Мастер-класс по теме : "Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения."
консультация по русскому языку (9 класс) на тему

Тема: Подготовка к сжатому изложению

Цель: учить написанию сжатого изложения, формировать:

  • Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
  • Умение сокращать текст разными способами;
  • Умение правильно и логично излагать свои мысли,
  • Умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_01.12.14g.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

  средняя общеобразовательная школа № 8

станицы Новорождественской

 муниципального образования Тихорецкий район

имени Героя Советского Союза Георгия Алексеевича Бочарникова

Мастер-класс по теме

«Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения»

01.12.14г.

Учитель русского языка и литературы Кундрюкова Е.В.

Тема: Подготовка к сжатому изложению

Цель: учить написанию сжатого изложения, формировать:

  • Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
  • Умение сокращать текст разными способами;
  • Умение правильно и логично излагать свои мысли,
  • Умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Ход урока

I. Объявление темы и целей урока. (СЛАЙД1)

  Тема нашего сегодняшнего урока "Подготовка к написанию сжатого изложения". Сегодня мы с вами заполним диагностические карты по результатам МДР. Повторим, что такое сжатое изложение, критерии его проверки, продолжим учиться составлять информационные схемы текстов и будем делать это с текстами из открытого банка ФИПИ.

   Вспомним, что необходимо знать для удачного написания сжатого изложения.

ІІ. Работа по теме урока.

  1. Беседа по вопросам?

- Чем отличается сжатое изложение от подробного? (СЛАЙ2)

- Что значить сжать текст? (СЛАЙД3)

- По каким критериям проверяется такое изложение? (СЛАЙД4)

2. Заполнение диагностические карты по результатам МДР от 14.11.14г.

- Ребята, кто улучшил свой результат по сравнению с пробным экзаменом? По каким критериям?

  1. Работа над информационной схемой текста из МДР.

Эвристическая беседа:

- Что нужно знать, приступая к информационной обработке текста после его прослушивания? (СЛАЙД5)

- Что означает словосочетание «главная информация»?

- Что такое проблема? Тема текста? Основная мысль?

- В критериях встречаются слова микротема и абзац. Что это такое?

Вывод: таким образом после второго прослушивания текста мы составляем информационную схему текста (СЛАЙД6), а затем составляем план, используя ключевые слова и выражения, и только потом пишем черновой вариант изложения.

- Сколько времени на экзамене отводится на изложение? (90 мин)

       - Пред вами полный текст Ю.Бондарева об искусстве. (СЛАЙД7) (Он вам знаком, мы делали в МДР работу над ошибками.)

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(По Юрию Васильевичу Бондареву)

- Какая информация должна была появиться у вас в черновиках после первого прослушивания? (При первом  чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них) (СЛАЙД 8)

- Какая информация должна добавиться после второго прослушивания? (Ключевые слова и фразы) (СЛАЙД9)

Вывод: затем на основе этих записей вы составляете информационную схему текста. (СЛАЙД 10)

  1. Самостоятельная работа над составление схемы текста Ю. Бондарева «Война была для детей…»

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)

1)Сейчас вы должны составить информационную схему текста самостоятельно, на оценку. Шаблон есть у каждого.

2)Первое прослушивание текста.

3)Повторное прослушивание текста.

4)Работа по составлению схем.

5) Работа с полной версией текста с теми, у кого не получилось (СЛАЙД11)

  1. Выборочная проверка инф. схем, выставление оценок. (СЛАЙД 12)

III. Рефлексия.

- Возможно ли получить за изложение максимальный балл, если вы не определили тему текста и основную мысль, т.е. не составили Информационную карту текста? Почему?

IV. Домашнее задание. (СЛАЙД 13)

Составьте информационные карты к двум (по выбору) аудиотекстам из открытого банка ФИПИ ОГЭ-2015. Напоминаю, как найти открытый банк ОГЭ-2015 в Интернете.

V. Повторение способов сжатия текста.

(СЛАЙД14) Способы сжатия текста:

  • исключение, 
  • обобщение, 
  • упрощение. 

 (СЛАЙД 15)

Исключение - это  самый распространенный способ сжатия текста.  Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.

Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное,  помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.

(СЛАЙД16) 

Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).

Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями (Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… - Природа ожила).

 (СЛАЙД17)

Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).

 (СЛАЙДЫ 18-20 примеры)

При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).

(СЛАЙДЫ 21-23 -тренажеры по определению способов сжатия)

21 – упрощение и обобщение;

22 – обощение и исключение;

23 – упрощение и обобщение.

VI. Итог урока. Ребята, сегодня мы с вами еще раз повторили алгоритм работы над сжатым изложением, вспомнили критерии его проверки, составили инф. схему текста и повторили способы сжатия текста. Я желаю вам удачи завтра на КДР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения по русскому языку.

Рефлексивное слушание необходимо при подготовке и при написании экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе, изложения. Приведённая таблица представляет содержание и логику обучения школьников...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....

Подготовка к ОГЭ "Написание сжатого изложения"

Подготовка  к  написанию сжатого  изложения...

Методическая разработка на тему Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения".

Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии....