Справочные таблицы по русскому языку
материал по русскому языку на тему

Светова Елена Николаевна

Данные таблицы по русскому языку будут необходимы на каждом уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravochnye_tablitsy_po_rus._yaz.docx51.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Справочные таблицы по русскому языку

1. Наименование материала  справочные таблицы по русскому языку

2. Наименование предмета, класс и тип образовательной программы, к которым относится материал   русский язык  7 – 11 классы

3. Данный справочный материал  можно использовать  при работе с учебниками  М.Т.Баранова, Тростенцовой, Разумовской, Бабайцевой, Гольцовой,

4. Материал должен содержать все элементы методической разработки, а именно:

a. Данные справочные материалы предназначены для школьников 7-8 –классов,  а также для учащихся 9 -10 - 11 классов при подготовке к итоговой аттестации и ЕГЭ. Данные материалы излагают  правила русского языка в виде таблиц, которые упростят подачу материала и в то же время:

  • систематизируют знания,
  • обобщат накопленные факты;
  • существенно облегчат процесс усвоения сложных теоретических понятий;
  • помогут быстрому восприятию материала

                       

 

 Не с различными частями речи

                                                                  Не с существительными

                  Слитно

                   Раздельно

  1. Без НЕ не употребляется (невежа)
  2. Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда –ложь)
  1. Есть противопоставление с союзом А (не правда, а ложь)
  2. Далеко не, отнюдь не, вовсе не (это отнюдь не правда)

                                                           Не с прилагательными

  1. Не употребляется без НЕ (невежественный)
  2. Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (невысокий -низкий)
  3. Если  к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, довольно, абсолютный (очень неинтересная книга)

  1. Есть противопоставление с союзом А (невысокий, а низкий)
  2. Далеко не, отнюдь не, вовсе не (далеко не интересная беседа)
  3. Есть зависимое слово с НИ ( никому не интересная книга)
  4. не рад, не должен, не обязан, не готов, не нужен.

                                                                   Не с причастиями

  1. Не употребляется без НЕ (негодующий)
  2. Нет зависимых слов (нежареная картошка)
  3. Если  к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, довольно, абсолютный (совсем непродуманное решение)

  1. С краткими страдательными причастиями (не прочитана)
  2. Есть зависимое слово ( еще не прочитанная книга)
  3. Противопоставление с союзом А ( не подаренная, а купленная книга)
  4. Далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не продуманный поступок)

                                                        Не с глаголами и деепричастиями

 Слово без не не употребляется  (негодовать, негодуя)

Приставка НЕДО, если обозначает неполноту действия «сделано ниже нормы» (недокладывает мяса «мало положить»

                 Во всех остальных случаях

                                                                   Не с наречиями

  1. Без не не употребляется (нелепо)
  2. Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (недалеко-близко)
  3. Если  к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, довольно, абсолютный (крайне неосторожно)

  1. наречиями не на – О, - Е.  (не по-старому)
  2. Противопоставление с союзом А (не далеко, а близко)
  3. если есть отрицательное местоимение, наречие и слова  Далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не весело)
  4. не надо, не нужно, не жаль, не пора, не слышно, не видно

                                                                 

                                                 Различение частиц НЕ и НИ

                     НЕ

                                  НИ

  1. Выражает отрицание и может стоять перед любыми членами предложения (он еще не вернулся.
  2. Частица НЕ пишется в предложениях с двойным отрицанием (не мог не знать)
  3. В сочетании Не один (много, несколько) ( в лесу был не один)
  4. В сочетании Не раз (много раз) ( мы не раз участвовали в соревновании)
  5. Придаточные времени с союзом пока и частицей НЕ

(Куй железо, пока не остыло)

  1. СПП, в которых главное и придаточное являются отрицательными (Нет таких мест в нашей стране, где бы молодежь не нашла применение своим силам.)
  2. Восклицательные и вопросительные предложения.

(Где он не бывал?)

  1. Частица НИ употребляется для усиления имеющегося в предложении отрицания

              (свободного времени нет ни минуты)

  1. Входит в состав соединительного союза НИ-НИ (не чувствовала ни ненависти, ни расположения)
  2. Употребляется в устойчивых сочетаниях: откуда ни возьмись, как ни в чем ни бывало, во что бы то ни стало, ни рыба ни мясо, ни жив ни мертв, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни дать ни взять.
  3. В сочетании  Ни один (никто) (ни один из спортсменов не опоздал на тренировку)
  4. В сочетании НИ разу (никогда, совсем) (он ни разу не участвовал в кроссе)
  5. Частица НИ употребляется при союзных словах в СПП ( куда бы нас ни бросила судьбина и счастье куда б ни привело, все те же мы)

Отличайте союзы от других частей речи!

Чтобы (союз)

Что  бы (местоимение c частицей

Союз всегда пишется слитно.

Я хочу, чтобы дал мне совет.

Я зашел, чтобы обсудить с тобой одну проблему.

1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения

2. Союз чтобы можно заменить синонимичными составными союзами.

Чтобы – для того чтобы;

Чтобы- с тем чтобы..

Я спросил, что бы мне почитать об этом.

Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала.

1... Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения:

     

Я спросил, что мне почитать об этом.

Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы почитать.

2.Что можно наполнить содержанием, заменить существительным.

Что почитать? Книгу, газету, журнал

Тоже, также (союзы)   (тоже = также = ц)

То же (местоимение c частицей ),  так же (наречие c частицей

1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

2. Тоже, также   (как        служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предложения.

Я тоже это прочитал. Я также это прочитал. И я это прочитал.

  • Же можно опустить без искажения смысла предложения.
  • Й местоимение, и наречие отвечают  на вопросы, являются членами предложения.
  • Местоимение то может 6ыть либо определением, либо дополнением (a также подлежащим), a наречие —обстоятельством.
  • Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом:
  • 5. Местоимение то может указывать на какой-либо предмет, o котором можно спросить «что именно?». — Он требовал то же (ч т o именно? ), что и вы.

ТО        же...        чтo;        то  же  самое; одно и то же; точно так же, как...; все так же; все то же

Зато (СОЮЗ)  (зато = но)

                за то (местоимение c предлогом)

Встретиться не удавалось, зато письма писали часто

. Не берись (за  ч т o?) за то, что  тебе не по силам.

Местоимение        то        легко        заменить существительным        пли        прилагательным : не берись за дело;

Отличайте союзы от других частей речи!

Чтобы (союз)

Что  бы (местоимение c частицей

Союз всегда пишется слитно.

Я хочу, чтобы дал мне совет.

Я зашел, чтобы обсудить с тобой одну проблему.

1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения

2. Союз чтобы можно заменить синонимичными составными союзами.

Чтобы – для того чтобы;

Чтобы- с тем чтобы..

Я спросил, что бы мне почитать об этом.

Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала.

1... Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения:

     

Я спросил, что мне почитать об этом.

Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы почитать.

2.Что можно наполнить содержанием, заменить существительным.

Что почитать? Книгу, газету, журнал

Тоже, также (союзы)   (тоже = также = ц)

То же (местоимение c частицей ),  так же (наречие c частицей

1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

2. Тоже, также   (как        служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предложения.

Я тоже это прочитал. Я также это прочитал. И я это прочитал.

  • Же можно опустить без искажения смысла предложения.
  • Й местоимение, и наречие отвечают  на вопросы, являются членами предложения.
  • Местоимение то может 6ыть либо определением, либо дополнением (a также подлежащим), a наречие —обстоятельством.
  • Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом:
  • 5. Местоимение то может указывать на какой-либо предмет, o котором можно спросить «что именно?». — Он требовал то же (ч т o именно? ), что и вы.

ТО        же...        чтo;        то  же  самое; одно и то же; точно так же, как...; все так же; все то же

Зато (СОЮЗ)  (зато = но)

                за то (местоимение c предлогом)

Встретиться не удавалось, зато письма писали часто

. Не берись (за  ч т o?) за то, что  тебе не по силам.

Местоимение        то        легко        заменить существительным        пли        прилагательным : не берись за дело;

                         

   Правописание наречий

                        СЛИТНО

1.  Слитно пишутся наречия, образованные путем соединений предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными, наречиями, собирательными числительными  

(искл.  Собирательные числительные с предлогом ПО: по двое, по трое), местоимениями.

   ИСКЛ.  На боковую, на мировую, на попятную

2.Слитно пишутся наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся без предлогов -приставок  

3 Слитно пишутся наречия с пространственным и временным значением.

  1. Слитно пишутся наречия, образованные от имен существительных с предлогом- приставкой и не имеющих в данном употреблении пояснительных слов

                                  Раздельно

  1. Раздельно пишутся наречные сочетания, которые сохранили некоторые падежные формы

  1. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором иен существительных с предлогом ИСКЛ. Точь-в-точь

  1. Раздельно пишутся наречия, начинающиеся с гласной.

  1. Раздельно пишутся наречия, образованные путем повтора существительных, причем  второе стоит в творительном падеже.

  1. Раздельно пишутся наречия, образованные от существительных множественного числа. Запомни: до зарезу, с ходу, с виду, на славу, на бегу, на диво, по совести, с ведома, с размаху, на совесть.

  1. Сочетания существительных с другими предлогами

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                 Дефисное написание наречий

  1. Приставка ПО-  и суффиксы  -ОМУ, -ЕМУ, -СКИ, -ЦКИ, -ЬИ.

  1. Приставка В-, ВО-  и суффиксы  -ЫХ, -ИХ

  1. Через дефис пишутся наречия, образованные посредством повторов, соединений синонимов, слов, которые связаны ассоциативно

  1.  –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -КОЕ, -ТАКИ, -КА

 впустую, заново, сгоряча

насмарку, дотла

вверх, вниз вдаль, НО в даль моря (у слова «вдаль» есть зав. слово)навстречу,  НО на встречу с другом

под мышки, под мышками

слово в слово, душа в душу

в одиночку, без устали

чудак чудаком

в ногах

на ходу за границей,

с размаху, в рассрочку

по-моему, по-собачьи

по-латыни (но: отлично по латыни)

во-первых

быстро-быстро, нежданно-негаданно, тихо-смирно

где-то, все-таки

                                                        Правописание О-Ё после шипящих

        О,Е  после шипящих

                     Под  ударением

 Без ударения

 В суффиксах и окончаниях существительных

                              О  (силачом, галчонок

     Е реченька рощею 

В суффиксах и окончаниях прилагательного

                             О   камышовый большого

     Е  рыжеватый  хорошего

В суффиксах наречий

                           О  горячо

     Е  певуче

                                    Правописание суффиксов имен существительных

суффиксы

 Правило

пример

  -чик, -щик

 В существительных, обозначающих людей по роду их занятий, после согласных д, т, с, з, ж пишется -чик, во всех остальных случаях -щик

Переводчик, каменщик

-отн-, овн-,

-от-, -ость

Пишется с буквой о

Беготня, болтовня, высота, ревность

-ет-, -есть, -еств-

Пишется с буквой е

Нищета, плавучесть, студенчество

-ин-, -изн-,

 -(ин)ств-

Пишется с буквой и

Меньшинство, вышина, кривизна

-ек,-ик-,

(-чик), (-щик)

Если гласный при склонении выпадает, то пишется –ек, если не выпадает, то пишется –ик (-чик)

Орешек, зайчик

О-е после шипящих в суффиксах

Под ударением  о, без ударения е

Кружок, горошек

-ец, -иц

В мужском роде –ец, в женском роде -иц

Братец, лужица

 -ечк, -ичк

-ичк- пишется в словах, образованных от существительных на –иц, в остальных случаях -ечк

Синичка (синица) времечко(время)

-ец-о, иц-о

-ец-о, если ударение падает на окончание, иц-о, когда ударение падает на основу.

Письмецо, креслице

-оньк-, -еньк, --енк-, –онк-,

 -к-

березонька

-ин-к-а

Пишется в словах, образованных от существительных на –ин-а при помощи суффикса –к-

Телятинка (телятина)

-ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк-

В словах среднего рода пишется –ышк-, в словах мужского и женского рода –ушк-

-юшк-пишется в словах всех трех родов

Перышко, голубушка

иск. Колышек, клинышек.

-ищ-

После –ищ- пишется е в словах мужского и среднего рода и а в словах женского рода

Бревнище, матушка

                            Правописание суффиксов имен прилагательных

-к-, -ск-

-к- 1) в качественных прилагательных

      2) в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц

-ск- !) в относительных прилагательных с другими согласными в основе

       2) прилагательные  с –ск- , образованные от собственных наименований,. Пишутся со строчной буквы. С прописной пишутся лишь тогда, когда входят в состав наименований, имеющих значение «имени, памяти»

Дерзкий,ткацкий(ткач)

Рязанский

пушкинские сказки

Менделеевские чтения

О-е после шипящих в суффиксах

Под ударением  о, без ударения е

Кумачовый, грушевый

-чив-, -лив-

Пишется с буквой и

доверчивый

-ев-, ив-

Под ударением –ив-, без ударения –ев-

Льстивый, краевой

-чат-

Пишется с буквой а

дощатый

-оньк-, -еньк-

легонький

                                          Правописание суффиксов причастий

-ущ-, -ющ-

Причастие образовано от глаголов 1 спряжения

идущий

-ащ-, -ящ-

Причастие образовано от глаголов 2 спряжения

кричащий

-ем-, -ом-

Причастие образовано от глаголов 1 спряжения

исполняемый

-им-

Причастие образовано от глаголов 2 спряжения

Хранимый

В страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется а  или я, если в неопределенной форме глагола перед –ть стоит а или я.

Если в неопределенной форме перед –ть стоит и или е, в страдательных причастиях пишется е

Задержать- задержанный

Просмотреть- просмотренный

 

                                     

    Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

                      н

                      нн

  1. –ан-, -ян-

      Полотняный

    Искл. Деревянный, оловянный, стеклянный.

  1. -ин-

   гусиный

  1. н + н (карманный)
  2. –енн-, -онн-

     Соломенный

    Искл. Ветреный

   (безветренный)

                           

      Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий.

                      н

                      нн

  1. образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида (жареный)
  2. нет приставки (не- роли не играет)
  3. нет зависимого слова
  4.  нет –ова-, -ева-, -ирова-
  1. –ованный, -ёванный, -ированный

Организованный

  1. есть приставка

зажаренный

искл. Смышленый (мальчик), названый (брат), посажёный  (отец), приданое.

  1. желанный, священный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, отчаянный.
  2. Образовано от глагола совершенного вида (решенный)
  3. Есть зависимое слово (жаренный в масле)

Склонение количественных и порядковых числительных

  1. Склонение числительных от 50 до 80 и от 200 до  900.

В количественных числительных от 50 до 80 и от 201) до 900 склоняются обе части.

ЗАПОМНИТЕ:

Падеж

50-80

200-400

500-900

И. п.

Пятьдесят

Двести

Пятьсот

Р. п.

ПятИдесятИ

ДВУХсот

ПЯТИСОТ

Д. п.

ПятИдесятИ

ДВУМСТАМ

ПятИстАМ

В. п.

Пятьдесят

Двести

Пятьсот

Т. п.

ПятьЮдесятьЮ

ДвУМЯстАМИ

Пятьюстами

П. п.

О пятидесяти

О двУХстАХ

О пятИстАХ

2. Склонение числительных 40, 90, 100. Числительные 40, 90, 100 имеют две падежные формы

ЗАПОМНИТЕ:

Падеж

40

90

100

И. п., В. Н.

Сорок

Девяносто

Сто

Р. п., Д. п., Т. п., П. п.

СорокА

ДевяностА

ста

3. Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на -я (типа няня); слова миллион + миллиард склоняются как существительные мужского рода на согласный (типа дом).

ЗАПОМНИТЕ:

           

Падеж

1000

1000 000, 1 000 000 000

И. п

Р. п

Тысяча

Миллион, миллиард

Тысячи

Миллиона, миллиарда

Д. п.

Тысяче

Миллиону, миллиарду

В. п.

Тысячу

Миллион, миллиард

Т. п.

Тысячей

Миллионом, миллиардом

П. п.

О тысяче

О миллионе, о миллиарде

  1. Склонение составных количественных числительных.

При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят

Падеж

И.п         Семь тысяч четыреста девяносто пять

       Р.п    Семи тысяч четырехсот девяноста пяти

     Д.п       Семи тысячам четыремстам девяноста пяти

В.п.       Семь тысяч четыреста девяносто пять

      Т.п.       Семью тысячами четырьмястами девяноста пятью

      П.п      О семи тысячах четырехстах девяноста пяти

5. Склонение числительных полтора, полтораста.Числительные полтора и полтораста имеют две падежные формы - полтора, полтораста и полутора, полутораста

И. п., В. П.                                  Полтора, полтораста

Р.п, Д.п, Т.п, П.п                     Полутора, полутораста

б. Склонение дробных числительных

Падеж                5/8 метра

И. п.                       Пять восьмых метра

Р. П.                         Пяти восьмых метра

Д.п                      Пяти восьмым метра

В.п                         Пять восьмых метра

Т.п                        Пятью восьмыми метра

П.п                       О пяти восьмых метра

При смешанном числе дробь управляет существительным, которое всегда ставится в родительном падеже единственного числа (ср.: три пятых литра, но: пять литров; две седьмых килограмма, но: семь килограммов).

7. Склонение порядковых числительных.

Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по падежам, числами родам: седьмой вагон (седьмого, седьмому и Т. д.), третья остановка, пятое место, первые месяцы.

В составных порядковых числительных склоняется

только последнее слово.

Падеж

1912 год

И. Н.

Тысяча девятьсот двенадцатый год

Р. п.

Тысяча девятьсот двенадцатого года

Д. п.

Тысяча девятьсот двенадцатому году

В. п.

Тысяча девятьсот двенадцатый год

Т. п.

Тысяча девятьсот двенадцатым годом

П. п.

(О)тысяча девятьсот двенадцатом годе

ЗАПОМНИТЕ:

двухтысячный год

до двухтысячного года к двухтысячному году

две тысячи первый год

до две тысячи первого года к две тысячи первому году

При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря.

Сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т. е. 22, 23, 24, 32, 33, 34, ..., 102, 103, 104 и Т. д.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сутки, ножницы, щипцы и Т. п.), в литературной речи невозможны.

Нельзя сказать «двадцать двое суток», тридцать трое ножниц». В случае необходимости соответствующих обозначений следует использовать синонимические замены существительных или употреблять составное числительное не в именительном - винительном падежах. Например: Прошло двадцать два дня, купили тридцать три штуки ножниц, в течение двадцати двух суток и Т. п.

 

                                                   Способы образования степеней сравнения
                                                                  качественных прилагательных

                      Сравнительная степень

Простая форма

Составная (аналитическая) форма

Образуется                                                              

  • при помощи суффикса -ее ( ей): красивый - красивее,

красивей;

  • при помощи суффикса е: высокий - выше,

дорогой - дороже;

  • при помощи суффикса -ше:

тонкий -тоньше;

  • от других основ:

хороший - лучше

Образуется путем прибавления к прилагательному слов

более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее четкий

                                                                                                 

                                                               


Превосходная степень

Простая форма

Составная (аналитическая) форма

  • при помощи суффиксов ейш-, айш : красивейший, высочайший;
  • при помощи суффикса -ш

высший, низший;

- иногда к названным суффиксам добавляется приставки - наи : наикрасивейши,й наивысший

от других основ: хороший - лучший

  • прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный, наименее высокий;
  • прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие таблицы по русскому языку

Обобщающие таблицы по русскому языку...

Таблицы по русскому языку

Таблицы по русскому языку помогут быстро вспомнить правило, хорошо подготовиться к ГИА и ЕГЭ...

Таблицы по русскому языку

Таблицы помогут при подготовке к ГИА и ЕГЭ  по русскому языку...

Таблицы по русскому языку

Этот материал взят из книги Александрова В. Н., Александровой О. И., Соловьевой Т. В. "Единый государственный экзамен. Русский язык". Я его использую при работе со слабоуспевающими детьми в качестве о...

Тетрадь "Справочные материалы по русскому языку"

Ведение тетради "Справочные материалы по русскому языку" осуществляется в 5-б классе с 27 января 2014 года. В настоящий момент в тетради имеются следующие материалы:1-я страница - правило "Тире между ...

Справочные материалы по русскому языку 6 класс

Тетрадь, в которую ученики 6 класса вносят необоходимые для уроков русского языка справочные материалы...

Презентация "Справочные ресурсы по русскому языку"

В презентации дается обзор акутальных справочных ресурсов по русскому языку. Материал модет быть использован на уроках русского языка и в рамках самостоятельной работы....