Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Зварыкина Ирина Станиславовна

    Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_imya_prilagatelnoe_v_rech36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    5 КЛАСС

    Тема: Употребление имён прилагательных в речи

    Я слово замечательное,-

    Сказало прилагательное,-

    Я равного себе не знаю:

    Я признаки обозначаю.

    Без признаков предмета нет –

    Об этом знает целый свет.

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь

    Меня вам надо знать, беречь.

    Цели:

    1. Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

    2. Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

    3. Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

    Ход урока

    1. Организационный этап.

    2. Повторение. 

    Слово учителя: Ребята, давайте вспомним, что мы с вами знаем об имени прилагательном.

    1. Что такое имя прилагательное? Каково его общее грамматическое значение?

    2. Назовите морфологические признаки имени прилагательного.

    3. На какие разряды делятся имена прилагательные? Расскажите о каждом разряде.

    4. Какие существуют формы степеней сравнения? Как они образуются?

    5. Расскажите о полных и кратких именах прилагательных.

    6. Роль каких членов предложения могут выполнять имена прилагательные?

    Задание на доске (индивидуально): вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы: Грамм(мм)атика, м_рф_логия, кач_ствен(нн)ое пр_л_гательное, _тн_сительное пр_л_гательное, пр_т_жательное пр_л_гательное, ср_внительная степ_нь, пр_в_с(з)ходная степ_нь, бол_е, мен_е.

    Задания на карточках (индивидуально):

    1. Определить разряды имён прилагательных: высокий дом, фарфоровый сервиз, птичье гнездо, лебединый пух, лебединая верность, московский дворик, лисий хвост, лисья хитрость, заячья трусость.

    2. Образовать формы степеней сравнения: высокий, интересный, свежий.

    Тестовые задания на повторение.

    3. Изучение нового материала.

    Слово учителя: Итак, ребята, я думаю, что за время наших предыдущих уроков вы убедились в том, что без имён прилагательных в речи просто не обойтись, что они играют очень важную роль в языке. Наш сегодняшний урок посвящён именно изучению особенностей использования прилагательных в речи.

    Ни для кого не секрет, что многие школьники, да и некоторые взрослые, испытывают проблемы с употреблением прилагательных. Особенно хорошо это видно на примере ваших школьных сочинений. Именно об этом вам сейчас ребята покажут сценку.

    Текст для инсценировки:

    Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

    - Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.

    - А ко мне привязалось слово ровная, - чуть не плакала Дорога.

    - Эх, подруга! Тебе ещё ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная, - безнадёжно сказала Сказка.

    - А я только звонкая, - пропела Песня.

    - Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.

    Слово учителя: Вот видите, ребята, как может быть обидно именам существительным за то, что к ним подбирают так мало имён прилагательных.

    Перед вами на доске текст, по которому была поставлена сценка. Давайте подберём к нему заголовок.

    А теперь, ребята, чтобы нашим существительным не было так обидно, давайте немного поиграем.

    Игра по рядам: нужно подобрать как можно больше имён прилагательных к словам небо, дорога, сказка, песня (кроме тех, что названы в тексте).

    Небо: облачное, хмурое, весёлое, синее, радостное, осеннее, летнее, весеннее.

    Дорога: прямая, изогнутая, длинная, короткая, весёлая, красивая.

    Сказка: занимательная, выразительная, народная, литературная, авторская, чудесная.

    Песня: громкая, душевная, красивая, мелодичная, быстрая, медленная, ритмичная.

    А теперь, ребята, запишите, пожалуйста, по 5 прилагательных к каждому имени существительному (по вариантам). Также обратитесь к словарику эпитетов и дополните свой список.

    А сейчас мы с вами выполним следующее задание. Перед вами находится текст А.Н. Толстого, в котором пропущены имена прилагательные. Ваша задача – озаглавить текст, определить тип речи, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Желательно использовать не обычные определения, а образные, т.е. эпитеты.

    Текст: На _________________ солнце нельзя было теперь взглянуть. _______________, _____________________ потоками оно лилось с вышины. По _________________ небу плыли облака, словно кучи снега. __________________ ветерки свежи. Пахло травой и _____________________ гнёздами.

    Перед домом лопнули __________________ почки на __________________ тополях, на припёке кричали куры. В саду из ____________________ земли лезла трава, весь луг подёрнулся ________________ и ___________________ звёздочками.

    Слово учителя: Ребята, и последнее на сегодня задание вам предстоит выполнить в группах (ученики делятся на группы по 4-5 человек). Ваша задача – коллективно составить небольшой текст, который содержал бы описание определённого предмета. Название этого предмета написано на карточке.

    Карточки: солнце, снег, дождь.

    4. Заключение.

    Слово учителя: Ну что ж, ребята, я надеюсь, сегодня вы узнали много нового об имени прилагательном. Что особенно запомнилось? Действительно ли прилагательное – «слово замечательное»? Я думаю, что теперь вы будете относиться к прилагательному ещё более бережно и внимательно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных"

    урок изучения нового материала с опорой на алгоритм и красочную схему-изучение материала. Урок построен на самостоятельной работе учащихся, а благодаря тому, что материал излагается в занимательной фо...

    Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное", 6 класс

    Конспект урока - обобщения и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное ", по образовательной программе " школа 2100", содержит ряд  заданий, которые помогут  учителю проверить ...

    Конспект урока по русскому языку "Стили речи"

    Конспект урока помогает обобщить знания о стилях речи русского языка, развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ, способствует воспит...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

    Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час) Целесообразность применения ИКТ: - применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным дл...

    Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное"

    Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное" (2 урок). Первичное знакомство пятиклассников с понятием о кратких прилагательных....

    Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс

    Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....

    Конспект урока по русскому языку Стили речи, 5 класс

    Конспект урока по русскому языку "Стили речи" (5 класс) и использованим ссылок на карточки  УЧИ.РУ...