«Имя числительное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Барабашкина Любовь Ивановна

Тип урока: урок-обобщение

Цель урока:1)создать условия для систематизации знаний учащихся об имени числительном

2) развитие умения находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, использовать числительное в речи

3) выяснить роль числительных в жизни человека.

4) способствовать развитию логического мышления, памяти.

Оборудование: компьютер, слайды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkhiv_winrar.rar193.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – обобщение по теме «Имя числительное» (6 класс)

Тип урока: урок-обобщение

Цель урока:1)создать условия для систематизации знаний учащихся об имени числительном

2) развитие умения находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, использовать числительное в речи

3) выяснить роль числительных в жизни человека.

4) способствовать развитию логического мышления, памяти.

Оборудование: компьютер, слайды

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент. 

-Здравствуйте, ребята.
Я знаю, что вы  все большие фантазеры. Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию. Но экскурсия эта не совсем обычная. Она поможет нам лучше познакомиться с городом, который мог бы существовать в вымышленной стране Морфологии.
Вопрос: Что же такое экскурсия?
…..
Экскурсия-это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
- С какой же целью мы совершим экскурсию?
(* Мы совершим экскурсию с образовательной целью).
- Да, ведь наша цель - во время экскурсии привести в систему все то, что мы уже знаем о правилах и законах тех жителей, которые населяют этот город.
Вопрос: Вы уже догадались, о каком вымышленном городе идет речь?
(* Это город Имя Числительное).
Вопрос: Пожалуйста, кратко сформулируйте цель нашей экскурсии.
(Цель экскурсии: подробнее познакомиться с именами числительными и привести в систему наши знания о них).
Запишите в рабочих тетрадях:

  1. Обобщение изученного о числительном. 
  2. – Итак, чтобы предупредить жителей этого города о нашем посещении, надо «позвонить по телефону».

Игра «Телефон». Используя код, определите разряды имен числительных. Запишите в виде телефона.

 

 

Ключ

Код

 

1

0,42 миллиметра

  2

Обознач. целые числа

 1

2

Семеро козлят

3

Дробные числит.

2

3

В 1993 году

  4

Собирательные

 3

4

3 дня и 3 ночи

  1

Порядковые

 4

5

Опять двойка

  5

Сущ.

 5

6

Стоквартирный дом

  6

Прил.

 6

Сверим номера – 23-41-56 (Молодцы…..)

  1. Вот мы уже у ворот города. Здесь нас встречают консультанты-экскурсоводы. На доске – карта города Числительное. Во время рассказа экскурсоводов записывайте в тетради числительные, встречающиеся в их речи.

1

Консультанты- экскурсоводы:
1. От ворот города Имя Числительное идут два широких проспекта: проспект  Количественных числительных и проспект Порядковых числительных.
Влево от первого проспекта отходит самая густонаселенная улица, на которой живут числительные, обозначающие целые числа. Здесь и числительное один, которое изменяется по числам, родам и падежам, и два, изменяющееся по родам и падежам, и полтора и его  богатый родственник  полтораста. В степи живут числительные от 5 до 20 и 30.  В домике с крылечком – от 11 до 19. Между корнями деревьев, выросших во дворе этого огромного дома, поселился мягкий знак. Другой мягкий знак живет в самом конце вот этого дома.
Украшением улицы стала клумба из
сорока роз, девяноста хризантем и ста тюльпанов.
По соседству с улицей Целых чисел - переулок Дробных числительных.  
Здесь все дома двухэтажные. В верхнем живут количественные, а в нижнем порядковые числительные, переселившиеся сюда с проспекта Порядковых числительных.
Совсем рядом улица Собирательных числительных. Жители этой улицы очень дружные, ведь их так мало. Ценят настоящую верную мужскую дружбу. Очень любят
детенышей животных и предметы только во множественном числе. Самый красивый дом на этой улице построили себе числительные оба и обе. 
Проспект Количественных числительных упирается в Фонтан окончаний. Ведь жители этого проспекта очень любят склоняться и менять окончания.
2. Если мы пойдем по празднично украшенному проспекту Порядковых числительных, то увидим, что здесь  царит идеальный порядок. Каждый дом здесь
индивидуален.
Старейший переулок Составных порядковых числительных застроился в тысяча двести двадцать перв
ом году, но склоняется только последний «дом».
И составные, и сложные, и простые порядковые числительные живут обособленно, изменяясь по числам, родам и падежам. Их окончания гордятся дружбой с прилагательными.
По соседству с проспектом застраивается Микрорайон сложных слов. Все дома здесь с двухэтажными квартирами специально для прилагательных.
Как раз сейчас в городе гастролирует бродячий цирк
существительных: это и фокусница «двойка», и жонглер «тройка». А приехавшие с цирком глаголы так напуганы потоком зрителей и неожиданным аншлагом, что требуют удвоить и даже утроить количество посадочных мест.
У стен города протекает речка Предложение (или Высказывание). Чтобы в ней искупаться, советуем вам посетить городской пляж. По ней можно даже прокатиться на лодке или катамаране.
Благодарим вас за внимание и предлагаем посетить этот удивительный город.

3.Учитель: Благодарим консультантов за интересную экскурсию. (Проверка выписанных из рассказа слов). А с помощью спринт - опроса  проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в этом городе.
1).Как мы отличим имена числительные от других частей речи?
(* По морфологическим признакам, по лексическому значению. Можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами).
2).На какие две группы делятся имена числительные?
(* Имена числительные делятся на порядковые и количественные).
3).Чем отличаются простые от составных? Привести пример.
(* Простые состоят из одного слова, составные из нескольких).
4). Какие числительные называются сложными? Привести пример.
(* Сложные – это числительные, образованные путем сложения основ. Например: пятьдесят, пятидесятый).
4.   Дальнейший спринт - опрос  вы продолжите в группах, с его помощью сможете проверить, насколько хорошо вы ознакомились с числительными и как умеете употреблять их в своей речи.
Пожалуйста, каждая группа проводит 5-минутный спринт - опрос по зачетной карточке  

«Маршрутный лист».



пп

Ф.и.о.ученика 

     Ь         в серед. и на конце числ. 

Скл. Ч. От 5-20 и 30 (11-19) 

      Скл.      числит. полтора, полтораста

Особ. скл. дробн. числ.               

Скл. числ оба, обе 

Итоговая оценка 

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5. По окончании работы старшие группы, пожалуйста, сдайте листы. Назовите 2 числа от 1 до 30. По списку в журнале у нас под  этими номерами __________________________. (Вопросы из маршрутного листа задаются  поочередно  то одному, то другому).
6.   Наибольшее затруднение обычно вызывает орфограмма, связанная с правописанием мягкого знака. Проверим, как вы, ребята, знаете эту орфограмму. Приготовьте карточки.
    Словарный диктант: 1 семьсот, 2 восемьдесят, 3 сорок, 4 двести,              5 одиннадцать, 6 шестнадцать, 7 девятьсот, 8 девятнадцать, 9 девяносто, 10 семнадцать.


№ пп

В середине

В конце

Нет « ь»

1.

*

 

 

2.

*

 

 

3.

 

 

*

4.

 

 

*

5.

 

*

 

6.

 

*

 

7.

*

 

 

8.

 

*

*

9.

 

 

 

10.

 

*

 

-     Старшие группы, пожалуйста, сдайте работы.
-     Где в нашем городе жили бы все эти числительные?
(* Они жили бы на проспекте Количественных числительных, на улице Целых чисел).
7. Об одном из этих числительных вам расскажет информационная группа. Откройте, пожалуйста, словари.
* Слово
сорок вначале было существительным и означало «мешок». Этот «мешок» вмещал четыре десятка собольих шкурок, которые раньше заменяли деньги. Дать сорок означало дать четыре десятка собольих шкурок – это количество было необходимо на пошив полной шубы. Постепенно слово сорок стало числительным, означающим «4 десятка».
Карточка: Вост. – слав. Сменило общеслав. Четыре десяте. Сорок – мешок, рубаха, затем мешок с 40  соболями.
Спасибо!  Как склоняется числительное сорок?
(* У числительного 40 две формы:
И=В  –
сорок
Р, Д, Т, П –
сорока)
Какие еще числительные склоняются так же, как числит. 40?
(* Числительные 90, 100).
Задание группам: Составьте и запишите 6 словосочетаний
Числит. (40, 90, 100) + сущ. (в косв. Падежах), используя словарную тему «Город»,  обозначая падеж, графически выделяя окончания числительных и существительных.
8. В нашем городе числительных есть театр. Актеры этого театра у нас в гостях. Театральная группа предлагает вам угадать, о каких именах числительных идет речь в этой миниатюрной сценке.
Выходят 
две ученицы.
Ученик (представляет с места): Катя – Ученица 3-го класса, читающая вслух какой-то рассказ. Таня – ее старшая сестра, ученица 6 класса, большой знаток русского языка.
Катя (читает): «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками…».
Таня (знающе):  Уверена, что среди восьмерых работающих не было ни одной женщины.
Катя (удивленно смотрит на Таню): Точно! Но как ты догадалась? Ведь ты не читала этого рассказа?
Таня (спокойно, важно): Нет, не читала. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…(к классу) Какую? Где в нашем городе живут эти числительные?  Ответьте!
Ответ: Двое и шестеро – это собирательные числительные, они сочетаются только с существительными мужского рода.
-Ребята! С какими еще существительными сочетаются собирательные числительные? 
(* Они сочетаются с существительными, обозначающими детей и детенышей животных и с существительными, употребляющимися только во множественном числе).
- Потренируемся. Запишите, раскрывая скобки.
Доска: прошло  5, 17, 7О (сутки)
купили  3, 13, 33 (ножницы)
Слова – «помощники»: больше, около, пара.
(Прошло пятеро суток; около семнадцати суток, более семидесяти суток. Купили трое ножниц, тринадцать ножниц, тридцать три пары ножниц).


9. А сейчас мы с вами посетим городской пляж и искупаемся в речке Предложение.

Перед вами задание: подчеркните числительные как члены предложения.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

Мы живём на пятом этаже. Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов.   Два да два – четыре. Разделите шесть на три. Пятеро учеников убирали класс.

 Школьный участок занимает десять гектаров.

Десять– числительное.

I. Занимает ( сколько?)  десять  (гектаров).

Н.ф. – десять.

II. Пост.: прост., колич., целое; непост.: - в винительном падеже.

III. Что? Десять гектаров.


-Количественные и порядковые числительные в нашем городе живут на разных проспектах. Представьте, что они заблудились. Помогите им:  скажите, на какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные.

Количественные – сколько?
Порядковые – который?

 

(*Чтобы определить, количественное это числительное или порядковое, надо задать к числительному вопрос: на вопрос сколько? отвечают количественные числительные, на вопрос какой? – порядковые).

-Ребята, а так уж ли важно уметь отличать количественные числительные от  порядковых?
(* Да, иначе мы будем неверно их склонять, неправильно употреблять в речи).
-Чем отличается склонение составных количественных числительных  от составных порядковых?
(*Склонение составных порядковых  числ. от  количественных  отличается тем, что у
к. ч.  склоняются все слова, а у п. ч. – только последнее слово).


Доска: прошло 1984 года     ( записать числительные с существительными в П. п.)
прошел 1984 год    
(*П. п.  О тысяче девятистах восьмидесяти четырех  годах – количественное числительное.
П.п. О тысяча девятьсот восемьдесят четвертом  годе – порядковое числительное).

10. Употребление числительных в речи.

-А на каких уроках вы используете в речи числительные?
(*Числительные используются на уроках биологии, географии, истории, литературы, конечно,  математики, рисования, музыки).
 

 Начнём с математики.

Прочитайте примеры, записанные на доске.

К 536 + 25= 561

(К пятистам тридцати шести прибавить двадцать пять будет пятьсот шестьдесят один)

К 139 + 84 = 223

(К ста тридцати девяти прибавить восемьдесят четыре будет двести двадцать три)

От 657 – 56 = 601(От шестисот пятидесяти семи отнять пятьдесят шесть будет шестьсот один)

От 468 – 20 =448 (От четырёхсот шестидесяти восьми отнять двадцать будет четыреста сорок восемь)

К  2/6 + 4/5 (К двум шестым прибавить четыре пятых)

К 6 7/8 + 2 5/9 (К шести целым семи восьмым прибавить две целых пять девятых).

11. О жителях нашего города написано много книг. Такую выставку подготовила оформительная группа. (Защита проекта информационной группы. Знакомство с термином аннотация, выставкой книг «О числительном и не только…»).

12 .Какие профессии тесно связаны с именами числительными?(Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)

А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именами числительными?

Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией.

714, 15, 3247,

16, 318, 140, 327,

3, 28, 220, 126, 145,

615, 18, 2225.

713, 116, 512, 43,

2 000 000, 320, 17, 333.

Назовите пословицы и поговорки, в которых употребляются имена числительные.

а)Ум хорошо, а два лучше.

Один в поле не воин.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

У умной головы сто рук.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

б)Фразеологизмы (Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом, менее выразительным.) Фразеологизмы яркие и выразительные средства русского языка.

Семь пятниц на неделе.

Семи пядей во лбу.

Одного поля ягода.

Два сапога пара.

Один на один.

Семеро одного не ждут.

В двух словах.

Лить слёзы в три ручья.

Заблудиться в трёх соснах.

Знать, как свои пять пальцев.

в)Загадки

1).У него – два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами./велосипед/

2).У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня. /светофор/

3).Братцев этих ровно семь

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом

Попрощается последний –

Появляется передний. /дни недели/

4).Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три больше станет. /шесть/

-Вот и закончилось наше путешествие по городу Имя Числительное. Путешествуйте – и вы будете мудрее!

Запишите, пожалуйста, домашнее задание:  

 составить кроссворд на тему «Имя числительное»
Приложение 
1.   ТЕОРИЯ – с помощью спринт - опроса,  по карточке «Маршрутный лист» по группам.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ-
1. «Ь» в числительных (карточка).
2. Склонение количественных числительных 40, 90, 100.
3. Употребление собирательных числительных.
4. Порядковые числительные (работа с текстом), умение отличать порядковые числительные от  количественных. Склонение составных числительных.
2.  Задания могут проецироваться на доску или быть заранее написаны на доске.
 3. У учеников на партах:
Чистый лист бумаги.            Листы «Телефон №_______».
Карточки-задания               Карточка спринт - опроса  «Маршрутный лист»
4. Группы:    Консультанты                Информационная 
Оформители                     Театральная     
Сюрпризная (Дидактическая)
5. Группы готовят к уроку:
Выставка «О числительном и не только…»
Этимология числительного «СОРОК»

Пословицы и поговорки

Фразеологизмы

Загадки
Карта города
Код телефона
Карточка для спринт - опроса
Карточки «Телефон №________» для каждого ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....