Главные вкладки

    Урок развития речи по картине С.Григорьева "Вратарь"
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Харченко Валентина Николаевна

    Урок развития речи по картине С.Григорьева "Вратарь"


     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_razvitiya_rechi._vratar.docx19.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи по картине С.Григорьева "Вратарь"

    Знать/понимать: композицию текста, являющегося описанием спортивных действий, назначение описания, отличие описаний от повествований;

    Уметь: писать тексты подобного типа, логично, последовательно излагать свои мысли, выражать свое отношение к увиденному.

    Оборудование: репродукция картины С.Григорьева “Вратарь”.

    Ход урока

    1. Слово учителя о художнике и его картине.

    Формулировка темы, целей урока.

    Сегодня мы будем знакомиться с картиной, для того чтобы понять её как произведение искусства, а потом на её основе и на основе своих впечатлений написать сочинение. Стоит только взглянуть на неё, чтобы понять, что картина состоит из многих предметов, которые надо изобразить в сочинении с помощью слов. Значит, наше описание картины будет состоять из нескольких описаний, объединенных с помощью общего начала, общего окончания и общего заглавия. На картине запечатлен один жизненный момент, и он уже не изменится. Мы можем только догадываться, что было до этого момента и что будет дальше. Но изменений не будет. Значит, сочинение, в котором отразится статичное содержание картины, будет описанием..

    Наша же задача выстроить текст-описание спортивных действий. Композиция таких текстов трехчленная, а именно:

    1. подготовка спортсмена к действиям;
    2. выполнение этих действий;
    3. оценка спортивных действий самим спортсменом, его тренером или зрителями, судьями и т.п.

    2. Беседа по картине. Формулировка основной мысли работы (“Футбол – интересная игра”, “Футбол –это увлекательное зрелище”, “Футбол интересен всем” и т.д.)

    Давайте назовем те предметы, что мы видим на картине (мальчик на воротах, девочка, мужчина, собака, группа зрителей…)

    Почему картина называется “Вратарь”? Что говорит о том, что на картине изображен фрагмент футбольного матча? Что отражено в названии – тема картины или основная мысль автора? (Во время беседы учащиеся делают на черновиках “заготовки” к будущему сочинению.)

    Задание.

    Внимательно посмотрите на картину ещё раз и запишите ключевые слова, которые составляют канву описания, и наиболее точные, выразительные, уместные слова, словосочетания, обороты, предложения. (Мальчик стоит в воротах: колени согнуты, голова опущена, острые глаза смотрят вперед…).

    3. Работа с планом.

    • Мальчик на воротах.
    • Зрители
    • Футбольное поле
    • Мое отношение к картине

    (Подчеркиваем, что план дан лишь для ориентировки, его можно изменять, дополнять, строить описание в другой последовательности).

    4. Чтение одной из ученических работ. Составление устной рецензии по ней.

    Был осенний теплый день. После уроков ребятишки задумали играть в футбол. Все было уже подготовлено к игре. И игра началась. К площадке подходили ребята, которые интересовались игрой. Даже мужчина пришел посмотреть эту увлекательную игру. Зрители сидели на досках и с увлечением наблюдали. Но вдруг раздался свисток, и судья сказал, что надо бить пенальти. Широко расставив ноги, вратарь напрягся и всматривался только в одну точку, на мяч. Зрители с нетерпением ждали удара, с волнением они следят за увлекательной игрой. Белая пушистая собачонка, удобно устроившись на мягкой травке, наблюдала за игрой с волнением и интересом. Юные футболисты одеты по-осеннему. Согнувшись и упершись руками в колени, вратарь ожидает, что вот-вот последует удар. Он сейчас не думает ни о чем. Взгляды зрителей устремлены на мяч. Вот-вот сейчас последует удар.

    (Оценка за содержание “3”. Почему?)

    Рецензия. Получилось перечисление того, что изображено на картине. Основная мысль сформулирована нечетко. Описание действий сведено к описанию поз. Нарушена логика изложения. Допущен повтор слов. Нет отношения автора.

    5. Работа по подбору лексических и текстовых синонимов для связи предложений, чтобы избежать назойливого повторения одних и тех же слов.

    (броситься, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться; внимательно, сосредоточенно; быстрый, торопливый, стремительный, проворный…)

    6. Работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок

    а)

    Вспомни, как пишутся эти слова

    Смотри, как пишутся эти слова

    С мячом, притормаживая, к вратарской площадке, опасная передача, нарастающий гул болельщиков, прибежав на помощь, растирая рукой колено, защищая ворота

    Не прикасаясь рукой к мячу, ушибленное колено, пенальти, некоторое время внимательно смотрел, широко расставив ноги, положив руки на колени, внимательно следил за действиями противника

    (В левый столбик записаны слова, правописание которых учащиеся вспоминают на основе изученных правил, после объяснения запись стирается. В другой столбик записаны слова, выполняющие роль справочника, эта запись сохраняется до конца работы над сочинением)

    б) повторение знаков препинания при однородных членах, в простом предложении с деепричастным оборотом, в сложном предложении.

    7. Выбор адресата.

    Чтобы проще было писать, изберите для себя адресата, т.е. того, кого вы бы хотели иметь своим первым читателем. Никому об адресате не говорите и в сочинении о нем тоже не пишите, это ваш секрет, только вы будете знать о нем. Ваш адресат будет вам помогать – вы с ним будете советоваться, для него стараться, его спрашивать, ему рассказывать. Подумайте над первым предложением.

    Соблюдайте единый временной план описания. Представьте себе: то, что изображено на картине, вы видите сейчас в действительности и рассказываете об этом, употребляя глаголы настоящего времени.

    8. Написание сочинения и его редактирование по плану:

    Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.

    Прочитайте черновик вслух, прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок и недочетов. Устраните их.

    Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок. Исправьте их.

    Домашнее задание: переписать сочинение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

    Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

    Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"

    Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....

    Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"

    Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...

    Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

    Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....

    Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"

    Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....

    Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

    В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

    Урок развития речи по картине И.Грабаря "Ясный осенний вечер"

    Цель: формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;        ...