Обобщающий урок "Фонетико - орфографическая характеристика слова" по теме: "Фонетика" в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Касатова Марина Александровна

Обобщающий урок по теме: "Фонетика" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fon.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок

«Фонетико-орфографическая характеристика слова»

Цель:  повторение сведений по фонетике, орфографии;

 выявить умение ребят различать «звук – фонетика – буква»;

 способствовать развитию в учащихся логического и образного мышления;

воспитывать любовь и уважение к слову, к  русскому языку.

Ход урока.

I  Организационный момент.

(Психологический настрой ребят).

Слово учителя.

- Ребята, мы с вами накануне большого события: прощание с учебником «Фонетика и письмо», добро пожаловать, «Лексика, словообразование, морфология».

Поэтому вы должны собраться с мыслями и настроить их на поисково-творческую волну.

II  Запишите эпиграф урока

Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца  и чувствительности (Н.М. Карамзин).

III  Проблемы работы на урок:

(записать на доске)

  1. Что значит слово – единица речи? Почему единица, а не 1/2,   1/3?
  2. Слово – волны. Докажите.
  3. Формула слова.
  4. Основной закон русского письма.
  5. Что такое звук, фонема, буква?
  6. Что изучает фонетика? Орфография? Орфоэпия?

(Ребята рассуждают, дают научные определения слова).

На доске и в тетради записывают формулу слова:

Слово =

На доске записаны слова филология, лингвистика. Ребята объясняют, что это слова-термины, относятся к определению наука о языке. Они графически изображают слова-волны.

 

 (5 –гласные   4 – сонорные; 3 – парные звонкие; 2 – парные  глухие; 1- глухие)

Основной закон русского письма – обозначение буквами фонем по их сильной позиции.

Фонема – это ряд позиционно чередующихся  звуков. На письме этот ряд обозначается одной буквой. Фонемы – не только строительный материал для звуковых оболочек слов и морфем, но и «смыслоразличительные» фонетические единицы языка. Звук - это «представитель» фонемы в слове, наименьшая фонетическая единица языка и речи.

Замена звуков в одной и той же морфеме, связанная с изменением условий их произношения, т. е. их фонетической позиции, называется позиционным чередованием звуков.

IV  Практическая работа.

  1. Ребята, представьте поезд под названием «Языкознание». Три вагона поезда принадлежат учебнику «Фонетика. Письмо».

Кто пассажиры в этих вагонах?

(Звуки, буквы, фонемы)

Кого вы поселите в 1, 2, 3 вагоны в порядке очереди? Почему?

(1 – звук; 2 – фонема («паспорт» для буквы); 3 – буква)

    2)   Понаблюдайте, как ведут себя эти пассажиры в предложениях:

В русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

(К. Паустовский)

Наш язык певуч, богат, прекрасен.

Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.

(Ребята под диктовку записывают предложения. Задания: подчеркните грамматические основы. Определите, чем они выражены. В 1-м предложении подсчитайте количество лексических и фонетических слов).

  1.  I, II варианты. Выписать из 1,2 предложений грамматические основы.

        Запишите   их    фонетической транскрипцией

,эст ,       множыство      слоф      и      назван ,ий ,]

,азык      п ,ивуч ,     багат     пр ,икрас , ин]

(2 ученика работают у доски, остальные в тетради)

   4)    Укажите, какие наблюдаются в словах законы орфоэпии?

Письмо, снег, рассказать, улыбаешься, синего, подсолнух.

5) Запишите в столбик слова

I в       - “-“-“    орфография в корне;

II в      - “-“-“    в суффиксе;

III в     -“-“-“     в приставке.

Приехали, задираешься, росточек, разыграли, беззубый, собачка, инъекция, кемеровский, казацкий, субъект, рыбацкий, сваренный, ветреный, безветренный, сгорел, проложить, учитель, прадедушка, прикоснуться.

 

  1.  Разминка (устная)

А)    Назовите   4-е лишнее:

Коробка, дуб, пруд, молотьба

Б)     На что заканчивается День и ночь?

В)     Каких гласных не хватает в современном русском языке?  (Ь – ерь   Ъ –ер)

Г)     В каком слове есть только твердые согласные звуки?

Мел, лось, тема, множитель, матч.

Д)     В каком слове количество букв и звуков совпадает?

Восемь, праздный, юла, тень, боюсь

Е)     Укажите слово, в котором безударный гласный проверяется сильной позицией.

Распол*гаться, прик*сновение, р*скошный, предпол*жение, проб*раться.

Ё)название каких двух букв определяет целую эпоху?

(ЭР-А)

Ж)Сколько в русском языке гласных:

-букв;

-звуков;

-фонем?

Сколько в русском языке согласных:

-букв:

-звуков;

-фонем?

          7)    Ребята под музыку (Бетховен, «Лунная соната») письменно отвечают на вопросы.

Вариант А.

Язык – всем знаниям и всей природе ключ.

Укажи:

А)   количество лексических и фонетических слов;

Б)   количество шумных глухих;

В)   количество мягких согласных;

Д)   количество сонорных звуков;

Е)    запиши предикат.

Вариант Б.

Язык мал, а великим делом ворочает.

(Задание то же, что и в  варианте А)

Вариант В.

Язык – всем знаниям и всей природе ключ.

(Задание то же,  что для  варианта А)

Через 5 минут «таможенник» собирает письменные ответы ребят. Вместе со своим помощником он проверяет работы и подводит итоги выполнения заданий.

  1. Ребята, пользуясь репродукцией картины Грабаря «Февральская лазурь», личными наблюдениями, составляют «календарь» слов февраля.

С данными словами придумывают и записывают 2 сложных          предложения, используя эпитеты и метафоры.

V   Определение темы урока.

Ребята формулируют тему урока, записывая её в тетради. Они «делятся» впечатлениями от урока. Графически изображают своё настроение (в начале и в конце занятия) в тетрадке:      

VI      Подведение итогов урока.

VII    Выставление оценок.

VIII   Домашнее задание. Записать 3-4 пословицы или поговорки на тему «Февраль».

Подготовить извещения о составителях словарей В. И. Дале, С.И. Ожегове.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Фонетика" 5 класс

Контрольная работа содержит 2 варианта,  по десять заданий с разным уровнем сложности....

Интерактивные таблицы к урокам по теме "Фонетика", 5 класс

В презентации содержатся таблицы и схемы по теме "Фонетика": классификации гласных и согласных звуков, сильная и слабая позиции звуков, употребление букв Е, Ё, Ю, Я и т.д.. Представлен образец фонетич...

Тест по теме "Фонетика" 5 класс

Тестовая работа по теме "Фонетика" ,предсталенная  в двух вариантах , позволяет проверить основные знания по теме, изучаемые в 5 классе....

Проверочная работа по теме "Фонетика (5 класс)

Материалы для проверки усвоения темы "Фонетика" в 5 классе...

проверочная работа по теме фонетика. 5 класс

Цель работы - выявить уровень освоения учащимися знаний по теме....