Открытый урок "Правописание сложных имен существительных"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс) на тему
,,,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.94 КБ |
![]() | 346.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17 пос. Шаумянского»
Урок русского языка в 6 классе
«Правописание сложных имен существительных»
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы:
Локотош Ксения Владимировна
Тема: « Правописание сложных имен существительных»
Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного написания слов, слов с начальной частью. -пол-. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) Иметь представление о сложносокращенных словах.
Оборудование:учебник по русскому языку для 6 класса (авторы Разумовская П. А. Лекант, 2014г.), рабочие тетради
(с компьютерной поддержкой. Приложение 1)
Форма урока: Урок-исследование.
Ход урока
Ход урока
1.
Мой друг! Собирайся скорее в дорогу!
Открытий сегодня ждет тебя много!
По лестнице знаний продолжи свой путь…..
Только вперед! Ты не забудь! (слайд 2)
– Какой раздел лингвистики мы изучаем на наших уроках?
– Словообразованием какой части речи мы занимались на прошлом занятии?
Продолжим наше путешествие по миру Морфемики вместе с именем существительным,…Но сначала…
– Что это? Знаете ли вы что-нибудь об этом живом организме? Инфузория-туфелька относится к простейшим организмам на земле (слайд 3)
– А кто это? Конечно же, это человек….. Могу ли я между этими организмами поставить знак равенства? Почему?
Простое и сложное. Эти понятия окружают нас на каждом шагу…Учитель физики или электрик покажет вам это на примере электрической цепи. В фонарике она простая: одна лампочка – один провод. Но достаточно посмотреть на потолок, и вы увидите уже несколько лам, и соединены они уже не одним проводом….. Такая цепь будет называться СЛОЖНОЙ! Даже на уроках технологии вы учились делать бутерброды простые и сложные. А чем они отличаются? (слайд 4)
Сложный организм, сложный бутерброд… Попробуйте дать общее определение понятию “ СЛОЖНЫЙ”… СЛОЖНЫЙ – это какой? (состоящий из нескольких частей, ингредиентов, разветвленный) (слайд 5)
Но ведь и в лингвистике тоже встречаются понятия простого и сложного. Вернемся еще раз к предложениям об инфузории-туфельке. (Слайд 6)
– Какое из данных предложений можно отнести к простым и почему? Какие предложения мы называем сложными?
2.
А теперь мы готовы продолжить свой путь по миру Морфемики.
Перед вами на слайде четыре слова(слайд7)
Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка
– Что объединяет все эти слова?
– А какое из данных слов вы могли бы назвать сложным? Почему?
Делаем вывод: Сложное слово имеет в своем составе два (или более) корней. Образовано от самостоятельных частей речи.
– А способ образования слов “бумажонка” и “мухоловка” одинаков?
Слово мухоловка образовалось способом СЛОЖЕНИЯ(слайд8) Буква “о” играет роль соединительной гласной. При этом одновременно присоединился суффикс. В качестве соединительных гласных могут выступать буквы “ е” и “ и” (мореплаватель, шестиклассник)
Посмотрите на слово “спортзал”. Оно тоже образовано способом сложения, но при этом нет соединительной гласной, а первое слово “ спортивный” – сокращено. Такие существительные мы называем СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫМИ.
Подведем итог на этом этапе нашего урока.
Если в слове корня два – это………(сложные слова)
Знаем теперь, как таблицу умножения, в лингвистике есть способ…..(сложение)
Сбербанк, спортзал – существительные сложносокращенные
Соединительные гласные в них…запрещенные.
Сложные слова с соединительными гласными смотри…только слитно всегда пиши!
3.
Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде(слайд9) сложные существительные :Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель
– Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли?
– Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис)Если сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним? Почему?
Цель поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.
Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного, дефисного написания сложных существительных, а в другой должны появиться примеры.
Слитно пишутся сложные существительные с соединительными гласными о-е |
|
Слитно пишутся сложносокращенные слова |
|
Слитно пишутся сложные слова с иноязычными элементами авто-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, био-, микро-, мото-, теле-, фото-, авиа и т.д. |
|
Через дефис названия промежуточных сторон света |
|
Через дефис сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных |
|
Через дефис географические названия |
|
Существительные с первой частью пол-
|
|
Примеры будем подбирать из слов на слайде
– Как пишутся сложные существительные с соединительными О и Е? Как пишутся сложносокращенные слова без соединительной гласной? (вносим примеры в табличку)
Заполняем таблицу примерами (многие дети справляются с работой самостоятельно)
Биосфера, микрофон…пишем слитно – вот закон!
Юго-восток – скорее смотри…через дефис стороны света пиши!
После пол– имя собственное, буква “л” или гласная
Такие слова без дефиса писать опасно!
Если хочешь получить “ пять”,
Правило это ты должен знать!
Физкультминутка - 2 мин.
- Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.
Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.
- Сейчас я буду называть сложные имена существительные, которые пишутся или слитно или через дефис.
Если они пишутся слитно, то хлопаете в ладоши, если через дефис – топаете ногами.
- Полчаса;
- Зоомагазин;
- Сан-Франциско
- Кресло-кровать;
- Лесоруб;
- Кафе-мороженое;
- Полуфабрикат;
- Пол-яблока;
- Видеонаблюдение.
4. Система закрепительных упражнений.
Упражнение№1 “Слитно или через дефис?” На листочках даны слова, задача учащихся выбрать правильное написание сложного слова и прокомментировать выбор, пользуясь таблицей. Работу на данном этапе изучения материала можно организовать по группам.
(языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница,(пол)арбуза и т.д.
Упражнение№2.Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание” (слайд14).
(Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе.
5. Домашнее задание.
Составить словарный диктант из 10 слов, все слова должны быть именами существительными сложными.
*Включить в диктант не отдельные слова, а словосочетания (для сильных учеников).
Для закрепления упражнения № №140, 141,142 (Учебник для 6 кл./ М.М. Разумовская).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что это? Инфузория-туфелька простое сложное
Сложный – это…….
Инфузория-туфелька -обитатель пресных водоемов Инфузории не имеют нервной системы, они воспринимают раздражения всей клеткой .
Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка.
Сложение Мух а + о + лов ить+ к а Мух о лов к а, мор е плава тель, шест и класс ник, сух о фрукт . Сорт зал
Зоомагазин, инфузория-туфелька,лесоруб,сбербанк,юго-восток , полстакана, биология, диван-кровать,птицефабрика , Санкт-Петнрбург , пол-лимона, пол-огурца, Карьер-Известняк .
пол- пол- Европы пол- а рбуза пол- л инейки пол ч аса
Задание №1 « Пишу и объясняю» (групповая работа)
Распределите слова на две колонки Слитное написание Дефисное написание
( Земле)трясение, ( Гос )дума, (микро)мир,( снего ) пад , (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,( юго ) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
Распределите слова на две колонки Слитное написание Земл е трясение, Госдума, микромир, снег о пад, фотовыставка, полведра, велогонка Дефисное написание Жар-птица, юго-восток, пол-листа, пол-Англии, пол-яблока, шкаф-купе.
Домашнее задание Составьте словарный диктант из 10 слов. Все слова должны быть именами существительными сложными. * Составить словосочетания или простые предложения с данными словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139841-1352377468.jpg)
Презентация "Правописание сложных имен существительных"
Данная презентация содержит материал по правописанию сложных имен существительных. Предназначена для обучающихся 10 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/25/picture-93226-1411666816.jpg)
Правописание сложных имен существительных.
Презентация составлена по материалам учебника Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина. 10-11 классы. А также справочника по орфографии под редакцией Д.Э.Розенталя. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1180016-1572001949.jpg)
ТАБЛИЦЫ "СЛИТНОЕ И ДЕФИСНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
В ДАННЫХ ТАБЛИЦАХ СОДЕРЖИТСЯ МАТЕРИАЛ О СЛИТНОМ И ДЕФИСНОМ ПРАВОПИСАНИИ СЛОЖНЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-1230885-1630582362.jpg)
14.05.2020 ПК1 русский язык Правописание сложных имен существительных
изучить материал, выполнить упражнение...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-1230885-1630582362.jpg)
14.05.2020 МЖКХ1 русский язык Правописание сложных имен существительных
изучить материал, выполнить упражнение...
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС ОО "Правописание сложных имен существительных. Дефисное написание"
Комплексный урок-исследоване с целью формирования представления и соответствующего навыка дефисного написания имен существительных....