Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Балдина Ольга Александровна

Русский язык 5 класс. Урок-открытие нового знания в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку

Тема урока: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я»

Класс: 5 «А»

Предмет: русский язык

Учитель: Балдина Ольга Александровна

Тип урока: открытие нового знания в условиях реализации ФГОС.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

УМК: Русский язык 5 класс под редакцией М.М.Разумовской

Цели урока: 

Предметные:

  • Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
  • Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка    и решение проблемы;

 Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

 Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.

Личностные:  воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие  учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание  внимания  и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование:  учебник, обобщающие таблицы, проектор

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1. Проверяет готовность учащихся к уроку.

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок, читая стихотворение Слайд 2-3

У алфавита миллиард прочтений,

А букв всего лишь тридцать три.

Он – разум истины и колыбель решений,

Творит из букв свои следы.        (Б. Сердюк)

Подготовка класса к работе.                

Личностные: умение организовывать себя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.  На прошлых уроках мы с вами начали рассматривать раздел русского языка, который изучает буквы и звуки (фонетика).

б) Сколько букв в русском алфавите?

г)  Чем отличаются буквы от звуков?

д) Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?

е) Почему гласных букв больше, чем звуков?

2. Сказка об упрямых звуках Слайд 4

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Отвечают на вопросы

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Коммуникативные: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

3. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…………..

1. Выдвигает проблему

На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?

Какова будет тема нашего урока?                                 

- Чему мы сегодня должны научиться?

Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.

2. Построение проекта выхода из затруднения.

Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда -  два звука. Приведите свои примеры.

мера

ем

боец

отъезд

полёт

ёлка

приём

съёмка

клюв

юг

каюта

вьюга

сяду

яблоко

стоят

обезьяна

Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника? Слайды 5-8

Формулируют вопросы:

 -В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?

 Делают вывод:  тема урока…(коллективное формулирование темы урока).  Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).

Формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.

Составляют алгоритм двойной роли букв е, ё, ю, я.

(коллективное формулирование правила - алгоритма.)

Обозначают мягкость согласного (один звук)

Обозначают два звука, если стоят:

в начале

слова

после Ъ и Ь

после

гласных

Е – [э]

Мера

[ м‘]

ем

[й э]

отъезд  

[й э]

Боец

[й э]

Ё – [о]

полёт

 [ л‘]

ёлка

[й о]

съёмка

[й о]

приём

[й о]

Ю – [у]

Клюв

 [ л‘]

юг

[й у]

Вьюга

 [й у]

каюта

 [й у]

Я – [а]

сяду

 [с‘]

ясный

[й а]

Обезьяна

 [й а]

стоят

 [й а]

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

4. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Задание 1. Сколько букв и сколько звуков в следующих словах? Слайд 9 -10

Юг, ясный, ем, вёз, вяз, поезд, каюта, лес, вьюга, люк, земля, чеснок, лёгкий, мясо.

Задание 2. Контролирует выполнение задания

В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук.

Слайды 11 - 12

Ёжик, лень, шлюпка, люлька, юбка, споём, речка, вьюн, листья, село, семь, вёл, ёлка, юла, Люба, ель..

Физкультминутка Слайд 13

- Если в названных словах гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают один звук, то 1 команда хлопает один раз в ладоши, если два звука, то вторая команда топает два раза.

 Дождя, буря, вьюга, съезд, весна, лён, ружья, воробей, знания, метель, лес, каюта, съёмка, ярко, подъезд, юла

Задание 3. Упражнение – загадки. Слайд 14

Отгадайте слово, запишите его,  определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)

Работают по алгоритму. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух.

Решение задачи по алгоритму.

 

Работа в группах

Группы обмениваются работами, проводят взаимопроверку, исправляют ошибки

Отгадывают загадки

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: работа в группе, выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Личностные: оценивание усвоенного содержания

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тест Слайды 15- 25

Организует деятельность по применению новых знаний.  Предлагает выполнить тест

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Личностные: оценивание усвоенного содержания

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

6. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 ?

 Узнал, что буквы е, ё, ю,

я обозначают один и два звука,

 какие звуки они могут обозначать, но

 не до конца научился различать

позиции, в которых буквы е, ё,

 ю, я обозначают два звука,  остался

 вопрос по теме урока. Поставлю

знак вопроса.

 

    !

 Научился различать позиции, в

 которых буквы е, ё, ю, я обозначают

 два звука. Я скажу себе: « Я

работал хорошо!»

 !!! 

Научился различать позиции, в

 которых буквы е, ё, ю, я обозначают

один и два звука, и могу объяснить тему

 товарищу, скажу себе:

«Молодец!»

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

7.  Домашнее задание

Каждый ученик сам выбирает, какие задания он будет выполнять

ДМ № 1

Задание 1. Закончите начатые предложения.

Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, если находятся ______.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если находятся ___.

Задание 2. Заполните таблицу.

Буквы е, ё, ю, я обозначают

один звук

два звука

 

Ёрш, ярко, костёр, маяк, шофёр, каюта, съел, вьюн, люди, ещё, пятна.

ДМ № 2

Задание 1. Закончите начатые предложения.

Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, если находятся ___.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если находятся _______.

Задание 2. Прочитайте. Выпишите  слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я стоят: 1) в начале слова; 2) после гласной; 3) после разделительных Ъ и Ь. Какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих позициях?

       После тяжелого подъема останавливаемся на привал вблизи ледников. Солнце слепит и слепит глаза. Резкий, дующий с вершин ветер  обжигает лицо.

      Обширная, неохватная глазом долина раскрывается внизу.  В дымке тумана видятся голубая гладь озера, сплетения и узлы гор, зеленые склоны и пастбища, которые граничат с ледниками. Грандиозною, недоступною кажется сверху горная страна. Вершины и хребты гор накрыты вечными снегами.

     Опытный спутник и проводник с привычной распорядительностью устраивается на привал. Его не волнует, не трогает необычайная для нового зрителя чудесная панорама. Привычными руками расседлывает и стреноживает он усталых лошадей. Под навесом голой скалы синей струйкой взвивается дым костра.

   С необычайной быстротою наступает ночь в горах. (103 слова)      (По И.С. Соколову-Микитову)

Выбирают задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....