Урок-презентация "Междометие как часть речи "
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Минеева Светлана Анатольевна

Урок разработан для изучения междометий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_mezhdomet.docx55.76 КБ
Файл mezhdometie-slayd.pptx127.79 КБ

Предварительный просмотр:

Междометие как часть речи

Цели: формировать орфографические навыки; показать грамматические признаки междометий, развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, воспитывать культуру речи.

                                   Ход урока

I. Проверка домашнего задания

П. Изучение темы «Междометие как часть речи»

1. Слово учителя.

   Знакомство начинаем с конкурса  актерского мастерства.

задание:  тот, кто отрывает листок, старается  прочитать выразительно (артистично) то, что на нем написано, учитывая рекомендации в скобках.

      Все остальные после озвучивания пытаются объяснить, какое чувство хотел передать чтец.   Прочитанное на экране.

                               Вопросы:

- Какие слова помогли ребятам выразить чувства? (Ах!Ох! …)

-Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они?(Нет.)

- Можно ли к этим словам задать вопрос? (Нет.) -

- Являются ли эти слова какими-либо членами предложения? (Нет.)

-Какие особенности правописания вы видите у них? (При повторе слов используется дефис.)

-Какие особенности пунктуации вы можете отметить? (Выделение восклицательным знаком.)

 -Эти слова, как вы догадались, называются междометиями.

Записываю тему на доске ,дети в тетради)

   Междометие – это старинное слово , появился в 18 веке и переводится с латинского как «брошенное между».

        Цель нашего урока – узнать , почему о нем так говорили ,

узнать признаки междометия как части речи;

- Смотрим на экран:

-Междометия Ах! Ох! Ай! Выражают чувства восторга, восхищение, досады, и т.д.

     Делаем  Вывод: междометие выражает чувства, но не называет их.

Н-р:

-Как человек выражает радость победы  (Ура ) Возглас,означающий радость

- Междометие – вопрос  (а)

-Междометие, выражающее досаду   (Увы, У )

1.-- ---------------------------------радость (ах )

          2.______________________ сожаление.  (Увы )

          4.______________________чувство испуга  ( Ой )  

5.______________________удивление  ( Ну и ну )

-На междометии –ну- хочу остановиться поподробнее.

2.Для ознакомления со следующей группой  предлагаю  сценку :

                         Ух, и здорово!

«    Я говорю: Сережа вернулся из кино, а его друг спрашивает:

-Что, хорошая картина?

-Ух, и здорово! – отвечает Сережа. – Сначала, значит, он вдруг узнает… Ну, потом… Ну, словом,…просто здорово…Ну, понимаешь?»

- Какое слово повторяется?

-Слово «Ну!» тоже междометие.  И если его к месту использовать, то оно может означать «побуждение к действию».  Лингвисты выделяют целую группу таких слов: Алло! Ау! Кыш! Цыц!

2Вывод: Междометия – слова, выражающие чувства, настроения, побуждения к действию

- Чтобы выделить третью группу междометий обратимся   к стихотворению    Попробуйте догадаться, какие междометия использованы автором?

(Читает ученик) Здравствуйте! Добрая ласковость слова…

- Какие междометия использованы автором?  -  (Здравствуйте!)

- Познакомьтесь с историей  данного слова. (Читает ученик)

- Какие вы еще знаете слова вежливости?

 Вывод: слова здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста составляют третью группу – это слова- междометия вежливости  (это этикетные междометия)

3.  Обратите внимание на экран. Междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой .

3

 Но надо отличать междометия от звукоподражательных слов.

Звукоподражательные слова передают  звуки: человека (ха-ха, хи-хи,), животных ( мяу-мяу), предметов (, тик-так)   В отличие от междометий звукоподражательные слова  не выражают эмоций, чувств, побуждений.                   (смотрим на экран) Назовите Звукоподражательные слова?-на последнем рисунке.  В предложении звукоподражательные слова могут быть разными членами предложения. Как мы уже сказали: междометия не изменяются и не являются членами предложения.  Но иногда междометие употребляется в значении других частей речи  и в этом случае  оно становится членом предложения  (записываем в тетради предл-ние)  Ай да мед ! (Синтаксический разбор) -  ай да в значении определения. Устно - Вот раздалося «ау!» вдалеке   - ау- в значении  подлежащего. Междометия бывают : (записано на доске ) непроизводными (а.. и др)  и производными, т.е. возникшими из самостоятельных частей речи   ( Брось! и др.) Междометие – характерная принадлежность разговорного стиля.  В художественных произведениях междометия чаще используются в диалогах.          

 В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометие.                    

   Послушайте    грамматическую  сказку-миниатюру.

       « Ох, и не любят междометий все части речи.

- Все мы что-нибудь обозначаем,-говорят они. –Кто предмет, кто признак, кто действие, а у них только одно на уме да на языке: Ох! да  Ах!  

        Поэтому живут междометия отдельно, выражая эмоции и побуждения, но не называя их.

Ребята, перед вами карточки с лингвистической задачей. Называется  «Дружная семья»                                                                                  

 Задание:  ( Дети читают задание)

Перечислите все части речи. Записать рядом со словами

                                          Дружная семья

Л – ли   (частица)…..

 -Ответы проверяем на экране.  Поднимите руки, кто не сделал ошибки.

В тетради выписываем в столбик самостоятельные и служебные части речи.

-В какой столбик вы записали междометие?

Делаем Вывод: Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные  части речи.

Записываем в карту « Междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.»

 Работа с учебником .

- Какими знаками препинания выделяются на письме междометия?  (, !)

-  На столе у вас    Карточка.

Задание. Расставьте знаки препинания. Подчеркните междометия.

Ох, как трудно жить на свете,   Не усвоив междометий!.....    (пишут)

- Какими знаками препинания выделяются на письме междометия?  

(Междометия на письме выделяются при помощи восклицательного знака и запятой)  Ответы проверяем на экране.  

Разминка:      Найдите в тексте междометия.

  При прочтении текста вы поднимаете руку, если в строке звучало междометие. Если в читаемой строке нет междометия, то вы не поднимаете рук.

Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

– Эй, буренушка, здорово!  (поднимать руку)

Не видала ль ты, корова,

Где овечка?

Но корове эти речи

Непонятны человечьи,

И она в ответ ему

Прокричала кратко: «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

- Эй, послушай,  (поднимать руку)

псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку?

Но собаке эти речи

Непонятны человечьи.

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко: «Гав!»        

– Можно ли к междометиям отнести слова, му,гав?( нет)

-  Попробуйте доказать свою точку зрения.

(ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА , т.е. передают звуки животных)

Работа с доской.

Запись под диктовку записываем  предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания. ( С.258 метод.)

-Указать значения междометий - Повторяем орфограммы.2

  А сейчас отдохнем и послушаем веселые рифмы о междометиях. 

(Читает ученица)

 Для Обобщения предлагается тест « Проверь себя»  Ответы проверяем на экране.  

 И в заключение урока  работа с картой деятельности( ответить на вопросы:

Карта деятельности учащихся        (пишут)

Домашнее задание на выбор

1.Выписать из художественных произведений 5 предложений, в которых употреблены междометия.

2.Сочинение – миниатюра о междометиях.

3.Выполнить упражнение на выбор в учебнике.

Выводы: Подводим итог урока. Итак, вернемся к нашему вопросу: почему междометие – особая часть речи.  Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи.  Междометия бывают непроизводными  и производными. Междометие – характерная принадлежность разговорного стиля.  Надо отличать междометия от звукоподражательных слов.

Междометия на письме выделяются при помощи восклицательного знака и запятой.

  - Для закрепления предлагается  графическая работа.

Смотрим на экран. Задание : по схемам устно составить предложения

  1. [Ба!...]- Ба! Знакомые все лица.(Междомет.выражает чувства-удивления, восторг)            

2. [Гав-гав!...]    ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА т.е. передают звуки животных

3. [Эй,…]       Эй, ямщик, смотри (Междом.выражает побуждение к действию

6. [Здравствуйте, …]  слова-междометия вежливости


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ах! Как красиво ! (С восхищением, восторгом!); Ох ! Как плохо ! ( С досадой и раздражением !); Ай ! Не надо! ( Боязливо, испуганно !); Эх ! Пойду потанцую ! ( Решительно !); Фу ! Как грязно ! ( С недовольством, с отвращением!); Увы ! Все пропало! ( С досадой, с раздражением !); Ой-ой-ой ! Больно ! ( Чувство боли и неприятного ощущения!)

Слайд 2

1.

Слайд 3

2. 1.[Ба!...] 2 .[Гав-гав!...] 3 .[Эй,… ] 4 . [Здравствуйте, …]

Слайд 4

Дружная семья Л – ли (частица) И – или (союз) Т – три (числительное) Е – есть (глагол) Р – радостно (наречие) А – арбуз (существительное) Т – тот (местоимение) У – (предлог) Р – ручной (прилагательное) А – ай (междометие)

Слайд 5

Ох , как трудно жить на свете, Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Ах! Эх, ведь как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех! Эх! Ох, беда уже близка! Так и ждет меня тоска. Если б кто-нибудь помог! Ох! Ух, захватывает дух! Притворюсь-ка, что я глух! Хоть бы в классе свет потух! Ух! Ах, ох, эх! Ух …не вызвали!

Слайд 6

Тест Проверь себя 1.Междометие – это 3 .Особая неизменяемая часть речи 2.Как отличить междометие от других слов? 3. По возможности передавать чувства/ побуждения, не называя их. 3. Укажите неверное утверждение. 3. Служебные части речи – это предлог, союз, частица, междометие. 4. В каком примере употреблено междометие? 1. Боже, какое мгновенное лето, лето не долее двух недель… ( М.Петровых ). 5. Что передают междометия? Чу, слышен голос звонкий…( Н.Кончаловская ). Б. Побуждение. 6 . Что передают междометия? О, пыль миров! О, рой священных пчел! ( М.Волошин ). А. Чувство. 7.Если звукоподражательные слова передают звуки живой природы, крики животных, но не выражают чувств, то междометия ли они? 2. Нет, это особые, лишь примыкающие к междометиям слова.

Слайд 7

Домашнее задание на выбор 1. Создать рекламу междометия 2.Сочинить сказку о междометии 3.Выписать из художественных произведений 5 предложений, в которых употреблены междометия. 4.Сочинение – миниатюра о междометиях. 5.Выполнить упражнение на выбор в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...