Элективный курс "Культура речи"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Мухлади Нина Николаевна

 

Программа элективного курса «Русский язык и культура речи» включает основные понятия культуры речи, обучения навыкам бытового и делового общения, расширяет представления о русском языке и его возможностях, знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения, с правилами речевого этикета. Программа направлена на

            - осмысление и усвоение основных понятий русского языка и культуры речи;

            - приобретение навыков, необходимых для бытового и делового общения;

            - повышения грамотности и выразительности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_kultura_rechi.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

элективного курса «Русский язык и культура речи» в 10 классе

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Русский язык и культура речи» включает основные понятия культуры речи, обучения навыкам бытового и делового общения, расширяет представления о русском языке и его возможностях, знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения, с правилами речевого этикета. Программа направлена на

        - осмысление и усвоение основных понятий русского языка и культуры речи;

        - приобретение навыков, необходимых для бытового и делового общения;

        - повышения грамотности и выразительности речи.

Автор программы: Мухлади Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы .

Учебные пособия:

  1. Л. А. Введенская, Культура речи; издательство «Феникс», 2003год. (Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для  учащихся старших классов и студентов средних специальных учебных заведений).
  2. Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова, Русский язык и  культура речи; издательство «Феникс», 2003год. (Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для  учащихся старших классов и студентов средних специальных учебных заведений).

Тема: Национальный русский язык

Цель:  1.Дать понятие о национальном русском языке и его составляющих: диалектах, наречиях и др. языковых группах;

        2. Формировать умение составлять план лекции учителя;

        3. Осуществление гражданского воспитания учеников.

Наглядность, дидактическое оснащение урока:

  1. Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова «Русский язык и культура речи»

Ход урока и его содержание

  1.  Организационный момент; информация о теме урока; постановка целей и задач урока.
  1. Задачи элективного курса:
  • Осмыслить и усвоить основные понятия русского языка и культуры речи;
  • Приобрести необходимые навыки для бытового и делового общения;
  • Сделать свою речь грамотной, яркой и выразительно
  1. Слово учителя:

Изучая язык, человек не только овладевает его системой, но и развивает мышление, познает историю своего народа, знакомится с окружающим миром.

Речь – показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры.

  1. Словарно-орфографическая работа.
  1. Лексическая работа над словом язык:
  1. подвижный мышечный орган в полости рта, позволяющий определять вкус пищи;
  2. участвующий в образовании звуков речи;
  3. исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, которая позволяет людям  выражать свои мысли, общаться.

2. В каком значении употреблены следующие выражения: проглотил язык, язык отсох(прилип); находить общий язык, говорить на разных языках?

  1. Изучение материала занятия.

1.Русский язык и его составляющие.

1)Территориальные диалекты: причины возникновения, устная форма, служат для бытового общения, имеют свои лексические, фонетические и словарные средства; причины существования диалектов в наше время.

2) Жаргоны: профессиональные и социально-групповые (молодежный жаргон, который характеризует речь школьников, студентов, учащихся)

3) Арго – речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира.

Территориальные диалекты, жаргоны и арго входят как составная часть в национальный русский язык, но ни один из них не составляет его основу.

Высшей формой, основой русского языка является литературный язык. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности:

  • Политику;
  • Законодательство;
  • Культуру;
  • Делопроизводство
  • Межнациональное общение
  • Бытовое общение
  • Словесное искусство

2.Социальное и политическое значение литературного языка

  • Первые академии (Франция, Испания) были созданы с целью изучения и совершенствования языка;
  • Первые звания академиков были присвоены лингвистам (14 в.)
  • Первые школы были созданы для обучения литературному языку (в этом смысле историю литературного языка можно рассматривать как историю просвещения, образованности и культуры)
  • Российская Академия (С.-Петербург была основана для изучения языка и словесности. («Словарь Академии Российской» 1789-1794)
  1. Великие ученые о значимости литературного языка (как для отдельного человека, так и для всего народа, нации (В. В. Виноградов, А. М. Пешковский, Д. С Лихачев и др.)
  2. Особенности литературного языка:
  • Устойчивость (стабильность);
  • Обязательность для всех носителей языка;
  • Обработанность;
  • Наличие устной и письменной формы;
  • Наличие функциональных стилей;
  • Нормированность
  1. Закрепление новых знаний.
  1. Составление опорной схемы:

Структура языка

                    Литературный язык                образованные слои населения

Жагоны, арго                  Общенародный                Все, кроме диалектоговорящих

Диалекты                        Национальный язык          Все носители как языковой социум                                                                                      

  1. Тренировочные упражнения ( по учебнику «Русский язык и культура речи», п.1/1)
  1. Итоги занятия; выводы и обобщения.
  2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

1. Выучить определения, пользуясь записями в тетради.

Тема: Особенности устной и письменной речи.

Цель: 1.Познакомить с особенностями устной и письменной речи;

          2. Формировать умение составлять план и тезисы лекции учителя;

          3. Воспитание интереса к русскому языку.

Наглядность; дидактическое оснащение:

  1. Л. Введенская, М. Черкасова «Русский язык и культура речи»
  2. Школьный фразеологический словарь

Ход занятия и его содержание

  1.  Организационный момент; информация о теме; постановка задач.
  2. Повторение изученного материала.

1.Работа с опорной таблицей «Структура языка» (тетради учащихся):

Задание: рассказать о структуре языка и его составляющих.

2. Дать определение понятия «язык»

3. Что является высшей формой, основой языка?

4. Какие сферы обслуживает литературный язык?

5. Какие особенности он имеет?

6. Объяснить значения понятий «диалект», «жаргон», «арго». Какими носителями языка они используются?

  1. Практическая работа.

1.Выписать фразеологизмы со словом язык по группам: 1) «орган в полости рта», 2) «орган речи», 3) «средство общения» (Учебник по культуре речи, задание6, с. 23)

2. Раскрыть смысл пословиц и поговорок о языке (Задание7, с. 24)

  1. Изучение нового материала. Лекция учителя и ее содержание.

Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен.

                                        Л. В. Щерба.

1. Отличительной чертой литературного языка является наличие двух форм: устной и письменной речи. Устная форма – звучащая речь, письменная – графически закрепленная (при помощи букв и знаков препинания).

2.Письменная речь обычно обращена к отсутствующему, устная речь предполагает наличие собеседника. Она зависит от того, как ее воспринимают.

3. Устная речь создается сразу, говорящий одновременно работает над ее содержанием и формой («Слово не воробей…»); пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст («Что написано пером…»)

4. Наличие в литературном языке книжной и разговорной речи (Прочитать и обсудить тексты заданий 8-9).

5. Письменная форма литературного языка – это научная, художественная, публицистическая литература. (Писатели о работе над словом)

  1. Подведение итогов. Работа с эпиграфом:

- Кто такой Л. В. Щерба?

- Почему академик Л. В. Щерба называет литературный язык «драгоценнейшим наследием»?

  1. Домашнее задание:
  1. Рекомендовать работу со школьным  фразеологическим словарем: выписать фразеологизмы, связанные с речью и языком..

Тема:: Лексика. Лексические нормы

 Цель: 1.Дать понятие о языковых нормах, их динамике, вариативности и  историчности.

          2.. Формирование речевых навыков.

          3. Осуществление эстетического воспитания.

Наглядность; дидактическое оснащение:

1 Таблица «Нормы русского литературного языка».

2.Л. А. Введенская, Русский язык и культура речи. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003.

3. Л. А. Введенская, Культура речи. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003.

4. Орфоэпический словарь русского языка.

Ход занятия и его содержание

  1.  Организационный момент; информация о теме; постановка задач.
  2. Повторение опорных знаний.
  1. Пользуясь записями в тетради, дать определения понятиям язык и речь.

Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словесных и грамматических средств, служащая для общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Речь – способность пользоваться языком.

  1. Что является высшей формой русского национального языка?
  2. Какие разновидности имеет речь?
  1. Изучение темы.

1. Сообщение учителя:

  1. Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Важнейший признак культуры речи – ее правильность. Правильность речи определяется соблюдением норм, свойственных литературному языку.
  2. Норма – единообразное, образцовое, общепринятое употребление элементов языка: слов, словосочетаний, предложений.
  3. Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.
  4. Историчность языковых норм.
  5. Вариативность норм.
  1. Работа с таблицей: пользуясь схемой, назвать нормы, характерные только для устной, только для письменной речи и относящиеся к обеим формам речи.

           Нормы русского литературного языка

Орфоэпические                                 Орфографические

(произношение)                                                   (написание)

                        Словообразовательные

                        Лексические

                        Морфологические

                        Синтаксические

Интонационные                                Пунктуационные

  1. Практическая работа по выявлению ошибок в употреблении языковых норм.

 ( Русский язык. Культура речи. Задание 18, с. 38.)

  1. Выборочный диктант: распределить слова по столбикам в зависимости от вариантов произношения.

чн                                шн                                чн=шн

Будничный, булочная, закусочная, игрушечный, нарочно, порядочно, порядочный, сливочный, яичница, яблочный, Ильинична, Никитична.

  1. Объяснительный диктант: пользуясь орфоэпическим (или орфографическим) словарем,  записать слова в форме множественного числа.

Забор, стол, сад, бок, берег, глаз, рукав, поезд, год, крейсер, трактор;

Инженер, бухгалтер, лифтер, кондитер, доцент, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, ректор, лектор, инспектор, профессор;

Лагерь, пропуск, орден, лист, учитель, директор.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению:
  1. Приготовить сообщение об истории слова (по выбору); показать историческое развитие языковой нормы.

Литература: книга Л. Успенского «Слово о словах» и др.

Тема: Понятие культуры речи. Речевой этикет

Цель: 1.Дать понятие культуры речи.

2. Отрабатывать практические речевые навыки;

3. Воспитание интереса к русскому языку.

Наглядность; дидактическое оснащение:

1. Л. А. Введенская, Культура речи. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003.

 2.Л. А. Введенская, Русский язык и культура речи. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003.

Ход занятия и его содержание.

  1. Организационный момент; информация о теме урока; постановка задач.
  2. Изучение нового материала.

1. Искусство речи и его составные:

  • Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка.
  • Понятность речи подразумевает употребление слов в свойственных им значениях – знание лексических норм, а также скорость речи – не более 120 слов в минуту; знание основ риторики.
  • Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов-«сорняков», которые затрудняют восприятие речи говорящего, отвлекают внимание от содержания высказывания.
  • Богатство и разнообразие речи, ее оригинальность определяются прежде всего богатством словаря говорящего: «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов…» (К. Паустовский).
  • Образность, выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум, чувства и воображение слушателей.

«Красноречие есть искусство всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». (М. Ломоносов)

  • Правильность речи.

2. Речевой этикет.

  •  Назначение речевого этикета.
  •  Формулы речевого этикета.
  •  Обращение в русском речевом этикете.

3. Особенности звучащей речи. Интонация, типы интонации; речевая пауза.

4. Вербальные и невербальные средства общения.

  1. Закрепление новых знаний.

1. Выполнение практических заданий по учебнику «Культура речи», п. 4, с. 90-181.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
  1. Рекомендовать чтение литературы по психологии общения и речевому этикету.

Тема:   Синтаксические нормы русского языка 

Цели:  1 Дать  понятие о нормах  литературного языка, показать их характерные особенности, вариантность и их формирование. Познакомить с синтаксическими нормами русского языка.

        2.Формировать умение правильно выбирать синтаксические нормы русского литературного языка, совершенствовать культуру речи учеников.

        3. Воспитание интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Наглядность, дидактическое оснащение.

  1. Таблица «Нормы русского литературного языка»;
  2. Л. А. Введенская «Культура речи»;
  3. Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова «Русский язык и культура речи».

Ход занятия и его содержание.

  1.  Организационный момент; информация о теме; постановка задач.
  2.  Повторение опорных знаний.
  1. Повторение понятия норма (см. предыдущие записи в тетради):

 Норма – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Норма – единообразное, образцовое, общепризнанное и общепринятое употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

  1. Повторение по таблице норм литературного языка:

Орфоэпическая (произношение)

Орфографическая (написание)

 

Словообразовательная

Лексическая

Морфологическая (грамматическая)

Синтаксическая

Интонационная

Пунктуационная

  1. Пользуясь таблицей, назвать нормы, характерные только для устной и только для письменной речи и относящиеся к обеим формам речи. Чем объясняется такое разделение?

  1. Повторение норм согласования подлежащего и сказуемого.
  1. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сложносокращенным словом ( определяется по роду главного слова в аббревиатуре): ООН, ГЭС, НИИ, МХАТ, ВВЦ, ГИТИС, МГУ, ПТУ, СНГ, НЛО и др.
  2. Согласование сказуемого со словами иноязычного происхождения.
  1. имена нарицательные относятся преимущественно к среднему роду: бюро, пальто, кашне, шасси, драже, депо, резюме, купе, такси и др.
  2. Названия животных и птиц относятся к мужскому роду: какаду, шимпанзе, кенгуру, колибри и др.
  3. Названия лиц мужского пола являются существительными мужского рода: атташе, импресарио, буржуа, кули и др.
  4. Названия лиц женского пола являются существительными женского рода: леди, мисс, мадам, мадемаузель и др.
  5. Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду нарицательного наименования: Батуми (город, м. р.), Миссисипи (река, ж. р.), Капри (остров, м.р.), Онтарио (озеро, ср. р.) и т д.
  1. Закрепление; формирование практических навыков.
  1. Согласовать определения и сказуемые с подлежащими:
  • Братск…ГЭС был… построен… в годы первых пятилеток.
  • МХАТ поставил…новую пьесу с участием известных актеров.
  • ГИТИС объявил… о приеме абитуриентов.
  • ВДНХ был… переименван… в ВВЦ.
  • НЛО привлекл…внимание жителей планеты.
  1. Определить род географических названий и составить с ними предложения:

Сухуми, Онтарио, Медео, Чикаго, Миссури, Тбилиси.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание:

1. Приготовить развернутый ответ о нормах русского литературного языка.

Тема:   Синтаксические нормы русского языка (продолжение)

Цели:  1 Закрепить понятие «нормы литературного языка», их характерные особенности, вариантность и их формирование. Познакомить с синтаксическими нормами русского языка.

        2.Формировать умение правильно выбирать синтаксические нормы русского литературного языка, совершенствовать культуру речи учеников.

        3. Воспитание интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Наглядность, дидактическое оснащение.

  1. Таблица «Нормы русского литературного языка»;
  2. Л. А. Введенская «Культура речи»;
  3. Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова «Русский язык и культура речи».

Ход занятия и его содержание.

  1.  Организационный момент; информация о теме; постановка задач.
  2.  Повторение опорных знаний.
  1. Повторение понятия норма (см. предыдущие записи в тетради): «Норма – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Норма – единообразное, образцовое, общепризнанное и общепринятое употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
  2. Повторение по таблице норм литературного языка:

Орфоэпическая (произношение)

Орфографическая (написание)

 

Словообразовательная

Лексическая

Морфологическая (грамматическая)

Синтаксическая

Интонационная

Пунктуационная

  1. Пользуясь таблицей, назвать нормы, характерные только для устной и только для письменной речи и относящиеся к обеим формам речи. Чем объясняется такое разделение?

  1.  Изучение нового материала.
  1. Правила согласования сказуемого и подлежащего (Объяснение учителя, запись в тетрадях)
  • При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн. ч.

Три книги лежали на столе. Четыре ученика вошли в класс. Позади нас щелкнули два выстрела, просвистели две пули. Тридцать два ученика перешли в следующий класс. В клетке сидели, радостно пели сорок четыре веселых чижа. Установлены три мировых рекорда.

  • При составном числительном, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в единственном числе.

Ты один не умывался… В выступлениях участвовал двадцать один человек.

  • При числительных тысяча, миллион, миллиард сказуемое ставится в ед. ч. и согласуется в роде.
  • При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в ед. ч.

Прошло две недели. Пробило десять часов. Минуло пятнадцать лет.

  • При словах несколько, большинство, меньшинство, ряд, часть, числительных и др. сказуемое ставится в ед.ч., если при них стоит неодуш. сущ. и во мн. ч., если при них стоят одуш. Сущ., совершающие активное действие. (Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями).

Большинство детей воспитываются в семьях. Несколько дам гуляли по парку. Десять бойцов бросились в атаку. Часть учеников сдали экзамен хорошо. Пять учеников подошли к спортзалу. На экскурсию пошли все двадцать школьников. Большинство учеников перешли в следующий класс.

Ряд домов был построен совсем недавно. Часть книг была отправлена в школьные библиотеки. Засеяно сто двадцать гектаров. Для улучшения дисциплины предпринят ряд мер.

Ряд специалистов направляются в село (активность действия)

Ряд специалистов направляется в село органами образования (пассивность действия)

  • При подлежащих, имеющих слова все, эти, сказуемое ставится во мн. ч.

Все три всадника ехали молча. Эти два дома были построены недавно.

  • При подлежащих, имеющих слова всего, только, лишь, сколько, много (немного), мало (немало), сказуемое ставится в ед. ч.

Гостей приходило лишь двое. Нас оставалось только трое… Много деревьев было повалено бурей. Сколько разных мыслей приходит ко мне! На субботник нас пришло очень мало. Много выпускников осталось в городе.

  • При подлежащих, имеющих корень пол-,  сказуемое ставится в ед. ч.

Полдома построено; полжизни прожито; полголовы еще осталось; полчаса прошло.

  • При подлежащем, выраженном словосочетанием, (в т. ч. в именах собственных), сказуемое согласуется с главным словом или словом в им. падеже.

«Герой нашего времени»  написан М. Ю. Лермонтовым.

Но: Роман «Отцы и дети» написан И. С. Тургеневым. (Нельзя: «Отцы и дети» написаны И. С. Тургеневым).

  • При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет.

Вагон-кафе расположен между шестым и седьмым вагонами. Кафе-столовая отремонтирована.

  • Другие случаи (анализ примеров)

Пятерка истребителей бросилась на вражеский самолет.

Мать с детьми уехала в деревню.

Дед с бабушкой сидели на скамейке.

В деревне послышался топот и крики.

Брат с сестрой стал ходить на бальные танцы.

Брат с сестрой разодрались.

Современная пресса, в частности журналы, много внимания уделяет жизни знаменитостей.

Никто, даже лучшие математики, не мог решить эту задачу.

Те кто молод и здоров, избегают докторов.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание 1: в каждой из групп найти пример, в котором сказуемое с подлежащим  согласовано неправильно.

  1. 1) Несколько учеников подошли к столу учителя.

2) Большинство домов было построено недавно.

3) В вузы поступил сорок один человек.

4) Никто из нас не могли решить эту задачу.

     

  1. 1) Часть учеников хорошо сдала экзамен.

2) Четыре ученика вошли в класс.

3) В соревнованиях участвовал двадцать один спортсмен.

4) Пробило десять часов.

  1. 1) На экскурсию пошли все двадцать школьников.

2) Установлено три новых мировых рекорда.

3) Гостей пришло лишь двое.

4) Мать с детьми уехала в деревню.

  1. 1) Брат с сестрой стали ходить в бассейн.

2) Много деревьев были повалены бурей.

3) Полчаса прошло незаметно.

4) Просвистели две пули.

     5.    1)Ряд домов был построен недавно.

        2) Несколько девочек записались в драмкружок.

        3) Прошли две недели.

        4) Много выпускников осталось в городе.

Задание 2:Найти в каждой группе пример с ошибкой в согласовании сказуемого с подлежащим.

1.

  1. Ряд учителей направляется в село органами образования.
  2. Ряд учителей направляются в село «сеять разумное, доброе, вечное».
  3. Часть книг была отправлена в школьные библиотеки.
  4. Засеяны сто двадцать гектаров пахотных земель.

2.

  1. Десять бойцов бросилось в атаку.
  2. Прошло сто лет.
  3. На столе стоит три подсвечника.
  4. Прилетело много голубей.

3.

  1. Требуется несколько часов для выполнения домашней работы.
  2. Ряд столов стоял посередине зала.
  3. Пять учеников подошло к зданию школы.
  4. На концерт пришли все сорок учеников нашего класса.

4.

  1. Большинство школьников активно участвует в художественной самодеятельности.
  2. Для улучшения успеваемости предпринят ряд мер.
  3. Три книги лежали на столе.
  4. Минуло пятнадцать лет.

5.

  1. Эти два дома были построены недавно.
  2. Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят.
  3. Пятерка истребителей бросились на вражеский самолет.
  4. На уборку школьного двора нас пришло очень мало.

6.

  1. Много выпускников школы поступило в вузы.
  2. Большинство домов обветшали.
  3. Мать с детьми уехала в деревню.
  4. Брат с сестрой разодрались.

7.

  1. Часть учеников хорошо сдала экзамен.
  2. Четыре девочки спели песню.
  3. В соревнованиях участвовал двадцать один спортсмен.
  4. Пробило десять часов.

8.

1) Никто, даже лучшие математики, не могли решить эту задачу.

2) Несколько мальчиков записались в спортивную секцию.

3) Дед с бабушкой сидели на скамейке.

4) Полжизни прожито не зря.

9.

  1. Те кто молод и здоров, избегает докторов.
  2. Гостей пришло лишь трое.
  3. Внезапно послышались топот и крики.
  4. Часть детей уехали в заграничное путешествие.

10.

  1. Брат с сестрой стал ходить в бассейн.
  2. Полчаса прошло незаметно.
  3. Много деревьев были повалены бурей.
  4. Просвистели две пули.

  1.  Подведение итогов.
  2.  Домашнее задание и инструктаж по его выполнению: выучить теоретический материал по записям в тетради (правила согласования подлежащего и сказуемого).

Тема:   Синтаксические нормы русского языка (продолжение)

Цели:  1 Закрепить правила о  синтаксических нормах русского языка.

        2.Формировать умение правильно выбирать синтаксические нормы русского литературного языка, совершенствовать культуру речи учеников.

        3. Воспитание интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Наглядность, дидактическое оснащение.

1.Таблица «Нормы русского литературного языка»;

2.Л. А. Введенская «Культура речи»;

3.Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова «Русский язык и культура речи».

4. Карточки с заданиями для выполнения практических заданий.

Ход занятия и его содержание.

  1. Организационный момент; информация о теме; постановка задач.
  2. Проверка домашнего задания.

1. Рассказать о случаях согласования подлежащего и сказуемого, изученных на предыдущем уроке.

  1. Закрепление изученного материала; отработка практических навыков.
  1. Согласовать сказуемые с подлежащими в предложениях (работа с карточками).
  1. Большинство студентов успешно (защитить) курсовой проект.
  2. Еще один ряд предложений (появиться) у главного инженера.
  3. Меньшинство сотрудников все-таки (проголосовать) против этих предложений.
  4. Несколько сотрудников (отказаться) от сверхурочной работы.
  5. (Засеяно, засеяны) сто двадцать гектаров.
  6. Три заявления о приеме на работу (лежать) на столе.
  7. Тридцать два человека (работать) на новом участке.
  8. Сто сорок один депутат (участвовать) в работе сессии.
  9. На строительство нового объекта (получен, получено) миллион долларов.
  10.  Тысяча человек (отправиться) на переподготовку.
  11.  (Прошло, прошли) три года.
  12.  Многие студенты (работать) на производстве.

Ответы: 1) защитили; 2) появился; 3) проголосовали; 4) отказались; 5) засеяно; 6) лежали; 7) работали; 8) участвовал; 9) получен; 10) отправилась; 11) прошло; 12) работали.

  1. Выбрать  правильный вариант ответа.
  1. Фирма «Иванов и К» образована совсем недавно. – «Иванов и сыновья» образованы два года назад.
  2. «Волгоградская шина» выбралась из долговременного кризиса. – Предприятие «Волгоградская шина» выплатило все долги.
  3. «Московские новости» выходит раз в неделю. – Газета «Московские новости» завоевала популярность своих читателей.
  4. Плащ-палатка лежала в свернутом виде. – Стенд-витрина отражал основные направления работы предприятия. – Витрина-стенд размещена в вестибюле.

  1. Вставить пропущенные буквы, обосновать выбор формы сказуемого.

  1. На съезде присутствовал… 117 делегатов, причем большинство из них был… представителями разных районов.
  2. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся  в переподготовке.
  3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым соревнованиям.
  4. Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью.
  5. Большинство игроков команды самоотверженно борол…сь за победу.
  6. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех.
  7. Конструкторское бюро завода разработал… новый проект.
  8. Печать, в том числе областные газеты, должн… сыграть важную роль в решении социальных проблем.
  9. Собака Букварь пропал… несколько дней назад.
  10.  Построен… три новых дома для учителей города.
  11.  Абсолютное большинство учеников хорошо подготовлен… к сдаче экзаменов.
  12.  Двое свидетелей пдписал…протокол.
  13.  В Москву был… свезен… девяносто тысяч пудов колокольной меди.
  14.  Прошл… четыре долгих томительных дня ожидания появления кота Гарсона.
  1. Подведение итогов.

  1. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению:
  1.  Повторить теоретический материал по записям в тетради (правила согласования подлежащего и сказуемого

Тема:    Фонетические средства языковой выразительности.

Орфоэпические нормы

Цели:  1.Познакомить с фонетическими средствами языковой выразительности и орфоэпическими нормами русского литературного языка.

        2. формирование умений и отработка практических навыков по изучаемой теме;

        3. Воспитание интереса к русскому языку.

Наглядность; дидактическое оснащение.

  1. Таблица «Нормы русского литературного языка»;
  2. Л. А. Введенская «Культура речи»;
  3. Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова «Русский язык и культура речи».

Ход занятия и его содержание.

  1. Организационный момент; информация о теме; постановка задач.
  2.  Повторение опорных знаний.

1. Повторение по таблице норм русского языка; определение понятия «норма русского литературного языка».

  1. Изучение нового материала.

Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы… Этой живописью или обрисовкою язык наш богат.

                        А. А. Бестужев-Марлинский.

      1. Введение понятия орфоэпия. 

Орфоэпия – совокупность правил литературного произношения.

2.История орфоэпии:

        Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке вместе с грамматической и фонетической системой литературного языка и установились окончательно в пушкинскую эпоху. Но это не значит, что в дальнейшем они оставались неизменными.

        Отступления от нормы, получая распространение, закрепляются в речи, в связи с чем возникают новые варианты произношения. Которые могут стать нормой: например, по старой литературной норме возвратный суффикс сь (боюсь, смеюсь, одеваюсь) произносился твердо. Сейчас такое произношение встречается редко и считается устаревшим.

  1. Нормы произношения.

Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи. Поэтому социальная роль правильного произношения очень важна.

  1. Правила произношения ( по книге Л. А. Введенской, М. Н. Черкасовой «Русский язык и культура речи», с. 246-248).
  1. Закрепление изученного материала.

      1. Выполнение тренировочных упражнений  ( по книге Л. А. Введенской, М. Н. Черкасовой «Русский язык и культура речи», с. 249-251).

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.    

1. Составить и записать словосочетания со словами из словаря учебника русского языка «Произноси правильно»; отработать правильное произношение слов.

Тема:    Нормы русского литературного языка. Морфологические нормы

Цели:  1.Углубить представления учеников о нормах русского литературного языка; познакомить с морфологическими нормами употребления несклоняемых имен существительных.

        2. Формировать умения и отрабатывать практические навыки по изучаемой теме.

        3. Воспитание интереса к русскому языку.

Наглядность; дидактическое оснащение.

  1. Таблица «Нормы русского литературного языка»;
  2. Л. А. Введенская «Культура речи»;
  3. Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова «Русский язык и культура речи».

Ход занятия и его содержание.

  1. Организационный момент; информация о теме; постановка задач.
  2. Повторение опорных знаний.

1. Повторение понятий: нормы русского литературного языка: акцентологические нормы, орфоэпические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы, лексические нормы.

  1. Изучение нового материала. Знакомство с теоретическими сведениями о морфологических нормах русского литературного языка (объяснение учителя).
  1. Морфология (греч.) – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. Морфология устанавливает общие грамматические значения, на основании которых слова группируются в грамматические классы, разряды, типы (части речи).
  2. Лексическое и грамматическое значение слова. Голова: с точки зрения лексикологии –слово общеславянского происхождения, многозначное слово(в словаре С. Ожегова приводится 9 значений этого слова), имеет несколько стилистически окрашенных синонимов (башка, котелок – просторечн; головушка – народно-поэтическое; глава - устаревшее, поэтическое); входит в ряд устойчивых сочетаний (фразеологизмов): содовая голова, без царя в голове).Морфология устанавливает, что это имя существительное, т. е. принадлежит к разряду слов со значением «предмет», неодушевленное, нарицательное, женского рода, изменяется по падежам и числам, в предложении может быть подлежащим, сказуемым, дополнением.
  3. Одна из основных проблем морфологии – распределение слов по частям речи.

 В русском языке существует 10 частей речи:

а)самостоятельные части речи - имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол (глагольные формы причастие и деепричастие);

б) служебные части речи – союз, предлог, частица;

в) междометие.

  1. Из истории о частях речи:

Учение о частях речи уходит корнями в античность. Для древнегреческого языка было установлено 8 частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог, союз. М. В. Ломоносов также выделял 8 частей речи. Позднее русские лингвисты заменили причастие прилагательным, ввели числительное, а в 20 веке в системе частей речи была выделена частица. Таким образом стало 10 частей речи.

  1. Части речи различаются
  1. по значениям,
  2. по грамматическим категориям,
  3. по синтаксическим функциям.

  1. Составление таблицы «Части речи» (продолжить дома).

Часть речи

Семантический признак

Морфологический признак

Синтаксический признак

1. Имя существительное

        7. Морфологические нормы предполагают правильное использование слова не только в его лексическом, но и грамматическом значении, при этом необходимо учитывать вариативность употребления – умелое использование вариантов употребления слова позволяет точнее выразить мысль, разнообразить речь, свидетельствует о речевой культуре говорящего.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Родовая принадлежность имен существительных предполагает правильное согласование с определениями и подлежащими. К этой группе относятся несклоняемые имена существительные и аббревиатуры (сложносокращенные слова).
  1. род сложносокращенных слов определяется по главному слову в словосочетании: МХАТ (Малый художественный театр – театр, м. р.; МХАТ поставил драматическую версию повести Н. В. Гоголя «Старостветские помещики» с участием Александра Семчева в главной роли.)

Задание: определить род сложносокращенных слов ООН, ГЭС, НИИ, МХАТ, ГИТИС, ВВЦ, МГУ, ПТУ, СНГ, НЛО.  Составить (устно) предложения:

        Камская ГЭС была построена в годы первых пятилеток.

        МГУ объявил о приеме абитуриентов.

        ВДНХ была переименована в ВВЦ.

  1. Род несклоняемых имен существительных определяется по словарю, но существуют определенные правила в отношении некоторых существительных:
  • Род несклоняемых собственных имен существительных, являющихся  географическими названиями, определяется по нарицательному имени существительному, обозначающему родовое понятие: Тбилиси (город) – м. р.; Алазани (река) – ж. р.; Онтарио (озеро) – ср. р.

1) Определить выбор рода у несклоняемых имен существительных:

Солнечный Батуми был построен в древности.

Древний Тбилиси издавна являлся центром грузинской культуры.

Полноводна Конго затопила окрестные селения.

Живописный Капри всегда привлекал туристов.

2. Определить родовую принадлежность у несклоняемых имен существительных:

        Онтарио, Сочи, Осло, Перу, Монако, Чикаго, Миссури, Миссисипи.

  • Большинство несклоняемых имен существительных иноязычного происхождения относится к среднему роду: бюро, пальто, кино, метро, трюмо, депо, домино, кашне, пенсне и т.д.

  • Некоторые имена существительные составляют исключения из этого правила: кофе (м.р.), авеню (ж. р.), жалюзи (мн. ч.), пенальти(м. р.),

 шампунь (м. р.) и др.

  • Несклоняемые имена существительные, обозначающие названия животных, птиц и растений, относятся преимущественно к мужскому роду: серый кенгуру, пестрый какаду, маленький колибри, розовый фламинго, дрессированный пони, полезный алоэ и т. д.
  • Род несклоняемых имен существительных, называющий людей и профессии, определяется по полу называемого лица: к женскому роду относятся слова мадам, мадемаузель; к мужскому роду  - слова конферансье, импресарио, атташе, денди, кули(у), маэстро, протеже, тореро, хиппи, рефери, шансонье,буржуа и др.

  1. Тренировочные задания:
  1. Записать словосочетания с несклоняемыми именами существительными: алиби, метро, авеню, адажио, амплуа, антраша, арго, ассорти, бистро, вето, визави, рандеву, граффити(и), декольте, дефиле, деюре, жабо, желе, жалюзи, жюри, интервью, кабаре, казино, кашпо, клише, колье, контральто, кроки(и), лассо, неглиже, па, панно, папье-маше, плато(о), ранчо, ревю (эстрадное представление на злободневную тему), регби, купе, драже, депо, резюме, такси, барокко, кредо, пари, попурри, табу, алиби, реноме(мнение, установленное о ком-либо, репутация), рефери(судья в спорте), сабо(о), сирокко(знойный южный или юго-восточный ветер, дующий в средиземноморских странах), соло, суфле, табло, сомбреро, трюмо, турне, фиаско, фуэтэ, цунами, шале(е), шапито, шасси, эльдорадо, эссе, фламенко, танго.
  2. Согласовать сказуемые и определения с существительными:
  • Приятно мыть голову душистым шампунем.
  • К завтраку был подан черный ароматный кофе.
  • Современные жалюзи украсили квартиру.
  • Точный пенальти вызвал восторг болельщиков.
  • Серый кенгуру прыгал по лужайке.
  • Пестрый какаду быстро выучился говорить.
  • Элегантный конферансье стал большой редкостью на современной эстраде.
  • Полезный алоэ часто применяется как в лечебных, так и в косметических целях.
  • Русское барокко явило свой образец в Зимнем дворце.
  • Жюри конкурса объявило победителей.
  • Интересное интервью с известным маэстро было опубликовано в новом журнале.
  • Моральное кредо моего друга было непоколебимо.
  • Негласное пари было, к сожалению, проиграно.
  • Задорное попурри было исполнено на концерте детского творчества.
  • Железное алиби вызвало сомнения у опытного следователя.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

1. Составить таблицу «Части речи и их морфологические признаки» по образцу, данному в классе.

Тема:    Нормы русского литературного языка. Морфологические нормы

Цели:  1.Закрепить понятие о морфологических нормах русского литературного языка; познакомить с некоторыми правилами управления и образования форм слов.

        2. Формировать умения и отрабатывать практические навыки по изучаемой теме.

        3. Воспитание интереса к русскому языку.

Наглядность; дидактическое оснащение.

  1. Таблица «Нормы русского литературного языка»;
  2. Л. А. Введенская «Культура речи»;
  3. Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова «Русский язык и культура речи».

Ход занятия и его содержание.

  1. Организационный момент; информация о теме; постановка задач.
  2. Повторение опорных знаний. Проверка домашнего задания.
  1. Рассказать по составленной дома  таблице о частях  речи и их морфологических признаках.
  2. Повторение морфологических норм несклоняемых имен существительных.

Тест: указать пример с ошибкой в согласовании подлежащего и сказуемого.

  1. МГУ провел дистанционную олимпиаду среди школьников.
  2. МХАТ поставил новую пьесу с участием известных актеров.
  3. Появившееся в ночном небе НЛО привлекло внимание многих людей.
  4. ГИБДД провела месячник защиты прав пешеходов.
  1. Изучение нового материала.
  1. Правила использования формы множественного числа имен существительных в речи:
  1. формы числа с –ы, -и: инженеры, шоферы, бухгалтеры, лекторы, тракторы, договоры…
  2. формы числа с _а, -я: директора, инспектора, доктора, профессора, сторожа, повара, катера…
  1. Правила употребления формы Р. п. мн. ч.
  1. с нулевым окончанием: валенок, ботинок, сапог, чулок, колготок, погон, солдат, партизан, яблок, плеч, полотенец, простынь, кочерег…
  2. с окончанием –ов, ев: носков, килограммов, апельсинов, помидоров, мандаринов, заморозков, рельсов, свечей, граблей…
  1. Использование числительных.
  1. собирательные имена числительные не сочетаются с именами существительными женского рода: два ученика – двое учеников; три ученицы - ; семь козлят – семеро козлят; четыре лошади - ;
  2. употребление числительных оба – обе: оба мальчика – у обоих мальчиков, с обоими мальчиками; обе девочки – с обеими девочками, у обеих девочек;
  3. в написании дат название месяца ставится в Р. п.: к первому июля, с Девятым мая.
  1. Употребление формы единственного числа имен существительных:

Клавиши – клавиша

Рельсы – рельс

Простыни – простыня

Туфли – туфля

Жирафы – жираф

Ставни – ставень (доп. ставня)

Бакенбарды – бакенбарда

Коррективы – корректив

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Записать словосочетания, исправляя допущенные ошибки:

Многие доктора, все инженеры, наши повара, все шофера, известные профессора, умелые пекари, толстые тома, талантливые ораторы, подписать договора, искусные столяры, опытные редакторы.

        Килограмм помидоров, пара носок, со всех яблонь, несколько полотенцев, восемь килограммов, двое солдат, сотни гектаров, отряд партизанов, банка помидор, пара туфель.

  1. Записать словосочетания, исправляя допущенные ошибки: с обеими подружками, в обоих сумках, двое солдат, трое связисток, к первому сентябрю, четверо прохожих, к празднику Восьмое марта, с Двадцать третьим февралем.

  1. Тест. Указать примеры с ошибкой в каждом варианте:

  1. многие доктора
  2. в двух тысяча седьмом году
  3. более скромный
  4. поезжай в деревню

  1. жгет спички
  2. в обеих руках
  3. килограмм помидоров
  4. лучше

  1. все инженеры
  2. пара носков
  3. более шестидесяти
  4. сыплет

  1. много яблок
  2. наши повара
  3. несколько полотенцев
  4. благодаря ему

  1. ложьте сюда
  2. новая туфля
  3. двое солдат
  4. десятью годами раньше

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
  1. Рекомендовать познакомиться со словарем сложносокращенных слов; справочной литературой по нормам словоупотребления.
  2. Упр. 38 – списать предложения, исправляя в них грамматические ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Риторика и культура речи"

Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....

Программа элективных курсов по русскому языку для 9-хклассов "Культура речи"

Слово создаёт нас, а мы – слово. При помощи слова мы выражаем свои мысли, чувства, говорим о своих желаниях.Очень скоро каждый из вас выйдет во взрослый мир, где умение грамотно пользоваться словом им...

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»  Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).

Цельданного элективного курса  – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи  и стилистике за курс 5 – 8-х  классов, а также знаний, полученных в 9-м...

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

Элективный курс по русскому языку "Учимся дискуссионной речи"

Цель данного элективного курса: научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения; вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать св...

Программа элективного курса "Речь, летящая воздушной колесницей"

К сожалению, в школе традиционно больше внимания уделяется речи письменной, хотя в обществе давно назрела необходимость повышения именно речевой коммуникативной культуры.Элективный курс "Речь, летящая...