Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Цели:

     

    1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи
    2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

    Задачи:

     

    1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
    2. Развивать познавательный интерес.
    3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
    4. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

     

    Планируемые результаты:

     

    1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
    2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
    3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

     

       Оборудование:    

                                             

    ПК, проектор, экран, презентация

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chastica.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СОШ №585

    Кировского района Санкт-Петербурга

    Конспект урока по русскому языку
    в 7 классе

    Частица как служебная часть речи

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Шилина Наталья Викторовна

    Санкт-Петербург

    2013

    Тема урока: Частица как служебная часть речи

    Цели:

    1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи
    2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

    Задачи:

    1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
    2. Развивать познавательный интерес.
    3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
    4. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

    Планируемые результаты:

    1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
    2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
    3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

       Оборудование:    

                                             

    ПК, проектор, экран, презентация

    Элементы   урока

    с  описанием   видов деятельности учителя  учащихся

    Элементы урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность учащихся

    1.Организационный момент





    Слайд1










    2. Сообщение темы урока



    Слайд 2

    - Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами  лексическую работу. К данным словам  подберите  антонимы и запишите их  в столбик.

    Родной –         чужой

    неряшливый –аккуратный

    горький –        сладкий

    светлый –        темный

    ложный –        истинный

    разбитый –      целый

    пассивный -    активный


    - Прочитайте  сверху – вниз первые буквы второго столбика

    Запишите  тему  урока « Частица как служебная часть речи.

    - На какие вопросы  вы должны  получить ответы при изучении темы урока.

    - Что такое частица?

    - Какова роль частиц в предложении и в речи?

    - Важны ли частицы в речи?

    - Имеет ли частица грамматические признаки?

    - Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

    - Какие разряды частиц бывают?


    3. Составление кластера к понятию

     « Частица как часть речи».

    Слайд3









    4. Работа с учебником

    Слайд 4














    Слайд 5





    Слайд 6




















    Слайд 7






    5. Исследовательская работа




    Слайд 8




















    Слайд 9 Исследовательская работа













    Слайд 10






    6. Написание синквейна




    Слайд 11

    Вы  получили уже знания о служебных частях речи, в том числе  в ознакомительном плане и  о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?

     Составим кластер к понятию  « Частица как часть речи».

    1.Служебная часть речи.                

    2.Образовалось от слова «часть».  

    3. Не имеет грамматического значения    

    4. Не изменяется

    5.Не является членом предложения



     - Прочитайте статью учебника(п. 151), применяя прием инсерта. Можете воспользоваться опорой, данном на этом слайде 4.

     

         \/ - это я знал;

    1. - противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;

         + - новая информация;

         ? – возник вопрос.

    - Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале  § 151 новая для вас информация?

    2) Дополните кластер новой информацией.


    - Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории

        В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке  императору, боясь его гнева. И пришлось ему  делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

    Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные,  утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.


    - Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

    (Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

    -  Это случилось  давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.

       - Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?

    Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение?

             Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

            А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

            О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.

                           (По К. Паустовскому)

    (ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ –  выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)


    («Смысловые значения частиц»)


    1. Употребите разные частицы в данном предложении.

    Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.

    Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложении. Для чего еще служат частицы в речи?

                                                                     

    - Какие частицы вы будете использовать для образования условного наклонения? (БЫ)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

    - Какие частицы вы будете использовать для образования повелительного наклонения? (ПУСТЬ,ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДА)

    - Изменится ли форма глагола, если мы будем использовать частицы для образования повелительного наклонения?(нет)

    - Составьте предложения, используя частицы(1в. – для образования глаголов условного наклонения;

    2в. – повелительного).

    Проверка.


    Творческая работа

    1. Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в  синквейне “Частица” Вспомним, что означает это слово.

    ( Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк)

    Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на ледующем уроке.


    Домашнее задание - выучить определение частицы (п. 151)

    Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»

    Итог урока.

    Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо

    Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.




    Ответы уч-ся:

    1.Служебная часть речи.                

    2.Образовалось от слова «часть».  

    3. Не имеет грамматического значения    

    4. Не изменяется

    5.Не является членом предложения.











    - вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.























    (Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.



    Возможные ответы учащихся:

    (Каким  бывает дождь. Художественный стиль.)

















    Возможные ответы:

    Именно во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. Разве во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком?








    Возможные ответы:

    Пусть наступит скорее весна! Я хотел бы быть волшебником.


    7. Рефлексия

    Сегодня на уроке…


    Что нового я узнал

    Чему я научился

    Где мне пригодятся

    полученные знания









    За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что ________________________________________________________________


    Используемая литература:

    1.Учебник Бабайцева Л.6-7 класс по русскому языку. Практика.М.,2009г
    2. Рабочая тетрадь по русскому языку. А.Е.Брусина., 7 класс, 2 полугодие/УМП.- СПб: «Паритет», 2009.

    3..Электронный курс «Технология интерактивного обучения»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

    Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых является умение моделировать пр...

    Конспект урока русского языка. Тема: « Омонимия частей речи».

    Конспект урока русского языка. Тема: « Омонимия частей речи»....

    Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

    Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

    План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"

    Урок проводится с ипользованием  элементов сингапурской методики...

    Элективный курс «Современная русская орфография. Правописание служебных частей речи»

    Настоящий курс предназначен для учащихся 7  классов, заинтересованных в углублении и расширении знаний по русскому языку, качественной подготовке к ЕНТ, ликвидации пробелов в знаниях по теме «Слу...

    Текст для выполнения упражнений к уроку повторения по теме: "Служебные части речи"

    Текст "Солдатская дружьба" можно использовать для упражнений на уроке повторения....

    Урок в 7 классе "Служебные части речи"

    Урок в 7 классе "Служебные части речи". В архиве представлена презентация к уроку и раздаточный материал....