Разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Болтенкова Валентина Анатольевна
Цели: а) обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о служебных частях речи; б) отрабатывать практические навыки правописания союзов, предлогов, частиц; в) воспитывать бережное отношение к родителям, любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrab._uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 7 классе
«Служебные части речи» учителя русского языка и литературы

Болтенковой Валентины Анатольевны

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
(обобщение)

Цели: а) обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о служебных частях речи;
б) отрабатывать практические навыки правописания союзов, предлогов, частиц; в) воспитывать бережное отношение к родителям, любовь к родному краю.
Оборудование: компьютеры, таблицы.

Ход урока:

  1. Актуализация. 

- Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Как я рада видеть вас  на уроке! О чем я хотела бы вам сказать, употребляя в своей речи такие предложения?  (О своём настроении, об отношении к окружающему.) Какие части речи я использовала, чтобы привлечь ваше внимание к моему настроению? (Модальные частицы).

-Сегодня, ребята, мы ещё раз поговорим  о служебных частях речи.
Учитель сообщает о целях урока.

  1. Реализация домашнего задания. Ребята подготовили презентации о служебных частях речи. Двое учеников проводят мини-уроки, которые состоят из теоретического и практического блоков.
  2. Индивидуальная работа по таблицам со слабыми учениками. (На компьютерах). 
  3. Составить рассказ о предлогах. 
  4. Составить рассказ о союзах. 
  5. Составить рассказ о частицах. 
  6. Остальные ученики выполняют задания.  
  1. Игра «Всяк молодец на свой образец». (Задания на доске). 

Составьте предложения с данными словами, объясните разницу в правописании этих слов.

В течении - в течение. В продолжении – в продолжение. В следствии – вследствие.

2. На экране текст. Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание служебных частей речи. 

1. Как х..роша пр..рода Белгородчины! Н..где (н..)встречал места краше, чем мой р..дной край. 2. Сколько(бы)  я (н..)пытался найти что-то луч(?)шее в жизни, Родина милее всего.3.  В течени.. всей своей жизн.. (н..) видел ничего пр..краснее  Староосколья!
( из сочинений учащихся)

3. Прочитать текст. Какую роль играют союзы в предложении? 

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и  видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным    невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок  отзывается в материнском или отцовском  сердце радостью или болью, счастьем или  страданием, и человеческий долг детей –  платить родителям за их безграничную любовь и преданность тем же: заботами, любовью и преданностью.
                                                                                                   А. Сухомлинский

4. Игра « Федот, да не тот». 

С указанными словами составьте пары предложений, чтобы в одном из них были союзы, а в другом – части речи, которые пишутся раздельно.(Задание на экране).
Зато - за то, несмотря – не смотря, потому – по тому, тоже - то же, притом – при том.

5.Тесты  со взаимопроверкой. 

I. Укажите производные предлоги:
А) Я тревожусь о маме.
Б) Благодаря хорошей погоде, мы отправились в лес за грибами.
В) Воду брали из колодца.
Г) В воскресенье я отправился в гости к хорошему другу.
II. Укажите предложение, в котором допущена ошибка.
А) В продолжение двух дней дела мои продвинулись.
Б) О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжение романа.
В) В течение недели все готовились к семинару.
Г) В течении реки произошли изменения.
III. Укажите предложение, в котором допущена ошибка 
А) Олегу тоже не сиделось в бричке.
Б) То же слово, да не так бы молвить.
В) Что бы писать грамотно, надо знать теорию.
Г) Молчание тоже ответ.
IV.   Укажите предложение, в котором нет модальных частиц. 
А) Как чист и нежен облик юного лица!
Б) Разве мы уже доехали?
В) Как бьётся моё сердце!
Г) А ведь красота Земли – вещь священная,
великая вещь в нашей жизни.
ОТВЕТЫ:
1. Б     2. Б   3. В  4.  Б

ОЦЕНИВАНИЕ:

«5» - нет ошибок
«4» - допущена одна ошибка
 «4» - допущены две ошибки
«3» - допущены три ошибки
«2» - допущены четыре и более ошибок.

 X. Подведение итогов урока, оценивание.
               
XI. Дома.  Составить словарный диктант из двадцати числительных.

  • Дайте определение выражениям.
  • 1. Вид спортивной гимнастики   (аэробика)
  • 2. Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья    (гимнастика)
  • 3. Расслабление и снятие психического напряжения     (релаксация).
  • 4. Правила времяпровождения  (распорядок дня)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Тесты. Русский язык. 7 класс. Служебные части речи

Тематические тесты для промежуточного контроля...

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...

Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс

Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...