ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему

Корпусева Вера Алексеевна

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ  НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchie_trebovaniya_k_sochineniyu.doc19 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Из теоретических сведений о тексте вытекают определенные правила, помогающие написать сочинение:

  • определяется тема и основная мысль работы, обдумывается и записывается заглавие или формулировка темы; если даны готовые формулировки нескольких тем, выбирается та, которая заинтересует и, при хорошем знании художественного произведения, можно отобрать необходимый материал для раскрытия темы;
  • чтобы точно определить тему, а не писать о произведении вообще или герое, названном в формулировке, необходимо внимательно ее прочитать, найти ключевые слова, выражающие поставленную проблемы, а также отметить все понятия, входящие в формулировку темы, и писать именно об этом; тем самым выполняется одно из требований к сочинению – соответствие теме;
  • решение поставленной в формулировке проблемы – это и будет основная мысль сочинения, доказываемая правильность своего решения, используя текст художественного произведения, необходимый комментарий, литературную критику, исторические факты и другой литературный материал;
  • при этом рассуждения буду самостоятельными, это значит, что надо опираться на текст художественного произведения, разобраться в позиции автора, выразить свое отношение к событиям, поступкам героев, конечно же, необходимо толковать текст в соответствии с известными в литературоведении взглядами и оценками, но рассуждения и доказательства будут свои, они будут вытекать из художественного текста, именно это придаст работе самостоятельный характер;
  • показать в сочинении знание художественного текста и умение его отбирать применительно к данной теме, используя теоретико-литературные понятия, литературную критику и другие необходимые материалы; все это определяет содержательность работы, глубину и полноту раскрытия темы;
  • обеспечить связность текста, последовательность и логичность изложения; это значит, что каждое новое положение, развивающее основную мысль, будет следствием предыдущего, выводы и обобщения явятся следствием рассуждений;
  • составить план сочинения, сделать это в черновике, в чистовик его лучше не переносить; план поможет написать логичную, стройную по композиции работу, в которой все части будут объединены темой и основной мыслью; план поможет избежать ненужных повторов, отклонений от темы и других просчетов;
  • в каждом пункте плана записать примеры и цитаты, необходимые для раскрытия темы; план составить в форме либо назывных, либо полных повествовательных предложений; можно дать отдельные пункты в виде цитат или полностью составить цитатный план;
  • цитаты в тексте сочинения подтверждают выдвинутые положения; однако не стоит перегружать работы цитированием;
  • основную идею сочинения можно выразить эпиграфом, для которого надо взять строчки из прозаического или стихотворного произведения, из письма, дневника писателя, из критической статьи, либо это будет афоризм, пословица, поговорка, но можно писать сочинение и без эпиграфа;
  • выделить абзацы в соответствии со смысловыми частями текста сочинения, написать их с красной строки.

Важным требованием к сочинению является стилевое единство и выразительность повествования; чтобы добиться этого, нудно выбрать наиболее соответствующий теме стиль речи (научный, публицистический, художественный) и жанр (литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо, путешествие).

Однако независимо от жанра работы и избранного стиля речи мы добиваемся в сочинении:

  • соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
  • точного подбора слов для выражения мыслей;
  • простоты изложения, исключения вычурных фраз и выражений, ложного пафоса, примитивных выражений, словесных штампов;
  • выразительности и эмоциональности речи, вызывающей у читающего сочинение наглядные представления и определенные чувства;
  • точности в изложении литературных и исторических фактов.

Сочинение рекомендуется писать с черновиком, который надо тщательно проверить. Объем работы строго не регламентируется; как правило, она пишется на 5–7 листах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие требования к результатам основной образовательной программы на трех уровнях.

Здесь представлены общие требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу на трех уровнях- личностном, предметном и метапредметном....

Общие требования безопасностина уроках фзк.

Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности во время занятий.Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.Требования безопасности по оконча...

Нормативно-правовая база и общие требования к организаторам и учащимся во время проведения единого госэкзамена в 2013-2014учебном году.

В презентации представлены нормативная база и общие требования во время проведения ЕГЭ в 2013-2014учебном году....

Общие требования к технике безопасности на занятиях изобразительным искусством

Требования безопасности перед началом уроков.1.     Подготовить необходимые материалы и инструменты.2.     Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении...

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...

Общие требования безопасности.

Представлена техника безопасности  на уроках легкой атлетики...

Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов

Общие требования к выбору учебных и дидактических материаловСтруктура и содержание учебно-методического комплекса по иностранному языку обязательно должны строиться на системном принципе построения пр...