Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Падеж имен существительных"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Шагивалеева Алиса Фаргатовна

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией Т.А. Ладыженской  и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_padezhi_5_klass.pptx972.42 КБ
Файл otkryty_5_klass.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Домашняя работа. У самого входа стояла же нщ ина и продавала воздушные шарики. Я взял шарик. Шарик тоне ньк о-тоне ньк о потянул за нито чк у ! Я взял и выпустил его. Шарик летел кверху плавно и спокойно. Он все летел и уме ньш ался .

Слайд 3

ЧК вну чк а ЧН уто чн им ЧТ про чт и ЩН мо щн ый НЧ зако нч ить НЩ каме нщ ик РЩ сва рщ ик

Слайд 4

В рощах птичье пение , А в классе – тишина. Проходим мы склонение, Склоняется «весна ». - Весна, весны, весне, весну, Весною, о весне… Гуляет зайчик по окну, Как солнце на блесне.

Слайд 5

Четвертое декабря. Падеж имен существительных.

Слайд 7

1.Падежи и вопросы к ним. 2. Находить имена существительные и определять падеж.

Слайд 8

И.п . кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что ? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем?

Слайд 9

Определить, в каком падеже стоит слово «дело». Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. От слова до дела целая верста. И умен, и крепок, и в деле гож. Всех дел не переделаешь. Жизнь дана на добрые дела. Умен на словах, да глуп на делах. Т.п. И.п. Р.п. П.п Р.п . В.п. П.п.

Слайд 10

Языком не спеши, а делами не смеши. По твоим делам о тебе судят. Дела как сажа бела. Делу время, потехе час. Дело знай, а правду помни. За делом и день пролетел незаметно. Хороша вера у дела. Т.п. Д.п. И.п. Д. п. В.п. Т.п. Р.п.

Слайд 11

Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны.

Слайд 12

Упражнение 521. Уважать ( кого? ) , уважение ( к кому? ) ; презирать ( кого? ) , презрение ( к кому? ) ; благодарность ( кому? з а что? ) , благодарный ( кому? за что? ) ; радоваться ( чему? ) , радость ( от чего? ) ; гордиться ( кем? ) , гордость ( за кого? ) .

Слайд 13

Упражнение 524. Выехать из ( город, Москва, Томск ). Возвратиться из ( библиотека, школа, Калуга, Сибирь ). Выйти из ( класс, магазин, вагон ).

Слайд 14

Домашнее задание: параграф 98, упр.523

Слайд 15

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тема урока: « Падеж имен существительных»

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией Т.А. Ладыженской  и др.

УМК: «Русский язык 5-9»  под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

Тип урока: урок открытие новых знаний

Форма урока:

Методы и приемы:  слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

Цели: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

Задачи урока:

      Образовательная:

- развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения опираться на изученный материал

Воспитательные:

- воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие коммуникативных УУД;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных.

Метапредметные:

- формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе.

Личностные:

- воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Оборудование: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки).

Ход урока:

 1. Орг. момент.

Звучит песенка «УЛЫБКА».

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно

Слушаем внимательно.

2. Проверка домашнего задания.

- И начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Вам нужно было списать текст и проставить мягкий знак в словах, где он необходим.

- В каких сочетаниях согласных с Ч и Щ мягкий знак не пишется?

- Молодцы!

3. Актуализация знаний

В рощах птичье пение,  
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
- Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне.

-Ребята, как изменяется слово весна?

- Как называется такое изменение имен существительных?

- Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема?

- Правильно, падеж имен существительных.

- Пишем число и тему урока.

4. Постановка цели.

-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».

-Что мы должны положить в наш рюкзак?

       1.Падежи и вопросы к ним.

        2.Умение находить имена существительные и определять падеж.

-  Сколько падежей в русском языке?

- Давайте повторим падежи и вопросы к ним.

5. Первичное закрепление.

Задание.

1.Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)
  2. Дело шуток не любит. (И.п.)
  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)
  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
  10. Дела как сажа бела. (И.п.)
  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)
  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)
  13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
  14. Хороша вера у дела. (Р.п.)

Физминутка «Падежи».

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

                                                   И при этом все важны.

6. Работа с учебником.

    1 упр. 521 ( на доску через презентацию).

    2 упр. 524.

- Нам предстоит работа с книгой.

- Открываем учебники на стр. 209, упр. 521.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Что нужно сделать в упражнении?

7. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

- Сколько падежей в русском языке?

- Что должны сделать, чтоб определить падеж существительного?

- Просклоняйте по падежам слово «ученик».

8. Домашнее задание: параграф 98, упр.523.

Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

1.        Велик телом, да мал делом.

2.        Дело шуток не любит.

3.        От слова до дела целая верста.

4.        И умен, и крепок, и в деле гож.

5.        Всех дел не переделаешь.

6.        Жизнь дана на добрые дела. 

7.        Умен на словах, да глуп на делах. 

8.        Языком не спеши, а делами не смеши.

9.        По твоим делам о тебе судят.

10.        Дела как сажа бела.

11.        Делу время, потехе час.

12.        Дело знай, а правду помни.

13.        За делом и день пролетел незаметно.

14.        Хороша вера у дела.

Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

1.        Велик телом, да мал делом.

2.        Дело шуток не любит.

3.        От слова до дела целая верста.

4.        И умен, и крепок, и в деле гож.

5.        Всех дел не переделаешь.

6.        Жизнь дана на добрые дела. 

7.        Умен на словах, да глуп на делах. 

8.        Языком не спеши, а делами не смеши.

9.        По твоим делам о тебе судят.

10.        Дела как сажа бела.

11.        Делу время, потехе час.

12.        Дело знай, а правду помни.

13.        За делом и день пролетел незаметно.

14.        Хороша вера у дела.

Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

1.        Велик телом, да мал делом.

2.        Дело шуток не любит.

3.        От слова до дела целая верста.

4.        И умен, и крепок, и в деле гож.

5.        Всех дел не переделаешь.

6.        Жизнь дана на добрые дела. 

7.        Умен на словах, да глуп на делах. 

8.        Языком не спеши, а делами не смеши.

9.        По твоим делам о тебе судят.

10.        Дела как сажа бела.

11.        Делу время, потехе час.

12.        Дело знай, а правду помни.

13.        За делом и день пролетел незаметно.

14.        Хороша вера у дела.

Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

1.        Велик телом, да мал делом.

2.        Дело шуток не любит.

3.        От слова до дела целая верста.

4.        И умен, и крепок, и в деле гож.

5.        Всех дел не переделаешь.

6.        Жизнь дана на добрые дела. 

7.        Умен на словах, да глуп на делах. 

8.        Языком не спеши, а делами не смеши.

9.        По твоим делам о тебе судят.

10.        Дела как сажа бела.

11.        Делу время, потехе час.

12.        Дело знай, а правду помни.

13.        За делом и день пролетел незаметно.

14.        Хороша вера у дела.

Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

1.        Велик телом, да мал делом.

2.        Дело шуток не любит.

3.        От слова до дела целая верста.

4.        И умен, и крепок, и в деле гож.

5.        Всех дел не переделаешь.

6.        Жизнь дана на добрые дела. 

7.        Умен на словах, да глуп на делах. 

8.        Языком не спеши, а делами не смеши.

9.        По твоим делам о тебе судят.

10.        Дела как сажа бела.

11.        Делу время, потехе час.

12.        Дело знай, а правду помни.

13.        За делом и день пролетел незаметно.

14.        Хороша вера у дела.

Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

1.        Велик телом, да мал делом.

2.        Дело шуток не любит.

3.        От слова до дела целая верста.

4.        И умен, и крепок, и в деле гож.

5.        Всех дел не переделаешь.

6.        Жизнь дана на добрые дела. 

7.        Умен на словах, да глуп на делах. 

8.        Языком не спеши, а делами не смеши.

9.        По твоим делам о тебе судят.

10.        Дела как сажа бела.

11.        Делу время, потехе час.

12.        Дело знай, а правду помни.

13.        За делом и день пролетел незаметно.

14.        Хороша вера у дела.

Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

1.        Велик телом, да мал делом.

2.        Дело шуток не любит.

3.        От слова до дела целая верста.

4.        И умен, и крепок, и в деле гож.

5.        Всех дел не переделаешь.

6.        Жизнь дана на добрые дела. 

7.        Умен на словах, да глуп на делах. 

8.        Языком не спеши, а делами не смеши.

9.        По твоим делам о тебе судят.

10.        Дела как сажа бела.

11.        Делу время, потехе час.

12.        Дело знай, а правду помни.

13.        За делом и день пролетел незаметно.

14.        Хороша вера у дела.

Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

1.        Велик телом, да мал делом.

2.        Дело шуток не любит.

3.        От слова до дела целая верста.

4.        И умен, и крепок, и в деле гож.

5.        Всех дел не переделаешь.

6.        Жизнь дана на добрые дела. 

7.        Умен на словах, да глуп на делах. 

8.        Языком не спеши, а делами не смеши.

9.        По твоим делам о тебе судят.

10.        Дела как сажа бела.

11.        Делу время, потехе час.

12.        Дело знай, а правду помни.

13.        За делом и день пролетел незаметно.

14.        Хороша вера у дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.

Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.Учебно-методический комплекс: УМК В. В. Ба...

Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс

Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного»

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного» (коррекционная школа)...

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных».

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных» для обучающихся 5 класса....