Внеклассное мероприятие по теме "Изучение семейных традиций,обрядов и праздников.Зимние праздники".
материал по технологии по теме

 

   
 
     Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия по теме «Праздники, обряды и традиции. Зимние праздники».
     Рассматривается форма проведения мероприятия с использованием презентации, интерактивных форм работы с залом и дегустации блинов.
     Помимо этого показаны некоторые формы использования активных методов и форм при проведении внеклассного мероприятия.
     Методическая разработка может быть использована учителями различных дисциплин для проведения внеклассного мероприятия.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_konkurs.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №40

Внеклассное мероприятие

« Изучение семейных традиций, обрядов и праздников.
Зимние праздники»

                                                                                                Авторы-составители:

                                                                                учителя технологии

                                                                                       Болотова С.В., Невская Т.А.

                                               г.  Владимир  2014 г.

                                                             1.

Содержание:

1. Аннотация.

2.  Введение.

3. Основная часть.

3.1.  Методическое обоснование темы                                                          стр.2-3

3.2.  Методические рекомендации по проведении занятия                        стр.3

3.3.  План внеклассного мероприятия                                                           стр. 4-10  

3.4.  Материал к мероприятию (презентация на диске).

4. Заключение.

5.Список литературы.

1.Аннотация

    Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия по теме «Праздники, обряды и традиции. Зимние праздники».
    Рассматривается форма проведения мероприятия с использованием презентации, интерактивных форм работы с залом и дегустации блинов.
Помимо этого показаны некоторые формы использования активных методов и форм при проведении внеклассного мероприятия.
    Методическая разработка может быть использована учителями различных дисциплин для проведения внеклассного мероприятия.

2.Введение.

      Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся.            

                                                      2.

       Предмет «технология» позволяет решить эту задачу путём вовлечения учащихся  во внеклассные мероприятия по  духовно-нравственному воспитанию, которое является  первостепенной  задачей современной образовательной системы. Духовно-нравственное развитие и воспитание  учащихся на традициях народной культуры, литературно-языковом и декоративно-прикладном наследии родного края.      

     Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является  концепция духовно-нравственного развития и воспитания.Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий гражданин России, любящий свою Родину.  Чтобы привить детям любовь к культуре своей малой родины, мы разработали внеклассное мероприятие по изучению семейных традиций, обрядов и праздников для учащихся 5 – 9 классов « Зимние праздники». Где происходит знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

     Тема зимних праздников вызывает у учащихся определённый интерес и способствует реализации творческого потенциала, развитию навыков общения,  работы в коллективе,  умению анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку, развивает духовно-нравственное самосознание обучающихся.

     Традиционно русский фольклор включает в себя музыкальное, танцевальное, рукодельное, театральное направления. И, конечно же, внеклассное мероприятие предполагает обращение к таким предметам как – народная музыка,  хореография, плясовые жанры фольклора, традиционное рукоделие, где детям дается представление о разнообразных видах рукотворной народной игрушки в контексте круга народных праздников. И многое другое.

3. Основная часть

3.1.Методическое обоснование темы.

     Данное  мероприятие предназначено для широкой аудитории. Сценарий познакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, традициями празднования на Руси.  Мероприятие сопровождается презентацией.

                                                     3.

Цели мероприятия:

1) создание условий  для проявления творческой активности детей;

2) ознакомление учащихся с зимними праздниками, с их празднованием на Руси;

3) совершенствование духовной и нравственной культуры путём      знакомства с русскими народными традициями и обычаями;

4)развитие у учащихся интереса к истории своей Родины, воспитание на примере исторических событий из жизни русского народа;

Задачи мероприятия:

1.Вызвать положительные эмоции;

2.Дать возможность самовыражения;

3.Развить творческий потенциал личности;

4.Развить речевую активность и память.


Форма мероприятия: внеклассное мероприятие (классный час).

Метод проведения: игровой, наглядный.

Участники: учащиеся среднего звена, учащиеся младших классов.

Оснащение: наглядные пособия (слайды),  техническое обеспечение(мультимедийный проектор, ноутбук).

3.2.Методические рекомендации по проведению мероприятия.

     Успех мероприятия зависит от совместной подготовительной работы  организаторов и участников мероприятия. При подготовке данного мероприятия организаторам  необходимо создать временную инициативную группу, задача которой организовать все дело.
    При выборе участников необходимо учитывать индивидуально – личностные особенности учащихся. Разработку сценария осуществлять совместно с отдельными учениками.  Роль организаторов состоит в том, чтобы разбудить интерес, создать эмоциональный фон увлеченности, инициировать творчество. Важно обозначить сроки проверки хода подготовки к мероприятию и координировать действия всех его участников. Обязательно проводится генеральная репетиция сценария или наиболее сложных и ответственных его частей. Распределение поручений лучше фиксировать в форме плана.
                                                   

                                                       4.

План подготовки внеклассного мероприятия:

1. Написание сценария
2. Подбор участников.
3. Подготовка наглядности
4. Проведение репетиции
5. Подготовка объявлений
6. Оформление сцены.

     Во время проведения мероприятия важно обеспечить не только четкое выполнение ответственных своих поручений, но и создать атмосферу совместной коллективной деятельности, общего участия и эмоционального переживания.

 3.3.    Сценарий внеклассного мероприятия «Зимние праздники»

Ведущий:  Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте дети! Сегодня мы собрались с вами, чтобы перелистать странички уходящей зимы и вспомнить, как это было.

Ведущий: Зима, зима, где так долго была?

Зима: В мешке стужу несла,

            С неба холод трясла,

            У речки гостила –

            Мосты намостила,

            У избы побывала-

            Окна все разрисовала.

            По полям – лесам ходила-

            Белой шубой всё накрыла…

            Все дороги снегом замела,

            У крыльца сугробы нагребла!

                                                   5.

Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.

Зима: И всё-таки я до вас дошла-добралась, своих сыновей к вам привела. Знакомьтесь! Декабрь! Январь! Февраль!

Исполнение песни «Три белых коня».

Декабрь:  Я год заканчиваю, зиму начинаю. В декабре солнце ходит всё ниже, дни становятся короче, а ночи всё длиннее. Но не всегда я декабрем назывался. Знаете ли вы ребята, мои другие имена (вопрос в зал)? Меня прозвали «студень» или «стужайло». А кто догадывается, почему (вопрос в зал)? Давным-давно слово «студить» означало «морозить». Отсюда и произошло название. Ребята, а кто знает какие праздники отмечают в декабре (вопрос в зал)?

Показ слайдов (праздники декабря).

Ведущий: 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Этот праздник основан на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский Храм.

6 декабря - день святого Благоверного князя Александра Невского. Великий князь Александр Невский – талантливый полководец, мудрый и сильный правитель – все свои силы положил на защиту Русской Земли от иноземных захватчиков. Православная Церковь прославила князя за кроткое служение ближним и милостивую помощь всем нуждающимся.

14 декабря – день Наум-Грамотника. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя. Наум – покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности. Существовали такие пословицы: «Пришёл Наум – пора браться за ум», «Пророк Наум наставляет на ум», «Батюшка Наум, наведи меня на ум».

19 декабря – Русская Православная Церковь отмечает  День Святителя Николая Чудотворца. Он считается покровителем путешественников ,мореплавателей и является одним из самых почитаемых святых в православном мире.

                                                        6.

25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня. В ряде мест в день Спиридона старались намолоть зерно на семена. Если позже намелешь, зерно считалось «незрелым».

Зима: Месяц зимний, месяц снежный

            Открывает первым год,

            И со снегом и морозом

            В гости к нам январь идет.

            Он на реках и озёрах

            Всюду выстроил мосты

            И одел пушистым снегом

            Все деревья и кусты.

Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.

Январь: Да, так и стал я началом года, но зиме-то я середина! А про меня говорят, что месяц январь – зимы государь! И я тоже не всегда январем назывался. Народ другие имена мне давал. Кто знает какие  (вопрос в зал)? «Лютень», или «лютовей», потому что в это время стужа лютует и морозы трещат. Ребята, а вы знаете, какие праздники отмечают в январе (вопрос в зал)?

Ведущий: 1 – января  Новый год (показ слайда)

Зима: Новый год. Есть в нем что-то волшебное, загадочное. Начинается он синим сумраком, нарядной елкой, мерцанием гирлянд и треском свечей. Новый год - это самое подходящее время начать «новую жизнь», осуществить планы и мечты. Но не всегда отмечали Новый год с 31декабря на 1 января. В Древнем Риме Новый год встречали 1 марта. А вместе с принятием христианства пришел к нам и новый календарь, по которому год начинается 1 сентября. А кто же ввёл празднование Нового года на Руси с 1 января? А ввёл этот праздник царь Пётр I. Он подписал такой указ: Считать Новый год не с 1 сентября, а  1 января и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом.

                                                     

                                                         7.

По  знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить украшение из деревьев и ветвей сосновых и еловых (выходить посыльный и читает указ).

Ведущий: Ребята, а без кого не обходиться Новый год? Правильно, это Дед Мороз и Снегурочка.

Выходить под музыку Дед Мороз и Снегурочка (игра со зрителями).

Вопросы:

  1. В каком городе живет Дед Мороз? (В Великом Устюге.)
  2. В какой  сказке в новогоднюю ночь встретились все месяцы года? (Двенадцать месяцев).
  3. Какой русский писатель придумал Снегурочку? (Александр Николаевич Островский).

4. Кто на Руси перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января? (Петр  Первый.)

Новогодние загадки:

1.Невидимкой осторожно

  Он является ко мне

  И, рисует как художник,

  Он узоры на окне. (Мороз.)

2. Одеяло белое

   Не руками сделано,

   Не ткалось и не кроилось –

   С неба на землю свалилось. (Снег.)

3. Какая красавица

    Раз в году наряжается? (Ёлка.)

Ведущий: А посмотрите, какая у нас ёлка! Все игрушки на этой ёлки сделали девочки своими руками на уроках технологии. В нашей школе есть давняя традиция, каждый год на уроках мы изготавливаем игрушки символ года. В конце нашего мероприятия учащиеся школ № 40, 13, 28 в кабинете технологии проведут для вас мастер-класс по изготовлению сувениров к празднику.

                                                    8.

Выступление (новогодний танец)

Ведущий: Большой праздник проходит 7 января – Рождество (показслайдов).

На сцену выходят девочки, они читают стихи-загадки, а люди в зале должны их продолжить. Во время выступления показ  слайдов.

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник - …………(Христово Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам

И все нарядные спешат на службу в ……  (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,

Перед иконами горят…….(лампады).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,

Все люди в храме зажигают ……..(свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,

А после с Рождеством друг друга ……….(поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду

И сердце замирает в ожиданье …… (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось-

На земле родился - ………(Иисус Христос).

 Исполнение колядок. Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении    музыки.

Ведущий: 19 января – Крещение Господнее. Это один из самых древних праздников христианской церкви. Он установлен в память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот день бывает водосвятие.

25 января - Татьянин День. Этот день еще называю Днем студента.

Выступление девочки с номером художественной гимнастики.

Ведущий: Вот и перевалила зима за середину. Наступил февраль.

                                                      9.

Февраль: Я – злой, холодный, ветреный и голодный, не хочется уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а ветры гонят по земле снежную позёмку. Я тоже не всегда Февралём назывался. Может быть, кто-то вспомнит, как меня в старину называли? (вопрос в зал). Меня называли «снеговей» или «снежень», потому что бывают частые метели. За то, что февраль находился между зимой и весной, его называли «межень». А кто, ребята знает, какие праздники отмечают в феврале?

   

 Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении музыки.

Ведущий:15 февраля – Сретение Господне. В этот день младенца Христа принесли в Храм. На Руси считалось, что это первая встреча зимы и лета.

23 февраля – день защитника Отечества, праздник всех мужчин.

Ведущий: А закачивалась зима широкой Масленицей.  Праздник этот на Руси издревле праздновали  с играми, плясками, прибаутками, да разными шутками. И длилось это гулянье целую неделю.

Первый день, понедельник – встреча.

Вторник – заигрыш: делают чучело Масленицы, катаются на санках, украшают дома.

Среда – лакомка: угощение блинами, игры, соревнования.

Четверг – разгуляй. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы,  приезжают ряженые, угощают блинами.

Пятница – зимние посиделки или тёщины вечерки: чаепития, хождение друг к другу в гости.

Суббота – Широкая Масленица: угощение блинами, игры, гулянья, хороводы, песни.

Воскресенье – Прощеный день - в этот день все просят друг у друга прощения.

Хотя сегодня и не Масленица, но мы вас все равно хотим угостить блинами (в зал выносятся блины).

Зима: Не пришла ли пора передать власть от зимы Весне-Красне? Она уже не за горами.

Исполнение песни про Масленицу.

                                               10.

Ведущий:   Добра и счастья вам без края,

                   Чтоб сердце билось без помех,

                   Работа спорилась любая,

                   Во всём сопутствовал успех!

                   Наш праздник подошёл к концу

                   И вот что получается:

                   Всё хорошо, что хорошо кончается!!!!  

Приглашение гостей на мастер-класс (изготовление сувениров к праздникам).

3.4. Материал к мероприятию - см. на диске «Презентация к мероприятию» «Музыка к мероприятию».

4.Заключение.

      Вопрос о возрождении  русской традиционной культуры, о воспитании чувств патриотизма подрастающего поколения, о формировании высокой нравственности, чуткого отношения к истории, корням, истокам отечественной культуры, всегда был актуален, целесообразен.

     С помощью народно-православного календаря, связанного с системным погружением современных детей в контекст национальной культуры, мы решаем сложнейшие педагогические задачи по формированию высокой нравственности у подрастающего поколения. Используя в контексте образовательной программы календарь, представляется возможность системного изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека традиционного общества по программе, задаваемой самой природой.

    Итак, подводя итоги рассуждений о пользе внеклассного мероприятия, основанного на народном календаре, можно сказать, что включая его в образовательный процесс, мы обращаемся к педагогике развития целостной личности, где преобладают три составляющие: духовно-нравственная доминанта, этнокультурная традиция и обучение от целого к частному, а не от простого к сложному.

                                                   11.

5. Список  литературы.

1. Алмазов С.Ф., Питерский П. Я. Праздники православной церкви. - М., 2010 

2. Цветова Н. Энциклопедия любимых праздников. – М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 2010 

3.Ладыгина Т.Б. Стихи к зимним детским праздникам. Сфера.,2012