разработка урока про провописанию приставок ПРИ- и ПРЕ-
план-конспект урока по русскому языку на тему

Якубенко Ольга Павловна

формирование провописание приставок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o.p.docx343.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-  (1- ый час из 4)

Цели:

  1. формирование навыка правописания приставок пре- и при-; повторение правописания приставок на з-, с-.
  2. развитие коммуникативных навыков учащихся;
  3. воспитание интереса к историческому прошлому страны, привитие интереса к познанию родного языка.

Ход урока

  1. Организационный момент (мобилизация внимания школьников)
  2. Определение целей урока ( кроме первой) через осмысление услышанного текста

Учитель: прослушайте отрывок из книги Леонида Успенского «Слово о словах»

ИКТ.     На экране вопрос: Для чего нужно уметь писать грамотно?

                                              Оптека

                                              Аптека

                                              Оптика                               слайд №1

    Орфография (греч. orphoqraphia: от orphos – «правильный» и qrapho – «пишу») – это система правил, определяющая, как надо писать слова.

…Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись: «Оптека».

   Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «аптека» - дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это было нам очень нужно. Если же «оптика» - так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.

   «И как только грамотный человек может такое написать?» - ворчал майор.

Вопросы:  - Определите тему текста.

                  -  Для чего нужно уметь писать грамотно?

                  -  Что изучает орфография?

  1.  Записать дату, классная ( в транскрипции) работа.                            
  2. Актуализация знаний по правописанию приставок на з-, с-.
  1. Обратите внимание на эпиграф и скажите, о чем пойдет речь на уроке?

Приставки придают русской речи столько

богатейших оттенков. Чудесная выразительность

речи в значительной мере зависит от них.

В разнообразии приставок таится разнообразие

смысла.                    (К.Чуковский.)           слайд №2

2. Итак, смотрим первую подсказку.

   Живут на свете, людям помогая,

   Приставки через-, из-, воз-, раз- и без-,

   Но звук глухой согласный их встречает,

   И мы их пишем только с буквой «эс»                            слайд №3

     Вопрос: Какое правило вы можете вспомнить, глядя на эту подсказку?

3.Выборочный диктант ( текст на местах у каждого ученика)

Задание: выпишите словосочетания, в составе которых слова с приставками на з- и с-

Вопросы: Что называется словосочетанием?

                  Что не является словосочетанием? (работа в парах, ставим оценку паре)

   На востоке нашей страны возвышаются Уральские горы, а за ними расстилается Западно – Сибирская равнина. Бесчисленные богатства находятся в недрах земли. Перед строительством моста рассчитывают его конструкцию. Потом исследуют местность?                                         слайд №4

    (стимул: кто готов, поднимает руку и начинаем проверять)                 

4.Устный диктант на замену ( проверка Д.З. – упр.181)

Образец. Ночь без звезд – беззвездная ночь.                 слайд №4

Даль без предела. Рыцарь без страха. Труд без пользы. Ночь без сна. Зима без снега.

     - сразу объяснить правописание приставки    

5.Предложение на распространение

(слово должно иметь приставку на –з/ -с)

Мир строит – война (разрушает) (самопроверка по записи на доске)

Вопрос: У кого получилось такое же утверждение? Согласны ли вы с данным утверждением? .                                                слайд №5

 6. Элемент синтаксического разбора: найдите грамматическую основу, какое предложение по наличию предикативных частей? (сложное)

  1. 1. Вопрос: Что называется приставкой?  
  1. ПОКА ВСПОМИНАЮТ – ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

(значимая часть слова (морфема), которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

              -А почему значимая часть? (заключено значение).

              - Посмотрите следующую  подсказку   (№2)                                   

3. Предлинный достанет до крыши рукой,

    Прежадный не даст нам конфету.

    Кто «очень такой»  или «очень сякой» –

    ПРЕ- мы напишем об этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь - не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,

Писать только ПРЕ- там надо.

Вопрос: Опираясь на подсказку и правило на стр.77 учебника, скажите, в каких случаях пишется приставка пре- ?              слайд №6

4.Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется при- , несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело-

Пишем мы при-, говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит сгорит.

Помни – что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при-.                                               слайд №7

                             Вопрос: А почему? Учебник, стр. 76)

5.«Говори правильно» ( работа по орфоэпии и морфологии )

- поставьте ударение в словах прибыл, прибыть, прибыла.

( в тетради запишите

  1. инфинитив глагола прибыл и поставьте ударение;
  2. 3лицо, ж.р., ед.ч. этого же глагола и поставьте ударение

      слайд №8

6.Буквенный диктант (воспринимается на слух)- один работает у доски

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

е   и   е   и   и   и   и   е   и   е

1. презабавный

2. приуныть

3. преградить

4. приземлиться

5. приклеить

6. привокзальный

7. привязать

8. прервать  

9. привольный – значение установить нелегко    

10. прекратить – бывшая приставка вошла в состав корня                           (доска)

Разбор по составу слов из диктанта

Привязать, привольный,  прекратить (записать заранее на доске )

7. Учитель: о правописании таких слов мы будем говорить на следующем уроке.

Д.З: $ 19 упр. 182 или 183 письменно, на выбор.

Творч. задание по выбору:

составить несколько рифмованных строк по теме урока.

                                     8. Раз учительница в школе

                                        Посоветовала Коле:

                                     -  Списывая, не спеши.

                                        Букву к буковке спиши   (записать на доске)

Вопрос: что мы с вами сейчас делали? (вставляли и объясняли буквы, следовательно, следующий вид работы…

9. Объяснительный диктант (на местах)

                                                   Утро

   (Пол)ноч… пр…шла. (В)воздух… пахн…т сырост…ю. Дрож… пр…б…рает путников. Они идут по д…рог… от деревн…и пр…бл…жаются  к станции… Это партизаны.

   Вот и со(н,лн)це в…гл…нуло из-за туч… и пр…образило все вокру(к,г).

    Полночь прошла. В воздухе пахнет сыростью. Дрожь пробирает путников. Они идут по дороге от деревни и приближаются к станции. Это партизаны.

   Вот и солнце выглянуло из-за туч и преобразило все вокруг.

10. Итог урока

 - Части пословиц «потеряли» друг друга. Помогите им найти друг друга.

    1) Вещь хороша новая

        а имей  сто друзей

    2) Не имей сто рублей

        но знания никогда

    3) Силы могут иссякнуть

        а друг старый                                             слайд №7

Запишите пословицы, расставляя знаки препинания.

Какая пословица может прозвучать итогом нашей с вами встречи?

( «Силы могут иссякнуть, но знания никогда)

Дополнительный материал: упр.184, 187.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:"Правописание приставок на з- и с-"

Методическая разработка урока  по теме: «Правописание приставок на -з,  -с». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Правописание приставок ПРЕ,ПРИ. Разработка урока в 6 классе.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, ставят перед собой цели и задачи....

методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-"

Урок- игра "Творческая мастерская" по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание приставок при- и пре-". Авторская разработка с использованием материалов сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Разработка урока "Правописание приставок Пре и При"

Разработка урока русского языка в 6 классе...