Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Род имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коломиец Светлана Григорьевна

повторение изученного в начальной школе о роде  имени существительного 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imen_sushchestvitelnykh.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия № 14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина  г. Ейска

муниципального образования Ейский район, Краснодарского края

Методическая разработка урока по русскому языку  в 5  классе

«Род имен существительных».

Автор : Коломиец Светлана Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

2 квалификационной категории.

2014г.

Тема: «Род имен существительных».

Цель: расширить знания пятиклассников о родах существительных.

Задачи:

1)формировать умения учащихся в определении рода существительного;

2)научить использовать словарь в случае сомнений в определении рода имени существительного;

3)развивать речь, память, мышление, внимание;

4)воспитывать уважение к русскому языку.

Оборудование: распечатка с материалом

Программа: Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. -М:«Просвещение»,2010г.

Учебник: «Русский язык 5 класс». Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.  -М.: «Просвещение», 2012г.

Ход.

1.Орг.момент.

-Ребята, тема нашего урока звучит так: «Род имен существительных». Вы уже знакомились с этим морфологическим признаком имен существительных в начальной школе. Мы с вами сегодня потренируемся в определении рода имен существительных, вспомним, как можно отличить мужской, женский и средний род.

Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и тему урока.

2.Основная часть:

1) введение в тему.

Отгадайте загадки, запишите полученные ответы в тетрадь.

1.Без рук, без ног, а ворота открывает. (ветер)

2.Кто из зверей в сказках слывет самым хитрым? (лиса)

3.Зимой и летом одним цветом? (ель)

-Молодцы! Отгадали все загадки. Назовите часть речи, которой являются все отгадки (имя существительное).

2)фронтальный опрос:

-Что такое имя существительное?

-Какие морфологические признаки имен существительных вы знаете?

-Что ещё вы знаете об имени существительном?

3)первичное закрепление:

-Ребята, запишите предложения, в них подчеркните существительные как члены предложения, определите нарицательное или собственное существительное и род каждого существительного, попутно объясняя изученные орфограммы.

1.Герасим вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока.

2.Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно: один глаз даже казался немножко больше другого, она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.

-Чем отличаются имена существительные нарицательные от собственных?

-Что помогло вам определить род существительных?

4)Распределительный диктант.

Разделите страницу на 3 столбика: м.р., ср.р., ж.р. (3 уч-ся у доски)

Я буду читать слова , а вы записывать их, распределяя по столбикам.

Картофель, рояль, молодежь, яблоко, шоссе, простыня, мышь, шоколад, гитара, повидло, маршрут, модель, расписание, дядя, полотенце.

5)физминутка

6) –упр.501 (устно) Поставьте глаголы в скобках в нужном роде.

7)работа со словарем.

-Есть слова, род которых сразу определить сложно. В определении рода таких существительных нам поможет словарь.

Составьте с данными словами словосочетания так, чтобы был понятен род существительных. При затруднении обращайтесь к словарям, которые лежат у вас на столе. (распечатка)

Лебедь, бандероль, тюль, рояль, туш, тушь, шампунь.

3.Заключение.

-Как определить род существительных?

-Дидактическая игра.

Ребята, я буду называть существительные, а 1 ряд поднимает руку, если слышит сущ. ж.р., 2 ряд-сущ. м.р., 3 ряд-сущ.ср.р.

Город, площадь, шоссе, перина, перрон, портрет, какао, кофе, училище, зрелище, фасоль, лебедь, шампунь.

-Молодцы! Верно определили род имен существительных.

Домашнее задание. Упр.503  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока во 2 классе - множественное число имен существительных

Конспект урока английского языка во 2 классе Lesson 39 Тема: «Plural forms of nouns»Цели:Образовательные:Ø учить описывать людей и животных, используя фразы: He(She) is… . He(She) is not….;Ø учить вес...

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Хочу всё знать об имени существительном» (в форме устного журнала)

Целью данного урока является обобщение  и систематизация знаний учащихся  5 класса по теме  «Имя    существительное».  Материал занятия расширит представления учащих...

методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"

технологическая карта урока  по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"

laquo;Русский язык», 6 класс.  Авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.  Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение&raqu...