Предупреждение речевых и грамматических ошибок
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Якунчева Лидия Николаевна

Пояснительная записка

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Школьная грамматика зачастую превращается в сухой перечень правил, далеких от жизни. К сожалению, что забывается, что грамматика изучается в контексте практических целей познания языка. Учащиеся настойчиво учат «русский язык» – запоминают многочисленные правила и определения, переписывают упражнения. На уроках русского языка главное внимание уделяется вопросам правописания. Между тем нормы речи, обогащение словаря учащихся, предупреждение речевых и грамматических ошибками остается вне поля зрения учителя.

Модернизация образования и укрепление связи теории с жизнью потребовали такой организации работы по русскому языку, при которой учащиеся на разнообразном речевом материале учились бы правильной, точной и экономной речи.

В школьной практике работа над речевыми ошибками проводится обычно после того, как они появляются в тетрадях учащихся. Полезность таких разборов не вызывает сомнений. Но для подлинного усвоения языка и речевой культуры только этой работы явно недостаточно.

В процессе обучения школьников русскому языку необходимо не столько анализировать ошибки, уже имеющиеся в тетрадях учащихся, сколько вести планомерную работу по их предупреждению. Речевые неправильности в памяти учащихся сохраняются длительное время. Поэтому разумнее исправлять ошибки, не дожидаясь их появления в речи.

Организуя занятия по предупреждению ошибок, учитель охватывает широкий речевой материал, непосредственно связанный с той или иной грамматической темой. Работа по предупреждению ошибок, таким образом, становится плановой, конкретной и определяемой известными рамками.

Знание лингвистической теории – это та путеводная нить, которая помогает учащимся правильно ориентироваться в языковых явлениях. Теоретическое использование разных языковых единиц способствует активизации их использования в речи учащихся, а также усвоению правил их функционирования. Каждая теоретическая тема школьной программы содержит большие возможности для развития речевых навыков учащихся. Однако они используются не полностью.

Нами составлена программа спецкурса «Предупреждение речевых и грамматических ошибок» в связи с изучением морфологии. Она должна восполнить обозначенные выше пробелы в языковой подготовке учащихся.

Основные понятия, которыми овладевают учащиеся на занятиях по курсу, условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся понятия, связанные с классификацией речевых ошибок при учете замысла пишущего, связи их с двумя формами речи – устной и письменной, а также системного рассмотрения фактов. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи» – речь правильная и хорошая, признаки хорошей речи, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность речи. Очевидно, что усвоение данных понятий на теоретическом уровне не является самоцелью. Основной задачей курса в таком случае выдвигается совершенствование и развитие речевых умений учащихся, их обучение умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного речевого задания.

Реализация программы спецкурса потребует от преподавателя применения соответствующих методов. Основными из них являются наблюдение за использованием языковых средств, анализ текста, а также обобщение изученного материала.

Для эффективной организации учебной деятельности учащихся нами выделяется несколько направлений предупреждения речевых ошибок:

1. Опережающее предупреждение – «дотеоретическое».

2. Развивающий потенциал речевой среды – воспитание любви к книге, развитие читательского вкуса.

3. Связь со школьным лингвистическим курсом.

4. Роль устных, письменных изложений и сочинений в предупреждении речевых и грамматических ошибок.

5. Роль словарей и справочников.

6. Развитие обеих форм речи – устной и письменной.

При формировании предусмотренных программой умений преподаватель использует различные типы упражнений:

– выбор одной из двух или более возможностей;

– трансформация, сопровождаемая выбором;

– конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня;

– работа с текстом, содержащим речевые ошибки;

– анализ языковых средств с перспективой их дальнейшего использования.

Кроме того, необходимо предусмотреть выполнение учащимися таких заданий, которые тренировали бы их в составлении связных высказываний различного характера.

Программа

Имя существительное

Ошибки в определении рода. Несоответствующие нормы употребления существительных общего рода. Ненормальное использование существительных мужского рода по отношению к лицам женского рода. Ошибки, связанные с категорией одушевленности и неодушевленности, с падежными формами. Модификация форм числа. Род несклоняемых существительных.

Имя прилагательное

Ошибки в образовании и употреблении полной и краткой формы. Варианты форм степеней сравнений, их стилистическое своеобразие. употребление притяжательных прилагательных.

Глагол

Нарушение видо-временной соотнесенности. Ошибки в образовании форм глаголов. Употребление параллельных форм глагола.

Местоимение

Перегрузка речи местоимением. Двусмысленность в употреблении местоимений. Нарушение согласования в числе и роде при употреблении местоимений третьего лица вместо существительных. Начальное Н- при местоимениях. Употребление возвратных и притяжательных, определительных и неопределительных местоимений.

Деепричастие

Нормы построения предложения с деепричастными оборотами, образования деепричастий, видо-временной соотнесенности.

Причастие

Нарушения норм согласования причастий и существительных. Не- соблюдение норм ударения в причастиях. Ошибки, связанные с выбором залога причастия, их образования. Видо-временная соотнесенность причастия и сказуемого в предложении. Построение предложений с причастными оборотами.

Числительное

Нормы сочетания собирательных числительных с существительными. Употребление слов «оба», «обе», «пара». Трудности в сочетании типа три (четыре) и более в смешанных числительных с существительными.

Предлог

Особенности смысловых оттенков предлогов и нормы их употребления. Синонимия предлогов. Предлоги при однородных членах предложения.

Союзы

Особые смысловые и стилистические оттенки противительных союзов. Ошибки, связанные с употребление двойных союзов. Ошибки в выборе подчинительных союзов.

Частицы

Особенности смысловых оттенков частиц и нормы их употребления. Место усилительных частиц в предложении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коммуникативных способностей учащихся по русскому языку с целью предупреждения и устранения языковых ошибок.

Хочу поделиться опытом по данной теме. Может быть, другим учителям мой опыт пригодится в работе. http://yadi.sk/d/9KvYlr2nG2bBW...

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК 7 класс

Теоретический материал для учащихся 7 класса "Речевые и грамматические ошибки", задания на закрепление темы...

Разграничение речевых и грамматических ошибок. Подготовка к ЕГЭ

Разграничение речевых и грамматических ошибок - одна из самых трудных тем для учащихся.Только каждодневная работа поможет выработать языковое чутье и  помочь справиться с заданиями ЕГЭ....

Типология речевых и грамматических ошибок

Мое выступление для учителей РМО...

Статья "Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка"

За последние годы лингвисты все чаще говорят о снижении уровня культуры речи. Поэтому перед учителями -словесниками стоит задача не только расширить словарный запас учащихся, но и добиться повышения у...

Презентация к внеурочному занятию по теме "Предупреждение речевых ошибок. Грамматические омонимы"

Данный материал предназначен для учащихся 6-7 классов, может быть использован как на уроках по лексикологии, так и на внеурочных занятиях при подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку....