РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ (индекс ОГСЭ.05) Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
методическая разработка по русскому языку по теме

Методические указания  составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_metodichka_rya_i_kr.docx60.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования

«КЛИНЦОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

(индекс ОГСЭ.05)

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников

по специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Клинцы

2014

Методические указания составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Утверждена заместителем директора по учебной работе                                               

      ______________А. В. Евтихов

Автор:         преподаватель Клинцовского

индустриального техникума                                                                   Л.В.Горденок

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......4

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………………………….6

2.Структура и содержание учебной дисциплины………………………………………….8

3.Тематический план и содержание учебной дисциплины………………………….……9

4.Содержание учебной дисциплины…………………………………….………………...16

5. Тематика обзорных лекций ……………………………………...…….………….…….22

6. Тематика практических занятий………………………………………..…..…….….....23

7.Методические рекомендации по выполнению контрольной работы………………....24

8.Варианты домашней контрольной работы……………………………………….…......26

9.Вопросы к зачету…………………………………………………………….…………...28

10.Рекомендуемая литература……………..………………………………….…………...29

Введение

Методические рекомендации и контрольные задания по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с рабочей программой этой дисциплины и предназначены преподавателям и студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающимся заочно.

Курс «Русский язык и культура речи» вводится в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ – «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

    Основные задачи русского языка и культуры речи в среднем специальном учебном заведении:

- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и сознательному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;

- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разного уровня (фонетического, лексико-фразеологического и т. д. )и их функционировании в речи;

-  совершенствовать орфографическую и пунктуационную  грамотность.

     В процессе обучения студенты должны осознать  различия между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средств общения между людьми, углубить знания о стилистическом  расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные средства русского литературного языка.

      В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса студенты  обогащают свои знания о соответствующих  единицах языка – фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических – и в то  же время овладевают  соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи.

       Особую важность приобретает анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное повторение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.

       Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стиля речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне естественно, и даже предпочтительно, привлечение дидактического материала  текстов,  профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения.

          Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты  будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам. Повторяя синтаксис, будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности.

        Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом  специальных  знаний. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется  одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале.

        Содержательной основой занятий по русскому языку и культуре речи  является обобщение ранее приобретенных знаний и умений  по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвленной системой практических работ по применению лингвистических знаний к речевой деятельности  студентов, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности.

        В соответствии с рабочим учебным планом  количество часов по видам занятий для студентов заочного обучения распределения следующим образом:

  • обзорных лекций – 6 часов
  • практических  занятий – 6 часов
  • групповых консультаций – 2 часа
  • домашних работ – 1
  • итоговый контроль – зачет

       

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3         Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        Программа ориентирована на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

1.4         Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 84 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 56 часов;

Самостоятельной работы обучающегося – 28 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

56

в том числе:

       лекции

28

       практические занятия

28

       контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

       внеаудиторная самостоятельная работа

28

Итоговая аттестация в форме

зачёт


3.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лекции и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

  часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

       Современный русский язык – национальный язык русского народа, одна из форм русской национальной культуры.

Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Понятие культуры речи и социальные аспекты, качества хорошей речи.

Словари русского языка.    

2

           1

Раздел 1

Фонетика

6

Тема 1.1

Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения.

       Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

2

2

Тема 1.2

Орфоэпические нормы.

       Произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов.

2

2

Практическое занятие №1

Орфоэпические нормы современного русского языка

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

       Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс и аллитерация. Звукопись как изобразительное средство. Сценическое произношение и его особенности. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. Составление и ведение словарика «Пишу и говорю правильно!»

4

3

        Раздел 2

Лексика и фразеология

10

Тема 2.1

Слово, его лексическое значение. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма.

        Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия, как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Фразеологизмы, их употребление в речи.

    2

           2

Тема 2.2

 Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов

        Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Лексические средства  художественной выразительности. Эмоционально окрашенная и экспрессивная лексика. Профессиональная лексика. Терминология.

           2

           2

Тема 2.3

 Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

           Лексические ошибки: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте, нарушение лексической сочетаемости в тексте (контаминация), употребление слова без учета его стилистической принадлежности. Ошибки в употреблении фразеологизмов: неправильные сочетания глаголов с существительными; лексические подмены; скрещивание близких по значению фразеологизмов; изменение принятой грамматической формы слов, входящих в оборот.  

      2

 2

Практическое занятие № 2

Лексические нормы.

2

3

Практическое занятие № 3

Лексические нормы.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

      Происхождение, строение и значение фразеологизмов. Афоризмы. Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского и других поэтов и прозаиков. Работа с толковыми и фразеологическими словарями, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Составление словаря по употреблению профессиональной лексики и научных терминов. Лексико-фразеологический разбор.

5

3

Раздел 3

Словообразование

4

Тема 3.1

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.

      Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

 

2

2

Практическое занятие № 4

      Словообразовательный анализ общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексики.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Использование словообразовательных средств в изобразительно-выразительных целях. Работа со словообразовательным словарем над словообразовательным анализом лексики.

2

3

Раздел 4

Части речи

8

Тема 4.1

Самостоятельные и служебные части речи.

        Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов. Морфологический разбор частей речи.

           2

           2

Тема 4.2

Нормативное употребление форм слова. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

         Употребление грамматических форм самостоятельных частей речи в соответствии с литературной нормой: существительного, прилагательного, глагола, местоимения и числительного. Ошибки в речи.

2

2

Практическое занятие № 5

Морфологические нормы.

2

3

Практическое занятие № 6

Морфологические нормы.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

       Работа над морфологическим анализом частей речи. Выявление грамматических ошибок в чужом и своем тексте. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Склонение имен и фамилий.

4

3

Раздел 5

Синтаксис

4

Тема 5.1

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Виды предложений. Выразительные возможности русского синтаксиса.

            Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний и синтаксических конструкций. Предложение как единица речевого общения. Актуальное членение предложения. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция  и другие фигуры речи).

2

2

Практическое занятие № 7

Синтаксические нормы и их использование в тексте.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

      Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Стилистический анализ синтаксических структур в тексте. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. Стилистические фигуры.

2

3

Раздел 6

Нормы русского правописания

6

Тема 6.1

Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм.

     

          Принципы русской орфографии: морфологический, фонематический, традиционный, дифференцирующий. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление строчных и прописных букв. Орфограммы. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

2

2

Тема 6.2

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.  Способы оформления чужой речи. Цитирование.

   

         Принципы русской пунктуации: логический, синтаксический, пунктуационный. Выделяющие и отделяющие знаки препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Прямая речь, замена прямой речи косвенной, несобственно-прямая речь. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога.

2

2

Практическое занятие №8

Нормы русского правописания.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

        Орфографический и пунктуационный разборы. Составление тезисов, конспектирование, реферирование текстов по общим вопросам русского языка, литературе и специальным предметам. Учет и группировка правописных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин. Авторские знаки препинания и их смысловая и стилистическая роль. Интонационное богатство русской речи.

4

          3

Раздел 7

Текст. Стили речи

14

Тема 7.1

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи. Функциональные стили литературного языка.

               

       Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.  Книжные стили (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный стиль, сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи.

2

2

Практическое занятие № 9

Функциональные стили литературного языка.

2

3

Практическое занятие № 10

Научный стиль речи.

2

3

Практическое занятие № 11

Официально-деловой стиль речи.

2

3

Практическое занятие № 12

Публицистический стиль речи.

2

3

Практическое занятие № 13

Художественный стиль речи.

2

3

Практическое занятие № 14

Разговорный стиль речи.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

       Лингвостилистический анализ текста. Выявление ошибок, нарушающих нормы стилистического оформления текстов. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.

7

3

Итоговое занятие

2

Всего

84


4.Содержание учебной дисциплины

Введение.

Требования к занятиям: знать различия между языком и речью, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента).

Требования к умениям: уметь создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи.

Виды самостоятельной работы:

Анализ речевых структур с точки зрения  использования нормированных и ненормированных средств языка (на примере литературных текстов  и письменных речевых высказываний студентов).

Темы рефератов и докладов:

1.Словари русского языка.

2.Пословицы и поговорки русского языка.

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятия «язык» и «речь»: что общее и в чем различие?

2.Что такое литературный язык?

3.Каковы основные признаки литературного языка?

4.Чем отличается письменная речь от устной?

5.Что такое культура речи и каковы ее составляющие?

6.Каковы качества хорошей речи?

7.Дайте определение понятия «норма литературного языка».

8.Охарактеризуйте типы норм.

9.Почему словари называются источниками знания?

Раздел 1. Фонетика.

Требования к знаниям: знать особенности русского литературного ударения и произношения, орфоэпические нормы.

Требования к умениям: владеть понятием фонемы, фонетическими средствами  речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями.

Виды самостоятельной работы:

1.Работа по определению орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

2.Составление и ведение словарика «Пишу и говорю правильно!».

Темы рефератов и докладов:

1.Сценическое произношение и его особенности.

2.Фонетические средства речевой выразительности.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что изучает фонетика?

2.Каковы фонетические единицы языка?

3.Что такое «фонема»?

4.Что изучает орфоэпия?

5.Что такое акцентология?

6.Каковы основные правила постановки ударения?

7.Особенности произношения отдельных иноязычных слов.

8.Охарактеризуйте основные фонетические средства речевой выразительности.

Раздел 2. Лексика и фразеология.

Требования к знаниям:  знать лексические и фразеологические единицы языка.

Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; уметь пользоваться толковыми, фразеологическими и этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка ; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки  в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям.

Виды самостоятельной работы:

1.Работа с толковым и фразеологическим  словарями.

2.Работа над стилистическим анализом текста.

3.Составление словаря по употреблению профессиональной лексики и научных терминов.

Темы рефератов и докладов:

1.Происхождение, строение и значение фразеологизмов.

2.Афоризмы.

3.Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского и других поэтов и прозаиков.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что изучает лексика, лексическая норма?

2.Что такое лексическое значение слова?

3.Какие слова называют однозначными,  какие - многозначными?

4.Назовите и охарактеризуйте основные группы слов русского языка (омонимы,                          синонимы, антонимы, паронимы).

5.Какие группы слов считаются ограниченными в употреблении?

6.Дайте понятие об активном и пассивном словарном запасе.

7.Каковы типы устаревших слов? Их функции?

8.Что такое иноязычная лексика?

9.Какова стилистическая функция неологизмов?

10.Что значит специальная лексика? Каковы ее особенности?

11.Какие лексические изобразительно-выразительные средства вы знаете?

12.Что такое фразеологизмы и чем они отличаются от свободных сочетаний слов?

13.Перечислите лексические ошибки.

14.Какие вы знаете лексические и фразеологические словари?

Раздел 3. Словообразование.

Требования к знаниям:  знать способы словообразования.

Требования к умениям: уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительным, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно – выразительных целях.

Темы рефератов:

Словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что изучает словообразование?

2.Что такое морфема?

3.Какие способы образования вы знаете?

4.Расскажите о морфологическом способе словообразования.

5.Что значит неморфологический способ словообразования?

6.Каковы особенности словообразования профессиональной лексики и терминов?

7.Назовите выразительные словообразовательные средства.

Раздел 4. Части речи.

Требования к знаниям:  знать самостоятельные и служебные части речи.

Требования к умениям: уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста, выявлять ошибки в чужом и своем тексте.

Виды самостоятельных работ:

1.Работа над морфологическим анализом.

2.Работа по выявлению ошибок в употреблении форм слова в своих письменных работах и работах других авторов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какой  раздел языкознания называется грамматикой?

2.Что изучает морфология?

3.Какие части речи  называются самостоятельными и какие служебными?

4.Что такое морфологическая норма?

5.Как определяется род несклоняемых существительных и аббревиатур?

6.Как склоняются имена и фамилии?

7.Чем различаются формы единственного и множественного числа?

8.Как употребляется краткая и полная форма качественных прилагательных?

Раздел 5.Синтаксис.

Требования к знаниям: знать синтаксический строй предложения.

Требования к умениям: различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

Виды самостоятельных работ:

Работа над синтаксическим разбором словосочетаний и предложений.

Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.

Темы рефератов и докладов:

1.Стилистические фигуры.

2.Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Вопросы для самоконтроля:

1.Каков предмет изучения синтаксиса?

2.Что такое словосочетание? Какие существуют типы словосочетаний по    3.авному слову?

4.Что такое предложение и каковы его основные признаки?

5.Каковы виды синтаксической связи в словосочетании и предложении?

6.Что представляет собой осложненное предложение?

7.Что такое сложное предложение?

8.Как объединяются простые предложения в составе сложного?

9.Что называется сложноподчиненным, сложносочиненным, бессоюзным сложным предложением?

10.Каково значение порядка слов в предложении?

11.Что представляет собой прямой и обратный порядок слов?

12.Что такое актуальное членение предложения?

13.Каковы трудные случаи управления?

14.Какие вы знаете синтаксические средства речевой выразительности?

Раздел 6.Нормы русского правописания.

Требования к знаниям:

знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

Требования к умениям:

уметь пользоваться правилами правописания, вариативными  и факультативными знаками препинания.

Виды самостоятельных работ:

Работа над орфографическими и пунктуационным разбором.

Составление тезисов по общим вопросам русского языка и специальным предметам.

Работа по учету и группировки правописных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин.

Темы рефератов и докладов:

1.Авторские знаки препинания и их смысловая и стилистическая роль.

2.Интонационное богатство русской речи.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое орфография?

2.Каков основной принцип русской орфографии?

3.Что представляет собой фонетические, дифференцирующие и традиционные написания?

4.Какие слова пишутся с прописной буквы?

5.Каковы основные правила переноса слов?

6.Что такое пунктуация?

7.В чем сущность каждого из трех направлений в теории русской пунктуации?

8.Каково назначение знаков препинания?

9.Что представляет собой чужая речь?

10.Что называется прямой и косвенной речью?

11.Что такое несобственно-прямая речь?

12.Расскажите о знаках препинания при цитировании?

13.Какую роль играет интонация в устной речи?

14.Охарактеризуйте типы интонации.

Раздел 7.Стили речи.

Требования к знаниям: знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

Требования к умениям: различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

Виды самостоятельных работ:

Работа по стилистическому разбору текстов.

Работа по выявлению ошибок, нарушающих нормы стилистического оформления текстов.

Творческие работы в жанре, очерка, рассказа.

Работа по составлению плана.

Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.

Темы рефератов и докладов:

Стилистическая окраска языковых средств.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое текст?

2.Каковы основные признаки текста

3.Каковы структурные компоненты тексты?

4.Что такое абзац? Какова его роль в тексте?

5.Что такое цепная и параллельная связь?

6.Какие функционально-смысловые типы речи вы знаете?

7.Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

8.Каковы характерные особенности научного стиля речи?

9.Расскажите что общего у публицистического стиля речи с художественным   стилем?

10.Какие жанры официально-делового стиля вы знаете? В чем их своеобразие?

11.Какие подстили научного стиля вы знаете? В чем их особенности?

12.В чем отличие художественного стиля от других стилей речи?

5. Тематика обзорных лекций

(для заочной формы обучения)

№ п/п

Тематика обзорных лекций

Количество аудиторных часов

1

2

3

       1

       Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Понятие культуры речи, качества хорошей речи. Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Орфоэпические нормы.

2

   2

      Слово, его лексическое значение. Лексико-фразеологическая норма, её варианты. Лексические ошибки и их исправление.

2

  3

       Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи. Синтаксические нормы и их использование в тексте.

2

6. Тематика практических занятий

(для заочной формы обучения)

Номер темы

Номер и наименование работы (занятия)

Количество аудиторных часов

1

2

3

2

Практическое занятие № 1 Лексические нормы.

2

4

Практическое занятие №2

Морфологические нормы.

2

7

Практическое занятие №3

Функциональные стили литературного языка.

2

7.Методические рекомендации по выполнению

контрольной работы

       Организация учебного процесса по заочной форме обучения определяется спецификой образовательного учреждения и избранной специальности. Не позднее, чем за месяц до начала экзаменационной сессии каждому студенту направляется извещение о календарных сроках её проведения.

        По курсу «Русский язык и культура речи» студент – заочник выполняет одну контрольную работу. При ее выполнении рекомендуется пользоваться не одним, а несколькими источниками.

       Основными формами руководства самостоятельной работы студентов – заочников преподавателями, а также оказания индивидуальной помощи в освоении программного материала являются рецензирование  контрольных работ, консультации и проведение занятий в период установочной сессии.

       Рецензированию подлежат все выполненные контрольные работы. Цель рецензирования – оценить степень усвоения студентами содержания программного материала, обратить внимание на имеющиеся ошибки и недостатки и указать пути их исправления.

       Контрольная работа оценивается: «зачет», «незачет», «зачет с доработкой». Если контрольная работа не будет зачтена или зачтена с доработкой, студент  обязан её доработать согласно замечаниям рецензента. Все проверенные контрольные работы возвращаются студенту, который предъявляет их при проведении аттестации при данной дисциплине.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие общие требования:

1.Контрольная работа выполняется в ученической тетради.

2.Титульный лист должен содержать:

  • наименование образовательного учреждения;
  • наименование учебной дисциплины, по которой выполняется контрольная работа;
  • указание специальности;
  • группа, шифр, Ф.И.О. студента;
  • год выполнения работы.

3.Четко и правильно переписать задание контрольной работы по своему варианту. Допускается ксерокопирование варианта задания. Работы, выполненные по другому варианту, возвращаются без проверки.

4.Работа может быть напечатана или выполнена чернилами (пастой), четко и разборчиво.

5.Упражнения выполняются в соответствии с заданиями.

6.Каждое задание оформляется с новой страницы.

7.В тетради следует оставлять поля и место в конце работы для заметок и заключения рецензента,а так же указать перечень использованной литературы.

Учебное пособие Воителева Т. М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. – М., «Академия», 2007, на основе которого разработаны варианты заданий контрольной работы, находится в читальном зале КИТ.

Контрольная работа составлена по десятивариантной системе. Варианты выбираются по двум последним цифрам шифра.

ШИФР                                                                                        ВАРИАНТ

1        11        21        31        41        51        61        71        81        91                        1

2        12        22        32        42        52        62        72        82        92                        2

3        13        23        33        43        53        63        73        83        93                        3

4        14        24        34        44        54        64        74        84        94                        4

5        15        25        35        45        55        65        75        85        95                        5

6        16        26        36        46        56        66        76        86        96                        6

7        17        27        37        47        57        67        77        87        97                        7

8        18        28        38        48        58        68        78        88        98                        8

9        19        29        39        49        59        69        79        89        99                        9

10        20        30        40        50        60        70        80        90        100                        10

8.Варианты домашней контрольной работы

                                           Вариант 1

Задание №1 упр.9, стр.11, раздел 2 «Язык и речь»

Задание №2 упр.32, стр.23, раздел 3 «Лексика и фразеология»

Задание №3 упр.80, стр.40, раздел 4 «Фонетика и орфоэпия»

Задание №4 упр.105, стр.48, раздел 5 «Морфемика и словообразование»

Задание №5 упр.129, стр.58, раздел 6 «Морфология»

Задание №6 упр.287, стр.113, раздел 7 «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 2

Задание №1 упр.8, стр.11, раздел 2 «Язык и речь»

Задание №2 упр.38, стр.25, раздел 3 «Лексика и фразеология»

Задание №3 упр.77, стр.39, раздел 4 «Фонетика и орфоэпия»

Задание №4 упр.109, стр.49, раздел 5 «Морфемика и словообразование»

Задание №5 упр.127, стр.57, раздел 6 «Морфология»

Задание №6 упр.285, стр.112, раздел 7 «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 3

Задание №1 упр.9, стр.11, раздел 2 «Язык и речь»

Задание №2 упр.34, стр.23, раздел 3 «Лексика и фразеология»

Задание №3 упр.80, стр.40, раздел 4 «Фонетика и орфоэпия»

Задание №4 упр.105, стр.48, раздел 5 «Морфемика и словообразование»

Задание №5 упр.128, стр.58, раздел 6 «Морфология»

Задание №6 упр.288, стр.113, раздел 7 «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 4

Задание №1 упр.5, стр.9, раздел 2 «Язык и речь»

Задание №2 упр.38, стр.25, раздел 3 «Лексика и фразеология»

Задание №3 упр.77, стр.39, раздел 4 «Фонетика и орфоэпия»

Задание №4 упр.108, стр.49, раздел 5 «Морфемика и словообразование»

Задание №5 упр.127, стр.57, раздел 6 «Морфология»

Задание №6 упр.285, стр.112, раздел 7 «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 5

Задание №1 упр.9, стр.11, раздел 2 «Язык и речь»

Задание №2 упр.34, стр.23, раздел 3 «Лексика и фразеология»

Задание №3 упр.80, стр.40, раздел 4 «Фонетик и орфоэпия»

Задание №4 упр.108, стр.49, раздел 5 «Морфемика и словообразование»

Задание №5 упр.127, стр.57, раздел 6 «Морфология»

Задание №6 упр.288, стр.113, раздел 7 «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 6

Задание №1 упр.8, стр.11, раздел 2 «Язык и речь»

Задание №2 упр.32, стр.23, раздел 3 «Лексика и фразеология»

Задание №3 упр.79, стр.39, раздел 4 «Фонетика и орфоэпия»

Задание №4 упр.105, стр.48, раздел 5 «Морфемика и словообразование»

Задание №5 упр.128, стр.58, раздел 6 «Морфология»

Задание №6 упр.285, стр.112, раздел 7 «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 7

Задание №1 упр.5, стр.9, раздел 2 «Язык и речь»

Задание №2 упр.34, стр.23, раздел 3 «Лексика и фразеология»

Задание №3 упр.77, стр.39, раздел 4 «Фонетика и орфоэпия»

Задание №4 упр.108, стр.49, раздел 5 «Морфемика и словообразование»

Задание №5 упр.127, стр.57, раздел 6 «Морфология»

Задание №6 упр.287, стр.113, раздел 7 «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 8

Задание №1 упр.9, стр.11, раздел 2 «Язык и речь»

Задание №2 упр.38, стр.25, раздел 3 «Лексика и фразеология»

Задание №3 упр.80, стр.40, раздел 4 «Фонетика и орфоэпия»

Задание №4 упр.109, стр.49, раздел 5 «Морфемика и словообразование»

Задание №5 упр.129, стр.58, раздел 6 «Морфология»

Задание №6 упр.288, стр.113, раздел 7 «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 9

Задание №1 упр.8, стр.11, раздел 2 «Язык и речь»

Задание №2 упр.34, стр.23, раздел 3 «Лексика и фразеология»

Задание №3 упр.79, стр.39, раздел 4 «Фонетика и орфоэпия»

Задание №4 упр.108, стр.49, раздел 5 «Морфемика и словообразование»

Задание №5 упр.128, стр.58, раздел 6 «Морфология»

Задание №6 упр.287, стр.113, раздел 7 «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 10

Задание №1 упр.5, стр.9, раздел 2 «Язык и речь»

Задание №2 упр.32, стр.23, раздел 3 «Лексика и фразеология»

Задание №3 упр.77, стр.39, раздел 4 «Фонетика и орфоэпия»

Задание №4 упр.105, стр.48, раздел 5 «Морфемика и словообразование»

Задание №5 упр.127, стр.57, раздел 6 «Морфология»

Задание №6 упр.285, стр.112, раздел 7 «Синтаксис и пунктуация»

9.Вопросы к зачету

  1. Язык. Основные единицы языка, его функции.
  2. Речь, ее особенности. Формы речи.
  3. Фомы современного национального язык. Современный русский литературный язык.
  4. Языковая норма.  Типы  варианты норм.
  5. Понятие культуры речи, характеристика  качеств хорошей речи.
  6. Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Основные черты русского ударения.
  7. Произношения форм кратких прилагательных, кратких причастий, глаголов.
  8. Нормы произношения.
  9. Слово, его лексическое значение и функции.
  10. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте, их разновидности.
  11. Закономерности лексической сочетаемости и их нарушение.
  12. Неологизмы и устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Сфера  их употребления.
  13. Заимствованные слова, сфера их употребления.
  14. Лексика, находящаяся за пределами литературного языка (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, просторечия). Сфера их использования.
  15. Синонимы. Ошибки, связанные с их употреблением.
  16. Антонимы. Ошибки, связанные с их употреблением.
  17. Паронимы. Ошибки, связанные с их употреблением.
  18. Омонимы. Ошибки, связанные с их употреблением.
  19. Фразеологизмы. Ошибки, связанные с их употреблением.
  20. Понятие о морфологической норме. Употребление имен существительных, отражающих колебания в роде, числе.
  21. Варианты падежных окончаний имен существительных.
  22. Род несклоняемых имен существительных и аббревиатур.
  23. Нормы употребления разных видов числительных.
  24. Нормы употребления прилагательных. Краткие прилагательные, степени сравнения прилагательных, их употребление.
  25. Нормы употребления глаголов.
  26. Порядок слов в предложении.
  27. Текст и его структура. Функционально - смысловые типы речи.
  28. Научный стиль. Сфера и условия функционирования. Подстили и жанры  научной речи, языковые особенности.
  29. Официально - деловой стиль как функционально речевая разновидность современного русского языка.
  30. Публицистический стиль. Языковые особенности публицистического стиля.
  31. Разговорный стиль, его языковые особенности.
  32. Художественный стиль, его языковые особенности.

10.Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева 7-е  изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  2. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.- 13-е  изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/ Т.М. Воителева – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).
  5. Орфоэпический словарь русского языка. М., 2011.

Дополнительная литература

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989.
  2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 кл., М.,2007.
  4. Ильяхов А. . Античные корни русского языка. Этимологический словарь.- Ростов - на - Дону: «Феникс», 2006.
  5. Михайлова  О.А. Словарь антонимов русского языка. – М.: Издательство «ЭКСМО», 2006.
  6. Русский язык и культура речи/ Под ред. Черняк В.Д. М., 2003.
  7. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. Молоткова А.И. М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические рекомендации и контроьные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.03 «Иностранный язык» специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (2 курс)

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной  дисциплине (междисциплинарному  курсу) ОГСЭ.03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специал...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОКТА По учебной дисциплине: «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК » Для специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»(по отраслям) (базовый уровень) II-III курсы «ENGLISH FOR ACCOUNTANTS»

Содержание данного сборника профессиональных текстов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) (базовый уровень...

Рабочая программа по дисциплине "Компьютерный практикум по бухгалтерскому учету" для специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) набор 2017 года

Рабочая программа дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного ...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОГСЭ. 03 Иностранный язык программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Комплект КОС по английскому языку программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет....

Контрольная работа по дисциплине: ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Материалы для проведения обязательной контрольной работы по дисциплине: ОГСЭ.03. Иностранный язык в профессиональной деятельности, составлены в соответствии с действующими стандартами для специальност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебная дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика...