Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Гордиенко Елена Владимировна

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на     основе  чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_klass.docx82.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Пояснительная записка.

к рабочей программе по русскому языку в 5 классе

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

Федеральные программы:

  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГО, 2011 год).

Федеральные постановления:

  • постановление правительства от 19.03.2001 № 196. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Федеральные приказы:

  • приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004  №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
  • приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
  • приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
  • приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
  • приказ Минобрнауки России от 01.02.2012  № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
  • приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

Федеральные распоряжения:

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Федеральные письма:

  • письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 25.04.2013 № 236 «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2013-2014 учебный год»;

  • Устав МБОУ СОШ №7 г.Сальска

  • Учебный план МБОУ СОШ №7 на 2013-2014 учебный год
  • Годовой календарный график МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2013-2014  учебный год.

 Рабочая программа по русскому языку в 5 классе, составлена  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года в соответствии с БУП 2004 года на основе программы для 5-9 классов   под редакцией С.И.Львовой. (М.: Мнемозина, 2009)

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 784часа для обязательного изучения русского языка на базовом уровне ступениосновного (полного) общего образования.

 В 5 классе на изучение предмета отводится 245 часов из расчета 7 часов в неделю (35 учебных недели) в т. ч. на контрольные работы отводится  10 часов, на проверочные работы отводится 4 часа, на контрольные сочинения отводится 3 часа, на изложения отводится 2 часа, на развитие речи 34 часа.

        В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2013-2014учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 239 часов

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (творческие и контрольные работы, тестирование) и устный опрос.

Виды учебной деятельности: беседа по вопросам, пересказ, тест на знание материала, экспресс – опрос «да-нет», взаимопроверка, самоконтроль, индивидуальные задания, сочинения- миниатюры, сочинения - рассуждения, развернутый письменный ответ, словарный диктант.

Изучение курса русского языка на базовом уровне направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению родному языку:

 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка, об особенностях русского речевого этикета;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по русскому языку с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений в собственной речевой практике.

Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

Общеучебные компетенции:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Предметные компетенции:

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая)компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка , формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно- нравственных и эстетических качеств личности школьника. В связи с этим данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системныйподход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на     основе  чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению и составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней  школой.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации в процессе обучения надпредметной  функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения школьник получает возможность совершенствовать и расширять круг  общеучебных  умений, навыков, способов деятельности.

В 5 классе,  как и в предыдущих, большое место занимает речевая деятельность, а также повторение основных разделов морфологии. Основная направленность курса - синтаксис и пунктуация, в ходе изучения которых учащиеся должны научиться правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; проводить синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

На изучение курса учебным планом школы добавлен 1 час в неделю, что позволило увеличить  количество часов при  изучении разделов «Текстоведение», «Словосочетание», «Строение простого предложения», «Односоставные предложения», «Простое осложненное предложение».

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка  5 класса

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

Аудирование. Дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с остановкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Чтение. Прогнозировать содержание текста исходя из анализа названия, содержание эпиграфа и на  основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержание статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей; при необходимости переходить на изучающее чтение; читать и пересказывать небольшие по объему текста о выдающихся отечественных лингвистах.

Говорение. Пересказывать текст, отражать свое понимание проблематике и позиции автора исходного текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; составлять инструкция по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или закончить разговор и т. п.

Письмо. Пересказывать фрагмент прослушанного текста; пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуры и языковые особенности исходного текста; создавать портретные очерк, проблемную статью, репортаж о событии; писать заметки, рекламные аннотации ; составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.

Текстоведение. Находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических  норм.

Морфемика  и словообразование .Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;  подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п. ); оценивать уместность употребления слов  с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения  с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного  разбора; использовать различные синтаксические инструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Уметь:

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- уместно использовать характерные для публицистики средства языка, (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция),  риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.);

-находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок;

-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических  норм.

-подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

-оценивать уместность употребления слов  с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания;

-распознавать части речи и их формы

-применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм

Содержание тем учебного курса.

I.Лингвистика – наука о языке (2 часа) Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка великих людей о русском языке.

II.Введение в лингвистику(вводный курс).

1)Фонетика ( 8 час) Разделы лингвистики, изучающие устную речь: фонетика, орфоэпия. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.

2) Орфоэпия(4 часа).Орфоэпия как раздел лингвистики.  Произношение гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных.  Произношение согласных звуков.  Особенности произношения согласных звуков.   Особенности произношений сочетаний согласных звуков.   Орфоэпический словарь. Допустимые варианты произношения и ударения. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова.

3) Графика (7 часов). Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация.  Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике.

4) Морфемика (9 часов)Морфема как раздел лингвистики. Иметь представление о морфеме как мельчайшей значимой части слова. Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое  окончание. Связь морфемики и орфографии. Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Виды морфем. Морфемные модели слов. Чередование гласных в морфемах. Типы чередований гласных. Чередование согласных в морфемах. Типы чередований согласных

5) Лексикология  (12 часов)

6) Орфография ( 18 часов)

7). Морфология (5 часов)  

8).  Культура речи (8 часов)

9) Синтаксис и пунктуация (43 часа)

10) Текстоведение (14 часов)    

III.Основные разделы лингвистики. Систематический курс.

1) Словообразование (20 часов)

2) Лексикология и фразеология (24 часа)

 3) Морфология(62 часа) а) Имя существительное (23 часа) б) Имя прилагательное (22 часа) в) Глагол (17 часов)

IV. Повторение изученного материала в 5 классе (1 ч.)

Учебно-методическое обеспечение

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

1

Русский язык. 5класс в 3 ч.

С.И.Львова, В.В.Львов

М.: Мнемозина

2010

2

Рабочая тетрадь «Проверь себя»

Л.В.Прохватили

М.: Мнемозина

2009

3

Русский язык. Тренировочные задания.класс

С.И.Львова,

Т.И.Замураева

М.: Эксмо

2009

4

Программа образовательных учреждений по русскому языку для 5 -11 классов

С.И.Львова

М.: Мнемозина

2010

5

«Уроки русского языка в 5 классе: поурочное планирование.

Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова

М.,Вако

2009

5

www.gramota.ru

6.

Диск Русский язык.

1 С: Репетитор

2009

7.

Диск  Тесты. Русский язык.5-9 классы

«Учитель»

2009

 

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 5 класс.

Раздел/ Тема

Дата

Требования к уровню подготовки  учащихся

Способы отслеживания результатов обучения

Знать/понимать

Уметь

I.

Лингвистика – наука о языке (2 часа)

Знать основные разделы лингвистики, единицы языка.  

Понимать содержание научно-учебного текста,

(Основные разделы лингвистики.Основные единицы языка и речи.)

Учиться извлекать информацию из разных источников. Доказательно отвечать на вопросы учителя.

1

Лингвистика как наука о языке и речи.

2.09

2.

 Писатели  о богатстве и выразительности русского языка.

2.09

II.

Введение в лингвистику

(вводный курс)

1)Фонетика (8 час)

Иметь представление о фонетике как разделе лингвистики, её основных единицах, о слоге как единице фонетики, об особенностях и роли ударения в русском языке.

Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику. Использовать элементы транскрипции, находить явления звукописи; правильно произносить гласные и согласные в слове, работать с орфоэпическим словарём;  точно использовать термины.

3.

Фонетика как раздел лингвистики.

4.09

4.

Подготовка к сочинению по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

5.09

5.

Р.Р. Сочинение №1 по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

5.09

Сочинение-описание №1

6.

Фонетический разбор.

6.09

7.

Проверочная работа №1 по теме: «Фонетика»

7.09

П/ работа №1.

8.

Работа над ошибками

9.09

9.

Слог. Ударение.

9.09

10

Особенность словесного ударения в русском языке.

11.09

2) Орфоэпия 4 часа

Знать  орфоэпические нормы слов.

Уметь адекватно понимать информацию, пользоваться орфоэпическим и орфографическим  словарями; различать понятия орфография, фонетика, орфоэпия; правильно излагать свои мысли, соблюдать основные правила орфографии, осуществлять речевой самоконтроль.

11

Орфоэпия как раздел языкознания.

12.09

12

Произношение гласных звуков.

12.09

13

Произношение согласных звуков. Словарный диктант.

13.09

14

Словари.

14.09

3). Графика (7 часов)

Знать русский алфавит. Понимать  различия между звуками и буквами, звуковое значение букв е, ё, ю, я и роль букв ъ и ь.

Правильно произносить буквы русского алфавита, использовать алфавит в практической деятельности, производить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

15

Графика как раздел лингвистики.

16.09

16

Алфавит и его использование.

16.09

17

Звуки и буквы.

18.09

18

Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

19.09

19

Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

19.09

20

Контрольная работа №1  по пройденным темам

20.09

Контрольная работа №1

21

Работа над ошибками

21.09

4) Морфемика (9 часов)

Знать о морфеме как мельчайшей значимой части слова, понятие о чередовании гласных и согласных в морфемах.

Морфемы словообразующие и формообразующие.

Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; производить морфемный разбор слова, применять поморфемную запись, пользоваться этимологическим словарём и словарём морфем, использовать словообразовательные модели в практике, понимать значение суффиксов в выражении оценки в художественной речи.

22

Морфемика как раздел лингвистики.

23.09

23

Морфема - значимая часть слова.

23.09

24

Контрольная работа по текстам администрации  Морфемы.

25.09

Контрольная работа

25

Морфемы.

26.09

26

Морфемная модель.

26.09

27

Чередование гласных и согласных в морфемах.

27.09

28

 Чередование гласных и согласных в морфемах.

28.09

29

Проверочная работа №2 по теме: «Морфемика»

30.09

П/работа №2.

30

Лексикология как раздел лингвистики.

30.09

5) Лексикология  (12 часов)

Лексическое значение слова, основные способы объяснения лексического значения.

Объяснять лексическое значение слова разными способами, уметь пользоваться различными словарями для выбора наиболее точного слова, уместно использовать слова-синонимы с учётом их стилистической окрашенности, использовать слова одной тематической группы при конструировании высказывания или предложения с обобщающими членами; правильно распределять слова на тематические группы

31

Лексическое значение слова

2.10

32

Основные способы объяснения лексического значения.

3.10

33

Толковый словарь. Словари синонимов и антонимов.

3.10

34

Тематические группы слов.

4.10

35

Тематические группы слов.

5.10

36

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Три царевны подземного царства»

7.10

37

Р.Р.Сочинение по картине В.М. Васнецова «Три царевны подземного царства»

7.10

38

Контрольная работа №2 по теме: «Лексикология» (зачёт)

9.10

Сочинение по картине

39

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка».

10.10

К/ работа №2

40

Р.Р.Сочинение по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка».

10.10

41

Работа над ошибками

11.10

42

Орфография как раздел лингвистики..

12.10

Сочинение по картине

6) Орфография ( 18 часов)

43

Правописание  гласных в корнях слов.

14.10

Знать об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов, о роли грамотного письма в процессе общения. Понимать возможностями орфографии для точной передачи смысла речи, разделами русской орфографии и системой орфографических правил для каждого раздела.

Правописание окончаний.

Соблюдать основные правила орфографии, соблюдать основной принцип написания морфем (единообразного написания), опознавать орфограммы, группировать слова по видам орфограмм, объяснять правописание анализируемых слов, графически обозначать орфограммы, использовать орфографический словарь для самоконтроля и при возникновении трудностей написания слов, самостоятельно подбирать слова на изученное правило.

44

Правописание  гласных в корнях слов.

14.10

45

Правописание  гласных в корнях слов.

16.10

46

Правописание  согласных в корнях слов.

17.10

47

Правописание  согласных в корнях слов.

17.10

48

Правописание согласных в корнях слов.

18.10

49

Правописание согласных в корнях слов.

19.10

50

Правописание согласных в корнях слов.

21.10

51

Виды орфограмм в окончании.

21.10

52

Виды орфограмм в окончании.

23.10

53

Виды орфограмм в окончании.

24.10

54

Правописание слов с Ь и Ъ.

24.10

55

Правописание слов с Ь и Ъ.

25.10

56

Слитные, дефисные и раздельные написания.

26.10

57

Слитные, дефисные и раздельные написания.

28.10

58

Контрольная работа №3 по теме: «Орфография»

28.10

Контрольная работа №3

59

Р/Р.Изложение №1 «Берёзовый праздник»  (206)

30.10

Изложение№1

60

Работа над ошибками.

31.10

7). Морфология (5 часов)

Знать морфологию как раздел грамматики. Понимать, что является объектом ее изучения.

Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание.

Распознавать части речи с учётом различных признаков слов: общего грамматического значения, типичных суффиксов и окончаний, морфологических признаков, синтаксической роли.

61

Морфология как раздел грамматики.

31.10

62

Морфология как раздел грамматики.

1.11

63

Морфология как раздел грамматики.

2.11

64

Образование форм слова с помощью окончания.

11.11

65

Образование форм слова с помощью окончания.

11.11

8).  Культура речи (8 часов)

Знать об основных требованиях к речи: правильность, точность, чистота, выразительность, уместность; понятие речевой ситуации, её основными элементы, речевой этикет и речевые формулы.

Использовать в речи различные речевые формулы, уметь оценивать свою речь с точки зрения соответствия её нормам речевого этикета осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения,  правильно излагать свои мысли, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации.

66

Культура речи как раздел лингвистики.  

13.11

67

Соблюдение норм современного русского языка.

14.11

68

Орфографические и пунктуационные нормы

14.11

69

Речевой этикет как правила речевого поведения.

15.11

70

Понятие речевой ситуации. Употребление в речи  этикетных слов.

16.11

71

Р.Р. Изложение на лингвистическую тему «Культура речи».

18.11

Изложение

72

Работа над ошибками

18.11

73

Этикетные слова

20.11

9) Синтаксис и пунктуация (43 часа)

Знать понятия синтаксиса и пунктуации; отличительные признаки словосочетания, его строение, виды по способу выражения главного слова, типичные модели, виды связи слов в словосочетании; понятие о главных и второстепенных членах предложения, виды сказуемого, виды предложений по цели высказывания, интонации, осложнению. Понимать условия постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым, внутри  и в конце предложения.

Основные группы пунктуационных правил.

Выделять словосочетания в предложении, распознавать и конструировать словосочетания изученных видов.

Различать виды предложений на основе их смыслового и грамматико - интонационного анализа.

Выделять грамматическую основу в простых и сложных предложениях; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; составлять схемы предложений.

Производить синтаксический разбор предложения.

Интонационно правильно произносить предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, правильно ставить знаки препинания.

Правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций

74

Синтаксис как раздел лингвистики.

21.11

75

Виды словосочетаний.

21.11

76

Типичные модели словосочетаний.

22.11

77

Виды связи слов.

23.11

78

Виды связи слов.

25.11

79

Предложение как единица синтаксиса.

25.11

80

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине по картине И.И.Фирсова «Юный живописец»

27.11

Сочинение по картине

81

Р.Р.Сочинение по картине по картине И.И.Фирсова «Юный живописец»

28.11

82

Члены предложения. Главные члены предложения.

28.11

83

Основные типы грамматических основ.

29.11

84

Тире в простом предложении.

30.11

85

Второстепенные члены предложения.

2.12

86

Определение. Словарь эпитетов.

2.12

87

Дополнение.

4.12

88

Дополнение.

5.12

89

Обстоятельство.

5.12

90

Обстоятельство.

6.12

91

Контрольный диктант  №4 по теме: «Синтаксис»

7.12

Контрольная работа №4

92

Виды предложений по цели высказывания.

9.12

93

Виды предложений по цели высказывания.

9.12

94

Виды предложений по эмоциональной окраске.

11.12

95

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине С.А.Виноградова «Весна»

12.12

96

Р.Р.Сочинение по картине С.А.Виноградова «Весна» (упр.406).

12.12

Сочинение по картине

97

Виды предложений по наличию второстепенных членов.

13.12

98

Виды предложений по количеству грамматических основ.

14.12

99

Простые и сложные предложения.

16.12

100

Простое осложнённое предложение.

16.12

101

Простое осложнённое предложение.

18.12

102

Проверочная работа №3 по теме: «Предложение»

19.12

Проверочная работа №3

103

Предложения с прямой речью.

19.12

104

Р.Р.Изложение по теме: «Поющие                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       деревья»

20.12

Изложение

105

Предложения с прямой речью.

21.12

106

Диалог.

23.12

107

Основные разделы пунктуации.

23.12

108

Контрольная работа №5 по теме: «Предложение»

25.12

109

Основные разделы пунктуации.

26.12

110

Простое осложнённое предложение.

26.12

К/работа №5 (зачёт)

111

Работа над ошибками.

27.12

112

Синтаксический разбор предложения.

28.12

113

Основные разделы пунктуации.

13.01

114

Знаки препинания в простом предложении

13.01

115

Знаки препинания в сложном предложении

15.01

116

Связь пунктуации и синтаксиса

16.01

10) Текстоведение (14 часов)

Знать понятие текстоведения как раздела лингвистики, основные признаки текста. Понимать назначение плана. Знать основные нормы построения текста. Понимать различие в содержании, языковых средствах и строении разных типов речи,  требованиями к образцовому тексту.

Проводить смысловой анализ текста

Определять тему, основную мысль текста, опознавать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи, находить типовые фрагменты, делить текст на абзацы, составлять план. Исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении, создавать тексты разных типов речи, уместно употреблять соответствующие языковые средства

117

Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте.

16.01

118

Типы речи. Повествование.

17.01

119

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине В.Е.Маковского «В жаркий день»

18.01

120

Р.Р.Сочинение по картине В.Е.Маковского «В жаркий день»

20.01

Сочинение по картине

121

Описание.

20.01

122

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».

22.01

123

Р.Р.Сочинение № 2 по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».

23.01

Сочинение №2 по картине

124

Рассуждение.

23.01

125

Анализ текста.

24.01

126

План текста.

25.01

127

Р.Р.Подготовка к изложению по  теме «Маленькое чудовище».

27.01

128

Р.Р.Изложение по теме «Маленькое чудовище».

27.01

Изложение

129

Основные нормы построения текста.

29.01

130

Редактирование.

30.01

III.

Основные разделы лингвистики. Систематический курс

1) Словообразование (20 часов)

Знать основные разделы систематического курса лингвистики. Иметь представление о словообразовании как одном из источников пополнения словарного запаса русского языка. Знать основные способы словообразования. Видеть взаимосвязь морфемики и словообразования.

Уметь определять способ словообразования, выделять исходные морфемы; применять правила для написания чередующихся гласных в корне, приставок, о-ё после шипящих, разбирать слова по составу, пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения

131

Словообразование как раздел лингвистики.

30.01

132

Основные способы словообразования.

31.01

133

Правописание букв о-а в корнях с чередованием.

1.02

134

Правописание букв о-а в корнях с чередованием.

3.02

135

Правописание букв о-а в корнях с чередованием.

3.02

136

Буквы о-ё после шипящих в корнях слов.

5.02

137

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

6.02

138

Р.Р.Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

6.02

Сочинение по картине

139

Словообразование имён существительных.

7.02

140

Словообразование имён прилагательных.

8.02

141

Словообразование глаголов.

10.02

142

Р.Р.Изложение на тему:«Символ России»

10.02

Изложение

143

Правописание приставок.

12.02

144

Правописание приставок.

13.02

145

Морфемный разбор.

13.02

146

Проверочная работа №4 по теме: «Словообразование »

14.02

П/работа №4.

147

Р.Р.Подготовка к сочинению по картинеН.М.Ромадина «Вербы в половодье»

15.02

148

Р.Р.Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Вербы в половодье»

17.02

Сочинение по картине

149

Морфемное строение слова

17.02

К/работа №6

150

Контрольная работа №6  по теме: «Словообразование» (тест).

19.02

2) Лексикология и фразеология (24 часа)

Знать определение синонимов, антонимов, омонимов. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов.

Тропы (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение).

Лексическое богатство русского языка.

Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слов.

Подбирать синонимы, антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики.

Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический минимум.

Уместно использовать в речи лексику ограниченного употребления, правильно употреблять термины.

Толковать фразеологизмы и уместно использовать в речи.

Производить лексический разбор слова.

151

Лексикология как раздел лингвистики.

20.02

152

Слова однозначные и многозначные.

20.02

153

Прямое и переносное значение слова.

21.02

154

Тропы.

22.02

155

Тропы.

24.02

156

Синонимы.

24.02

157

Синонимы.

26.02

158

Антонимы.

27.02

159

Антонимы.

27.02

160

Омонимы.

28.02

161

Омонимы.

1.03

162

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща»

3.03

163

Р.Р.Сочинение по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща»

3.03

Сочинение по картине

164

Исконно русские и заимствованные слова.

5.03

165

Написание Ы-И после Ц.

6.03

166

Лексика ограниченного употребления.

6.03

167

Устаревшие слова.

7.03

168

Устаревшие слова.

10.03

169

Фразеология

10.03

170

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Иван -царевич на Сером Волке»

12.03

171

Р.Р.Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван -царевич на Сером Волке»

13.03

Сочинение по картине

172

Терминологическая лексика.

13.03

173

Фразеология как раздел лингвистики.

14.03

174

Фразеологизмы, их языковые особенности.

15.03

175

Контрольная работа №7  по теме: «Лексикология»(зачёт)

17.03

К/работа №7

176

Грамматика и её основные разделы.

17.03

3) Морфология( 62 часа)

а) Имя существительное (23 часа)

Знать принципы классификации частей речи; постоянные и непостоянные признаки имени существительного; основные способами словообразования; правописание суффиксов имён существительных (чик-щик, ек-ик), условия слитного и раздельного написание НЕ с именами существительными. Понимать грамматические различия одушевлённых и неодушевлённых существительных; с именами существительными собственными и нарицательными.

Правильное употребление имён существительных.

Употребление прописной буквы при написании собственных имён существительных.

Распознавать типичные суффиксы имён существительных, употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, узнавать приёмы олицетворения в художественных текстах.

Употреблять прописную букву при написании собственных имён существительных, правильное произношение отчеств и несклоняемых существительных.

Уметь определять род, и тип склонения по суффиксу и окончанию, производить морфологический разбор, употреблять имена существительные в соответствии с основными орфоэпическими нормами.

177

Грамматика и её основные разделы.

19.03

178

Имя существительное как часть речи.

20.03

179

 Правописание суффиксов -чик-, -щик-.

20.03

180

Правописание суффиксов –ек-,-ик-(-чик-).

21.03

181

 Собственные и нарицательные имена существительные.

22.03

182

Прописная буква

2.04

183

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

3.04

184

Род имён существительных

3.04

185

Р.Р.Изложение№ 2 «Сколько родов у имён существительных»

4.04

Изложение №2

186

Написание НЕ с именами существительными.

5.04

187

Написание НЕ с именами существительными.

7.04

188

Написание НЕ с именами существительными.

7.04

189

Склонение имён существительных.

9.04

190

Непостоянные признаки имён существительных.

10.04

191

Число имён существительных.

10.04

192

Безударные окончания е-и в именах существительных.

11.04

193

Имя существительное как член предложения.

12.04

194

Проверочная работа №5 по теме: Имя существительное

14.04

П/работа №5 (тест)

195

Правильное употребление имён существительных.

14.04

196

Морфологический разбор имени существительного.

16.04

197

Культура речи

17.04

198

Контрольный диктант №8  по теме: «Имя существительное» .

17.04

к/работа №8

199

Работа над ошибками

18.04

б) Имя прилагательное (22 часа)

Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Имя прилагательное как член предложения.

Распознавать имена прилагательные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний.

Уметь работать с учебным словарём эпитетов, подбирать прилагательные-синонимы с учётом стилистической характеристики текста; распознавать прилагательные в прямом или переносном значении, устанавливать разряд, определять способ словообразования.

Уметь правильно образовывать, произносить, писать и употреблять имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Определять орфограммы, связанные с написанием имён прилагательных.

Производить морфологический разбор имён прилагательных.

200

Имя прилагательное как часть речи.

19.04

201

Роль имён прилагательных в речевом высказывании.

21.04

202

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине  В.М. Васнецова «Алёнушка»

21.04

203

Р.Р.Сочинение № 3 по картине  В.М. Васнецова «Алёнушка»

23.04

Сочинение №3 по картине

204

Морфологические признаки имени прилагательного.

24.04

205

Разряды имен прилагательных

24.04

206

Разряды имен прилагательных

25.04

207

Разряды имен прилагательных

26.04

208

Непостоянные морфологические признаки.

28.04

209

Степень сравнения имён прилагательных.

28.04

210

Полные и краткие имена прилагательные.

30.04

211

Полные и краткие имена прилагательные

2.05

212

Склонение имён прилагательных.

3.05

213

Склонение имён прилагательных.

5.05

214

Синтаксическая роль имени прилагательного.

5.05

215

Р.Р.Культура речи. Правильное употребление прилагательных.  

7.05

216

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.

8.05

217

 Морфологический разбор имени прилагательного.

8.05

218

 Морфологический разбор имени прилагательного.

10.05

219

Употребление имён прилагательных.

12.05

220

Контрольная работа №9 по теме: Имя прилагательное

12.05

К/ работа №9 Тест

221

Работа над ошибками

14.05

в) Глагол (17 часов)

Вид глагола. Видовая пара.

Правописание суффиксов глаголов.–ива-(-ыва-),-ева-(-ова-).

Изменение глаголов по наклонениям.

Правописание Ь знака в глаголах повелительного наклонения

Морфологический разбор глагола.

Уметь распознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний, различать способ словообразования, уметь точно употреблять в речи, распознавать орфограммы, связанные с написанием глаголов.

Уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи разных оттенков побуждения к действию, употреблять в различных стилях.

Производить морфологический разбор глагола, употреблять в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

222

Глагол как часть речи.  Инфинитив.

15.05

223

Морфологические признаки глагола.

15.05

224

Правописание суффиксов глаголов

16.05

225

Переходные и непереходные глаголы.

17.05

226

Возвратные и невозвратные глаголы.

19.05

227

Корни с чередующимися гласными.

19.05

228

Корни с чередующимися гласными.

21.05

229

Условное наклонение

22.05

230

Повелительное наклонение.

22.05

231

Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам.

23.05

232

Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.

24.05

233

Изменение глаголов настоящего времени. Безличные глаголы.

26.05

234

Контрольный диктант №10 по теме: «Глагол» 

26.05

К/работа №10

235

Работа над ошибками

28.05

236

Правильное употребление глагола.

29.05

237

Синтаксическая роль глагола.

29.05

238

Р.Р. Культура речи. Употребление глагола.

30.05

IV.

 Повторение изученного в 5 классе (1ч.)

Разделы лингвистики и их основные единицы.

239

Разделы лингвистики

31.05

Всего 239час

 

К.д.- 10   Соч. – 3   Изл. – 2    Провер. р. - 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...