Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе «Русский язык – мой любимый предмет»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ефимова Ольга Владимировна

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе

«Русский язык – мой любимый предмет»

Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области русского языка.

Задачи:

  • привить интерес к изучению русского языка;
  • создать условия для воспитания любви и уважения к родному языку;
  • научить ребят решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку;
  • формировать и развивать командный дух.

Описание мероприятия. Это командная интеллектуальная игра соревновательного характера, направленная на развитие интеллекта, быстроты реакции, логики, находчивости и командного духа.

Место проведения: библиотека или любой просторный класс.

Организация. Формируются 2-3 команды из учеников 5-х классов, выбираются жюри из старшеклассников или учителей, которые следят за соблюдением дисциплины на мероприятии и подводят итоги после каждого конкурса.

План мероприятия

  1. Организационный момент. Приветствие, формирование команд. Каждая команда выбирает себе капитана и название.

2.        Объявление темы и целей игры.

Слово учителя.

Добро пожаловать на нашу игру «Русский язык – мой любимый предмет».

Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

Итак, мы начинаем. Оценивать участников игры будет компетентное жюри. В его составе ученики 11 класса. Приветствуем жюри.

В нашей игре сегодня принимают участие две команды: «Кириллица» и «Алфавит».

Наша игра состоит из следующих конкурсов:

  1. Разминка.
  2. Игра «Дружная семья»

Игра с болельщиками

  1. Игра «Занимательные анаграммы».
  2. Игра «Устами младенца».
  3. Игра «Только в одном числе»
  4. Творческий конкурс «Юные художники».
  5. Подведение итогов игры.

 

Итак, мы начинаем.

1. Разминка.

Задание 1. За каждый правильный ответ команда получает по 1 очку. Очко засчитывается команде, которая первая ответит на вопрос.

Вопросы:

1. По шахматным полям ходит:

 (А) царь; (Б) царевич; (В) король; (Г) королевич; (Д) сапожник.

2. Царица произвела на свет сразу двоих детей. Она родила…:

(А) двойку; (Б) двоицу; (В) двойню; (Г) двушку; (Д) пару.

3. Никто никогда не видел:

(А) стаю уток; (Б) стаю акул; (В) стаю волков; (Г) стаю коров; (Д) стаю ворон.

4. В каком слове нет того корня, который есть в четырёх остальных?

 (А) ежевечерний; (Б) ежевика; (В) ежегодный; (Г) еженедельник; (Д) ежеутренний.

5. Какой из глаголов содержит приставку по-?

 (А) подобрать; (Б) подоить; (В) подослать; (Г) подорвать; (Д) подождать.

6. Цены растут как на....:

 (А) бобах; (Б) грибах; (В) дрожжах; (Г) подбор; (Д) снежном коме.

2. Игра «Дружная семья»

«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т – ты – местоимение

Р – разве – частица

У – удивляться – глагол

Д – десять – числительное

О – ох – междометие

Л – легко – наречие

Ю – юла – существительное

Б – без – предлог

И – или – союз

Е – еловый – прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», – но не подсказывать, где ошибка.

Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Игра с болельщиками. Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. В каком слове семь одинаковых букв? (СЕМЬ-Я)
  2. Какую часть слова можно в земле найти? (КОРЕНЬ)
  3. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. (КОЛОС – ГОЛОС)

  1. Кто говорит на всех языках? (ЭХО)
  2. С буквой Р она течёт,

С буквой П для вас печёт

Кулебяки и ватрушки,

Варит кашу и галушки. (РЕЧКА – ПЕЧКА)

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (СОН)

3. Игра «Занимательные анаграммы»

Учитель поясняет:

Анаграммы – это слова (имена существительные в именительном падеже единственного числа), отличающиеся друг от друга только порядком букв, из которых они состоят. Например, слово КУКЛА состоит их тех же букв, что и КУЛАК.

Задача 1

Найдите анаграммы слов.

1 Зола (лоза)

2.Терка (катер)

3. Сила (лиса)

4. Право (повар)

5.Нива (вина)

6. Ямка (маяк)

7. Атлас (салат)

8. Среда (адрес)

Задача 2

Вставьте пропущенные буквы и затем укажите, какие пары слов являются анаграммами, а какие – нет.

Метка—м—кет

Медаль – м__дель

Щель – лещ__

Загон – г__зон

Мостик – м__скит

Цыган – ц__нга

Сборка – бр__сок

Набор – б__ран

Далее подсчитываются результаты каждой из команд. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.

4. Игра «Устами младенца»

Учитель поясняет задание:

Необходимо узнать слово по фразеологизмам. Совещается вся команда вместе. Если вы знаете ответ, необходимо поднять цветную карточку, которая лежит у вас на столе. За каждое правильное слово – 1 балл.

Время для обдумывания – 1 минута.

  1. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путников. (КАША)
  2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА)
  3. Они не цветут, не вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)
  4. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (ВЕТЕР).

5. Игра «Только в одном числе»

Учитель вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Команды должны записывать слова, распределяя их по столбцам. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Слова для диктовки: часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана.

За данное задание команда может получить 15 баллов. Каждая ошибка – минус 1 балл команде за выполнение этого задания.

6. Игра «Юные художники»

Комментарий учителя:

Существует много разных знаков, которые что-либо запрещают. Вам, юные художники, предлагается придумать знак, запрещающий грубую речь,  и нарисовать его.

Время на выполнение задания – 5 минут.

Максимальное количество балов – 10.

5.Подведение итогов игры. Награждение команд призами.

Учитель:

Наша игра «Русский язык – мой любимый предмет» закончилась. Жюри внимательно слушало ваши ответы и сейчас мы попросим его подвести итоги. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что изучение русского языка – увлекательное дело. Прошу жюри огласить результаты игры.

(Жюри подводит итог.)

Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить. В завершение нашего мероприятия я хотела бы прочитать вам пару стихотворений, посвященных красоте и силе русского слова.

Слова умеют плакать и смеяться.

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

                              (Я.Козловский)

 

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                               (Марк Лисянский)

Всем большое спасибо за активное участие в игре!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе

«Русский язык – мой любимый предмет»

Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области русского языка.

Задачи:

  • привить интерес к изучению русского языка;
  • создать условия для воспитания любви и уважения к родному языку;
  • научить ребят решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку;
  • формировать и развивать командный дух.

Описание мероприятия. Это командная интеллектуальная игра соревновательного характера, направленная на развитие интеллекта, быстроты реакции, логики, находчивости и командного духа.

Место проведения: библиотека или любой просторный класс.

Организация. Формируются 2-3 команды из учеников 5-х классов, выбираются жюри из старшеклассников или учителей, которые следят за соблюдением дисциплины на мероприятии и подводят итоги после каждого конкурса.

План мероприятия

  1. Организационный момент. Приветствие, формирование команд. Каждая команда выбирает себе капитана и название.

2.         Объявление темы и целей игры. 

Слово учителя.

Добро пожаловать на нашу игру «Русский язык – мой любимый предмет».

Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

Итак, мы начинаем. Оценивать участников игры будет компетентное жюри. В его составе ученики 11 класса. Приветствуем жюри.

В нашей игре сегодня принимают участие две команды: «Кириллица» и «Алфавит».

Наша игра состоит из следующих конкурсов:

  1. Разминка.
  2. Игра «Дружная семья»

Игра с болельщиками

  1. Игра «Занимательные анаграммы».
  2. Игра «Устами младенца».
  3. Игра «Только в одном числе»
  4. Творческий конкурс «Юные художники».
  5. Подведение итогов игры.

Итак, мы начинаем.

1. Разминка.

Задание 1. За каждый правильный ответ команда получает по 1 очку. Очко засчитывается команде, которая первая ответит на вопрос.

Вопросы:

1. По шахматным полям ходит:

 (А) царь; (Б) царевич; (В) король; (Г) королевич; (Д) сапожник.

2. Царица произвела на свет сразу двоих детей. Она родила…:

(А) двойку; (Б) двоицу; (В) двойню; (Г) двушку; (Д) пару.

3. Никто никогда не видел:

(А) стаю уток; (Б) стаю акул; (В) стаю волков; (Г) стаю коров; (Д) стаю ворон.

4. В каком слове нет того корня, который есть в четырёх остальных?

 (А) ежевечерний; (Б) ежевика; (В) ежегодный; (Г) еженедельник; (Д) ежеутренний.

5. Какой из глаголов содержит приставку по-?

 (А) подобрать; (Б) подоить; (В) подослать; (Г) подорвать; (Д) подождать.

6. Цены растут как на....:

 (А) бобах; (Б) грибах; (В) дрожжах; (Г) подбор; (Д) снежном коме.

2. Игра «Дружная семья»

«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т – ты – местоимение

Р – разве – частица

У – удивляться – глагол

Д – десять – числительное

О – ох – междометие

Л – легко – наречие

Ю – юла – существительное

Б – без – предлог

И – или – союз

Е – еловый – прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», – но не подсказывать, где ошибка.

Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Игра с болельщиками. Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. В каком слове семь одинаковых букв? (СЕМЬ-Я)
  2. Какую часть слова можно в земле найти? (КОРЕНЬ)
  3. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. (КОЛОС – ГОЛОС)

  1. Кто говорит на всех языках? (ЭХО)
  2. С буквой Р она течёт,

С буквой П для вас печёт

Кулебяки и ватрушки,

Варит кашу и галушки. (РЕЧКА – ПЕЧКА)

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (СОН)

3. Игра «Занимательные анаграммы»

Учитель поясняет:

Анаграммы – это слова (имена существительные в именительном падеже единственного числа), отличающиеся друг от друга только порядком букв, из которых они состоят. Например, слово КУКЛА состоит их тех же букв, что и КУЛАК.

Задача 1

Найдите анаграммы слов.

1 Зола (лоза)

2.Терка (катер)

3. Сила (лиса)

4. Право (повар)

5.Нива (вина)

6. Ямка (маяк)

7. Атлас (салат)

8. Среда (адрес)

Задача 2

Вставьте пропущенные буквы и затем укажите, какие пары слов являются анаграммами, а какие – нет.

Метка—м—кет

Медаль – м__дель

Щель – лещ__

Загон – г__зон

Мостик – м__скит

Цыган – ц__нга

Сборка – бр__сок

Набор – б__ран

Далее подсчитываются результаты каждой из команд. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.

4. Игра «Устами младенца»

Учитель поясняет задание:

Необходимо узнать слово по фразеологизмам. Совещается вся команда вместе. Если вы знаете ответ, необходимо поднять цветную карточку, которая лежит у вас на столе. За каждое правильное слово – 1 балл.

Время для обдумывания – 1 минута.

  1. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путников. (КАША)
  2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА)
  3. Они не цветут, не вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)
  4. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (ВЕТЕР).

5. Игра «Только в одном числе»

Учитель вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Команды должны записывать слова, распределяя их по столбцам. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Слова для диктовки: часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана.

За данное задание команда может получить 15 баллов. Каждая ошибка – минус 1 балл команде за выполнение этого задания.

6. Игра «Юные художники»

Комментарий учителя:

Существует много разных знаков, которые что-либо запрещают. Вам, юные художники, предлагается придумать знак, запрещающий грубую речь,  и нарисовать его.

Время на выполнение задания – 5 минут.

Максимальное количество балов – 10.

5.Подведение итогов игры. Награждение команд призами.

Учитель:

Наша игра «Русский язык – мой любимый предмет» закончилась. Жюри внимательно слушало ваши ответы и сейчас мы попросим его подвести итоги. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что изучение русского языка – увлекательное дело. Прошу жюри огласить результаты игры.

(Жюри подводит итог.)

Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить. В завершение нашего мероприятия я хотела бы прочитать вам пару стихотворений, посвященных красоте и силе русского слова.

Слова умеют плакать и смеяться.

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

                              (Я.Козловский)

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                               (Марк Лисянский)

Всем большое спасибо за активное участие в игре!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по русскому языку и литературе "Русское народное творчество"

Занимательный урок для учащихся 5 класса содержит вопросы по русскому языку и литературе и может быть обобщающим по темам "Лексика", "Словообразование", "Русские народные сказки", "Пословицы и поговор...

ЕГЭ-лабиринт по русскому языку (Интеллектуальная викторина для учащихся 11-х классов)

Интеллектуальная лингвистическая игра «ЕГЭ-ЛАБИРИНТ» позволяет в занимательной форме проверить ЗУН одиннадцатиклассников по русскому языку в решении открытых и закрытых тестов, даёт школьникам возможн...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Карповой Т.Н., учителя русского языка и литературы, мордовского языка и литературы.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по  пунктам:1.Актуальность и перспективность опыта.2.Концептуальность.3.Наличие теоретической базы.4. Ведущая педагогичес...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...

"Смежные искусства" на уроках русского языка и литературы, бурятского языка и литературы

Технологическая система работы по использованию искусства на уроках, в том числе «смежных искусств», реализующая названные выше идеи строятся на следующих принципах:· принцип р...