Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования , Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень) и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» /А.И.Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост.Л.М.Рыбченкова, М: Дрофа, 2011.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом Программа рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю :  1ч из федерального компонента и  1ч из компонента ОУ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rprya10.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Раздел 1. Пояснительная записка

               Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования , Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень) и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» /А.И.Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост.Л.М.Рыбченкова, М: Дрофа, 2011.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом Программа рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю :  1ч из федерального компонента и  1ч из компонента ОУ).

        Общая характеристика учебного предмета

 Владение русским  языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление. Память и воображение. Формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного , уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

 Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода , развиваются и совершенствуются  лингвистическая , коммуникативная и культуроведческая  компетенции.

Языковая и лингвистическая компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;  о лингвистике как науке и ученых- русистах;  овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;  совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения  пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи;  умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая  компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

        В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

        Программа предусматривает углубление знаний  о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

        Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

        Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков ; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии.
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Раздел 2. Учебно-тематический план

Разделы курса

Количество часов                                                                       по рабочей программе

Общие сведения о языке

10 (7+2рр+1 пров.раб.)

Фонетика, орфоэпия, орфография

7 (6+1 сам.раб.)

Лексика и фразеология

7 (5+ 1сам.раб.+1контр.дикт.)

Морфемика и словообразование

4( 3+1пров.раб.)

Морфология и орфография

13 (12+1контр.дикт.)

Синтаксис и пунктуация

11 (10+1контр.дикт.)

Речь, функциональные стили

13 (11+2рр)

Научный стиль речи

5 (4+1 контр.тест)

Итого

70

        

Раздел 3. Содержание учебной программы

Общие сведения о языке      10ч

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в 15-17 вв., период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография   7ч

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии. Орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное искусство.

Написания , подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Лексика и фразеология   7ч                                                                                                                   Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления6 диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом  соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический словарь.

Морфемика и словообразование     4ч

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография    13ч

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно- выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор  частей речи.

Синтаксис и пунктуация     11ч

Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания .Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Речь, функциональные стили речи    13ч

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы ,конспект, аннотация, выписки ,реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи  5ч

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

Раздел 4.  Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения русского языка ученик должен

        Знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические. Лексические. Грамматические. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

        В области информационно-смысловой переработки текста в процессе чтения и  

         аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора.
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;            
  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс  аудирования;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости  коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из его различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;                  передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;
  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов;                                      

 в области создания устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  • формулировать основную мысль своего высказывания;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
  • высказывать свою позицию по вопросу , затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
  • владеть приемами редактирования текста;
  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

в области анализа текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;
  • опознавать и  анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей;

в области соблюдения языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы.

Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М., Просвещение, 2009.

              2.   Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. – М., Дрофа, 2006.

3.  ЕГЭ-2010. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. - М., Интеллект-Центр, 2011.

4.  Козловская М.В.и др. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к ЕГЭ. –САГА. Азбука-классика, 2005

5. Иссерс О.С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы.-М., Дрофа,2005.

6.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Академический школьный учебник.- М, Просвещение, 2013.

        

Предмет:

Русский язык

Учитель:

Шишкина В.В.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

10

Общие сведения о языке.

Язык и общество.

Язык и культура.Язык и история народа.

Контрольное тестирование по теме "Повторение за курс основной школы"

Три периода в развитии русского языка.

Место и назначение русского языка в современном мире.

Активные процессы в современном русском языке.

Стилистические функции устаревших форм слова.

Тематический контроль"Общие сведения о языке".Проверочная работа.

Рр Изложение лингвистического текста.

Рр Изложение лингвистического текста.

7

Фонетика, орфоэпия, орфография.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Основные нормы современного литературного произношения  ударения в русском я

Принципы русской орфографии.

Принципы русской орфографии.

Фонетический разбор.

Тематический контроль по теме "Фонетика, орфоэпия, орфография."

Основные нормы современного литературного произношения  ударения в русском я

7

Лексика и фразеология.

Повторение по теме "Лексика".

Сферы употребления русской лексики.

Активный и пассивный словарный запас.

Русская фразеология.

Словари русского языка.

Самостоятельная работа по разделу "Лексика".

Контрольный диктант по разделу "Лексика".

4

Морфемика  и словообразование.

Обобщающее повторение по теме "Морфемика и словообразование".

Способы словообразования.

Выразительные словообразовательные средства.

Письменная проверочная работа по теме "Морфемика и словообразование".

13

Морфология и орфография.

Обобщающее повторение частей речи.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

Трудные вопросы правописания -н-и -нн- в суффиксах существительных,прилагате

Правописание - и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Различение частиц не и ни.

Правописание наречий.

Слитное и раздельное написание наречий.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Правописание глаголов.

Правописание причастий.

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написание.

Контрольный диктант по теме "Морфология".

11

Синтаксис и пунктуация.

Принципы русской пунктуации.

Типы и виды словосочетаний.

Простое предложение.

Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений

Осложненное предложение.

Осложненное предложение.

Сложное предложение.

Сложные бессоюзные предложения.

Прямая и косвенная речь.

Авторская пунктуация.

Контрольный диктант по пунктуации.

13

Речь, функциональные стили речи.

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки.

Текст. Способы и средства связи между частями текста. Абзац.

Типы речи. Повествование.

Описание.

Рассуждение.

Речеведческий анализ текста.

Виды сокращений текста(план, тезис, выписки).

Конспект. Тематический конспект.

Реферат.

Аннотация. Рецензия.

Функциональные стили речи.

Рр Сочинение-рассуждение.

Рр Сочинение-рассуждение.

5

Научный стиль речи.

Научный стиль. Научно-популярный подстиль.

Научный стиль и его лексические особенности.

Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.

Обобщение изученного материала о текстах. видах их переработки и стилях речи

Итоговое контрольное тестирование за курс 10 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...