Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме

Дрожжина Ольга Николаевна

 Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku_10_klass.docx71.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка                                                                                                                                                                                              

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаричская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрена и утверждена                                                                             Согласована:                                                                                    Утверждена:

на заседании МО учителей русского языка

и литературы                                                                                      зам.директора по УР                                                           директор Комаричская СОШ№1

Протокол №1    

ОТ 30.08.2014.                                                                               ( Жилкина Т.Н.)                                                                           (Аникушин В.С.)                                                                                  

Руководитель МО

(Дрожжина О.Н.)                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                             Приказ №_______ от «____» ________2014г

по русскому языку в 10 классе

(базовый уровень)

на 2014– 2015учебный год

                                                                                                                                                           

    Составитель: учитель высшей категории

                                                                                                                                                                                         Дрожжина О.Н.

Комаричи 2014 год.

        Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации  в 2006 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.).

При изучении программы используется методический комплекс:

1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для  общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2007.

3.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

На изучение предмета в 10 классе отводится 70 часов  (2 часа в неделю), причём 1 час по Базисному учебному плану и 1 час — из регионального компонента.

          В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

         Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен.     Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию  навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией С.И. Львовой в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам).  Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

        Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные,  организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

        Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

  • Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
  • В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
  • Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
  • Содержание программы по русскому  языку отобрано на основе компетентностного подхода.
  • Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
  •         Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
  •         Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
  •         Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Цели обучения русскому языку

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в  различных сферах и ситуациях общения.

2. Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография1.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ2

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.

2 См. также раздел «Культура речи».

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных  на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления

междометий.

Наименование раздела программы

Кол-во часов

Контрольных работ

Работ по развитию речи

1

Введение.

1

2

Фонетика, графика, орфоэпия

2

1

3

Лексика, фразеология, лексикография

15

2

3

4

Морфемика и словообразование

3

1

5

Морфология и орфография.

13

2

6

Части речи. Имя существительное

4

1

7

Имя прилагательное

4

8

Имя числительное

2

9

Местоимение

2

1

10

Глагол. Причастие. Деепричастие

5

1

11

Наречие.

3

1

12

Слова категории состояния

1

13

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы. Междометия

7

14

Повторение и обобщение

6

4

ИТОГО

68

12

4

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • основные сведения о русском языке. Использовать все виды языкового анализа, производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа, орфографический, пунктуационный разборы.

уметь:

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
  • определять виды жанров, производить языковой, стилистический, лингвистический анализы, выполнять творческие задания.

аудирование и чтение:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

Основные виды устных и письменных работ на уроках русского языка

Устно: устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц

Письменно: свободный диктант, объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», выборочно-распределительный диктант, графический диктант, работа с тестами и перфокартами, подробное и сжатое изложение, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, сочинения по картине, мини-сочинения на лингвистические темы.

Формы обучения

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - путешествие , урок-игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- информационная переработка устного и письменного текста:

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-продолжение текста;

-редактирование;

-участие в диалогах различных видов;

-создание собственных письменных текстов;

 - составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

-ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;

- конспектирование.

Виды контроля

1 Диагностический

2.Текущий

3.Тематический

4.Промежуточный

5.Итоговый

Формы контроля

1.Контрольная работа

2.Самостоятельная работа

3.Практическая работа

 4.Словарный диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой,  объяснительный, предупредительный, терминологический)

5.Сочинение

6.Изложение

7.Тестовая работа

8. Комплексный анализ текста

9.Составление сложного и  простого  плана к тексту

10.Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное).

11.Составление диалога на заданную тему.

12.Составление текста определённого стиля и типа речи.

13.Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

14. Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок).

15. Работа с деформированным текстом.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество

часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План.

Факт.

1

введение

Слово о русском языке.

Слово и его значение.

1

Знать: некоторые особенности развития русского языка; что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления

 Беседа, опрос, самостоятельная работа.

2

Лексика, фразеология, лексикография

Однозначность и многозначность слов

1

Знать: смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова.

Уметь: определять прямое и переносное значения слов, значение многозначного слова

Работа со словарями, опрос, самостоятельная работа.

3

Лексика, фразеология, лексикография

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка

1

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Терминологический  словарный диктант, индивидуальный опрос.

4

Лексика, фразеология, лексикография

Изобразительно-выразительные средства

1

Знать: смысл понятий тропы, метафора, сравнение.

Уметь: производить  анализ лексических средств выразительности в тексте.

Беседа, фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.

5

Лексика, фразеология, лексикография

Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов.

1

Знать: специфику смысловых отношений между словами.

Уметь: определять омонимы, работать  со словарём.

Работа со словарями, опрос, самостоятельная работа.

6

Лексика, фразеология, лексикография

Паронимы, их употребление. Словари паронимов.

1

Знать: смысл понятия паронимы.

Уметь: Работать со словарём.

Работа со словарями, опрос, самостоятельная работа.

7

Лексика, фразеология, лексикография

Синонимы. Их употребление. Словари синонимов.

Антонимы. Их употребление.

1

Знать: смысл понятий Синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд.

Антонимы. Типы антонимов. Антитеза.

Уметь: Работать  со словарями синонимов, произволить анализ текста.

Работа со словарями, опрос, самостоятельная работа, редактирование текста.

8-9

Р/Р

Лексика, фразеология, лексикография

 Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста.

2

Знать: особенность текстов по стилю и типу. Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста

Изложение, самостоятельная работа

10

Лексика, фразеология, лексикография

Происхождение лексики СРЯ

1

Знать: сферы употребления русской лексики. Уметь: определять заимствованные слова в тексте

Комплексный анализ текста. Работа со словарями, самостоятельная работа.

11

Р/Р

Лексика, фразеология, лексикография

Лингвистический анализ текста А. С. Пушкина «Пророк»

1

Знать: содержание понятий тема, главная мысль.

Уметь: Выявлять лексические, морфологические и синтаксические особенности текста, звукописи

Комплексный анализ текста. Работа со словарями, самостоятельная работа

12

Лексика, фразеология, лексикография

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Устаревшая лексика и неологизмы.

1

Знать: что такое диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.

Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы.

Уметь: определять лексические особенности текста

Комплексный анализ текста. Работа со словарями, самостоятельная работа

13

Лексика, фразеология, лексикография

Готовимся к ЕГЭ

1

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Работа с тестами. Проверка правописных и орфографических умений и навыков. Элементы анализа текста.

14

Лексика, фразеология, лексикография

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

1

Знать: что такое  Фразеологизм, источники появления фразеологизмов.

Уметь: Работать  со словарём фразеологизмов, определять типы фразеологизмов

Фронтальный опрос, беседа работа со словарями, самостоятельная работа

15

Лексика, фразеология, лексикография

Обобщающий урок: лексикография.

1

Знать: виды словарей (энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари и словари аспектные (специальные)).

Уметь:

Работа со словарями, самостоятельная работа

16

Лексика, фразеология, лексикография

Диктант

1

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы.

Контрольная  работа

17

Фонетика, графика, орфоэпия

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Орфоэпия.

2

Знать: содержание понятий  Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные и согласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие, глухие; твёрдые, мягкие; парные, непарные. Гласные: ударные. Безударные.

Ударение. Орфоэпические нормы

Уметь: произволить фонетический анализ слова

Фронтальный опрос, самостоятельная работа,  словарный диктант с заданием

19

Фонетика, графика, орфоэпия

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

1

Уметь: работать с тестами

Тестовая работа, самостоятельная работа

20

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.

1

Знать: содеражание понятий Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная – непроизводная основа; простые, сложные, производящие основы

Уметь: производить морфемный анализ слов

Беседа, самостоятельная работа, выполнение разборов.

21

Морфемика и словообразование

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова.

1

Знать: виды морфем. Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок), опрос, самостоятельная работа.

22

Р/Р

Морфемика и словообразование

Изложение с творческим заданием.

1

Уметь: определять тему, основную мысль текста

Изложение, самостоятельная работа

23

Морфология и орфография

Принципы русской орфографии.

1

Знать: языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации:

самостоятельная работа редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок).

24

Морфология и орфография

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа:

Индивидуальная работа по карточкам, опрос,

словарный диктант

25

Морфология и орфография

Чередующиеся гласные в корне слова.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Практическая работа, индивидуальный опрос.

26

Морфология и орфография

Обобщающие упражнения. Тест.

1

Уметь: применять теоретические знания, произволить разные виды разборов,работать с тестами

Тестовая раота.

27

Морфология и орфография

Употребление гласных после шипящих.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы

редактирование текста (исправление орфографических, ошибок).

Практическая работа.

28

Морфология и орфография

Употребление гласных после Ц.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы

29

Морфология и орфография

Диктант

1

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольная работа

30

Морфология и орфография

Правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии:

Индивидуальная работа по карточкам, опрос.

31

Морфология и орфография

Правописание двойных согласных.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, самостоятельная работа,

32

33

Морфология и орфография

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-.

Гласные Ы – И после приставок.

2

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Индивидуальная работа по карточкам, опрос,

,словарный (объяснительный) диктант

34

Морфология и орфография

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

беседа, фронтальный опрос.

35

Морфология и орфография

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тестовая работа, самостоятельная работа

36

Части речи. Имя существительное

Имя существительное как часть речи.

1

Знать содержание понятий: часть речи, имя существительное, лексико-грамматические разряды имён существительных.  

Уметь: производить морфологический разбор имён существительных

Опрос, работа по карточкам.

37

Части речи. Имя существительное

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Гласные в суффиксах имён существительных.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка  

Уметь: применять изученные правила.

фронтальный опрос, самостоятельная работа

38

Части речи. Имя существительное

Правописание сложных имён существительных.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка  Уметь: применять изученные правила.

Индивидуальная работа по карточкам, опрос

39

Части речи. Имя существительное

Контрольный диктант.

1

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации.

Контрольная работа

40

Части речи. Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи.

1

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. Уметь: находить склоняемые части речи в тексте

Беседа, фронтальный опрос

41

Части речи. Имя прилагательное

Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка  Уметь: применять изученные правила.

Индивидуальная работа по карточкам, индивидуальный опрос.

42

Части речи. Имя прилагательное

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка  Уметь: применять изученные правила.

редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок). Опрос.

43

Части речи. Имя прилагательное

Правописание сложных имён прилагательных.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка  Уметь: применять изученные правила.

Индивидуальная работа по карточкам, опрос, беседа,

44-45

Части речи. Имя числительное

Имя числительное как часть речи

2

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. Уметь: находить склоняемые части речи в тексте

Беседа, объяснительный словарный диктант

47

Местоимение

Местоимение как часть речи.

1

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений.

 Уметь: находить местоимения в тексте.

Индивидуальная работа по карточкам, беседа,

48

Местоимение

Диктант

1

Знать: основные нормы русского литературного языка  Уметь: применять изученные правила.

Контрольная работа

49-50

Глагол. Причастие. Деепричастие

Глагол как часть речи.

2

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаголы в тексте.

Индивидуальная работа по карточкам, опрос, беседа

51-52

Глагол. Причастие. Деепричастие

Причастие как часть речи.

2

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия. Уметь: применять изученные орфографические правила

Индивидуальная работа по карточкам, опрос, беседа

53

Глагол. Причастие. Деепричастие

Деепричастие как часть речи.

1

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия. Уметь: применять изученные орфографические правила

Индивидуальный опрос, беседа

54-55

Наречие.

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

2

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте.

Беседа, самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

56

Наречие.

Диктант.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольная работа

57

Слова категории состояния

Слова категории состояния.

1

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль категории состояния Уметь: находить категорию состояния в тексте.

беседа, фронтальный опрос.

58

Служебные части речи

Служебные части речи. Предлог.

1

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. Уметь: находить служебные части речи в тексте

беседа, фронтальный опрос.

59

Служебные части речи

Союз как служебная часть речи.

2

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль союзов. Уметь: находить союзы в тексте

Индивидуальная работа по карточкам, опрос, беседа,

60-61

Служебные части речи

Частицы.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

2

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Самостоятельная работа редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок).

62

Служебные части речи

Слитное и раздельное написание частиц с разными частями речи.

2

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии:

Индивидуальная работа по карточкам, опрос, беседа,

63

Служебные части речи

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

1

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль междометий. Уметь: находить союзы в тексте

Индивидуальная работа по карточкам,

Комплексный анализ текста,

64

Служебные части речи

Повторение и обобщение пройденного.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Индивидуальная работа по карточкам, , фронтальный опрос,

Комплексный анализ текста,

65-67

Повторение и обобщение

Готовимся к ЕГЭ.

Итоговый тест.

3

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тестовая работа

68

Повторение и обобщение

Работа над ошибками.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок).

69-70

Повторение и обобщение

Подведение итогов года. Обобщение и систематизация  изученного.

2

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Беседа, составление текста определённого стиля и типа речи.

Учебно-методическое обеспечение

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1.

Программа

Программа Н.Г. Гольцовой. Русский язык 10-11 классы.

М.: Русское слово

2008

2.

Учебник (основной)

10

Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.

М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»

2008

3.

Учебные пособия: сборники дидактических материалов, тесты

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы

Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя.

Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфографии. Пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб.

Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10 – 11 классы: Грамматика. Речь.

Егораева Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.

Егорова Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций.

Е.Ю. Махницкая. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Сочинение,. Отзыв. Эссе.

И.П. Цыбулько, В.И. Капинос и др. ЕГЭ. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных заданий.

М.В. Козулина. Русский язык. Тренировочные варианты ЕГЭ.

М.: Русское слово

М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»

М.: Айрис-пресс

М.: Просвещение

М. : Экзамен

М.: Русское слово

М.: «Экзамен»

Ростов-на-Дону

«Феникс»

М.: ЭксмоСаратов

«Лицей»

2007

2008

2007

 2006

2005

2005

2004

2008