Задание В3 ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Шевцова Елена Павловна
Так выглядит задание В3 в проекте демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2014года: В3. Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. Проверяемые элементы содержания и виды деятельности: Словосочетание. Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания. Примерное время выполнения: 3 минуты. Для решения КИМов этого типа повторим теорию. Словосочетание является синтаксической единицей, элементом предложения. Это соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи: согласования (прекрасная (какая?) роза), управления (украсить (что?) елку) или примыкания (быстро (как?) бегать), т. е. в словосочетании всегда есть главное слово, от которого можно задать вопрос к зависимому (или зависимым) слову (словам). Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно: • Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием. • При помощи логических вопросов выделить все словосочетания, определить тип связи Например. Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Словосочетания: создавать (что?) условия; условия (для чего?) для развития; создавать (как?) оставляя; оставляя (что?) возможность; возможность (для чего?) для творчества; для творчества (какого?) самостоятельного. Способы связи слов в словосочетаниях 1.Согласование. Тип связи в словосочетании, при котором главное и зависимое слово стоит в одном и том же роде, числе, падеже. Главное слово чаще всего существительное. Зависимое слово отвечает на вопрос какой? чей? и выражается частями речи, отвечающими на эти вопросы (прилагательным, числительным, причастием, некоторыми разрядами местоимений (притяжательными, указательными, определительными, некоторыми вопросительными, неопределёнными, отрицательными).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege-v3podgotovka.rar940.62 КБ

Предварительный просмотр:

Задание В3 ЕГЭ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Так выглядит задание В3 в проекте демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2010 года:

В3. Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности: Словосочетание. Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

Примерное время выполнения: 3 минуты.

Для решения КИМов этого типа повторим теорию.

      Словосочетание является синтаксической единицей, элементом предложения. Это

соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи:

согласования (прекрасная (какая?) роза), управления (украсить (что?) елку) или

примыкания (быстро (как?) бегать), т. е. в словосочетании всегда есть главное слово, от

которого можно задать вопрос к зависимому (или зависимым) слову (словам).

Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

  • Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.
  • При помощи логических вопросов  выделить все словосочетания, определить тип связи

Например. Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Словосочетания: создавать (что?) условия; условия (для чего?) для развития; создавать (как?) оставляя; оставляя (что?) возможность; возможность (для чего?) для творчества; для творчества (какого?) самостоятельного.

Способы связи слов  в словосочетаниях

1.Согласование. Тип связи в словосочетании, при котором главное и зависимое слово стоит в одном и том же роде, числе, падеже. Главное слово чаще всего существительное. Зависимое слово отвечает на вопрос какой? чей? и выражается частями речи, отвечающими на эти вопросы (прилагательным,  числительным, причастием, некоторыми разрядами местоимений (притяжательными, указательными, определительными, некоторыми вопросительными, неопределёнными, отрицательными).

    Например, голубое небо, одиннадцатый класс, сдающий экзамен,  мой день,  этот праздник, иные времена, какой  вопрос? какое-то недоразумение, никакие доводы.

Следует обратить внимание на притяжательные местоимения его, её, их, которые могут выступать в роли личных (вижу её, его, их) и в роли притяжательных (её подруга, их дом, его дневник). В первом случае тип связи – управление, во втором - согласование

ПОДСКАЗКА:

Согласование – два слова

  «согласны» друг с другом. Измени одно (главное) изменится и другое (зависимое). Изменять можно в роде, числе или падеже. Схемы:

существительное + прилагательное,

порядковое числительное+существительное,

причастие + существительное,

Некоторые разряды местоимений (отвечающие на вопрос КАКОЙ?) + существительное

2.Управление

Тип связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже, т. е от главного к зависимому слову ставятся вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? чего? что? кем? чем? о ком? о чём? и др. в качестве главного слова чаще всего выступает глагол, прилагательное, причастие, деепричастие, существительное. Зависимые слова выражаются чаще всего существительными, местоимениями в косвенных падежах, числительными.

Например, нет друзей, яблок, прийти к другу, зависимость от природы, думы о родине, задуматься о нём, мечтать о чём-то, прибавить к двум, интересный переводчику, важен для изучения, гордясь победой. интересующийся спортом

ПОДСКАЗКА:

Управление – одно слово «управляет» другим (главное -  зависимым), то есть требует от него "встать" в определённом падеже, определённой форме. При этом можно изменять главное - зависимое не будет изменяться: письмо другу, письмом другу, письма другу... и т.д. Плюс снова схемы:

   - существительное +существительное с предлогом или без. Предлог, как правило, есть показатель связи;

    -глагол + существительное (писать другу);

    - прилагательное + существительное (интересный переводчику) и др. схемы.

3. Примыкание

Тип связи, при котором главное и зависимое слова связаны только по смыслу, отвечают чаще всего на вопросы где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем?, как? В качестве зависимых слов выступаю неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, инфинитив (неопределённая форма глагола).

Например, идти (куда?) наверх, жить (как?) припеваючи, говорить (как?) улыбаясь, очень  ( какой степени?) умный, Пойдём (зачем?) посмотреть. Директива сверху,

по-прежнему хорошо, стремление преодолеть т. д.

ПОДСКАЗКА:

1. Примыкают неизменяемые части речи.

2. Также зависимое слово может быть формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (ее, его, их; её подруга

Не являются словосочетаниями:

  1. сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;
  2. сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;
  3. подлежащее и сказуемое: наступила ночь;
  4. составные словоформы: более светлый, будет ходить;
  5. группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Чтобы увидеть все словосочетания, выполните синтаксический разбор предложения, то есть подчеркните все члены предложения. Каждый раз, задавая вопрос к второстепенному члену, выписывайте главное (то, от которого задаете вопрос) и зависимое (то, к которому задаете вопрос) слово.

    Однородные члены не являются словосочетаниями: они являются составными частями (компонентами) словосочетания, т.е. образуют сочетание с сочинительной связью.

Тесты.

В3-1

Из предложений выпишите словосочетания, со связью

1.согласование:
И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения,  представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

2. Управление

Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

3 .Из предыдущего предложения выписать словосочетания со связью примыкание.

В3-2

О русской природе

(1 )Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. (2)Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. (3)Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. (4)Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и его лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. (б)Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. (7)Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. (8)Хождения крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавали «полосыньки» ржи, но ровняли границы леса, формировали его опушки, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке. <...>

(9)Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек. (Ю)Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой - человеком, смягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. (П)Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье. 112)Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами.

(13)И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! (14)3десь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий - линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. (15)Пахарь укладывал борозду к борозде - как причесывал, как укладывал волосок к волоску. (16)Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди - жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги - как стадо, вышедшее на водопой.

(17)Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». (18)И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. (19)Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. (20)Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.

(Д. С. Лихачев)

1. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором используется связь УПРАВЛЕНИЕ.

2. Из предложения 2 выпишите словосочетание, в котором используется связь СОГЛАСОВАНИЕ.

3  Из предложения 6 выпишите словосочетание   в котором используется связь ПРИМЫКАНИЕ

4. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании создавали «полосыньки» из предложения 8.

5 Из предложений 9-11 укажите такое, в котором используется словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

7. Укажите тип связи слов в словосочетании СОВЕРШАЕТСЯ ИЗДАВНА (предложение 19).

В3-3

Народное искусство

 (1)Народное искусство многое дает для понимания скульптуры. (2)Чувство материала, его весомости, плотности, красоты формы отчетливо видна в деревянной деревенской посуде: в резных деревянных солоницах, в деревянных ковшах-скопарях, которые ставились на праздничный деревенский стол. (3)И.Я. Богуславская пишет в своей книге «Северные сокровища» о ковшах-скопарях и солоницах, делавшихся в форме утицы: «Образ плывущей, величаво-спокойной, горделивой птицы украшал стол, овевал застолье поэзией народных преданий. (4)Многими поколениями мастеров создавалась совершенная форма этих предметов, совместившая скульптурный пластический образ с удобной вместительной чашей. (5)Плавные очертания, волнообразные линии силуэта словно вобрали в себя медленный ритм движения воды. (6)Так, реальный прообраз одухотворил бытовую вещь, придал убедительную выразительность условной форме. (7)Еще в древности она утвердилась как национальный

тип русской посуды».

(8)Форма народных произведений искусства - это форма, художественно отточенная временем. (9)Такой же отточенностью обладают и коньки на крышах деревенских северных изб (Ю)Недаром этих «коней» сделал символом одного из своих замечательных произведений советский писатель, наш современник, Федор Абрамов.

(11)Что такое эти «кони»? (12)На крыши деревенских изб, чтобы придавить концы кровельных досок, придать им устойчивость, клалось огромное тяжелое бревно. (И)Бревно это имело одним из концов целый комель, из которого топором высекалась голова и могучая грудь коня. (14)Конь этот выступал над фронтоном и был как бы символом семейной жизни в избе. (15)И какой чудесной формой обладал этот конь!..

(Д. С. Лихачев)

8. Укажите среди предложений 1-7 такое, в котором используется словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

9. Укажите среди предложений 8, 9 такое, в котором используется словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

10.  Укажите тип  связи,   используемый   в  словосочетании ЧУДЕСНОЙ ФОРМОЙ (предложение 15).

Тесты из «Электронной версии «5 баллов»

В3-4. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

В3-5. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности культурные и нравственные.

В3-6. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.

В3-7. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

В3-8. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.

В3-9. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

В3-10. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.

В3-11. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании стыдно перед ними из предложения

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...