рабочая программа по русскому языку, 11 класс, базовый уровень
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Кондрат Елена Васильевна

 рабочие программы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая учебная программа по русскому языку для  11 классов (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации  в 2006 году (автор-составитель Гольцова Н.Г.).

При изучении программы используется методический комплекс: . Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для  общеобразовательных учреждений. - – М.:  «Русское слово», 2009

     Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой. На изучение предмета в 11 классе отводится 70 часов в связи с 35 недельной сеткой  (2 часа в неделю).

     Увеличение часов на преподавания русского языка позволяет как выделить больше часов на отдельные темы, так и добавить количество часов на уроки развития речи.  Это определяется практической целесообразностью – все обучающие сдают ЕГЭ по русскому языку.

     В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

    Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

      Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен.     Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место отводится занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

    Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные,  организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Курс русского языка в 11классе направлен на достижение следующих целей:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;

     Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов

В результате изучения курса русского языка ученик должен  знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • основные единицы и уровни языка;
  • орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;

уметь:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;

Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, сочинение по данному тексту (ЕГЭ, часть С)

Содержание   учебного курса

Раздел  1 .Синтаксис и пунктуация - 2 часа  

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

          Основные термины и понятия:  синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации. Словосочетание, типы словосочетаний, виды синтаксических связей

Знать:

  • определение пунктуации; типы словосочетаний
  • основные функции знаков препинания;
  • многофункциональные знаки препинания;
  • порядок пунктуационного разбора; разбора словосочетания

Уметь:

  • определять виды синтаксических связей
  • производить пунктуационный анализ предложения;
  • объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания;
  • ставить знаки препинания в соответствии со структурой предложения;

Раздел  2. Предложение. Простое неосложненное предложение -9 часов

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простые осложненные и неосложненные предложении.

                Основные термины и понятия:  предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные. Виды предложений

Знать:

  • определение предложения;
  • характеристику предложений;
  • пунктуационный разбор предложения;

Уметь:

  • разбирать предложения по членам предложения;
  • характеризовать односоставные предложения;
  • ставить знаки препинания в предложении;
  • производить пунктуационный разбор предложения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • формирование мировоззрение школьников;
  •  умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
  • умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
  • овладение научной картиной мира;

Раздел  3. Простое осложненное предложение – 26 часов    

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

 Основные термины и понятия:  предложение, осложненное предложение, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, приложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов, обобщающие слова, функции знаков препинания, обособленные члены предложения, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, сравнительный оборот, обращения, вводные слова, вставные конструкции, междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные словах.

Знать:

  • что такое однородные члены предложения;
  • что такое обособление;
  • правила обособления различных членов предложения;
  • определение уточняющих, пояснительных, присоединительных членов предложения;
  • условия постановки соответствующих знаков препинания при уточнении, присоединении и пояснении;
  • присоединение сравнительного оборота;
  • специфику употребления обращений и постановку знаков препинания при обращении;
  • понятие о вводных словах, их группах и знаках препинания при вводных словах;
  • понятие о вставных конструкциях и пунктуационных знаках, оформляющих вставные конструкции;
  • как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные слова;

Уметь:

  • разбирать предложения по членам предложения;
  • отличать однородные члены предложения от неоднородных;
  • ставить нужные знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами, а также не соединенных союзами;
  • ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
  • ставить нужные знаки препинания при уточнении, присоединении и пояснении;
  • находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах;
  • находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях;
  • грамотно оформлять их пунктуационными знаками;
  • находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

Раздел  4. Сложное предложение – 16 часов

        Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

        Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

        Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

        Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

        Период. Знаки препинания в периоде.         Сложное синтаксическое целое и абзац.         Синонимия разных типов сложного предложения.

         Основные термины и понятия:  сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения, сложноподчиненные предложения, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, виды придаточных, типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение, сложное бессоюзное предложение, сложное предложение в разными видами связи, период, сложное синтаксическое целое, микротема, абзац, знаки препинания в сложном предложении.

Знать:

  • особенности построения сложного предложения;
  • основные типы сложных предложений;
  • основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении;
  • что называется сложной синтаксической конструкцией;
  • что называется периодом;

Уметь:

  • находить сложные предложения;
  • узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции;
  • делать синтаксический разбор сложного предложения;
  • ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор;
  • составлять схему сложного предложения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
  • находить способы взаимодействия при работе в группе;
  • уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
  • уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;
  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
  • определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СП;

Раздел  5. Предложения с чужой речью –4 часов

        Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

            Основные термины и понятия:   способы передачи прямой речи: прямая речь, косвенная речь; несобственно-прямая речь и слова автора, диалог, реплики диалога, цитаты, способы оформления цитат.

Знать:

  • какие существуют способы оформления чужой речи;
  • какие знаки препинания ставятся при прямой речи и диалоге;
  • какие существуют способы включения цитат в контекст;
  • какие знаки ставятся при разнообразных способах цитирования;

Уметь:

  • правильно оформлять чужую речь;
  • ставить знаки препинания при прямой речи и диалоге;
  • включать цитаты в контекст разными способами;
  • верно ставить знаки препинания при разных способах цитирования;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • умение выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий;
  • умение планировать, анализировать, рефлексировать;
  • умение осуществлять самооценку деятельности;
  • умение анализировать текст и особенности авторского стиля;
  • находить способы взаимодействия при работе в группе;
  • уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

        Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

        Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. 

Знать:

  • основные типы возможных сочетаний знаков препинания;
  • особенности и типы факультативных знаков препинания;

Уметь:

  • видеть авторскую пунктуацию в тексте;
  • анализировать пунктуационный рисунок текста;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • умение ставить цели, определять пути их решения;
  • выделять главное;
  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

Раздел 6. Культура речи. Стилистика 5 час

        Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.        Стиль. Классификация функциональных стилей

        Правильность речи.         Норма литературного языка. Нормы литературного языка. Речевая ошибка.        Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

        Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

         Основные термины и понятия:   _        Язык и речь, культура речи, норма литературного языка, типы норм. Функциональные стили, стилистика.

Знать:

  • что называется культурой речи; основные признаки стилей речи
  • что такое норма, их признаки и типы;
  • какие качества присущи хорошей речи;

Уметь:

  • дифференцировать типы речи; определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение
  • следовать правильности речи в собственной практике;  создавать тексты разного стиля;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
  •  умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
  • умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
  • самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст
  • овладение научной картиной мира;

Раздел  7. Повторение и обобщение 7час

        Знать:

  • информацию о развитии русского языка и ученых, занимающихся  языкознанием;
  • основные этапы развития языкознания;

Уметь:

  • оперировать знаниями о развитии и исследовании русского языка;
  • опираться на знания о великих русских ученых, работавших в области языкознания;
  • умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации
  • умение принимать решение в различных жизненных ситуациях

Особенности преподавания русского языка в 11 классе

         В основном учащиеся имеют четкое представление о нормах литературного языка, могут сформулировать вопросы общего и частного порядка, подобрать иллюстративный материал под заданное правило. Однако уверенности в своих знаниях у учащихся нет. Отсюда большое количество ошибок, неправильно прочитанных заданий. Самоконтроль вызывает определенные трудности. В классе есть  лидеры, претендующие  на абсолютное знание, но подготовка класса стабильна.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

Раздел 1. Синтаксис и пунктуация      2 часа

1

Основные принципы русской пунктуации.

1

2

Словосочетание. Виды синтаксической связи.

1

                          Раздел  2. Предложение. Простое неосложненное предложение -9 часов

3

Понятие о предложении. Классификация предложений

1

4

Грамматическая основа предложения

2

5

Виды предложений  по характеру грамматической основы

1

6

Виды односоставных предложений

1

7

Знаки препинания в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым Тире в неполном предложении

2

8

Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки.

1

9

Зачетная работа по  теме «Синтаксис простого предложения»

1

           Раздел  3. Простое осложненное предложение – 26 часов    

10

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

11

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

1

12

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

1

13

Диктант №1

1

14

 Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами

1

15

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися и парными союзами

2

15

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

17

Р/р Сочинение-рассуждение на предложенную тему

2

18

Обособленные члены предложения

1

19

Знаки препинания при обособленных определениях.

1

20

Знаки препинания при обособленных приложениях

1

21

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

1

22

Знаки препинания при обособленных дополнениях

1

23

Вводные слова и вставные конструкции

1

24

Знаки препинания при вводных словах

1

25

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с другими членами предложения

1

26

Предложения с союзом как

1

27

Диктант №2

1

28

Р/р Сочинение-рассуждение на предложенную тему

2

                       Раздел  4. Сложное предложение – 16 часов

29

Понятие о сложном предложении

1

30

Виды сложных предложений

1

31

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

2

32

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

2

33

Знаки препинания в предложении с несколькими придаточными

2

34

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая. Точка с запятой

1

35

Знаки препинания в БСП. Тире

1

36

Знаки препинания в БСП. Двоеточие.

1

37

Сочетание знаков препинания.

1

38

Предложения с различными видами связи

2

39

Период. Знаки препинания в периоде.

1

40

Диктант №3

1

                    Раздел  5. Предложения с чужой речью –4 часов

41

Способы передачи чужой речи

1

42

Знаки препинания при прямой речи и диалогах.

1

43

Знаки препинания при цитатах

1

44

Зачет  по  теме «Синтаксис сложного предложения»

1

                  Раздел 6. Культура речи. Стилистика 5 час

45

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

1

46

Культура речи Структура текста. Связь предложений в тексте

1

47

Типы речи Стилистика

1

48

Р/р Сочинение- рассуждение на предложенную тему

2

                          Раздел  7. Повторение и обобщение 7час

49

Урок обобщения и повторения пройденного

2

50

Контрольное тестирование

2

51

Контрольный диктант  №4 и его анализ

2

52

Итоговый урок

1

53

Резерв

1

Учебно-методическое обеспечение

       Учебно-программные материалы:

  1. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное  образование № 8, 2005г.

2) Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

          3) Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 5-11классы», составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2002

Учебно-практические материалы:

1) Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. / И. Миловидова. М.:  ООО «Айрис», 2008

     2) Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.   Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2015

     3) Единый государственный экзамен 2012: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2015

     4) Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012 Р.н/Д. 2015

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...