Главные вкладки

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Карповой Т.Н., учителя русского языка и литературы, мордовского языка и литературы.
    статья на тему

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по  пунктам:

    1.Актуальность и перспективность опыта.

    2.Концептуальность.

    3.Наличие теоретической базы.

    4. Ведущая педагогическая идея.

    5.Результативность опыта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publichn._predstavlenie_sobstven.docx25.74 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 Публичное представление  собственного инновационного

    педагогического  опыта Карповой Татьяны Николаевны, учителя русского языка и литературы, мордовского языка и литературы, МБОУ « Кученяевская основная общеобразовательная школа»

    Ардатовского муниципального района РМ.

      Я, Карпова Татьяна Николаевна, 1965 года рождения, работаю в Кученяевской основной школе с 2000 года. Педагогический стаж работы 25 лет, по специальности работаю 13 лет. Образование высшее. Работаю по I квалификационной категории с 2009 года.

      1. Актуальность и перспективность опыта.

    Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют  трудиться над развитием   собственногоинтеллекта.
          Одна из актуальных проблем формирования  школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня владения навыками устной и письменной речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.
    Моя задача - научить детей не только правильно говорить и грамотно писать, но и донести до них много нового о своей родине,  научить понимать величие и красоту родной природы, чувств  овать свою сопричастность к проблемам своей страны, республики, района, села и иметь страстное желание их решать.Необходимо формировать у школьников прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся, вырабатывать у детей не только умение, но и потребность связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
     ^

     2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта,

    обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

          Новизна и своеобразие опыта заключается в мотивировании учащихся на творческую и познавательную деятельность. Моя работа способствует речевому, интеллектуальному нравственному развитию учащихся на уроках русского языка и литературы, а также проявлению эмоциональности и воли ребёнка, повышению мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям, следовательно, формированию коммуникативной компетенции учащихся. В своей работе использую разнообразные методы и формы; большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. При этом для учащихся уменьшается нагрузка на запоминание, знания ученики добывают сами в процессе работы на уроке, анализируя и рассуждая. Стремлюсь к новым эффективным формам и методам работы с учащимися.

      3. Наличие теоретической базы.

    Уроки языка и литературы для меня и моих учеников – поиск, диалог и совместный труд. Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является самой значимой задачей. Ведь именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс обучения продуктивным и привлекательным. Каждый учитель формирует интерес к своему учебному предмету в значительной степени благодаря грамотной, творческой организации учебной деятельности, вызывающей у учеников положительные эмоции. В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся к изучению языка и литературы через использование информационных технологий, межпредметных связей, использование разных форм уроков.
    Мной разработаны поурочные планы – конспекты уроков, большое количество дидактического материала, презентации к урокам, тестовые задания, карточки с дифференцированными и индивидуальными заданиями, перфокарты. Широко использую таблицы, картины, рисунки.
    Для подготовки к  ГИА я использую КИМ, сама составляю тестовые задания.
    В обучении учащихся применяю компьютерные технологии, интерактивную доску, которые повышают уровень учебной мотивации. Сочетание приемов, форм и средств обучения развивают творческие способности учащихся, формируют умения пополнять свои знания.
               Провожу следующие виды контрольных работ: тесты, контрольные диктанты, словарные диктанты,  творческие диктанты, объяснительные диктанты, графические диктанты, предупредительные диктанты, письмо по памяти, комментируемое письмо.

        При проведении контрольных диктантов обязательно включаю грамматические задания (полный синтаксический разбор предложения, морфемный разбор слова, словообразовательный разбор, фонетический разбор слова, лексический разбор, морфологический разбор).

        Часто использую на уроках орфографические и синтаксические пятиминутки.    Большой интерес у детей вызывают такие виды заданий, где надо найти ошибки в тексте. Эти задания развивают внимание учащихся, учат анализировать, делать выводы, объяснять правописание каждой найденной ошибки.

        По развитию речи учащихся провожу изложения и сочинения. Учащиеся пишут мини – изложения, подробные изложения, выборочные, сжатые, контрольные, изложения с творческим заданием (с элементами сочинения); сочинения по картине, сочинения – рассуждения, описания, повествования, размышления, отзывы   и т.д.

        Работы по развитию речи рассчитаны на развитие речи, логического мышления, внимания, наблюдательности, грамотности, (орфографической  зоркости), совершенствование навыков по изучаемой теме, умение использовать знания в заданиях творческого характера.              

    Обязательно провожу анализ проверочных работ,который позволяет выявить ошибки в работе и организовать работу по их предупреждению и исправлению.

       Большое внимание на уроках уделяю индивидуальной работе с детьми.     На уроках литературы решаю задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, разучивание наизусть стихотворений, отрывков из текстов. Обращаю внимание на выразительность, правильность чтения текста, понимание смысла прочитанного, умение ответить на вопросы по содержанию и сформулировать их самим. Обращаю внимание на понимание темы, идеи, основной мысли текста. Веду работу по умению пересказывать текст подробно, выборочно, сжато, выделяя главное. Учу ставить проблемные вопросы и отвечать на них. Учу детей работать с текстом, составлять сравнительные характеристики, сопоставлять, анализировать. Постоянно проводим сравнения с произведениями из родной литературы.  Добиваюсь, чтобы дети давали свою оценку изучаемому произведению. Уделяю внимание решению задач нравственного воспитания учащихся, воспитания правовой культуры.

        Провожу работу по теории литературы. После изучения творчества писателей провожу уроки – семинары, викторины, обобщающие уроки, уроки развития речи. Учащиеся пишут сочинения различного жанра. Также проводятся уроки внеклассного чтения.    На примере литературных героев учу детей быть гуманными, милосердными, добрыми, честными, справедливыми, отзывчивыми, правдивыми.

        И по русскому языку, и по литературе большое значение придаю закрепляющим и обобщающим урокам. При их проведении ставлю целью не только закрепление пройденного материала, но и систематизацию знаний, умений и навыков учащихся.

    Я понимаю, что успешное обучение детей находится в прямой зависимости от тщательной подготовки учителя к уроку, от элементов творчества.

        4. Ведущая педагогическая идея.

    Я работаю над проблемой: «Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы».

           Реализовывать свою проблему я начала с повышения эффективности уроков.                                              

    Стараюсь вести уроки на таком уровне, чтобы новый материал был доступен и       понятен для каждого ученика, был интересен и заставлял его думать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

        Заметила, что прочнее учащиеся усваивают те знания, которые получили не со слов учителя, а вывели их из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения, выполнения практических  работ. Стараюсь, чтобы дети на основе примеров сами самостоятельно выводили правила, делали вывод.

        В своей работе широко использую занимательные задачи и задания. Они способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания.Важным в своей работе считаю использование межпредметных связей. Оно способствует формированию интереса учащихся к предмету: делает уроки более яркими и впечатляющими. Часто использую такие межпредметные связи, как русский язык и литература, мордовский язык и литература , чтобы мои ученики понимали величие и красоту родной природы, любили свою страну и тот край, где они родились. Интересно прошли уроки: «Путешествие в царство Берендея»- интегрированный урок по русскому языку и литературе; открытый урок « Родная природа в творчестве С. Есенина и П.Любаева».

        Над реализацией своей проблемы я работаю не только на уроках, но и во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях. Сюда я включаю проведение предметных недель, вечеров, викторин, конкурсов, выпуск занимательных газет.

        Я всегда стремлюсь к тому, чтобы учение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению. Своей главной задачей считаю создать для каждого ребенка условия интересной, содержательной, успешной работы, творческой обстановки, вызвать у детей желание размышлять, вступать в диалог с учителем и друг с другом. 
    Обязательным условием деятельности является использование иформационно-коммуникационных технологий.  Использую готовые программы, а также сами с детьми создаем  презентации.
    Использую различные приемы и методы обучения, которые способствуют развитию познавательного интереса, развитию логического мышления, так как активизация познавательной деятельности не только средство развития их творческих способностей, но и обязательное необходимое условие прочного и осознанного усвоения знаний. Этого я добиваюсь, вызывая интерес учащихся к изучаемому предмету, проводя нестандартные формы обучения, тематические вечера, викторины.                                                                                                                     Конечно же, у нас есть и свои проблемы. В нашей школе очень мало учащихся, поэтому проводить внеклассные мероприятия сложно в том плане, что приходится брать детей разного возраста.Но они все всегда активно принимают участие во всех мероприятиях по всем предметам.

    Постоянно работаю над повышением самообразования: анализирую, использую в своей работе новинки методической литературы, читаю методическую литературу, составляю тестовые задания, презентации, доклады.. Бывает, что остаюсь недовольна собой. Что-то надо изменить, что-то добавить, сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал силу своего успеха.

            5.Результативность опыта.

    Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся.

     Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов.


    Год


    Предмет


    Класс


    Количество

    учащихся

    Оценки.


    Уровень обученности

    %


    Качество знаний

    %

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»


    2010-2011


    Русский язык


    9


    7

    2

    3

    2

    -


    100


    71


    2011-2012


    Русский язык


    9


    7


    2


    3


    1


    -


    100

    71

    2012-2013

    Русский язык

    9

    2

    -

    1

    1

    -

    100

    50

                                            Результаты устного экзамена по литературе.


    Год


    Предмет


    Класс


    Количество учащихся

    Оценки.


    Качество знаний

    %


    Средний балл

    %

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    2010-2011

    Литература

    9

    4

    3

    1

    -

    -

    100

    4,7

    2011-2012

    Литература

    9

    2

    2

    -

    -

    -

    100

    5

    Результаты участия на олимпиадах, внеурочная  деятельность обучающихся.

    Год  

    Ф.И. участника  

    Класс

    Название мероприятия

    Результат

    Уровень

    2010-2011

    Карпова

    Ольга

    9

    Олимпиада

    Победитель 

    Муниципальный

    Карпова

    Ольга

    Всероссийском форуме «Одаренные дети»   в номинации «Народное творчество»

    Участие

    Муниципальный

    Прытков

    Александр

    8

    Конкурс исследовательских работ, посвященных к 1000 летию единения морд народа с народ. Рос. гос-ва.

    Участие

    Республиканский

    Карпова Дарья

    8

    Олимпиада

    Призер

    Муниципальный

    2011-

    2012

    Добрынкина Мария

    Всероссийском форуме «Одаренные дети»   в номинации «Глаголом жечь сердца людей»

    Участие


    Муниципальный

    2013-2014

    Нажалкина Мария

    8

    Олимпиада

    Победитель 

    Муниципальный

    Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной  олимпиаде.

    Год  

    Ф.И. участника  

    Класс

    Предмет

    Результат

    Уровень

    2010-2011

    Карпова

    Ольга

    9

    Эрзянский язык

    Победитель 

    Муниципальный

    Карпова Дарья

    8

    Эрзянский язык

    Призер

    Муниципальный

    2013-2014

    Нажалкина Мария

    8

    Русский язык

    Победитель 

    Муниципальный


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

    Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Ухановой Раисы Михайловны

    Тема инновационного педагогического опыта:«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам русского языка и литературы»....

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Гимназия №20» г.о. Саранск Республики Мордовия Федоровой Натальи Витальевны.

    В данной работе описывается, как ходе учебного процесса на уроке русского языка можно раскрыть творческие способности учащихся.А также показаны  методы и формы, которые можно использова...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого и английского языков МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Чикнайкиной Наталии Васильевны

    laquo;Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»Р. Эмерсон Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Пер...