"Обособленные обстоятельства",8 класс.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Рыжкина Марина Викторовна

Тип урока:урок-практикум(систематизация и обобщение ранее изученного материала,урок сообщения новых знаний,урок-исследование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka.doc104.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt825 КБ
Microsoft Office document icon pril_otkr.urok_.doc29.5 КБ
Файл pril.2.docx10.84 КБ
Файл prilozh.2.docx12.17 КБ
Файл refleksiya.docx11.05 КБ
Файл test_sint.normy_obstoyatelstv.docx12.28 КБ
Файл test.docx12.12 КБ
Microsoft Office document icon testobstoyatelstvo.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок в 8 классе

 по теме:

«Обособленные обстоятельства».

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала об обособленных определениях и по усвоению новых знаний об обособленных  обстоятельствах, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели по содержанию:

образовательная: систематизация сведений об обособленных  обстоятельствах ;

развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельства, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами  и использовать их в речи, графически выделять обособленные обстоятельства; 

Подготовка к ГИА.

 воспитательная: воспитание культуры речи учащихся. Воспитывать у учащихся познавательный интерес, уважение к родному языку  через образцы художественной речи

Тип урока: урок - практикум (систематизации и обобщения ранее изученного материала ,урок сообщения новых знаний, урок-исследование.)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая фронтальная работа, по парам.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Средства обучения: тетрадь, классная доска, отрывки из  текстов  художественных произведений, презентация, тест.

Технология реализации:

-развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке

Оборудование:

 мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (Приложение), карточки с текстами на группу (Приложение 1) ,(Приложение 2)для учащихся, учебник «Русский язык. 8 класс»,авт.Бархударов

                         

                                                 Русский язык в умелых руках и  опытных устах –

                                                 красив, певуч. выразителен, послушен,

                                                 ловок и вместителен.                                                                                                                                                                     .                                                                                                                  А. Куприн

Ход урока.

1.Оргмомент.

Приветствие.

Записать число, классная работа.

2.Орфоэпическая разминка.(устно с проверкой  Слайд 1)             3 мин

1)Звонит, ходатайствовать, кухонный, сливовый, эпилог,  газопровод, кашлянуть, жалюзи, духовник, иконопись, мастерски. договор, столяр, позвонит, досуг,  баловать,  завидно

2)Слайд 2-4   Найди ошибку -произнеси правильно.                            закрыть                             

 

Вопрос учителя к классу:                                                                           1 мин

- Как вы поняли смысл эпиграфа?

(Наш родной русский язык, великое русское слово, выделяющие нас как нацию среди миллионов людей на планете обладающее магической властью и необыкновенной силой. Я горжусь тем. Что именно наш русский язык считается одним из богатейших языков мира.)

-Кто ещё как думает?

Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.(А Толстой)

-И сегодня на уроке попытаемся ещё раз убедиться  в прозорливости и в  правоте данного  высказывания . Постараемся понять  тревогу за язык..

 3. Повторение материала предыдущего урока.

Синтаксическая пятиминутка.      (В тетрадях на местах).               6 мин

Выйти к доске с тетрадью, прочитать предложение, объяснить расстановку знаков препинания.(по одному представителю от группы)

Демонстрация во время  проверки Слайд5-6

Расставьте  знаки препинания и графически объясните свой ответ

(1 группа)А он мятежный просит бури как будто в бурях есть покой.

                  Струйки дыма вились в воздухе полном влаги и свежести моря.

                  Всякая птица   даже воробей   привлекала его внимание.

(2 группа)Солнце великолепное и прекрасное поднималось над морем.

                  Утомленной долгой речью я закрыл глаза и заснул.

                     Ближе к югу заросли уступали место хлебам уходящим в бесконечную даль.                                                                                   закрыть

Вопросы к классу:                                                                                      1 мин

-Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными)

-Что такое обособление?

( Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.)

 С какими видами обособленных членов предложения мы уже знакомы? (Определением)

-Мы с вами продолжаем работать над обособленными членами предложения.

4. Актуализация знаний.                                                                           3 мин

Работа у доски Синтаксический разбор  предложения.

Не взявшись за топор, избы не срубишь.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску.

- Какие члены предложения обособлены.

-Сформулируйте,пожалуйста, тему сегодняшнего урока.(Обособленные обстоятельства) Слайд7

Блиц-опрос Слайд 8                                                                                    3 мин

  • Что такое обстоятельство?
  •  На какие вопросы отвечают обстоятельства?
  • Назвать разряды обстоятельств.
  • Чем выражаются обстоятельства в предложении?            закрыть

Целеполагание и мотивация:

-Итак, сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы сегодня поставим на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи?

(знать правила обособления обстоятельств, уметь выделять их графически и использовать в речи, выполнить контрольный тест).

-Для чего нам необходимо знать об обособленных обстоятельствах и уметь употреблять их в речи? Толстой

 (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к ГИА).

-Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие в страну Языкознания, в город Обособление, в гости к Обособленному Обстоятельству.

5.Проведем исследование, (раздается каждой команде)                          6 мин

1) как великие мастера  помогают понять красоту и богатство поэтического слова. Давайте вспомним известные строки., Объясните запятые обособленных членов

Слайд 9-14                                                

1 группа

2 группа

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь,

И снегом сыпучим одета…

 ( М Лермонтов)

Голова у нее острижена, как у мальчишки.

Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые.(Лермонтов М.)

 

--Какой темой объединены отрывки отрывки из стихотворений? (описание русской природы)

- Какова основная мысль? (любовь к родному краю)

-Итак, когда происходит обособление обстоятельств?                                  

ВЫВОД №1  Слайд 15

  •  Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом , независимо от места, занимаего им по отношению к глаголу-сказуемому.

  • Обособляется одиночное обстоятельство независимо от места в предложении, если оно сохранило значение глагольности.(действия)

  • Обособляются конструкции с существительными с производными предлогами:несмотря на,вопреки,благодаря, по причине.

  • Обсобляются обстоятельства сравнения,отвечающие на вопрос КАК?

Обратите внимание: основное действие, обозначенное глаголом—сказуемым, и добавочное действие, обособленное обстоятельство относятся к одному лицу.

                                                                                                                      закрыть

2) Работа на доске.                                                                                         5 мин

(К доске выходят по очереди  по одному представителю от каждой группы.)

 Их задача – подчеркнуть обстоятельства, определить, чем они выражены и к какому слову относятся.

  1. Выбирай друга не спеша

 (Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять)

-Где стоит обстоятельство?

-На какой вопрос оно отвечает?

-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие к основному глаголу?

(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)

-К какой части речи приближается ?

( По значению приближается к наречию)

-Какой отсюда вытекает вывод?

Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из причастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми.

ПРОВЕРИМ. Наречия, образованные от деепричастия, не могут иметь зависимых слов.

 Вывод: не обособляются  деепричастия,     утратившие значение глагольности, имеющие наречное значение и являющиеся обстоятельствами образа действия(можно заменить наречием).Слайд 16                    

Слайд 17     

 Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий.

СПАЛ     СИДЯ                      СЛУШАЛ   МОЛЧА               РАБОТАЛ    СТОЯ

ЧИТАЛ ЛЕЖА                        ВЕЗ         ШУТЯ                      ВСТАЛ  НЕХОТЯ

ШЛИ НЕ СПЕША

Слайд 18

НА слайде  предложения:

- Почему в данных случаях обстоятельства не обособляются?

  1. Близкому человеку помогают не задумываясь.
  2. 2) Говори подумавши, садись осмотревшись.
  3. 3) Ленивый сидя спит, лежа работает.                                      закрыть

  1. Мальчики бежали сломя голову.                                       3 мин

( подчеркнуть обстоятельства, определить, чем они выражены и к какому слову относятся.)

Вывод: не обособляется оборот, представляющий собой фразеологизм 

Слайд 19

Слайд 20 Со словами: голова, рукава, руки,рот -вспомните фразелогизмы.

Составьте и запишите с одним из фразелогизмов предложение (проверяем устно).                                                                                                    закрыть

-Поставили знаки препинания?

-Давайте еще раз повторим теорию,  составив КЛАСТЕР :                1 мин

так когда же обстоятельства обособляются?  

-Когда нет?                                      

 - Давайте наши выводы сверим по учебнику ,с                                         1 мин

6. . Закрепления знаний и умений                                                            4 мин

-Теорию повторили, теперь тренируемся.

1) работа по учебнику, упр.                                                                        5 мин

-Что же нужно учитывать при обособлении одиночных обстоятельств?

Ответ.

-При обособлении одиночных обстоятельств нужно учитывать, чем выражено обстоятельство?

Вопрос.

- Обособляются ли наречия и фразеологические обороты, связанные с деепричастиями по своему происхождению?

Ответ.

--Наречия и фразеологические обороты наречного значения, связанные с деепричастиями только по своему происхождению, не обособляются.

2) Работа в парах(за каждый правильный ответ-1 балл)

Слайд21

1.Выпишите номера предложений,в которых есть обособленные обстоятельства

Проверьте Слайд 22

2.Выпишите номера предложений,в которых правильно поставлены знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

Слайд 23

Проверьте Слайд 24

3. Выпишите номера предложений,в которых правильно поставлены знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

Слайд 25

Проверьте Слайд 26

4.Выпишите номера предложений,в которых неправильно поставлены знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

Слайд 27

Проверьте Слайд 28

Слайд 29. Соотнесите количество баллов с оценкой:йд 3

     0-1    -   «5»

     2-4    -    «4»

       5-8    -    «3»

      9-13   - прийти на дополнительное занятие.

Дополнительно

1.Контрольный тест                                                                      

Работа в парах на Слайде 30

Проверка 31

2.

1) Залаяв_ кинулась прочь_ целая свора собак.

   2) Обняв руками колени _ и _ положив на них подбородок _ она смотрела на реку.

   3) Он стоял возле нее и глядел _ разинув рот.

   4) Вспыхнув _ она отвернулась и вышла из комнаты.

   5) Так и жила она без любви _ только надеясь на нее.

3.(карточка)

  1. Ручей журча струится по камням.
  2. Владимир оставшись один написал решение  об отставке.

      3.  Благодаря правильному лечению больной чувствовал себя хорошо.

      4.   Олег чуть побледнев вынул из кармана  

      книжку и листая её присел к столу.

     5.   Он удил рыбу стоя босиком.

Проверка Слайд 32 

5. Домашнее задание: параграф 34,(на выбор) напишите сочинение – миниатюру по теме «Олимпиада -2014», используя обособленные обстоятельства;

 найдите в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».  10 предложений с обособленными обстоятельствами, выпишите их, выделяя графически

6.. Подведение итогов урока (рефлексия): что узнали нового? Что было интересно?

  1. РЕФЛЕКСИЯ содержания учебного материала .

ЦЕЛЬ: выявить уровень осознания содержания пройденного материала.

На доске фразы.

  1. Сегодня я узнал (а)….
  2. Было трудно….
  3. Я научился…
  4. Теперь я могу…
  5. Самым интересным моментом на уроке…
  6. Я научился…
  7. Сегодняшний урок дал мне…..

Достиг ли урок цели? Что, по –вашему,  удалось на уроке и над чем ещё нужно работать? Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме.

Анализ урока русского языка в 8 классе.

 

Тема: Обособленные обстоятельства.

Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?

Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?

В современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха ожидания «палки» -двойки, нет «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее ; зато есть радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно -поисковой или исследовательской деятельность учащегося.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое».

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно -ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке .

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество) ;

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и Вопросы Блума;

- кластеры;

- синквейн;

- «Продвинутая лекция» ;

- эссе;

- ключевые термины;

- перепутанные логические цепочки; n

- дидактическая игра;

- лингвистические карты;

- лингвистическая аллюзия (намек) ;

- исследование текста;

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Э Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

то «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий логична и проста:

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1. написать,что они узнали по новой теме;

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

Ответ прост-нужен адаптивный урок.

Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.

Данный урок проводится в классе, где основная часть учащихся имеет познавательный интерес, удовлетворительный уровень обученности.

В данном классе я работаю третий  год.

В моем тематическом планировании на изучение темы «Обособленные обстоятельства» отводится два часа.

Исходя из особенностей класса и темы данного урока, цели таковы:

 формирование личностных качеств учащихся;

 выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

 развитие различных типов мышления;

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

 оптимизация учебно-воспитательного процесса;

 создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

 выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

 включение учащихся в креативную деятельность;

 тщательный отбор материала и способов его подачи.

активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний.

Все запланированные цели были реализованы на уроке.

По своей структуре это урок-практикум со  систематизацией и обобщения ранее изученного материала, сообщением новых знаний, урок-исследование.)

Реальный результат всех этапов урока, подчиненных целям урока, вы видели в ходе проверки  заданий . Обе группы с ними справились.

Структура урока, использование информационных технологий – все было подчинено целям занятия и содействовало конечному результату.

На уроке были использованы следующие методы и приёмы:

1)    словесный (беседа, работа с текстом, словарная работа)

2)    репродуктивный (сообщения учащихся)

3)    практический (выполнение тестовых заданий)

4)    творческий (конструирование предложений)

5)    исследовательский (комплексный анализ текста)

6)    продуктивный (создание своего текста)

Виды читательской деятельности:

1)    слушание

2)    говорение

3)     чтение

4)    письмо


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Произнеси слово,правильно поставив ударение. звон И т- ход А тойствовать- к У хонный- сл И вовый эпил О г газопров О д к А шлянуть жалюз И духовн И к И конопись м А стерски догово О р стол Я р позвон И т дос У г балов А ть зыв И дно звонит ходатойствовать кухонный сливовый эпилог газопровОд кашлянуть жалюзи духовник иконопись мастерси договор столяр позвонит досуг баловать завидно

Слайд 2

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? плодоносИть звонИт местностЕй красИвее

Слайд 3

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? щавЕль взялА Эксперт бралА

Слайд 4

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Иконопись сливОвый пОгнутый кинзА

Слайд 5

1 группа А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой. А он , мятежный , просит бури ,как будто в бурях есть покой. Струйки дыма вились в воздухе полном влаги и свежести моря. Струйки дыма вились в воздухе , полном влаги и свежести моря. Всякая птица даже воробей привлекала его внимание. Всякая птица , даже воробей , привлекала его внимание.

Слайд 6

2 группа Солнце великолепное и прекрасное поднималось над морем. Солнце , великолепное и прекрасное , поднималось над морем. Утомленной долгой речью я закрыл глаза и заснул. Утомленной долгой речью , я закрыл глаза и заснул. Ближе к югу заросли уступали место хлебам уходящим в бесконечную даль. Ближе к югу заросли уступали место хлебам , уходящим в бесконечную даль.

Слайд 7

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Слайд 8

Повторение. Блиц-опрос. Что такое обстоятельство? На какие вопросы отвечают обстоятельства? Назвать разряды обстоятельств. Чем выражаются обстоятельства в предложении?

Слайд 9

Исследование 1 группа Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня (А.С.Пушкин)

Слайд 10

Исследование 2 группа Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин)

Слайд 11

Исследование 1 группа Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. (А.С.Пушкин)

Слайд 12

Исследование 2 группа На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, И снегом сыпучим одета Как ризой она ( М Лермонтов)

Слайд 13

Исследование 1 группа Голова у нее острижена, как у мальчишки.

Слайд 14

Исследование 2 группа Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые. ( Лермонтов)

Слайд 15

Когда обстоятельство обособляется? Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом , независимо от места, занимаего им по отношению к глаголу-сказуемому. Обособляется одиночное обстоятельство независимо от места в предложении, если оно сохранило значение глагольности. Обособляются конструкции с существительными с производными предлогами:несмотря на,вопреки,благодаря, по причине. Обсобляются обстоятельства сравнения,отвечающие на вопрос КАК?

Слайд 16

Когда обстоятельство не обособляется? *Не обособляются деепричастия, утратившие значение глагольности, имеющие наречное значение и являющиеся обстоятельствами образа действия(можно заменить наречием).

Слайд 17

Запишите и запомните СПАЛ СИДЯ ЧИТАЛ ЛЕЖА ШЛИ НЕ СПЕША СЛУШАЛ МОЛЧА ВЕЗ ШУТЯ РАБОТАЛ СТОЯ ВСТАЛ НЕХОТЯ

Слайд 18

Почему в данных случаях обстоятельства не обособляются? Близкому человеку помогают не задумываясь. Говори подумавши, садись осмотревшись. Ленивый сидя спит, лежа работает.

Слайд 19

Когда обстоятельство не обособляется? *Не обособляются деепричастия, утратившие значение глагольности, имеющие наречное значение и являющиеся обстоятельствами образа действия(можно заменить наречием). *Не обособляется оборот, представляющий собой фразеологизм

Слайд 20

Со словами: голова,рукава,руки,рот - вспомните фразелогизмы Разинув рот Спустя рукава Сложа руки Сломя голову

Слайд 21

1) Он примчался сюда не переводя духа. 2) Глубокой ночью, прогрохотав на стрелках, поезд подкатил к селу. 3) Сорока вспорхнула и, распустив хвост, полетела прочь. 4) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки.

Слайд 22

Проверьте 2 , 3

Слайд 23

1)Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы. 2) Медвежата согрелись и уснули, а, проснувшись, стали выть. 3) Она слушала его затаив дыхание. 4) Ребята носились вокруг, сломя голову. 5) Дядя Яков настраивал гитару, а настроив, начинал играть.

Слайд 24

Проверьте 1,2,3,5

Слайд 25

1)Пошучивая и хохоча от души они прошли все расстояние незаметно. 2) С утра до поздней ночи работал Федор не покладая рук. 3) Подруга обернувшись остановилась. 4) Спустя три часа его повели на допрос. 5) Они шли, не торопясь.

Слайд 26

Проверьте 1,3,4,5

Слайд 27

1)Речка, вследствие таяния снегов, вышла из берегов. 2) Охота в заповедниках согласно принятому постановлению запрещена. 3) Несмотря на отступление у бойцов было бодрое настроение. 4) Он мчался, высунув язык. 5) Несмотря на холод в хате, Галя стояла босая.

Слайд 28

Проверьте 2,3.4

Слайд 29

Соответствие баллов оценкам Кол-во ошибок 0-1 - «5» 2-4 - «4» 5-8 - «3» 9-13 - прийти на дополнительное занятие.

Слайд 30

1) Залаяв_ кинулась прочь_ целая свора собак. 2) Обняв руками колени _ и _ положив на них подбородок _ она смотрела на реку. 3) Он стоял возле нее и глядел _ разинув рот. 4) Вспыхнув _ она отвернулась и вышла из комнаты. 5) Так и жила она без любви _ только надеясь на нее.

Слайд 31

Проверьте 1) Залаяв, кинулась прочь целая свора собак. 2) Обняв руками колени и положив на них подбородок , она смотрела на реку. 3) Он стоял возле нее и глядел разинув рот. 4) Вспыхнув , она отвернулась и вышла из комнаты. 5) Так и жила она без любви ,только надеясь на нее.

Слайд 32

Проверьте Ручей , журча , струится по камням. 2. Владимир , оставшись один , написал решение об отставке. 3. Благодаря правильному лечению , больной чувствовал себя хорошо. 4. Олег , чуть побледнев , вынул из кармана книжку и , листая ее , присел к столу. 5. Он удил рыбу , стоя босиком .



Предварительный просмотр:

  Спишите, расставляя знаки препинания.  Объясните их расстановку.

1.Ручей журча струится по камням.

2.Владимир оставшись один написал решение  об отставке.

      3.  Благодаря правильному лечению больной чувствовал себя хорошо.

      4.   Олег чуть побледнев вынул из кармана  

      книжку и листая её присел к столу.

  1. Он удил рыбу стоя босиком.        

___________________________________________________

  Спишите, расставляя знаки препинания.  Объясните их расстановку.

1.Ручей журча струится по камням.

2.Владимир оставшись один написал решение  об отставке.

      3.  Благодаря правильному лечению больной чувствовал себя хорошо.

      4.   Олег чуть побледнев вынул из кармана  

      книжку и листая её присел к столу.

  1. Он удил рыбу стоя босиком.        

  Спишите, расставляя знаки препинания.  Объясните их расстановку.

1.Ручей журча струится по камням.

2.Владимир оставшись один написал решение  об отставке.

      3.  Благодаря правильному лечению больной чувствовал себя хорошо.

      4.   Олег чуть побледнев вынул из кармана  

      книжку и листая её присел к столу.

  1. Он удил рыбу стоя босиком.        

  Спишите, расставляя знаки препинания.  Объясните их расстановку.

1.Ручей журча струится по камням.

2.Владимир оставшись один написал решение  об отставке.

      3.  Благодаря правильному лечению больной чувствовал себя хорошо.

      4.   Олег чуть побледнев вынул из кармана  

      книжку и листая её присел к столу.

  1. Он удил рыбу стоя босиком.        



Предварительный просмотр:

2 группа

1.

 Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.(Пушкин А.)

2.

 На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь,

И снегом сыпучим одета…

 ( М Лермонтов)

3.

Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые. (Лермонтов М.)



Предварительный просмотр:

1 группа

1.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

2.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

3. Голова у нее острижена, как у мальчишки.



Предварительный просмотр:

  1. Сегодня я узнал (а)….
  2. Было трудно….
  3. Я научился…
  4. Теперь я могу…
  5. Самым интересным моментом на уроке…
  6. Я научился…
  7. Сегодняшний урок дал мне…..


Предварительный просмотр:

Тренировочные задания по усвоению синтаксических норм

Задание №1         Продолжите предложение….

1. Выбрав пьесу,

1) оказалось, что там слишком много ролей.

2) началось распределение ролей.

3) была назначена первая репетиция.

4) мы немедленно начали репетировать.

 13 слайд

2. Принадлежа к тому или иному сословию,

1) важная роль отводилась внешнему виду человека.

2) об этом говорила одежда и весь внешний облик человека.

3) человек должен был носить соответствующую одежду.

4) одежда человека должна соответствовать его статусу.

 14 слайд

3. Закрыв книгу,

1) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.

2) герои недолго остаются в памяти.

3) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря.

4) всё прочитанное сразу же забывается.

 15 слайд

4. Читая стихи,

1) все слушали с интересом.

2) мне вспомнилось прошедшее лето.

3) обращайте внимание на ритм.

4) создаётся впечатление, что всё было на самом деле.

 16 слайд

5. Начиная новый абзац, 

1) есть обычай писать с отступом, то есть с красной строки.

2) существует правило писать с красной строки.

3) используют отступ, то есть пишут с красной строки.

4) давно возникла традиция писать с красной строки.

 17 слайд

6. Работая над рецензией,

1) не подменяйте оценку текста простым пересказом содержания.

2) главная мысль определяется не сразу.

3) анализируется художественное своеобразие текста.

4) учеником была дана оценка прочитанного.

 18 слайд

7. Держась за буксирную верёвку,

1) другой её конец прикреплён к катеру.

2) ноги воднолыжника должны быть слегка согнуты.

3) можно мчаться со скоростью 60 км в час.

4) катер мчит воднолыжника по волнам.



Предварительный просмотр:

Контрольный тест.

1.Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).

А) Путники устали и остановились отдохнуть.

 Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь.

 В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К.Пауст.)

 Г) На востоке уже занималась синея заря.

2.Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).

А) Приехав я первым делом побежал на речку.

 Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.)

 В) Шофёр затормозив остановил машину.

 Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.

3.Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом.

А) Чёрная речка, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов и затопила низинные пастбища. (С.-М.)

 Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. (А.Гайдар)

 В) Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. (В.Катаев)

 Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость.

4.Из данного текста выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.

1)Уже было начало июля, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая – мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.



Предварительный просмотр:

                                                       Тест по теме: «Обособленные обстоятельства»

1.Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться (знаки препинания не расставлены)?

а) смотрел не сводя глаз

б) слезает рукой опершись на седло

в) взвилась рассекая потемки

г) мчится погоняя свои салазки

2. Найдите предложение с обстоятельством, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены).

а) Осторожно не нарушая всеобщего покоя ночи пробираюсь к себе в палатку.

б) Его лошадка снег почуя плетется рысью как-нибудь.

в) Вот к пальмам подходит шумя караван.

г) Старик что-то сказал улыбнувшись.

3. Завершите предложение.

Глядя на эту картину...

а) . . . у нас невольно сжимается сердце.

б) . . . мы невольно чувствуем грусть.

в) . . . возникает ощущение тревоги.

г) . . . художнику отдали предпочтение многие.

_____________________________________________________________________________

                                                       Тест по теме: «Обособленные обстоятельства»

1.Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться (знаки препинания не расставлены)?

а) смотрел не сводя глаз

б) слезает рукой опершись на седло

в) взвилась рассекая потемки

г) мчится погоняя свои салазки

2. Найдите предложение с обстоятельством, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены).

а) Осторожно не нарушая всеобщего покоя ночи пробираюсь к себе в палатку.

б) Его лошадка снег почуя плетется рысью как-нибудь.

в) Вот к пальмам подходит шумя караван.

г) Старик что-то сказал улыбнувшись.

3. Завершите предложение.

Глядя на эту картину...

а) . . . у нас невольно сжимается сердце.

б) . . . мы невольно чувствуем грусть.

в) . . . возникает ощущение тревоги.

г) . . . художнику отдали предпочтение многие.

4. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

а) Прощаясь молодые люди раскланивались.

б) Сосед не оборачиваясь кивнул головой.

в) Мальчик смотрел на бабушку прищурясь.

г) Ольга Ивановна вздрогнув уронила ложку.

5. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки при обособлении обстоятельств.

а) Каштанка, вскочив, присела и, протягивая к коту морду, залилась лаем.

б) Сергей вошел, потирая руки и кивнув мне, уселся рядом.

в) Она, опустив голову, и, закрыв лицо руками, вышла на крыльцо.

г) Спотыкаясь и падая, люди бежали вперед.

6. Как правильно начать предложение?

...живя в монастыре.

а) Какие мечты преследовали Мцыри...

б) Чувствуется сила Мцыри...

в) О чем мечтал Мцыри...

г) Нас поражает характер Мцыри...

________________________________________________________________________

4. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

а) Прощаясь молодые люди раскланивались.

б) Сосед не оборачиваясь кивнул головой.

в) Мальчик смотрел на бабушку прищурясь.

г) Ольга Ивановна вздрогнув уронила ложку.

5. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки при обособлении обстоятельств.

а) Каштанка, вскочив, присела и, протягивая к коту морду, залилась лаем.

б) Сергей вошел, потирая руки и кивнув мне, уселся рядом.

в) Она, опустив голову, и, закрыв лицо руками, вышла на крыльцо.

г) Спотыкаясь и падая, люди бежали вперед.

6. Как правильно начать предложение?

...живя в монастыре.

а) Какие мечты преследовали Мцыри...

б) Чувствуется сила Мцыри...

в) О чем мечтал Мцыри...

г) Нас поражает характер Мцыри...

1.а

2.в

3.б

4.в

5.б,в

6.в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Обособление обстоятельств". 8 класс.

Проверочная работа по теме "Обособление обстоятельств" для 8 класса в 3-х вариантах. Работа предполагает повторение основных орфограмм и правила выделения причастного оборота....

Обособленные обстоятельства 8 класс

В основе урока системно-деятельностный подход....

Обособленные обстоятельства 8 класс

Урок в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства" Это вводный урок, в основе которого лежит системно-деятельностный подход....

Обособленные обстоятельства 8 класс

Урок в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства" Это вводный урок, в основе которого лежит системно-деятельностный подход....

Обособленные обстоятельства 8 класс

Урок в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства" Это вводный урок, в основе которого лежит системно-деятельностный подход....

Обособленные обстоятельства 8 класс

Урок в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства" Это вводный урок, в основе которого лежит системно-деятельностный подход....

Обособленные обстоятельства 8 класс

Урок в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства" Это вводный урок, в основе которого лежит системно-деятельностный подход....