Времена глагола. Настоящее время. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Галиуллина Гузэль Кабировна

Урок на тему "Времена года. Настоящее время" направлен на повторение , углубление знаний пятиклассников о временах глагола. На уроке необходимо научить учащихся образовать форму настоящего времени от указанных глаголов. Продолжается работа по развитию устной и письменной речи, воспитывается любовь к родной природе. На уроке применяется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._vremena_glagola.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Галиуллина Гузэль Кабировна

Место работы: МБОУ  СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан

  Учебник «Русский язык» для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Авторы С. Д. Ашурова, Г. Н. Никольская, Х. Х. Сукунов, Н. М. Хасанов. С.-П., филиал издательство «Просвещение»

Программа: «Программы основной школы. Русский язык и литература. 5-9 классы общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения», Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение».

Тема урока: Времена глагола. Настоящее время.

Класс: 5

Цели урока:

  • повторить, углубить знания детей о временах глагола, научить образовывать форму настоящего времен от указанных глаголов;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Ход урока.

I.Организационный момент.

          1.Психологический настрой.

 Эпиграф к уроку: «Ты можешь сказать другим что-нибудь приятное?  

                                  Скажи!»

Учитель.   Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Скажите друг другу добрые слова.

         2.     Вступительное слово учителя.

– Сегодня какое число?( 16 марта)

- Какое время года? (Зима – весна? Рассуждения учащихся.)

Учитель. На этот вопрос мы сегодня попробуем ответить.

Тема нашего урока: «Времена глагола. Настоящее время глагола».  Мы повторим и углубим свои знания о временах глагола,  научимся образовать форму настоящего времени и употреблять их в речи.

  1. Работа над новой темой.
  1. Учитель.  Вспомните, что вы знаете о временах глагола.

- Сколько времён имеет глагол? Назовите их.

(Три: прошедшие, настоящее, будущее)

- На какие вопросы они отвечают? (Ответы детей)

-А теперь сверьте ваши ответы с таблицей.

Слайд №1.

Настоящее время

(что делать?)

Прошедшее время

(что сделал?

что делал?)

Будущее время.

(что будет делать?)

Обозначает действие, которое происходит в то время, когда о нём говорят, т. е.  в момент речи.

Указывает на действие, которое произошло до момента говорения.

Обозначает действие, которое совершится после момента речи.

 Учитель. Время глагола определяется по отношению к моменту речи. Что такое момент речи? Момент речи - это время, когда мы рассказываем о чём- либо.

- Какие времена имеют глаголы совершенного вида?

- Прошедшее, будущее (что сделал? что сделает?)

- Какие времена имеют глаголы несовершенного вида?

-Прошедшее, настоящее, будущее (что сделал? что делает? что будет делать?)

Вывод. Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. Глаголы совершенного вида в настоящем времени не употребляются.

  1. Прочитайте определение на с. 308.

 Настоящее время обозначает:

  1. конкретное действие, происходящее в момент (или период) речи (сейчас ученики что делают? – слушают…);
  2. действие, совершающееся постоянно, в любое время.

(Земля вращается вокруг Солнца. День сменяется ночью. После зимы наступает весна.)

  1. Учитель. Настоящее время может  употребляться вместо прошедшего для оживления рассказа (повествования), придания ему большей выразительности в художественной литературе и разговорной речи: Сегодня я встал поздно; прихожу (пришёл) к колодцу – никого уже нет.(М. Лермонтов.) Шёл я вчера поздно вечером и в переулке слышу…( шёл и слышал).

   4.      Игра в футбол

Учитель.

 Я назову глаголы в неопределённой форме, а вы поставьте их в 3-м лице ед. ч. настоящего времени:

ласкать – (ласкает)                             висеть – (висит)

светить – (светит)                                лежать -   (лежит)

гореть – (горит)                                    греть – (греет)

становиться – (становится)               капать – (капает)

дышать –(дышит)                                смотреть – (смотрит)

приходить – (приходит)

чирикать – (чирикает)

  1. Работа над текстом. Упражнение 766.
  1. Выразительное чтение текста.
  2. Обмен впечатлениями.
  3. Определение темы текста. (Приход весны)
  4.  Основная мысль текста.
  5.  Озаглавить  текст.
  6. Найти глаголы, определить их вид и время. Какие действия они обозначают?

  1. Развитие речи. Идёт красавица весна.
  1. Беседа.

-   Ребята, как вы думаете, когда же начинается весна.

(Устные рассуждения учащихся.)  

- У природы и у людей разные календари.

 Для метеорологов весна начинается 1марта, а у астрологов свой отчёт времени, для них весна начинается со дня весеннего равноденствия – 21-22 марта, ботаники считают, что весна начинается с сокодвижения у деревьев, зоологи – со дня прилёта грачей.

 Но есть ещё одна примета, которая указывает на начало весны. Это появление на пригорках первых проталин. В старину март называли березнем. В этом месяце плодилась домашняя скотина, начинались нестись куры. В народе говорят: «Грач зиму ломает». А  есть ещё такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе».

 - Когда к нам прилетели грачи? Кто видел?

2. Проверка индивидуальных заданий (домашней работы).

1) Первая группа.

Вы дома должны были найти в художественных произведениях описание весны; выучить или   подготовиться к пересказ.

Вывод.  Русские писатели и поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном уголке России, но и описывать увиденное, выражать свое собственное отношение к изображаемому.

  1.   Вторая группа.

Пословицы, поговорки и приметы о весне.

(Март и снегом сеет, и солнцем греет. Март февралю-бокогрею – младший брат. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Март теплом всех привечает. Грач прилетел – через месяц снег сойдёт. Если грачи сели на гнёзда- через три недели можно сеять. Длинные сосульки – к долгой весне. Коли грачи прямо на гнёзда летят – дружная весна. Гром ранней весной – перед холодом. Весной сверху течёт, а снизу морозит. Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне. Март- утро года. В марте курица из лужицы напьётся. Март морозом гордится. Март- ветронос, водоток, грачевник. Март зиму кончает, весну начинает. Март не верен: то плачет, то смеётся. Март и снегом сеет, и солнцем греет. )

  1. Третья группа.

 Конкурс рисунков о весне.

3. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, подтянулся,

Взвился вверх и полетел.

 Солнце утром лишь проснётся,

 Бабочка кружит и вьётся.

  1. Беседа о весне.

1)   -  Ребята, закройте глаза. Давайте вместе произнесём слово «весна».

-Какие слова и словосочетания (смысловые ассоциации) возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слово?

( Свет, радость, счастье, надежда, любовь; ручьи, цветы, капель, сосульки, пение птиц, зелень трав…)

- В природе бывает три весны: весна света, воды, зелёной травы.

- Какой месяц соответствует весне света? (Март)

- О нём  мы и будем говорить сегодня.

 2) - Март -  первый весенний месяц. Как называют март в песнях, баснях, сказках?

( Утро весны, утро года, «солнечник», «протальник»).

  1. - Какие изменения, происходящие в природе, вы заметили?

Ответы детей:

Солнце поднимается выше, светит ярче, греет, ласкает, улыбается, будит  

                ( указать глаголы настоящего времени).

Небо      затянуто тяжёлыми облаками,  которые кое- где разорваны.

                Оно кажется синим- синим. Небо лазурное, ясное, синее,  

                 высокое,бескрайнее, синеватое, с серыми пятнами.

В лесу     на сугробах лежат голубые тени от деревьев.

Снег         от солнечных лучей становится рыхлым. Снег голубоватый,

                  мягкий, липкий, Ещё лежит, но уже почернел.  Сугробы

                   оседают.  

Сосульки падают, разбиваются, плачут. В полдень поёт звонкую песню капель. (Капельки – горошины, капельник)

- С чего же началась  весна?

( Солнце сильно пригрело. Началась капель с крыш и деревьев. Ручьи потекли. Снег стал слоями таять.  Проступили проталины. Зацвела мать-и-мачеха.)

  1. Слово учителя.  Март- месяц переменчивый: то снегом сеет, то солнцем греет. В марте ещё кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Случается, после метели деревья стоят белые, как зимой, а  потом подуют тёплые ветры, и начинается оттепель.

              В марте оживают звери и птицы. Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнёзд. Серые вороны строят гнёзда и откладывают в них яйца.

       Грачи радуются наступлению весны, обновляют старые гнёзда, гнут прошлогодние веточки, чтобы строить новые гнёзда, чинить старые.

        Куст вербы покрылся пушистыми белыми комочками. Весна ещё ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на тёплую весну. Весна – пора обновления не только в природе, но и в душе человека.

6)- Как шумит весна? Какими звуками наполнена весна?

( Звоном ручьёв, шелестом ветра, птичьим криком, свистом соловья, смехом детей, пением птиц)

  1. Подбираем прилагательные.

Весна   весёлая, дружная.

Воздух    сыроватый, чист, позрачен, свеж. Пахнет свежестью, полон

                 запаха берёзовых почек.

Тени         синевато- голубые, фиолетовые прозрачные.

  1. Подбираем синонимы к слову блестит (горит, искрится, сверкает, сияет, светится, переливается всеми цветами радуги)  Оказывается, снег не всегда бывает белый. Он впитал в себя все краски неба, отсвечивает перломутровыми оттенками розового, голубого, зелёного, как раковина морская.
  2. Эпитеты:  воды вешние, голосистые ручьи, быстрые птицы.
  3. Метафоры: гонцы весны, вестники весны, посланцы весны (грачи);

                       Озорник, шалун (ветер)

  1. Творческая работа детей.
  1. Учитель. Слушайте задание. Напишите мини- сочинение на тему «Весна».

Слайд №2.

I вариант.   «Пишу сам (а)»

Ii вариант.   «Прошу маленький SOS» (сигнал бедствия- прошу маленькую помощь- слова, словосочетания)

«Весна идёт»

Весеннее солнце, почернел, капель, появились лужи, звонкий ручей,

 сосульки, чирикают, прилетели)

III вариант.   « Прошу большой SOS» (помощь - карточки)

Учитель раздаёт карточки слабым ученикам. ( Тексты с пропущенными словами.)

  1. Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учениками.
  2. Чтение сочинений, анализ, редактирование текстов.

V   1) Обобщение.  2) Оценивание. 3) Домашнее задание.  Оформить беловой вариант  сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Настоящее время глагола"

Тип урока: закрепление знаний по теме "Глагол", "Настоящее время глагола".  На уроке обеспечивается развитие творческих способностей   и заинтересованности  учащихся  к изучению пр...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Настоящее время глагола"

Презентация к уроку содержит известные стихотворения детских писателей на основе которых ученикам проще и интеренее понять материал и тему урока. Физкльтминутку может провести ученик....

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число».

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число» (Образовательная система «Школа 2100»)...

7 класс. Настоящие времена глагола. Опорная таблица.

7 класс. Настоящие времена. Опорная таблица. В таблице кратко даны правила образования и употребления времена Present Simple и Present Continuous. Удобно использовать в качестве памятки....

Настоящее время глагола 5 класс

3 урок о теме Время глагола...

Настоящее время глагола 5 класс конспект урока

Настоящее время глагола 5 класс конспект урока...