львы…

Алекса́ндр Исаа́кович Кушни́р (31 октября 1964, Москва) — журналист, музыкальный продюсер, генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн», автор ряда книг о советской и российской музыке, в том числе «Хедлайнеры», «100 магнитоальбомов советского рока». Автор текстов для антологии компакт-дисков групп «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», серии «Легенды русского рока».

-Что волнует автора этих строк?

Слайд 10. На слайде  - примеры высказываний, содержащих англицизмы, употребляемые редко, понятные лишь избранным.

_ Можно ли данные высказывания считать правильными, понятными, благозвучными?

-предлагается высказаться гостям

Выводы о неуместном использовании англицизмов, засоряющих речь, неграмотном употреблении их, когда говорящий - пишущий не знает их значения, известного лишь посвященным

Чтение фрагмента рассказа М. Зощенко “Обезьяний язык”

- Какую проблему поднимает автор рассказа? -   Неоправданного использования слов иностранного происхождения, непонимания значений заимствованных слов).

 Слайд 11, 12 – статистика отношения к англицизмам

 Слайд 13об А.И. Дьякове, исследователе проблемы англицизмов и его книгах .Точка зрения ученого-чтение фрагмента статьи А.И. Дьякова об англицизмах

Итог  урока - слайд 14

В.Г.Белинский в 1847 году писал:

«Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и здравому вкусу…»

  1.  Оценивание.

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по   парте, оценивает  наиболее активных учащихся.

  Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам,   самооценка

11.Рефлексия.  Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока.

  1. Слайд15. Домашнее задание: написать сочинение на лингвистическую тему ”Англицизмы в русском языке: угроза или необходимость?”
  2. Слайд16  – Благодарность за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Англицизмы угроза или необходимость

Inhaltsverzeichnis                        ...