Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Виды глагола".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

С введением ФГОС без технологической карты провести урок непросто. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом: основные этапы урока (мотивация к деятельности, актуализация знаний,целеполагание, ввод нового материала, первичное закрепление, применение нового знания, контроль знаний, рефлексия), деятельность учителя и деятельность ученика, формируемые УУД. Старалась как можно подробнее указывать деятельность учителя и ученика, чтобы облегчить подготовку к уроку по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: «Виды глагола».

Составитель: Семёнова Нина Владимировна

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.

Учебный предмет: русский язык. 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

     Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия «вид глагола», по овладению способами распознавания видов глаголов, по закреплению и повторению знаний о глаголе.

     Задачи:

- направленные на достижение предметных результатов обучения:

овладение новой информацией о глаголе, обобщение и систематизация знаний о глаголе, закрепление умения употреблять глаголы в устной и письменной речи.

- направленные на достижение личностных результатов обучения:

воспитание интереса к предмету, уважения к родному языку, коммуникативных качеств личности;

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

развитие речи, речевого этикета, мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Используемые педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая, разноуровневое обучение.

Место в учебном плане:  117 урок в календарно-тематическом планировании.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Материалы и необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд – презентация урока, учебник, раздаточный материал.

Предварительная работа: подготовка выступления семиклассников в ролях Совершенного и Несовершенного видов глагола.

Дата проведения: 11.03.2014 г.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Формируемые УУД.

1

Организа-ционный момент, мотивация к учебной деятельности.

– создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

Приветствие « Ладошки».

Давайте  поприветствуем друг друга с помощью ладошек: красный цвет - делюсь хорошим настроением, доброй энергией, синий - я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки.

Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам, затем записать число и вид работы.

Приветствие

Учащихся. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают

число, вид работы.

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

2

Актуализация знаний

- создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность.

 Работа с текстом (появляется на экране мультимедийной установки):

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Беседа:

- Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы)

- А почему именно глаголы?

- Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

Обучающиеся исправляют речевые недочёты, обсуждают их с одноклассниками, предлагают верные варианты текста.

5 мин

Принцип целостности.

УУД: познавательные (поиск и выделение необходимой информации), коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование)

3

Целепола-гание и мотивиро-вание

- сформулировать тему урока, самостоятельно поставить цели.

 Сравним две записки, которые ваши сверстники написали своим мамам (высвечиваются на экране):

1) Мама, я решал задачу и учил стихотворение.

2) Мама, я решил задачу и выучил стихотворение.

-Как вы думаете, чья мама не будет волноваться? Почему?

- А что не так с содержанием 1-й записки?

- То есть во 2-й записке действие совершено в полном объёме, а в 1-й – нет. Верно?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Потом предлагает учащимся сформулировать тему урока и поставить цель, направляя их при этом.

Ответ: Мама автора 2-й записки будет спокойна, так как её ребёнок домашнее задание выполнил.

Ответ: Наш сверстник пытался решать задачу и учить стихотворение, но у него ничего не вышло.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цели:

научиться отличать глаголы сов. вида от глаголов несов. вида; образовывать глаголы обоих видов; овладеть способами распознавания видов глаголов; закрепить  и повторить знания о глаголе.

4 мин

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (постановка цели учебной задачи) УУД

4

Ввод нового материала

- актуализация имеющихся знаний, выбор собственного пути осмысления темы.

Заполнение таблицы.

Самостоятельная работа с использованием материала учебника (п.74)

ГЛАГОЛЫ

Сов.вида

Несов.вида

вопрос

примеры

 

Обучающиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя материалы  учебника.

2 мин.

Коммуникативные, познавательные  (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов), регулятивные (планирование своей деятельности) УУД

5.

Первичное закрепление

- фиксация знаний.

А сейчас мы с вами поприветствуем наших гостей. Сегодня к нам на урок пришли в гости два друга: Глагол Совершенного Вида и Глагол Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе.

Выступает 1-й ученик Глагол Совершенного Вида:

Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой просто СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился,

Сделал нынче столько дел:

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

- Ребята, так почему же меня называют СОВЕРШЕННЫМ ВИДОМ?

- Верно! Буква С – самая любимая моя буква, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.

Выступает 2-й ученик

Глагол Несовершенного Вида:

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

- Когда вид глагола НЕСОВЕРШЕННЫЙ, на какие вопросы он отвечает?

-А почему у меня такое имя?

1-й ученик: Мы хотим проверить ваши знания.  Попробуйте подобрать к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуйте новые слова с помощью приставок (устно).

Образец: Коптить - за-коптить, под-коптить, на-коптить.

Манить - …, планируешь - …, расту - …

лепечет - …, стрекотать - …, летать - …, пилить-…, мечтать-…, заехать-…

2-й ученик: Полученные пары глаголов называются видовыми парами, но не каждый глагол может иметь видовую пару.

Учитель: Спасибо вам, наши дядюшки Глаголы. Ребята обязательно вас  запомнят и никогда не будут путаться в ваших именах. Верно, ребята? А сейчас, дорогие Дядюшки, мы приглашаем вас на весёлую разминку.

Внимательно слушают выступление учеников-семиклассников, приглашённых на урок для исполнения ролей Дядюшек-Глаголов.

Ответ: Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.

Ответ:

На вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем.

Ответ:

НЕСОВЕРШЕН-НЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.

Обучающиеся подбирают слова, прислушиваются к советам Глаголов.

5 мин.

6.

Физкульт-минутка

- применение здоровьесберегаю-щих технологий.

Мы активно отдыхаем.

Руки ставим перед грудью, разводить их резко будем.

С поворотом – раз - два – три.

Не бездельничай, смотри!

( руки перед грудью, рывки руками)

Приседаем – раз – два – раз, ножки разомнем сейчас.

Сели – встали, сели – встали,

( приседания)

И немножечко устали.

На ходьбу мы перейдем, сядем и передохнем (присели.)

Мы активно отдыхаем – то встаем, то приседаем – раз – два – три – четыре – пять,

Вот как надо отдыхать ( приседания.)

Головой теперь покрутим – лучше мозг работать будет ( вращения головой.)

Вертим туловищем бодро – это тоже славный отдых.

( вращения туловищем.)

Выполняют движения вместе с Глаголами. После разминки дети и учитель прощаются с ними, приглашают ещё в гости.

1 мин.

7.

Применение нового знания в нестандарт-ной ситуации

-выявить творческие способности учащихся

Работа с текстом.

Задание: списать, заменив начальную форму глаголов формой несовершенного вида (1 группа), на форму совершенного вида (2 группа). Закончить текст, добавив 2-3 предложения.

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд.

Учитель консультирует в случае необходимости.

Выступление групп.

Ученики работают в группах.

Группы зачитывают полученные тексты, корректируют их в случае необходимости.

5 мин.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу), познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция)  УУД

- фиксация знаний.

Раздаёт обучающимся печатные листочки с заданием: вставьте по смыслу нужные обстоятельства, укажите вид глаголов.

1) Я … по часу занимаюсь физкультурой. 2) К нам … приехал обедать наш друг. 3) Хлынула … горячая вода. 4) Дождь лил … 5) Он …взрослеет. 6) Он … решал задачу. 7) Я … перечитываю эту книгу.

Слова для справок: долго, целый день, время от времени, ежедневно, с каждым днём, вдруг, неожиданно.

Учитель предлагает коллективную проверку.

Ученики работают индивидуально.

Читают по цепочке полученные предложения, называют вид глаголов.

5 мин.

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные  (решение поставленной задачи) УУД

8.

Контроль знаний                                                                                                                                                                                                                                                            

-самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

 ЗАДАНИЕ 1: учитель предлагает выполнить тест:

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

Б) скажет, продолжить, дадут

В) сказали, сдают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, мочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

Г) идти - ходить.

Учитель корректирует  деятельность учеников.

 ЗАДАНИЕ  2: Составление и запись предложения с любым. Учитель акцентирует внимание  на уровень сложности: каждый имеет право выбрать задание по силам  составить

а) простое предложение;

б) простое предложение с однородными членами;

в) сложное предложение.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу.

Учащиеся выполняют самостоятельно, выбрав задание по силам.

5мин.

Регулятивные (оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности)

9.

Домашнее задание

- закрепить изученный материал;

-выявить творческие способности учащихся.

Учитель предлагает на выбор: 

1) Списать текст, указать вид глаголов.

Край неба алеет. В березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!

И.С.Тургенев    

(раздаточный материал)

2) создать одно наглядное пособие по теме, сделать рисунки, придумать подписи; размер пособия - альбомный лист.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

10

Подведение итогов

- обобщить полученную информацию.

Учитель подводит итог.

- Что изучали сегодня на уроке?

 - Чему научились?  

- Что понравилось?

Далее обращает внимание учеников на слайд, где расположена схема:

              ВИДЫ ГЛАГОЛА

что …?               |        что …?

действие происходит один раз

обозначают длительность действия

свистнуть                  свистеть

крикнуть                    кричать

махнуть                      махать                

стукнуть                     стучать

             

        ?                                ?

Задание: заполнить недостающую информацию в схеме

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

Ученики заполняют таблицу, ещё раз проговаривают положения правила.

3 мин.

Коммуникативные, (умение слушать и вступать в диалог, личностное самоопределение), познавательные (построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия), регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока ) УУД

11

Оценивание

- самооценка результатов

своей деятельности

и всего класса

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает  наиболее активных учащихся по 5-балльной шкале.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

1 мин.

Коммуникативные, регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока)                                                                               УУД

12

Рефлексия

- осознание учащимися своей учебной деятельности.

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока  с помощью рисунков.

Ученики рисуют смайлики.

1 мин.

Регулятивные УУД