Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
Тема: Употребление имён прилагательных в речи
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Цели:
1. Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
2. Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
3. Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Повторение.
Слово учителя: Ребята, давайте вспомним, что мы с вами знаем об имени прилагательном.
1. Что такое имя прилагательное? Каково его общее грамматическое значение?
2. Назовите морфологические признаки имени прилагательного.
3. На какие разряды делятся имена прилагательные? Расскажите о каждом разряде.
4. Какие существуют формы степеней сравнения? Как они образуются?
5. Расскажите о полных и кратких именах прилагательных.
6. Роль каких членов предложения могут выполнять имена прилагательные?
Задание на доске (индивидуально): вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы: Грамм(мм)атика, м_рф_логия, кач_ствен(нн)ое пр_л_гательное, _тн_сительное пр_л_гательное, пр_т_жательное пр_л_гательное, ср_внительная степ_нь, пр_в_с(з)ходная степ_нь, бол_е, мен_е.
Задания на карточках (индивидуально):
1. Определить разряды имён прилагательных: высокий дом, фарфоровый сервиз, птичье гнездо, лебединый пух, лебединая верность, московский дворик, лисий хвост, лисья хитрость, заячья трусость.
2. Образовать формы степеней сравнения: высокий, интересный, свежий.
Тестовые задания на повторение.
3. Изучение нового материала.
Слово учителя: Итак, ребята, я думаю, что за время наших предыдущих уроков вы убедились в том, что без имён прилагательных в речи просто не обойтись, что они играют очень важную роль в языке. Наш сегодняшний урок посвящён именно изучению особенностей использования прилагательных в речи.
Ни для кого не секрет, что многие школьники, да и некоторые взрослые, испытывают проблемы с употреблением прилагательных. Особенно хорошо это видно на примере ваших школьных сочинений. Именно об этом вам сейчас ребята покажут сценку.
Текст для инсценировки:
Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово ровная, - чуть не плакала Дорога.
- Эх, подруга! Тебе ещё ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная, - безнадёжно сказала Сказка.
- А я только звонкая, - пропела Песня.
- Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.
Слово учителя: Вот видите, ребята, как может быть обидно именам существительным за то, что к ним подбирают так мало имён прилагательных.
Перед вами на доске текст, по которому была поставлена сценка. Давайте подберём к нему заголовок.
А теперь, ребята, чтобы нашим существительным не было так обидно, давайте немного поиграем.
Игра по рядам: нужно подобрать как можно больше имён прилагательных к словам небо, дорога, сказка, песня (кроме тех, что названы в тексте).
Небо: облачное, хмурое, весёлое, синее, радостное, осеннее, летнее, весеннее.
Дорога: прямая, изогнутая, длинная, короткая, весёлая, красивая.
Сказка: занимательная, выразительная, народная, литературная, авторская, чудесная.
Песня: громкая, душевная, красивая, мелодичная, быстрая, медленная, ритмичная.
А теперь, ребята, запишите, пожалуйста, по 5 прилагательных к каждому имени существительному (по вариантам). Также обратитесь к словарику эпитетов и дополните свой список.
А сейчас мы с вами выполним следующее задание. Перед вами находится текст А.Н. Толстого, в котором пропущены имена прилагательные. Ваша задача – озаглавить текст, определить тип речи, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Желательно использовать не обычные определения, а образные, т.е. эпитеты.
Текст: На _________________ солнце нельзя было теперь взглянуть. _______________, _____________________ потоками оно лилось с вышины. По _________________ небу плыли облака, словно кучи снега. __________________ ветерки свежи. Пахло травой и _____________________ гнёздами.
Перед домом лопнули __________________ почки на __________________ тополях, на припёке кричали куры. В саду из ____________________ земли лезла трава, весь луг подёрнулся ________________ и ___________________ звёздочками.
Слово учителя: Ребята, и последнее на сегодня задание вам предстоит выполнить в группах (ученики делятся на группы по 4-5 человек). Ваша задача – коллективно составить небольшой текст, который содержал бы описание определённого предмета. Название этого предмета написано на карточке.
Карточки: солнце, снег, дождь.
4. Заключение.
Слово учителя: Ну что ж, ребята, я надеюсь, сегодня вы узнали много нового об имени прилагательном. Что особенно запомнилось? Действительно ли прилагательное – «слово замечательное»? Я думаю, что теперь вы будете относиться к прилагательному ещё более бережно и внимательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/20/picture-149433-1605892905.jpg)
Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных"
урок изучения нового материала с опорой на алгоритм и красочную схему-изучение материала. Урок построен на самостоятельной работе учащихся, а благодаря тому, что материал излагается в занимательной фо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-568933-1421763985.jpg)
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное", 6 класс
Конспект урока - обобщения и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное ", по образовательной программе " школа 2100", содержит ряд заданий, которые помогут учителю проверить ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-354516-1385404701.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Стили речи"
Конспект урока помогает обобщить знания о стилях речи русского языка, развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ, способствует воспит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/21/picture-254999-1529607788.jpg)
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час) Целесообразность применения ИКТ: - применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным дл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/23/picture-1186524-1579805095.jpg)
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное"
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное" (2 урок). Первичное знакомство пятиклассников с понятием о кратких прилагательных....
Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс
Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-86503-1604235482.jpg)
Конспект урока по русскому языку Стили речи, 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Стили речи" (5 класс) и использованим ссылок на карточки УЧИ.РУ...