Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ-технологии и элементов ТРКМ по теме: "Зачем людям письмо".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 Учебник русского языка для 5-го класса под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта труден, прежде всего, тем, что содержит постоянную рубрику «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст». Но как этому научиться?

   Учащиеся 5-го класса часто  не готовы к восприятию таких текстов, наблюдаются случаи, когда дети не укладываются в норматив техники чтения или читают бегло, но неосознанно.   Следовательно, на данном этапе возникает острая необходимость в формировании информационной компетентности пятиклассников, а также УУД в работе с лингвистическими текстами.  Это возможно при использовании различных способов первичной обработки информации, на данном уроке – способа денотатного графа. (Использование презентации, где показано поэтапное построение логической цепочки).

      Программа по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской содержит одну из вводных тем перед основным курсом «Зачем людям письмо», которая является благоприятной для знакомства учащихся со способом денотатного графа и особенностями эпистолярного жанра.

      Способ денотатного графа (составление логической цепочки) как технология работы над текстом дает возможность привить навыки выделения главной информации из текста, а также навыки формулирования этой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotki_urokov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 12

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

        

Адрес:  446023, Самарская область г. Сызрань, ул. Декабристов, 436, тел. 995708

КОНСПЕКТ

 УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  В 5 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ПО ТЕМЕ:
Зачем людям письмо

(УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК. 5КЛАСС.» ПОД РЕДАКЦИЕЙ М.М.РАЗУМОВСКОЙ, П.А.ЛЕКАНТА)

Автор методической разработки

Ившина Тамара Александровна,

            учитель русского языка и литера-

 туры ГБОУ СОШ№12 г.Сызрани

 

Пояснения учителя.

Система заданий по формированию УУД в работе с лингвистическими текстами.

    Учебник русского языка для 5-го класса под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта труден, прежде всего, тем, что содержит постоянную рубрику «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст». Но как этому научиться?

   Учащиеся 5-го класса часто  не готовы к восприятию таких текстов, наблюдаются случаи, когда дети не укладываются в норматив техники чтения или читают бегло, но неосознанно.   Следовательно, на данном этапе возникает острая необходимость в формировании информационной компетентности пятиклассников, а также УУД в работе с лингвистическими текстами.  Это возможно при использовании различных способов первичной обработки информации, на данном уроке – способа денотатного графа. (Использование презентации, где показано поэтапное построение логической цепочки).

      Программа по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской содержит одну из вводных тем перед основным курсом «Зачем людям письмо», которая является благоприятной для знакомства учащихся со способом денотатного графа и особенностями эпистолярного жанра.

      Способ денотатного графа (составление логической цепочки) как технология работы над текстом дает возможность привить навыки выделения главной информации из текста, а также навыки формулирования этой информации.

Цели урока:

  • выявить, почему и как возникла письменность, определить роль письма в развитии человечества;
  • сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка и письма;
  • развить и повысить интерес к письму как эпистолярному жанру;
  • возродить российские традиции эпистолярного жанра.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

Запись темы урока «Зачем людям письмо».

 - Какое слово в теме урока несет главную смысловую нагрузку? (зачем?)

- Как бы вы сформулировали цели сегодняшнего урока?

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, ответьте на вопросы:

- Какая речь возникла раньше: устная или письменная? Почему?

2.Работа над лингвистическим текстом «Зачем людям письмо».

Прочитаем в учебнике текст «Зачем людям письмо» и выполним задания, указанные в информационном листе.

Учащиеся получают информационные листы с объяснением способа денотатного графа, обговариваются основные этапы работы:

а) из текста выделяется ключевое слово (по сути, оно уже выделено – это слово «письмо»);

б) в тексте находится глагол, соотносимый с ключевым словом (возникло);

в) веточки, направленные от слова к слову (от глагола к имени или от имени к глаголу), обозначают логическую связь между словами, которую можно легко установить с помощью вопросов;

г) итогом работы будет ответ на вопрос: «Зачем людям письмо?»

   В процессе чтения, самостоятельной и коллективной работы над текстом на слайдах презентации и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

ПИСЬМО (что сделало?)

ВОЗНИКЛО (как?)

ИЗ ПОТРЕБНОСТИ

(какой?)                                                                                                 (какой?)

ОБЩАТЬСЯ НА РАССТОЯНИИ             ЗАКРЕПЛЯТЬ ДОСТИЖЕНИЯ

                                                                                               ЛЮДЕЙ

                                                                                             

                                                                                      (которые что сделали?)

                                                                             

                                                                                            ИЗОБРЕЛИ

                                                                                                  (что?)

                                                                                             АЛФАВИТ

   Оформляем логическую цепочку в виде предложения, которое и будет кратким ответом на вопрос, поставленный в теме урока.

Письмо возникло из потребности общаться на расстоянии и закреплять достижения людей, которые изобрели алфавит.

Задания к записанному предложению:

  1. Найдите слова с приставками.  Объясните их написание?
  2. Найдите слова с безударными гласными в корне, подберите проверочные слова (письмо-письма, закреплять-крепкий, достижения-достигнуть).
  3. Найдите слова с непроверяемыми гласными в корне (изобрели, алфавит). Проверьте их написание. Каким словарем вы воспользуетесь?

3.Возвращение к теме урока, работа над словарными статьями.

  • Какое значение имеет слово «письмо» в рамках данной темы урока?

Учащиеся сравнивают демонстрируемые на интерактивной доске словарные статьи.

Письмо1 – написанный текст, посылаемый кому-либо.

Письмо2 – умение писать.

Письмо3 – система графических знаков для передачи речи.

 После обсуждения делается вывод о том, что применительно к данной теме следует выбрать 2-е  и 3-е  значения слова.

  • Как вы понимаете первое значение слова «письмо»?
  • Зачем люди пишут письма? Кому их адресуют?
  • Какая цепочка денотатного графа объясняет необходимость написания писем?

   В процессе обсуждения данного круга вопросов выясняется начальное представление детей о письме как тексте, имеющем обращение в сфере, прежде всего, межличностного отношения. Даются понятия «автор письма», «адресат».

4. Переход к практической работе.

Опираясь на знакомый детям текст рассказа  А.П.Чехова «Ванька», обращаем внимание на  письмо мальчика. (На партах учеников заранее подготовленный текст письма).

   « Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо.    Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

   А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой началп меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и  велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет, чем попадя. А еды нету никакой.

   Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.

   Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…

   Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…

   Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али за место Федьки в подпаски пойду.

   Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, все равно как за мамку Пелагею.

   А Москва город большой. Дома все господские и лошадей много, а овец нету и собаки незлые. Со звездой тут ребята не ходят, и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер Бариновых, так что рублей сто каждое… А мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.

   Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченый орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки.

   Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой. А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай…»

  • Почему у Ваньки возникла необходимость написания этого письма?

   В диалоге с детьми выясняется основная функция письма – обеспечить общение в том случае, когда собеседники разделены расстоянием. Чтобы проверить усвоение предыдущих понятий, уместны следующие вопросы:

  • Кто является автором письма, а кто адресатом?
  • Как начинает свое письмо мальчик?

   Последний вопрос дает возможность перейти к структуре письма как внешней, особым образом организованной « рамке» (конверт, обращение к адресату, приветствие его, объяснение причин, по которым автор обращается к письму, прощание с адресатом, заключительные пожелания и приветы родным и знакомым, подпись адресанта, обозначение его местопребывания и т.д.)

   Перечисленные элементы структуры письма дети находят в представленном тексте. (Элементы структуры письма записываются в тетрадях.)

   Обращается внимание учащихся на то, что письмо отличается от непосредственного общения, так как представляет собой развернутый монолог, то есть речь одного лица.

5.Обсуждение заключительной части письма. Понятие адреса.

  • Найдет ли письмо своего адресата? Почему?

   Делается вывод о том, что отсутствие элемента эпистолярной структуры (в данном случае адреса) особо значимо: оно делает общение на расстоянии невозможным.

   Детям раздаются правильно заполненные конверты. Обращается внимание на основные правила заполнения конвертов.

6.Подведение итогов урока.

   Повторяются основные понятия, данные на уроке, а также структура написания письма. Дети получают домашнее задание – написать письмо родным, друзьям, правильно подписать конверты.