«Действительные и страдательные причастия»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тарасова Ольга Николаевна

Цели урока:

обучающая: знакомство учащихся с действительными и страдательными причастиями;

развивающая:  смысловое различение причастий,  конструирование предложения с причастным оборотом, формирование умений анализировать и делать выводы;

воспитывающая: использование действительных и страдательных причастий в речи, формирование коммуникативных навыков

Технологии: технология критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ технология

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы: словесный, практический, самостоятельная работа, подготовка к восприятию, объяснение, закрепление, поисковый, сравнительный, обобщающий

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deystvitelnye_i_stradatelnye_prichastiya.doc1014 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Дата: 12.02.2012 г.

Учебник: Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011.

Тема урока: «Действительные и страдательные причастия» 

Цели урока:

обучающая: знакомство учащихся с действительными и страдательными причастиями;

развивающая:  смысловое различение причастий,  конструирование предложения с причастным оборотом, формирование умений анализировать и делать выводы;

воспитывающая: использование действительных и страдательных причастий в речи, формирование коммуникативных навыков

Технологии: технология критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ технология

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы: словесный, практический, самостоятельная работа, подготовка к восприятию, объяснение, закрепление, поисковый, сравнительный, обобщающий

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Класс: 6А

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся по материалам параграфа 25 составили и записали 6 контрольных вопросов с самостоятельно подобранными примерами по теме «Причастный оборот».

(Фронтальная проверка, проверяются тетради 4 учащихся))

3. Орфографическая разминка

- Запишите слова:

Скосить, гостиница,  пятнистый,  показаться, ночлег, большой,  начертить, разговор, прочитать  (слайд 2)

- Какая орфограмма объединяет данные слова?

- Подберите проверочные слова, графически обозначьте свой выбор.

- Есть ли здесь слова, от которых можно образовать причастия? К какой части речи они относятся?

- Образуйте причастия.

4. Фронтальный опрос

- Что такое причастие?

- От какой части речи образуется причастие?

- Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.

- Какие суффиксы причастий вы знаете?

  1. Повторение пройденного материала

Задание:

- Составьте словосочетание (причастие + существительное), где главное слово причастие.

- Распространите зависимыми словами получившиеся словосочетания. ( Задание у доски выполняют два человека.)

- Как по-другому можно назвать ваши примеры (причастный оборот).

- Что называется причастным оборотом?

- Как на письме выделятся причастный оборот?

- Всегда ли обособляется на письме причастный оборот?

- Составьте опорную схему пунктуации при причастном обороте. (К доске вызывается ученик.)

- Расскажите правило обособления причастного оборота, используя опорную схему.

- Сравните с образцом на доске. (слайд 3)

- Составьте самостоятельно предложения, используя получившиеся причастные обороты.

- Графически покажите позицию причастного оборота.

6. Объяснение нового материала

Запишите предложение:

Ученики прочитали книгу.

Задание:

- Образуйте причастие от глагола так, чтобы в первом случае главным словом было «ученики», а в другом - «книга». Сравните с образцом на доске.

- Что общего у этих причастий?

- Есть ли у них различия? Если есть, то в чем?

- Какое из этих причастий обозначает признак действия того, кто действует сам? Попробуйте дать определение такому причастию.

- Откройте учебник (стр.138). Скажите, как называется второе причастие? Почему?

- Чем отличается действительное причастие от страдательного?

- Как же мы сформулируем тему урока? (Учащиеся записывают в тетради тему урока «Действительные и страдательные причастия».)

- Теперь поработаем с таблицей. Дополните ее там, где стоят вопросы.(слайд 4)

Причастие

Признак ?

      Образуются от ?

Совершенный вид

?

     Действительное

?   времени

      Страдательное

?  времени

Д Действительное

?  времени

С   Страдательное

? времени

? спряжение

? спряжение

-ущ-

?

-ащ-

?

-ем-

-ом-

?

?

?

?

?

     В предложении

является

?

?

?

?

- Сделайте вывод о смысловом различии действительных и страдательных причастий. Приведите примеры. ( По ходу учащиеся вспоминают вид и  спряжение глагола.)

7. Физминутка

8. Закрепление материала

8.1 Работа со словосочетаниями

- В данные словосочетания вставьте слова, обозначающие того, кто производит действие. Какие это будут причастия?

Засеянное поле, освещаемое помещение, задержанный нарушитель, разлитое молоко  ( слайд 5)

- Преобразуйте причастия в действительные.

- От какого причастия нельзя образовать оба типа? Почему?

- Выделите суффиксы причастий.

8.2 Игра «Найди третье лишнее»

(Слова диктуются классу. Три ученика работают у доски, записывая в три столбика: действительные причастия, страдательные, другие части речи. Работа проверяется по слайду 6.)

Распахавший, синий, проезжающий, зацветающий, выжженный, видимый, скрываемый, ветреный, сжатый, разноцветный,  утренний, синеющий.

- К какой части речи относятся слова 3 столбика?

- Докажите, что они не относятся к причастиям.

- Уточните  глагольные признаки причастий.

8.3 Работа с текстом: нахождение причастий

- Найдите в тексте причастия.

- Определите тип причастия.

- Замените причастия синонимами – причастиями, прилагательными.

- Какие слова наиболее уместны? Почему? К какой части речи они относятся?

На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно рвущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.

 - Определите, какую роль выполняет причастие в тексте.

 - К какому типу речи относится данный текст? (слайд 7)

(Задание проверяется фронтально.)

    8.4 Использование причастий в речи

 - Из двух слов выберите то слово, которое уместно использовать в данном предложении. Объясните свой выбор.

 - Определите тип причастия.

 - Придумайте предложение с невыбранным словом.

Я взял в библиотеке (рекомендованную или рекомендательную) учителем  книгу.

Папа нашел работу с (гарантийной или гарантированной) оплатой труда.

Я поторопил сестру, (одевающую или надевающую) пальто.

(Задание проверяется по образцу на слайде 8.)

 8.5 Дифференцированное задание по закреплению темы

1 группа - выпишите из упражнения 323 действительные и страдательные причастия.

2 группа - самостоятельно придумайте словосочетания с действительными и страдательными причастиями.

(Работа проверяется фронтально.) 

9. Подведение итогов

- С какими причастиями вы познакомились на уроке?

- Чем отличается действительное причастие от страдательного?

- Приведите собственные примеры действительных и страдательных причастий.

- Порассуждайте, в каком типе речи причастия встречаются наиболее часто? Почему?

- Какую роль выполняют причастия в нашей речи?

10. Проверочная работа

Задание выполняется по вариантам. Слабым учащимся разрешается пользоваться таблицей.

- По каким признакам вы будете различать действительные причастия от страдательных?

1. Тест

1вариант

Найти словосочетания со страдательным причастием:

  1. на пестреющем лугу;
  2. о движущемся предмете;
  3. опавшие с тополя;
  4. отнятая игрушка;
  5. унесенная ветром.

Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. написанная учеником;
  2. распиленная плотником;
  3. ведущая в парк;
  4. посаженный весной;
  5. бегающая по дорожке.

2 вариант

 Найти словосочетания со страдательным причастием:

  1. сидящая девочка;
  2. засыпанные аллеи;
  3. построенный дом;
  4. плескавшиеся волны;
  5. летящим самолетом.

Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. высоко поднявшийся;
  2. у потревоженных птиц;
  3. рассказывающие о путешествиях;
  4. у разбитого камня;
  5. ведомый за руку.

2. Задание: сконструируйте по 1 предложению, используя словосочетания с действительными и страдательными причастиями так, чтобы причастный оборот занимал разные позиции по отношению к главному слову. Графически выделите причастный оборот.

(Тестовое задание проверяется в классе, при этом учащиеся работают в парах, обмениваясь  тетрадями, обсуждают правильность выполнения. Учащимся, допустившим ошибки, задают вопросы, а затем они на примере другого варианта исправляют свои пробелы. Класс сверяет ответы с образцом на доске, слайд 9-10. Вторая часть задания проверяется учителем.)

 

11. Домашнее задание

   Параграф 26   ,  упражнение 334.

- Выпишите из художественного текста 2 предложения с действительными и страдательными причастиями.

Для любознательных: найдите 2 глагола, от которых нельзя образовать и действительное, и страдательное причастия.

Заместитель директора по УВР        ________________/ Г.П.Ашенбренер /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

презентация "Действительные и страдательные причастия"

В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"

Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....